Первое испытание ядерного оружия, проведенное Индией в 1974 году (операция «Улыбающийся Будда»), не вызвало широкого резонанса в международном сообществе. Сами индийцы объявили, что оно осуществлялось в мирных, научных целях. Гневно отреагировали такие страны, как Пакистан, что было предсказуемо, и Канада, участвовавшая в создании научно-исследовательского реактора CIRUS (Canadian-Indian Reactor Uranium System) неподалеку от Бомбея. Именно с помощью канадского реактора Индия смогла получить необходимое количество оружейного плутония. Негативной, но в целом достаточно сдержанной оказалась реакция США – с одной стороны, индийцы не по назначению использовали поставлявшуюся американцами тяжелую воду, но с другой – Индия не подписывала договор о нераспространении ядерного оружия, и формально предъявить ей претензии было не за что. А, например, Франция, которая сама подписала вышеупомянутый договор только в 1992 году, даже отправила индийскому правительству поздравительную телеграмму.
Тем не менее, индийская программа создания ядерного оружия на некоторое время была поставлена на паузу. Следующие испытания были проведены Индией только в 1998 году. 11 мая на полигоне Покхран в штате Раджастхан под землей были взорваны три ядерных бомбы мощностью от 0,3 до 30 килотонн, и еще два подземных взрыва мощностью около 0,1 килотонны каждый были произведены 13 мая. На этот раз индийское правительство не «маскировалось», открыто признав военный характер испытаний. В самой Индии новость об их успешном завершении была встречена с ликованием. Но вот международная реакция оказалась гораздо более острой, чем в 1974 году. После испытаний 13 мая США и Япония ввели против Индии экономические санкции. Резко отреагировал Китай, призвавший международное сообщество принудить Индию к подписанию договора о нераспространении ядерного оружия и заставить уничтожить свой ядерный арсенал. Осудил Индию и Совет Безопасности ООН.
Наиболее гневная реакция на индийские испытания вновь последовала из Пакистана. Здесь соседнее государство обвинили в подстрекательстве к новому витку гонки вооружений в регионе. Впрочем, именно индийские повторные испытания были использованы пакистанцами в качестве удобного повода для вывода из тени собственной ядерной программы. Уже 28 мая 1998 года Пакистан ответил на «индийскую угрозу» взрывом сразу пяти собственных ядерных боезарядов общей мощностью до 40 килотонн.
Комментарии к данной статье отключены.