Курс начала 30-х годов, взятый на ускоренную механизацию частей Красной армии, в значительной мере объяснялся желанием командования сделать артиллерию мобильной, что позволяло бы в будущих боях оперативнее создавать перевес в огне на стратегически важных направлениях.
В зависимости от масштаба задач, которые должна была выполнять артиллерия, советская военная академическая мысль в начале 30-х годов делила её на полковую, дивизионную, корпусную и тяжёлую артиллерию особого назначения (далее – ТАОН). Перед Управлением по моторизации и механизации (далее – УММ) РККА, созданным 22 ноября 1929 года приказом Революционного Военного совета (далее – РВС), руководством СССР была поставлена задача в короткие сроки создать образцы самоходной артиллерии всех уровней.
САУ особого назначения
17 сентября 1931 года УММ поставило перед специализированным КБ ленинградского завода «Большевик» и его опытно-конструкторским машиностроительным отделом (далее – ОКМО) весьма серьёзную задачу. До 1 мая 1932 года нужно было создать эскизные проекты самоходной корпусной артиллерии трёх калибров или так называемого «триплекса»: самоходной 107-мм пушки образца 1909/30 годов, 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов и 203-мм мортиры образца 1929 года (мортира «Ж»). Конструкторам также поступила задача разработать «триплекс» ТАОН, состоящий из самоходной 152-мм пушки (которая в то время находилась лишь в стадии разработки), 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов и 305-мм мортиры образца 1931 года, работы над которой также ещё не были завершены.
Летом 1932 года состоялся просмотр созданных эскизных проектов. В роли шасси для корпусного «триплекса» инженерами было выбрано удлинённое шасси танка Т-24 производства Харьковского паровозного завода (далее – ХПЗ). Эскизы понравились научно-исследовательской комиссии, но пока создавался проект, производство Т-24 в Харькове было остановлено, и завод сконцентрировался на запуске в серию танков БТ, созданных на основе приобретённого в США танка M1931 конструктора Кристи. По этой причине работы над корпусной самоходной артиллерией также прекратились.
Что касается машин ТАОН, то работы над 152-мм пушкой и 305-мм мортирой также не были завершены, поэтому было принято решение продолжить проектные работы только над вариантом самоходной 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов (Б-4). В роли шасси для этого орудия было выбрано шасси экспериментального на тот момент танка Т-35. Орудие снабжалось панорамным прицелом системы Герца. Помимо гаубичного вооружения САУ была вооружена тремя 7,62-мм пулемётами ДТ в шаровых установках. Проект получил индекс СУ-14.
Между тем в танкостроительной промышленности страны происходили изменения. Летом 1932 года танковое производство и ОКМО завода «Большевик» были выделены в отдельное предприятие – завод №174 им. К. Е. Ворошилова. 26 октября 1932 года приказом наркома тяжёлого машиностроения Г. К. Орджоникидзе был создан Трест специального машиностроения (Спецмаштрест), состоявший из Ленинградского завода №174 им. Ворошилова, завода «Красный Октябрь», 2-го завода ВАТО в Москве и ХПЗ им. Коминтерна в Харькове. В 1933 году ОКМО выделили из завода №174 в отдельный завод №185, а его генеральный конструктор П. Н. Сячинтов возглавил секцию «спецмашин и самоходов» УММ. На работе над СУ-14 эти организационные изменения отразились положительно, поскольку теперь конструкторы завода №185 смогли сконцентрироваться на создании этой и других САУ.
Доработки и их результаты
Первое шасси танка Т-35 производства ХПЗ для изготовления прототипа СУ-14 удалось получить в мае 1934 года, но при производственных испытаниях на шасси сломалась трансмиссия, поэтому работы над прототипом САУ закончились лишь к июлю. Тогда же самоходку СУ-14 отправили на научно-исследовательский артиллерийский полигон (далее – НИАП) для проведения пробных стрельб и ходовых испытаний. Однако провести удалось лишь стрельбы, так как для ходовых испытаний машина была непригодна: коробка передач у САУ оказалась неисправна, перегревался двигатель, треснула часть траков.
Стрельбы также выявили ряд недостатков. Скорострельность оказалась очень низкой, конструкция кранов-лебёдок, при помощи которой поднимались снаряды и заряды – крайне неудачной. Кроме того, из строя вышел раздвижной люк-пол, через который на палубу (так официально называлась крыша шасси САУ) подавались снаряды.
После удаления недоработок СУ-14 снова прибыла на полигон, но на 34-м километре пробега её коробка передач опять вышла из строя. Стрельбы же показали, что решить проблему скорострельности конструкторам не удалось.
31 января 1935 года завод №185 получил задание на внесение изменений в конструкцию САУ с целью ликвидировать все вышеперечисленные недостатки.
С 5 апреля по 24 августа 1935 года на заводе имени Кирова (у завода №185 не было своего полигона) проводились испытания доработанного прототипа СУ-14. В ходе этих испытаний были выявлены новые недостатки машины. Оказалось, что в походном положении ствол САУ блокировал доступ к люкам, через которые извлекался перевозимый машиной боекомплект. Кроме того, шаровые установки в амбразурах САУ не давали возможности вести прицельный огонь из пулемётов.
КБ завода №185 снова доработало проект. Получившаяся в результате этого машина получила индекс СУ-14-1, первый её прототип был изготовлен в начале 1936 года. От СУ-14 новый вариант САУ отличался улучшенной коробкой передач, улучшенными бортовыми передачами, изменённым фрикционом и модернизированными тормозами. Кроме того, на СУ-14-1 установили более мощный двигатель – взамен V-образного 12-цилиндрового карбюраторного двигателя жидкостного охлаждения М-17Т мощностью 450 л.с. был установлен 680-сильный форсированный М-17Т, позволявший САУ развивать скорость до 31,5 км/ч. Элементы ходовой части САУ были усилены.
Прототип СУ-14-1 прошёл ходовые испытания на НИАП в период с апреля по сентябрь 1936 года, преодолев в общей сложности 800 км. Там же проводился и целый комплекс стрельб, который закончился только к концу ноября 1936 года.
В 1936 году возникла идея заменить гаубицы на СУ-14 и СУ-14-1 более дальнобойными пушками калибра 152 мм. В конце ноября 1936 года с Уралмашзавода, находившегося в Свердловске, и сталинградского завода «Баррикады» были доставлены 152-мм пушка образца 1910/30 годов (максимальная дальность стрельбы – 16,8 км) и 152-мм пушка образца 1935 года БР-2 (максимальная дальность стрельбы – 25 км). Испытания прошли в феврале 1937 года, и в новом варианте орудий САУ понравились научно-исследовательской комиссии больше, чем гаубичный вариант, благодаря более высокой дальнобойности. В план производства даже внесли изготовление серии из пяти новых САУ СУ-14-Бр-2 – правда, потом от этой идеи отказались.
15 октября 1936 года создатель 203-мм гаубицы конструктор Н. Н. Магдесиев был арестован по обвинению в измене Родине. Это и стало одной из причин отказа от установки на СУ-14 орудий его системы. 31 декабря 1936 года по тому же обвинению арестовали главного конструктора проекта СУ-14 П. Н. Сячинтова. 6 мая 1937 года Сячинтов был расстрелян, а Магдесиев получил десять лет лагерей (через год после вынесения приговора он умер в заключении). В результате все работы по проекту СУ-14 были свернуты.
САУ одевается в броню
О проекте вспомнили только в конце 1939 года, когда реалии советско-финской войны выявили у РККА дефицит средств подавления долговременных огневых точек (далее – ДОТ) противника. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 года «О спецзаданиях для нужд Действующей армии» заводу №185 поручалось «отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14». Согласно этому замыслу, бронированные СУ-14 и СУ-14-1 должны были подходить к ДОТам на безопасную дистанцию в 1,5–2 км и расстреливать их прямой наводкой.
Работы планировали начать тогда же, в январе 1940 года, но в связи с задержкой поставки бронелистов с Ижорского завода они стартовали только в феврале 1940 года. Бронирование машин завершили лишь 20 марта, через восемь дней после окончания боевых действий.
Тем не менее, в апреле 1940 года САУ прошли испытания, после которых были доставлены на научно-исследовательский бронетанковый полигон в Кубинке, где и хранились до начала войны. Самоходки получили новый индекс СУ-14-Бр-2 и полное бронирование толщиной в 30–50 мм. Вместо 48 тонн машина стала весить 64 тонны, в результате чего её скорость снизилась до 22 км/ч.
В 1941 году, когда немецкие войска подошли к Москве, обе САУ вместе с ещё одной опытной самоходкой (СУ-100Y) в составе «Отдельного тяжёлого дивизиона особого назначения» вели огонь с закрытых позиций в районе Кубинки.
После войны одну машину (бывшую СУ-14) отправили на металлолом. Вторая же (бывшая СУ-14-1) экспонируется в Музее бронетанковых войск в Кубинке.
Индекс |
СУ-14 |
СУ-14-1 |
СУ-14-Бр-2 |
---|---|---|---|
Базовое шасси |
Средний танк Т-28 с элементами ходовой Т-35 |
||
Годы выпуска |
1934 |
1936 |
1940 |
Экипаж |
7 |
7 |
7 |
Масса, т |
47,06 |
48 |
64 |
Двигатель |
бензиновый М-17Т |
бензиновый М-17ТФ |
бензиновый М-17ТФ |
Мощность, л.с. |
500 |
680 |
680 |
Макс. скорость, км/ч |
27 |
31 |
22 |
Бронирование, мм |
до 20 |
до 20 |
30-50 |
Вооружение основное |
203-мм гаубица Б-4 |
203-мм гаубица Б-4 |
152-мм пушка Бр-2 |
Вооружение дополнительное |
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ |
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ |
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ |
Масса снаряда, кг |
100–150 |
100–150 |
49 |
Выпущено, шт |
1 |
1 |
2 |
Комментарии к данной статье отключены.