Полвека назад, 30 мая 1967 года, на африканском континенте было провозглашено новое государство — Биафра. Оно выделилось из юго-восточной части Нигерии, хотя в самой Нигерии отказались признать независимость Биафры. И последняя после ожесточенных боев исчезла с карты мира, несмотря на поддержку целого ряда стран. До сих пор, десятки лет спустя, в Нигерии продолжаются ожесточенные споры, кто и зачем развязал эту войну. С чего же она началась и что ей предшествовало?
«Шоколадный торт» Чёрного континента
Вплоть до конца XIX века Нигерии как таковой не существовало. Территорию современной Нигерии населяло свыше 250 самых разных племён и народностей. Многие из них имели весьма древнюю историю и жили в совершенно разных по условиям землях.
На побережье Нигерии растут густые влажные тропические леса, сменяющиеся в глубине континента саванной, а затем полупустынями. Река Нигер делит Нигерию на западную и восточную части. К западу от Нигера живет преимущественно народ йоруба, к востоку — игбо. На севере (более половины населения и территории современной страны) — народности хауса, канури и фулани. «Треножник» преобладающих по численности хауса/фулани, йоруба и игбо подпирался множеством более мелких народностей.
Около 1400 года йоруба основали свое королевство на юго-западе нынешней Нигерии. На юго-востоке с XV-XVI века процветало королевство Бенин, именно там около 1450 года произошел первый контакт с европейцами — португальскими мореплавателями. В начале XIX века шейх Осман дан Фодио из народа фулани объединил под знаменем ислама значительную часть севера Нигерии, населённую хауса и вошедшую в состав халифата Сокото. Этот период ознаменовался активным развитием работорговли.
Затем с юга пришли британцы, которые с 1807 года запретили торговать рабами. В 1851 году в городе Калабар (на юго-востоке Нигерии) было основано британское консульство, для помощи в борьбе с работорговлей и стимулирования торговли пальмовым маслом, слоновой костью и деревом. В этом же году Лагос в Бенине был захвачен атакой с канонерок и в 1861 году — аннексирован. Так на территории современной Нигерии возникла первая колония английской короны. Но ещё десятки лет британское влияние ограничивалось лишь прибрежными районами.
После Берлинской конференции 1885 года Великобритания получила исключительные права на побережье Нигерии. И теперь, по выражению известного нигерийского писателя Чинуа Ачебе (Chinua Achebe), Британия нарезала границы своих африканских колоний «как шоколадный торт», почти не считаясь с этническими, культурными и другими особенностями конкретных территорий.
В дельте Нигера возник протекторат Ойл-Риверс, в 1893 году переименованный в протекторат дельты Нигера. В 1886 году права управления долинами Нигера и Бенуэ были переданы сэру Джорджу Голди (активному стороннику освоения нигерийских земель) и его Королевской Нигерской компании (RNC). RNC прекратила конкуренцию между различными торговцами и предотвратила дальнейшее проникновение германских и французских компаний.
В 1899 году правительство перешло к прямому управлению свежеосвоенными землями. В 1914 году Северный и Южный протектораты были слиты в единое образование, названное Нигерией. Чтобы сократить расходы, англичане предпочитали непрямое управление — через местных вождей. Мусульманские эмиры правили на севере, на юго-западе работала сложная система сдержек и противовесов, на востоке правили игбо.
Экспорт пальмового масла, арахиса, кокосов и каучука давал Великобритании стабильный доход из африканских колоний. Во время Второй мировой войны негритянские солдаты сражались во многих уголках земного шара — Абиссинии (современная Эфиопия), северной Африке и Бирме. После войны они вернулись на родину с новыми знаниями — и новыми идеями.
Нигерия 1940-х годов стремительно развивалась, недавние деревни превращались в города. Британия получала нефть, уголь, олово, колумбит (руда, содержащая ниобий), кокосы, пальмовое масло, арахис и каучук. При этом, по позднейшим признаниям местных уроженцев, британские власти были достаточно компетентны, располагая штатом знающих местные условия сотрудников.
Было бы ошибкой думать, что коренные жители Нигерии были сплошь неграмотными дикарями из джунглей. Как минимум, некоторые уроженцы страны посещали школы, выстроенные из кирпича, известняка и дерева, с колоннами в античном стиле, где получали классическое образование в стиле публичных колледжей Англии. «Отец» нигерийской независимости, первый президент Ннамди Азикиве учился в университете Линкольна в США. Вернувшись на родину, он издавал собственную антиколониальную газету. Обафеми Аволово, премьер Западной Нигерии, обучался на юриста в Лондонском университете. Якубу Говон, временный глава Нигерии, закончил престижнейшую военную академию в Сандхерсте. Чуквуэмека Одумегву Оджукву, выходец из семьи с миллионным состоянием и будущий лидер сепаратистов Биафры, также учился в Британии.
К середине XX века Британия была истощена двумя мировыми войнами и уже не могла бороться со сторонниками независимости, как прежде — бросая их в тюрьму как «нарушителей спокойствия». К концу 50-х годов британцы, работавшие в различных сферах экономики, начали тихо и спокойно покидать страну: в основном, морем, а кто побогаче — по воздуху.
1 октября 1960 года была провозглашена независимость Нигерии. В отличие от многих других стран, Нигерия не завоевала свою независимость — она была буквально преподнесена стране «на блюдечке». И вместо долгожданной свободы страна погрузилась в пучину коррупции, бандитизма на дорогах, махинаций на выборах, стычек между племенами и даже подтасовок с переписями. Дорогостоящие переписи в разных областях показывали совершенно противоречивые результаты — в зависимости от того, какой этнической группе выгодно было показать свое численное преимущество. В итоге население Нигерии по разным данным составляло от 47 до 56 млн человек.
Еще в 1947 году Нигерия, чтобы избежать межэтнических противоречий, стала федерацией из трех регионов — Северного, Западного и Восточного. Однако проблемы остались — и всё острее вставал вопрос народности игбо.
Истоки раскола
Игбо позднее других познакомились с европейской религией и образованием. Но адаптироваться к новой культуре им было проще, чем северянам-мусульманам. Уступая другим народам в числе, игбо быстро превзошли их по уровню образования, что открывало дорогу в новый современный мир. Игбо строили школы, церкви, рынки, почты, дороги, водокачки — и процветали. Однако рост численности местных жителей приводил к дефициту земель — плотность населения была одной из самых высоких в Африке. Поэтому игбо начали эмигрировать с юго-востока в соседние области. В 1921 году в Северной Нигерии насчитывалось менее 3 000 игбо. К 1931 году их число возросло уже до 12 000, а к 1952 году превысло 130 000. К 1966 году на севере находилось уже порядка 1 300 000 игбо, а на западе — порядка полумиллиона.
Игбо и йоруба считали северных хауса лентяями, паразитирующими на трудолюбивом юге. Хауса, в свою очередь, опасались претензий игбо на гегемонию во всей стране. Свыше половины руководства железных дорог и портов, свыше 70% сотрудников МИДа составляли игбо. Также представители этой народности преобладали в полиции. Игбо по своему положению в обществе неоднократно сравнивались с евреями, просто одни видели в этом положительные черты, другие — наоборот. При этом именно на территориях, населенных игбо, находились богатейшие запасы качественной нефти. В случае отделения Биафры большинство доходов от экспорта нефти получили бы именно игбо — из 11 млн населения на этой территории семь приходилось именно на их долю.
Ситуацию усугубляло положение в армии, где большинство солдат набирались на севере. На момент провозглашения независимости 83% офицеров нигерийской армии были британцами — и они не собирались оставаться. Освободившиеся после их ухода должности открывали широкие возможности — но не всем. В 1961 году в армии была введена система квот — северянам выделялась половина офицерских должностей, вторая половина делилась между оставшимися регионами. К 1966 году игбо еще доминировали на уровне майора, тогда как от подполковника и выше соотношение между этносами было более пропорциональным. При этом армия независимой Нигерии почти сразу же стала использоваться для подавления внутренних мятежей, все глубже уходя в политику.
Заговоры
15 января 1966 года небольшая группа армейских офицеров совершила попытку захвата власти — в Лагосе, федеральной столице, а также Ибадане (Запад), Бенине (Средний Запад, выделенный из «просто» Запада), Энугу (Восток) и Кадуне (Север). Хотя полностью преуспеть удалось лишь в северном регионе, заговор потряс страну. Были убиты премьер-министр, премьеры северного и западного регионов, и еще целый ряд политиков и офицеров, общим числом 27 человек. Среди них не оказалось ни одного игбо (хотя Фредерик Форсайт, сторонник игбо, приводит другие данные). Спустя три дня майор Кадуна Нзеогву (игбо), глава заговорщиков, сдался главнокомандующему Джонсону Агийи-Иронси, опытному военному, недавно возглавлявшему контингент войск ООН в Конго.
24 мая Иронси провозгласил отказ от федерации и переход к унитарной форме правления, назначив четырех военных губернаторов, в том числе — полковника Оджукву на востоке. Северяне заподозрили, что ими теперь будут править игбо. Утром 29 июля Иронси был схвачен и убит, лидером страны стал подполковник Якубу Говон, начальник штаба армии. Начались убийства офицеров, преимущественно игбо, обыски и погромы «чужаков», проживавших на севере. Было убито от 5000 до 7000 человек, еще больше покинули свои дома и бежали. Оджукву не признал законность нового правительства и призвал к репатриации игбо на родину.
С 4 по 5 января 1967 года в соседней Гане прошла встреча между Оджукву и Говоном. Однако, несмотря на все рукопожатия, результаты встречи они оценили абсолютно противоположно. Оджукву решил, что теперь регионы вольны делать что захотят, а Говон видел решение в создании слабой конфедерации при сильном центральном правительстве.
30 марта Оджукву издал три указа: о том, что все доходы Восточной Нигерии должны идти в региональное казначейство, а система образования и система судов становятся автономными от федерального правительства. Затем Оджукву объявил о конфискации всей федеральной собственности на Востоке. Фактически, это было объявление независимости. В ответ Говон 27 мая объявил чрезвычайное положение по всей стране, разделяемой отныне на 12 штатов.
В два часа ночи 30 мая Оджукву провозгласил, что теперь Восточная Нигерия является Республикой Биафра, открыто обвинив федеральное правительство в убийстве собственных граждан. Много позже Оджукву утверждал, что был обманут «западником» Аволово, уверившим Оджукву, что якобы в момент вынужденного отделения Восточной Нигерии Западная Нигерия тоже выйдет из состава федерации. Страна неудержимо шла к войне. Но это будет уже другая история…
Источники:
- The Earliest Oil War. https://nigerdeltapolitics.wordpress.com
- Chinua Achebe. There Was a Country: A Personal History of Biafra, Penguin Books, 2012.
- Draper Michael I. Shadows : Airlift and Airwar in Biafra and Nigeria 1967–1970. Howell Press, 2000.
- Olukunle Ojeleye. The Politics of Post-War Demobilisation and Reintegration in Nigeria. Ashgate, 2010.
- Форсайт Фредерик М. История Биафры. М.: Натали, 1993.
Комментарии к данной статье отключены.