Ранним воскресным утром 1 августа 1915 года летчики немецкого 62-го полевого авиаотряда (FFA 62) были разбужены звуком моторов и выстрелами зенитных орудий: аэродром Дуэ (на северо-восток от Арраса) почтили визитом несколько неприятельских самолетов.
Лейтенант Освальд Бёльке без промедления отправился на летное поле на личном мотоцикле. Уже несколько недель он был счастливым владельцем двух самолетов-истребителей и неоднократно пытался атаковать неприятельские аэропланы, но не преуспел в этом, а тут враг сам пришел, и за ним не надо гоняться по всему фронту!
Но пока он добирался до аэродрома, пока самолет готовили к вылету, атакующая вражеская четверка успела сбросить все бомбы и развернуться восвояси. Преследование оказалось безрезультатным. Вернувшись обратно к аэродрому, летчик не поверил своим глазам: над ним пролетала новая пятерка вражеских самолетов.
Немецкий пилот сразу же атаковал ближайшего противника. Он начал сближаться с ним, постоянно поливая огнем, но когда подошел совсем близко, уверившись, что следующей очередью он точно собьет француза, пулемет замолчал. Пытаясь оживить оружие, летчик в ярости с такой силой дергал ручку перезарядки, что смял застрявшую гильзу, и теперь без частичной разборки оружия было не обойтись.
Однако, Бёльке не пал духом – ведь на земле его дожидался еще один готовый к бою самолет! Но… второго «Фоккера» на прежнем месте не оказалось. Механики рассказали, что истребитель «угнал» лейтенант Макс Иммельман, который не далее как позавчера уговорил Бёльке дать ему несколько уроков пилотирования учебного «Фоккера» M.5L (более позднее обозначение A.II), а на следующий день выполнил 20-минутный тренировочный полет на боевом M.5K/MG (E.I).
Иммельману, не имевшему личного транспорта, пришлось 10 минут ждать прибытия отрядного автомобиля, поэтому до аэродрома он добрался уже после взлета Бёльке. У Макса был собственный аппарат – двухместный биплан-разведчик LVG (будущий C.I), но наблюдатель Иммельмана наотрез отказался участвовать в перехвате, считая его бессмысленной затеей из-за низкой облачности и плохой освещенности. Потому-то летчик и позаимствовал бесхозный истребитель – кто же знал, что он срочно понадобится владельцу?!
Набрав высоту 2000 метров, Иммельман испытал неприятное чувство беззащитности, когда в 600 метрах выше прямо над ним встречным курсом куда-то в сторону Арраса прошли два самолета. Но атаковать они не стали, поэтому немецкий пилот перевел дух и продолжил набирать высоту. Поднявшись еще на 400 метров, он заметил еще два неприятельских биплана и моноплан Бёльке, которые все вместе также направлялись в сторону Арраса на высоте 3200 м. Иммельман полетел вслед за ними, надеясь все же набрать нужную высоту и помочь товарищу в атаке. Подобравшись поближе, он услышал звуки пулеметной очереди, после которой самолет Бёльке устремился к земле в крутом пикировании.
Потеряв из виду прежних противников, на полпути между Дуэ и Аррасом Иммельман заметил далеко впереди одиночный самолет. Дистанция была слишком велика, чтобы можно было отличить друга от врага, но летчик все же решил догнать этот самолет. Увидев, как биплан сбросил бомбу на Витри-ан-Артуа, Иммельман отбросил все сомнения – это был враг!
Уже целенаправленно продолжая преследование, немецкий летчик еще чуть-чуть набрал высоты, и через несколько минут догнал противника, оказавшись на 80-100 м выше него и в 50 м позади. С этой точки он хорошо рассмотрел «французские знаки … синий, белый и красный круги» (на самом деле знаки были английские, но немцы тогда еще плохо разбирались во вражеских кокардах).
Чуть раньше он заметил еще два неприятельских аппарата, летевших выше, и теперь они направлялись прямо к нему, очевидно, для того, чтобы вступить в бой в выигрышном для себя численном превосходстве. Нужно было действовать быстро. Спикировав на цель, Иммельман открыл огонь в упор, едва не врезавшись в самолет противника, после чего развернулся и начал новую атаку. После 60 выстрелов пулемет заклинило, но летчик устранил неисправность и продолжил бой. Следующая атака закончилась с тем же результатом. И еще раз. И еще… В промежутках между собственными атаками Макс слышал «работу» пулеметов двух «верхних» самолетов противника, но их экипажи действовали скорее «для галочки», и просто кружили сверху, так и не решившись снизиться и по-настоящему вступить в бой. Поэтому Иммельман их просто игнорировал, сосредоточившись на «своем» биплане. Этот «француз» пулеметного огня не вел, а только маневрировал, уклоняясь от атак.
Постепенно самолеты смещались все ближе к Аррасу, но затем немецкий истребитель вышел вперед и следующей атакой заставил противника развернуться обратно к Дуэ, вглубь немецкой территории. Всего за 8-10 минут «танца» противники снизились метров на 400, а истребитель без видимого эффекта расстрелял почти полтысячи патронов. Когда вражеский биплан перешел в крутое планирование, Иммельман взял его в прицел и нажал на гашетку, но выстрела не последовало – патроны закончились. Однако, выяснилось, что дело уже было сделано: противник продолжил снижение и совершил посадку на поле у Бребьера (между Дуэ и Витри).
Победитель приземлился рядом с побежденным и оказал первую помощь раненному пилоту, немного удивившись, что англичанин летел без наблюдателя и без пулемета, и все его вооружение ограничивалось двумя пистолетами. Осмотрев трофейный аппарат, Иммельман насчитал в нем около 40 пробоин, а сдав пленного на попечение прибывшего доктора и выставив перед самолетом охрану, он взлетел и вернулся на свой аэродром, где товарищи встретили его с большим воодушевлением.
На следующий день Иммельмана наградили Железным Крестом I класса (второй класс у него уже был). Воздушные победы в то время были еще такой редкостью, что военная бюрократия работала с неприличной поспешностью, выдавая награды за сбитые самолеты без малейшего промедления.
Данные по первой группе самолетов, «разворошивших осиное гнездо» аэродрома Дуэ, к сожалению, отсутствуют, не известна даже их национальная принадлежность (англичане или французы), но «вторым эшелоном» шла пятерка B.E.2c из 2-й эскадрильи RFC с заданием на бомбардировку немецкого аэродрома между Дуэ и Витри. Слабость авиамоторов того времени заставляла тщательно выбирать каждый килограмм полезной нагрузки, поэтому три самолета из пяти несли бомбы, а два – наблюдателей с пулеметами «Льюис».
В итоге, Иммельман сбил самолет лейтенанта Уильяма Рида, а экипажи капитана Джона Г. Хирсона и лейтенанта Чарлза Р. Гэлли не слишком настойчиво, а потому и безуспешно, пытались ему в этом помешать. Успех немецкого летчика получил сначала «всегерманскую», а впоследствии и мировую известность как первая официальная победа немецкой истребительной авиации. В действительности, первой она не была, но лейтенант Курт Винтгенс провел свои первые воздушные бои за линией фронта, поэтому две его июльские победы остались не замеченными ни газетчиками, ни верховным командованием.
Комментарии к данной статье отключены.