• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    19

    Самоходки без права на реабилитацию

    • танки
    • артиллерия
    • СССР
    Алексей Стаценко
    05 July '15

    Курс начала 30-х годов, взятый на ускоренную механизацию частей Красной армии, в значительной мере объяснялся желанием командования сделать артиллерию мобильной, что позволяло бы в будущих боях оперативнее создавать перевес в огне на стратегически важных направлениях.

    В зависимости от масштаба задач, которые должна была выполнять артиллерия, советская военная академическая мысль в начале 30-х годов делила её на полковую, дивизионную, корпусную и тяжёлую артиллерию особого назначения (далее – ТАОН). Перед Управлением по моторизации и механизации (далее – УММ) РККА, созданным 22 ноября 1929 года приказом Революционного Военного совета (далее – РВС), руководством СССР была поставлена задача в короткие сроки создать образцы самоходной артиллерии всех уровней.

    САУ особого назначения

    17 сентября 1931 года УММ поставило перед специализированным КБ ленинградского завода «Большевик» и его опытно-конструкторским машиностроительным отделом (далее – ОКМО) весьма серьёзную задачу. До 1 мая 1932 года нужно было создать эскизные проекты самоходной корпусной артиллерии трёх калибров или так называемого «триплекса»: самоходной 107-мм пушки образца 1909/30 годов, 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов и 203-мм мортиры образца 1929 года (мортира «Ж»). Конструкторам также поступила задача разработать «триплекс» ТАОН, состоящий из самоходной 152-мм пушки (которая в то время находилась лишь в стадии разработки), 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов и 305-мм мортиры образца 1931 года, работы над которой также ещё не были завершены.

    ​203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Конструктор – Н. Н. Магдесиев Источник – armyman.info - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Конструктор – Н. Н. Магдесиев
    Источник – armyman.info

    Летом 1932 года состоялся просмотр созданных эскизных проектов. В роли шасси для корпусного «триплекса» инженерами было выбрано удлинённое шасси танка Т-24 производства Харьковского паровозного завода (далее – ХПЗ). Эскизы понравились научно-исследовательской комиссии, но пока создавался проект, производство Т-24 в Харькове было остановлено, и завод сконцентрировался на запуске в серию танков БТ, созданных на основе приобретённого в США танка M1931 конструктора Кристи. По этой причине работы над корпусной самоходной артиллерией также прекратились.

    Что касается машин ТАОН, то работы над 152-мм пушкой и 305-мм мортирой также не были завершены, поэтому было принято решение продолжить проектные работы только над вариантом самоходной 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов (Б-4). В роли шасси для этого орудия было выбрано шасси экспериментального на тот момент танка Т-35. Орудие снабжалось панорамным прицелом системы Герца. Помимо гаубичного вооружения САУ была вооружена тремя 7,62-мм пулемётами ДТ в шаровых установках. Проект получил индекс СУ-14.

    ​САУ CУ-14 на боевых стрельбах Источник – weaponscollection.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    САУ CУ-14 на боевых стрельбах
    Источник – weaponscollection.com

    Между тем в танкостроительной промышленности страны происходили изменения. Летом 1932 года танковое производство и ОКМО завода «Большевик» были выделены в отдельное предприятие – завод №174 им. К. Е. Ворошилова. 26 октября 1932 года приказом наркома тяжёлого машиностроения Г. К. Орджоникидзе был создан Трест специального машиностроения (Спецмаштрест), состоявший из Ленинградского завода №174 им. Ворошилова, завода «Красный Октябрь», 2-го завода ВАТО в Москве и ХПЗ им. Коминтерна в Харькове. В 1933 году ОКМО выделили из завода №174 в отдельный завод №185, а его генеральный конструктор П. Н. Сячинтов возглавил секцию «спецмашин и самоходов» УММ. На работе над СУ-14 эти организационные изменения отразились положительно, поскольку теперь конструкторы завода №185 смогли сконцентрироваться на создании этой и других САУ.

    Доработки и их результаты

    Первое шасси танка Т-35 производства ХПЗ для изготовления прототипа СУ-14 удалось получить в мае 1934 года, но при производственных испытаниях на шасси сломалась трансмиссия, поэтому работы над прототипом САУ закончились лишь к июлю. Тогда же самоходку СУ-14 отправили на научно-исследовательский артиллерийский полигон (далее – НИАП) для проведения пробных стрельб и ходовых испытаний. Однако провести удалось лишь стрельбы, так как для ходовых испытаний машина была непригодна: коробка передач у САУ оказалась неисправна, перегревался двигатель, треснула часть траков.

    ​203-мм САУ CУ-14 в походном положении Источник – russianscalemodels.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    203-мм САУ CУ-14 в походном положении
    Источник – russianscalemodels.com

    Стрельбы также выявили ряд недостатков. Скорострельность оказалась очень низкой, конструкция кранов-лебёдок, при помощи которой поднимались снаряды и заряды – крайне неудачной. Кроме того, из строя вышел раздвижной люк-пол, через который на палубу (так официально называлась крыша шасси САУ) подавались снаряды.

    После удаления недоработок СУ-14 снова прибыла на полигон, но на 34-м километре пробега её коробка передач опять вышла из строя. Стрельбы же показали, что решить проблему скорострельности конструкторам не удалось.

    31 января 1935 года завод №185 получил задание на внесение изменений в конструкцию САУ с целью ликвидировать все вышеперечисленные недостатки.

    ​203-мм САУ CУ-14 во дворе завода. Вид сзади на палубу боевого отделения Источник – russianscalemodels.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    203-мм САУ CУ-14 во дворе завода. Вид сзади на палубу боевого отделения
    Источник – russianscalemodels.com

    С 5 апреля по 24 августа 1935 года на заводе имени Кирова (у завода №185 не было своего полигона) проводились испытания доработанного прототипа СУ-14. В ходе этих испытаний были выявлены новые недостатки машины. Оказалось, что в походном положении ствол САУ блокировал доступ к люкам, через которые извлекался перевозимый машиной боекомплект. Кроме того, шаровые установки в амбразурах САУ не давали возможности вести прицельный огонь из пулемётов.

    КБ завода №185 снова доработало проект. Получившаяся в результате этого машина получила индекс СУ-14-1, первый её прототип был изготовлен в начале 1936 года. От СУ-14 новый вариант САУ отличался улучшенной коробкой передач, улучшенными бортовыми передачами, изменённым фрикционом и модернизированными тормозами. Кроме того, на СУ-14-1 установили более мощный двигатель – взамен V-образного 12-цилиндрового карбюраторного двигателя жидкостного охлаждения М-17Т мощностью 450 л.с. был установлен 680-сильный форсированный М-17Т, позволявший САУ развивать скорость до 31,5 км/ч. Элементы ходовой части САУ были усилены.

    Прототип СУ-14-1 прошёл ходовые испытания на НИАП в период с апреля по сентябрь 1936 года, преодолев в общей сложности 800 км. Там же проводился и целый комплекс стрельб, который закончился только к концу ноября 1936 года.

    ​152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2) Источник – armchairgeneral.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2)
    Источник – armchairgeneral.com

    В 1936 году возникла идея заменить гаубицы на СУ-14 и СУ-14-1 более дальнобойными пушками калибра 152 мм. В конце ноября 1936 года с Уралмашзавода, находившегося в Свердловске, и сталинградского завода «Баррикады» были доставлены 152-мм пушка образца 1910/30 годов (максимальная дальность стрельбы – 16,8 км) и 152-мм пушка образца 1935 года БР-2 (максимальная дальность стрельбы – 25 км). Испытания прошли в феврале 1937 года, и в новом варианте орудий САУ понравились научно-исследовательской комиссии больше, чем гаубичный вариант, благодаря более высокой дальнобойности. В план производства даже внесли изготовление серии из пяти новых САУ СУ-14-Бр-2 – правда, потом от этой идеи отказались.

    15 октября 1936 года создатель 203-мм гаубицы конструктор Н. Н. Магдесиев был арестован по обвинению в измене Родине. Это и стало одной из причин отказа от установки на СУ-14 орудий его системы. 31 декабря 1936 года по тому же обвинению арестовали главного конструктора проекта СУ-14 П. Н. Сячинтова. 6 мая 1937 года Сячинтов был расстрелян, а Магдесиев получил десять лет лагерей (через год после вынесения приговора он умер в заключении). В результате все работы по проекту СУ-14 были свернуты.

    ​Общий вид СУ-14-1 со 152-мм орудием большой мощности У-30. 1936 год, РГАЭ Источник – readtiger.com - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Общий вид СУ-14-1 со 152-мм орудием большой мощности У-30. 1936 год, РГАЭ
    Источник – readtiger.com

    САУ одевается в броню

    О проекте вспомнили только в конце 1939 года, когда реалии советско-финской войны выявили у РККА дефицит средств подавления долговременных огневых точек (далее – ДОТ) противника. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 года «О спецзаданиях для нужд Действующей армии» заводу №185 поручалось «отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14». Согласно этому замыслу, бронированные СУ-14 и СУ-14-1 должны были подходить к ДОТам на безопасную дистанцию в 1,5–2 км и расстреливать их прямой наводкой.

    Работы планировали начать тогда же, в январе 1940 года, но в связи с задержкой поставки бронелистов с Ижорского завода они стартовали только в феврале 1940 года. Бронирование машин завершили лишь 20 марта, через восемь дней после окончания боевых действий.

    ​Самоходная артиллерийская установка СУ-14-Бр-2 Источник – русскоедвижение.рф - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Самоходная артиллерийская установка СУ-14-Бр-2
    Источник – русскоедвижение.рф

    Тем не менее, в апреле 1940 года САУ прошли испытания, после которых были доставлены на научно-исследовательский бронетанковый полигон в Кубинке, где и хранились до начала войны. Самоходки получили новый индекс СУ-14-Бр-2 и полное бронирование толщиной в 30–50 мм. Вместо 48 тонн машина стала весить 64 тонны, в результате чего её скорость снизилась до 22 км/ч.

    В 1941 году, когда немецкие войска подошли к Москве, обе САУ вместе с ещё одной опытной самоходкой (СУ-100Y) в составе «Отдельного тяжёлого дивизиона особого назначения» вели огонь с закрытых позиций в районе Кубинки.

    После войны одну машину (бывшую СУ-14) отправили на металлолом. Вторая же (бывшая СУ-14-1) экспонируется в Музее бронетанковых войск в Кубинке.

    Индекс

    СУ-14

    СУ-14-1

    СУ-14-Бр-2

    Тактико-технические характеристики самоходных установок СУ-14

    Базовое шасси

    Средний танк Т-28 с элементами ходовой Т-35

    Годы выпуска

    1934

    1936

    1940

    Экипаж

    7

    7

    7

    Масса, т

    47,06

    48

    64

    Двигатель

    бензиновый М-17Т

    бензиновый М-17ТФ

    бензиновый М-17ТФ

    Мощность, л.с.

    500

    680

    680

    Макс. скорость, км/ч

    27

    31

    22

    Бронирование, мм

    до 20

    до 20

    30-50

    Вооружение основное

    203-мм гаубица Б-4

    203-мм гаубица Б-4

    152-мм пушка Бр-2

    Вооружение дополнительное

    3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

    3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

    3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

    Масса снаряда, кг

    100–150

    100–150

    49

    Выпущено, шт

    1

    1

    2

    ​САУ СУ-14-Бр-2 в экспозиции Музея бронетанковых войск в Кубинке Источник – wot-gornizon.ucoz.ru - Самоходки без права на реабилитацию | Военно-исторический портал Warspot.ru
    САУ СУ-14-Бр-2 в экспозиции Музея бронетанковых войск в Кубинке
    Источник – wot-gornizon.ucoz.ru

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 2
    • 29
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Штурмовое орудие на трофейной базе на Warspot.ru
    Штурмовое орудие на трофейной базе
    Тернистый путь к СУ-122 на Warspot.ru
    Тернистый путь к СУ-122
    Лёгкие САУ с большими пушками на Warspot.ru
    Лёгкие САУ с большими пушками
    Лёгкий арттанк без башни на Warspot.ru
    Лёгкий арттанк без башни
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google