• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    19

    Самоходки без права на реабилитацию

    • танки
    • артиллерия
    • СССР
    Алексей Стаценко
    05 July '15

    Курс начала 30-х годов, взятый на ускоренную механизацию частей Красной армии, в значительной мере объяснялся желанием командования сделать артиллерию мобильной, что позволяло бы в будущих боях оперативнее создавать перевес в огне на стратегически важных направлениях.

    В зависимости от масштаба задач, которые должна была выполнять артиллерия, советская военная академическая мысль в начале 30-х годов делила её на полковую, дивизионную, корпусную и тяжёлую артиллерию особого назначения (далее – ТАОН). Перед Управлением по моторизации и механизации (далее – УММ) РККА, созданным 22 ноября 1929 года приказом Революционного Военного совета (далее – РВС), руководством СССР была поставлена задача в короткие сроки создать образцы самоходной артиллерии всех уровней.

    САУ особого назначения

    17 сентября 1931 года УММ поставило перед специализированным КБ ленинградского завода «Большевик» и его опытно-конструкторским машиностроительным отделом (далее – ОКМО) весьма серьёзную задачу. До 1 мая 1932 года нужно было создать эскизные проекты самоходной корпусной артиллерии трёх калибров или так называемого «триплекса»: самоходной 107-мм пушки образца 1909/30 годов, 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов и 203-мм мортиры образца 1929 года (мортира «Ж»). Конструкторам также поступила задача разработать «триплекс» ТАОН, состоящий из самоходной 152-мм пушки (которая в то время находилась лишь в стадии разработки), 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов и 305-мм мортиры образца 1931 года, работы над которой также ещё не были завершены.

    ​203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Конструктор – Н. Н. Магдесиев Источник – armyman.info - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Конструктор – Н. Н. Магдесиев
    Источник – armyman.info

    Летом 1932 года состоялся просмотр созданных эскизных проектов. В роли шасси для корпусного «триплекса» инженерами было выбрано удлинённое шасси танка Т-24 производства Харьковского паровозного завода (далее – ХПЗ). Эскизы понравились научно-исследовательской комиссии, но пока создавался проект, производство Т-24 в Харькове было остановлено, и завод сконцентрировался на запуске в серию танков БТ, созданных на основе приобретённого в США танка M1931 конструктора Кристи. По этой причине работы над корпусной самоходной артиллерией также прекратились.

    Что касается машин ТАОН, то работы над 152-мм пушкой и 305-мм мортирой также не были завершены, поэтому было принято решение продолжить проектные работы только над вариантом самоходной 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов (Б-4). В роли шасси для этого орудия было выбрано шасси экспериментального на тот момент танка Т-35. Орудие снабжалось панорамным прицелом системы Герца. Помимо гаубичного вооружения САУ была вооружена тремя 7,62-мм пулемётами ДТ в шаровых установках. Проект получил индекс СУ-14.

    ​САУ CУ-14 на боевых стрельбах Источник – weaponscollection.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    САУ CУ-14 на боевых стрельбах
    Источник – weaponscollection.com

    Между тем в танкостроительной промышленности страны происходили изменения. Летом 1932 года танковое производство и ОКМО завода «Большевик» были выделены в отдельное предприятие – завод №174 им. К. Е. Ворошилова. 26 октября 1932 года приказом наркома тяжёлого машиностроения Г. К. Орджоникидзе был создан Трест специального машиностроения (Спецмаштрест), состоявший из Ленинградского завода №174 им. Ворошилова, завода «Красный Октябрь», 2-го завода ВАТО в Москве и ХПЗ им. Коминтерна в Харькове. В 1933 году ОКМО выделили из завода №174 в отдельный завод №185, а его генеральный конструктор П. Н. Сячинтов возглавил секцию «спецмашин и самоходов» УММ. На работе над СУ-14 эти организационные изменения отразились положительно, поскольку теперь конструкторы завода №185 смогли сконцентрироваться на создании этой и других САУ.

    Доработки и их результаты

    Первое шасси танка Т-35 производства ХПЗ для изготовления прототипа СУ-14 удалось получить в мае 1934 года, но при производственных испытаниях на шасси сломалась трансмиссия, поэтому работы над прототипом САУ закончились лишь к июлю. Тогда же самоходку СУ-14 отправили на научно-исследовательский артиллерийский полигон (далее – НИАП) для проведения пробных стрельб и ходовых испытаний. Однако провести удалось лишь стрельбы, так как для ходовых испытаний машина была непригодна: коробка передач у САУ оказалась неисправна, перегревался двигатель, треснула часть траков.

    ​203-мм САУ CУ-14 в походном положении Источник – russianscalemodels.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    203-мм САУ CУ-14 в походном положении
    Источник – russianscalemodels.com

    Стрельбы также выявили ряд недостатков. Скорострельность оказалась очень низкой, конструкция кранов-лебёдок, при помощи которой поднимались снаряды и заряды – крайне неудачной. Кроме того, из строя вышел раздвижной люк-пол, через который на палубу (так официально называлась крыша шасси САУ) подавались снаряды.

    После удаления недоработок СУ-14 снова прибыла на полигон, но на 34-м километре пробега её коробка передач опять вышла из строя. Стрельбы же показали, что решить проблему скорострельности конструкторам не удалось.

    31 января 1935 года завод №185 получил задание на внесение изменений в конструкцию САУ с целью ликвидировать все вышеперечисленные недостатки.

    ​203-мм САУ CУ-14 во дворе завода. Вид сзади на палубу боевого отделения Источник – russianscalemodels.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    203-мм САУ CУ-14 во дворе завода. Вид сзади на палубу боевого отделения
    Источник – russianscalemodels.com

    С 5 апреля по 24 августа 1935 года на заводе имени Кирова (у завода №185 не было своего полигона) проводились испытания доработанного прототипа СУ-14. В ходе этих испытаний были выявлены новые недостатки машины. Оказалось, что в походном положении ствол САУ блокировал доступ к люкам, через которые извлекался перевозимый машиной боекомплект. Кроме того, шаровые установки в амбразурах САУ не давали возможности вести прицельный огонь из пулемётов.

    КБ завода №185 снова доработало проект. Получившаяся в результате этого машина получила индекс СУ-14-1, первый её прототип был изготовлен в начале 1936 года. От СУ-14 новый вариант САУ отличался улучшенной коробкой передач, улучшенными бортовыми передачами, изменённым фрикционом и модернизированными тормозами. Кроме того, на СУ-14-1 установили более мощный двигатель – взамен V-образного 12-цилиндрового карбюраторного двигателя жидкостного охлаждения М-17Т мощностью 450 л.с. был установлен 680-сильный форсированный М-17Т, позволявший САУ развивать скорость до 31,5 км/ч. Элементы ходовой части САУ были усилены.

    Прототип СУ-14-1 прошёл ходовые испытания на НИАП в период с апреля по сентябрь 1936 года, преодолев в общей сложности 800 км. Там же проводился и целый комплекс стрельб, который закончился только к концу ноября 1936 года.

    ​152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2) Источник – armchairgeneral.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2)
    Источник – armchairgeneral.com

    В 1936 году возникла идея заменить гаубицы на СУ-14 и СУ-14-1 более дальнобойными пушками калибра 152 мм. В конце ноября 1936 года с Уралмашзавода, находившегося в Свердловске, и сталинградского завода «Баррикады» были доставлены 152-мм пушка образца 1910/30 годов (максимальная дальность стрельбы – 16,8 км) и 152-мм пушка образца 1935 года БР-2 (максимальная дальность стрельбы – 25 км). Испытания прошли в феврале 1937 года, и в новом варианте орудий САУ понравились научно-исследовательской комиссии больше, чем гаубичный вариант, благодаря более высокой дальнобойности. В план производства даже внесли изготовление серии из пяти новых САУ СУ-14-Бр-2 – правда, потом от этой идеи отказались.

    15 октября 1936 года создатель 203-мм гаубицы конструктор Н. Н. Магдесиев был арестован по обвинению в измене Родине. Это и стало одной из причин отказа от установки на СУ-14 орудий его системы. 31 декабря 1936 года по тому же обвинению арестовали главного конструктора проекта СУ-14 П. Н. Сячинтова. 6 мая 1937 года Сячинтов был расстрелян, а Магдесиев получил десять лет лагерей (через год после вынесения приговора он умер в заключении). В результате все работы по проекту СУ-14 были свернуты.

    ​Общий вид СУ-14-1 со 152-мм орудием большой мощности У-30. 1936 год, РГАЭ Источник – readtiger.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Общий вид СУ-14-1 со 152-мм орудием большой мощности У-30. 1936 год, РГАЭ
    Источник – readtiger.com

    САУ одевается в броню

    О проекте вспомнили только в конце 1939 года, когда реалии советско-финской войны выявили у РККА дефицит средств подавления долговременных огневых точек (далее – ДОТ) противника. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 года «О спецзаданиях для нужд Действующей армии» заводу №185 поручалось «отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14». Согласно этому замыслу, бронированные СУ-14 и СУ-14-1 должны были подходить к ДОТам на безопасную дистанцию в 1,5–2 км и расстреливать их прямой наводкой.

    Работы планировали начать тогда же, в январе 1940 года, но в связи с задержкой поставки бронелистов с Ижорского завода они стартовали только в феврале 1940 года. Бронирование машин завершили лишь 20 марта, через восемь дней после окончания боевых действий.

    ​Самоходная артиллерийская установка СУ-14-Бр-2 Источник – русскоедвижение.рф - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Самоходная артиллерийская установка СУ-14-Бр-2
    Источник – русскоедвижение.рф

    Тем не менее, в апреле 1940 года САУ прошли испытания, после которых были доставлены на научно-исследовательский бронетанковый полигон в Кубинке, где и хранились до начала войны. Самоходки получили новый индекс СУ-14-Бр-2 и полное бронирование толщиной в 30–50 мм. Вместо 48 тонн машина стала весить 64 тонны, в результате чего её скорость снизилась до 22 км/ч.

    В 1941 году, когда немецкие войска подошли к Москве, обе САУ вместе с ещё одной опытной самоходкой (СУ-100Y) в составе «Отдельного тяжёлого дивизиона особого назначения» вели огонь с закрытых позиций в районе Кубинки.

    После войны одну машину (бывшую СУ-14) отправили на металлолом. Вторая же (бывшая СУ-14-1) экспонируется в Музее бронетанковых войск в Кубинке.

    Индекс

    СУ-14

    СУ-14-1

    СУ-14-Бр-2

    Тактико-технические характеристики самоходных установок СУ-14

    Базовое шасси

    Средний танк Т-28 с элементами ходовой Т-35

    Годы выпуска

    1934

    1936

    1940

    Экипаж

    7

    7

    7

    Масса, т

    47,06

    48

    64

    Двигатель

    бензиновый М-17Т

    бензиновый М-17ТФ

    бензиновый М-17ТФ

    Мощность, л.с.

    500

    680

    680

    Макс. скорость, км/ч

    27

    31

    22

    Бронирование, мм

    до 20

    до 20

    30-50

    Вооружение основное

    203-мм гаубица Б-4

    203-мм гаубица Б-4

    152-мм пушка Бр-2

    Вооружение дополнительное

    3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

    3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

    3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

    Масса снаряда, кг

    100–150

    100–150

    49

    Выпущено, шт

    1

    1

    2

    ​САУ СУ-14-Бр-2 в экспозиции Музея бронетанковых войск в Кубинке Источник – wot-gornizon.ucoz.ru - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    САУ СУ-14-Бр-2 в экспозиции Музея бронетанковых войск в Кубинке
    Источник – wot-gornizon.ucoz.ru

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 2
    • 29
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Охотник на ДОТы на Warspot.ru
    Охотник на ДОТы
    Долгожданный истребитель на Warspot.ru
    Долгожданный истребитель
    Тяжёлый истребитель танков на Warspot.ru
    Тяжёлый истребитель танков
    Лёгкий арттанк без башни на Warspot.ru
    Лёгкий арттанк без башни
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google