Для Первой мировой войны была характерной деятельность общественных организаций, религиозного или светского толка, стремившихся помочь солдатам на передовой, беженцам или военнопленным. Эти организации могли быть как международными (Красный Крест), так и национальными (российский Земский и Городской союзы). Среди прочих размахом своей работы выделялся Христианский союз молодых людей (YMCA), ставший важным источником помощи (и материального, и духовного свойства) для военнослужащих и нонкомбатантов.
Возникновение и работа ХСМЛ до войны
Христианский союз молодых людей (YMCA – Young Men’s Christian Association, он же ХСМЛ или ИМКА) был основан в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом (George Williams) как религиозное сообщество, члены которого собирались для совместной молитвы и изучения Библии. Однако с самого начала деятельность этой группы приобрела социально-филантропическую направленность.
Через 11 лет сеть кружков, тесно связанных с различными протестантскими общинами, охватывала всю Британию, а также распространилась за океан и в США получила мощную поддержку со стороны различных общественных и религиозных организаций. В 1855 году состоялся первый всемирный конгресс ХСМЛ в Париже, обозначивший основную цель и задачи организации. В своих брошюрах деятели ХСМЛ так разъясняли символ организации:
«Треугольник – ничто иное, как символ трехсторонности человеческой личности: во-первых, его физической стороны, то есть тела, его умственной стороны, то есть разума, и, наконец, в-третьих, вообще его духовной стороны, то есть души. Равномерное развитие этих трех свойств всякой человеческой личности и дает нам идеал нормального и жизнеспособного человека. А помогать достижению такого развития всех этих трех сторон и является одной из основных задач Христианского Союза».
Естественно, как всякая религиозная организация, ХСМЛ во главу угла ставил, прежде всего, поддержание духовного здоровья. Не ставя никаких особых конфессиональных ограничений и не будучи, собственно, сектой или деноминацией, ХСМЛ официально провозглашал своим принципом принятие абсолютно всех нуждающихся в помощи. Помощь эта заключалась, прежде всего, в организации такого бесплатного досуга и отдыха, какой не мог бы навредить ни душе, ни телу. При этом провозглашалось, что «любые существующие различия в религиозных и иных убеждениях членов Союза, какими бы важными они ни были, не должны влиять на сердечные отношения между членами Союза».
В канун войны разные национальные организации ХСМЛ работали во многом самостоятельно. Такая ситуация продолжалась и после августа 1914 года. Так, вплоть до вступления США в Первую мировую войну, американская ветвь ХСМЛ, будучи официально нейтральной, могла действовать более эффективно по обе стороны фронта, например, активно помогая военнопленным.
Британская ХСМЛ на войне
Как указывает историк Эмма Ханна, в начале войны ХСМЛ быстро и умело обратил свой пастырский опыт в работу по поддержке военнослужащих. К октябрю 1914 года в Британии было построено уже 400 крупных шатров для отдыха солдат и других рекреационных объектов, а в прессе была развернута кампания по финансированию строительства больших деревянных домов (англ. «huts» – буквально «хижин» или «бараков»), которые могли бы использоваться ХСМЛ в качестве стационарных резиденций.
Исследователи отмечают, что руководители ХСМЛ стремились распространить свою деятельность и на фронт. Командование не препятствовало им в этом, с удовольствием сняв с себя часть работы по обеспечению войск всем необходимым для жизни в тылу и в окопах. Уже в ноябре 1914 года ХСМЛ стал сотрудничать с Британскими экспедиционными силами (BEF – British Expeditionary Force), что позволило создать представительство Союза в Гавре, а в дальнейшем в таких крупных и малых городах как Руан, Булонь, Дьепп, Абвилье, Этапль, Кале, Дюнкерк, Абанкур, Париж, Марсель, Трувилль и Шербур.
К 1918 году во Франции было создано уже более 300 центров ХСМЛ. В большинстве военных лагерей эти центры включали столовую, часовню, концертный зал, библиотеку, игровые и учебные комнаты. В центрах работало более 1500 добровольцев, значительную часть составляли женщины. Работницы-волонтеры находились в ведении т.н. Вспомогательного комитета женщин ХСМЛ (YMCA Ladies Auxiliary Committee) под руководством принцессы Елены Виктории Шлезвиг-Гольштейнской (1870–1948).
Как уже говорилось, символ ХСМЛ, красный треугольник, означал стремление организации работать во укрепление тела, разума и духа людей (гармоничное развитие человека понималось прежде всего с христианских позиций). ХСМЛ, изначально созданный для того, чтобы удержать молодых рабочих, клерков, подмастерьев и т.п. от «ужасных прелестей Лондона», уже в самом начале войны, в августе 1914 года, стал значимым подспорьем в пропагандистской работе по набору в войска, сражающиеся за Великобританию и ее империю.
Мероприятия, предлагавшиеся ХСМЛ в своих центрах, были чрезвычайно разнообразны. Солдаты могли просто получить там бесплатную писчую бумагу, чтобы написать письмо домой, а могли и пойти в кино или библиотеку, посетить религиозную службу (ХСМЛ не отдавал предпочтения какой-то одной деноминации, и там можно было встретить самых разных священнослужителей), концерт, потанцевать на вечеринке и, наконец, чему-то научиться на бесплатных лекциях и уроках. Мероприятия ХСМЛ проводились не только для британских военнослужащих, но также для войск из доминионов, индийской армии, португальских экспедиционных сил и даже для подразделений индийских и китайских рабочих, переброшенных в Европу из Азии.
Вообще, как подчеркивает историк Эмма Ханна, музыка была ключевой частью в работе ХСМЛ во время войны, как на территории Великобритании, так и за ее пределами. Музыкальный отдел ХСМЛ предоставлял ноты и инструменты, приглашал или нанимал профессиональных ведущих для концертов. В ходе войны было проведено множество музыкальных конкурсов, сформировано несколько оркестров и хоров. В феврале 1915 года британская актриса Лена Ашуэлл (1872–1957) основала концертные группы, давшие более 50 000 концертов в Великобритании, на Западном и Восточном фронтах и на военных кораблях в Средиземном море.
В 1917 году в лондонском Сохо ХСМЛ получил в своё распоряжение ночной клуб «Ciro», который стал «местом трезвого отдыха для военнослужащих». Кинотеатры ХСМЛ показывали фильмы в среднем для 35 000 человек в сутки! В лагерях, где размещались центры Союза, были специально построены 20 постоянно действующих кинотеатров, а там, где это было невозможно, были устроены передвижные кинотеатры.
Огромное значение британский ХСМЛ (это, впрочем, касалось и всех национальных ветвей) уделял спорту. Волонтеры Союза организовывали турниры по легкой атлетике. Организация даже сформировала собственную футбольную лигу в Булони. ХСМЛ предоставил Британским экспедиционным силам спортивное оборудование: футбольные мячи, комплекты для крикета и тенниса, боксерские перчатки и хоккейные клюшки, а также собрал около 600 000 книг для библиотек в военных лагерях. Кроме того, с 1915 года ХСМЛ предоставил жилье родственникам тяжело раненных возле базовых госпиталей (а они были разбросаны по всей Франции). К 1918 году в Лондоне в хостелах ХСМЛ были в разное время размещены примерно 1 117 000 офицеров и солдат. Знаменателен факт, что большая часть расходов ХСМЛ во время войны (всего Союз потратил в 1914–1918 гг. 243,2 млн фунтов стерлингов) были покрыты за счет пожертвований и постоянных благотворительных подписок.
После перемирия в Компьене ХСМЛ предоставил бесплатное питание и помощь для 70 000 немецких военнопленных. В 1919 – начале 1920-х гг. ХСМЛ продолжил сотрудничество с британскими войсками в Германии, расположенными в Кельне. Образовательный отдел ХСМЛ был преобразован в армейский учебный корпус в 1920 году.
Деятельность ХСМЛ в России
В Российской Империи действовала своя ветвь ХСМЛ, которая, правда, носила длинное название: «Комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного, умственного и физического развития» (или же, кратко, общество «Маяк»). Официально российский «Маяк» не был связан с международным движением ХСМЛ, но постоянно получал помощь, финансовую и организационную, от американских и европейских организаций. Поскольку «Маяк» также провозглашал в числе своих приоритетов религиозное образование, то в его состав вошло много православных священнослужителей; впрочем, там были также и протестанты и католики. Параллельно с «Маяком» действовало и мощное Русское студенческое христианское движение.
После начала Первой мировой войны, отмечают исследователи, «были образованы специальные курсы первой помощи, перевязок и ухода за ранеными и больными. Программы этих курсов были разработаны по указаниям профессора Г.И. Турнера, а бессменным руководителем стал доктор медицины В.В. Зендер». Мощный толчок развитие ХСМЛ в России получило уже после революции 1917 года. Историк констатируют:
«Временное правительство оказывало серьёзную поддержку ХСМЛ, предоставив бесплатный приоритетный проезд всем секретарям ХСМЛ, бесплатную транспортировку материалов и имущества. Все товары, получаемые ХСМЛ, освобождались от всех пошлин и налогов, предоставлялись помещения для программ. Было обещана даже бесплатная спешная доставка солдатских писем, отправляемых под символами ХСМЛ».
Неоднозначной была работа российского ХСМЛ во время Гражданской войны. Так, американские секретари и работники Союза помогали как большевикам, так и их противникам. Британский и американский ХСМЛ участвовали в организации досуга для войск Антанты, высадившихся на Русском Севере и Дальнем Востоке. Многие из работников ХСМЛ также сопровождали Чехословацкий легион в его одиссее по России.
После окончания Гражданской войны иностранные работники ХСМЛ были эвакуированы из Советской России, а русские работники «Маяка» по большей части оказались в эмиграции, где пытались создать благотворительные учреждения по типу тех, что были в России.
Литература:
- Гуськова Д.М. YMCA в России: история и настоящее // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2006. № 1–2. с.159–175 (https://cyberleninka.ru)
- Hanna E. Young Men’s Christian Association: International Encyclopedia of the First World War (http://encyclopedia.1914–1918-online.net)
- Steuer K.A. Pursuit of an “Unparalleled Opportunity”: The American YMCA and Prisoner-of-War Diplomacy Among the Central Power Nations During World War I, 1914–1923 – Columbia University Press, 2005 (http://www.gutenberg-e.org)
- Tlustý T. The YMCA organization and its physical education and sports activities in Europe during the First World War // Prace Naukowe Akademii im. Jana Długosza w Częstochowie. Kultura Fizyczna. 2015. Vol. 14, №1. p. 27–44 (http://dlibra.bg.ajd.czest.pl)
- Yapp A.K. The romance of the red triangle; the story of the coming of the red triangle and the service rendered by the Y.M.C.A. to the sailors and soldiers of the British empire – New York, 1918 (http://hdl.handle.net)
Комментарии к данной статье отключены.