Wespe из Сомюра
После начала Второй мировой войны немцы очень быстро убедились, что артиллерия на конной или даже механической тяге далеко не всегда способна сопровождать и эффективно поддерживать в наступлении танковые части. Решением этой проблемы стало появление самоходных орудий на гусеничном шасси, обладавших тактической подвижностью, сравнимой с самими танками. В целях экономии средств такие самоходные орудия, как правило, разрабатывались на базе уже существующих танков.
Sd.Kfz.124 Wespe по праву считается одной из самых удачных лёгких артиллерийских самоходок Второй мировой войны. Она была создана в 1942 году путём установки на шасси танка Pz.Kpfw.II гаубицы 10,5 cm leFH 18, которая была основой немецкой дивизионной артиллерии. Появившись в 1943 году, эта САУ активно применялась до конца войны. Трофейные Wespe высоко ценились и в Красной армии. В частности, в конце войны их успешно использовали как средство усиления передовых отрядов танковых бригад.
Об истории создания САУ Wespe рассказывается в статье «“Оса” и её сестры». В этом же материале представлена машина, которая находится в экспозиции французского танкового музея Musée des Blindés в городе Сомюр.
![Музейная табличка с информацией об экспонате - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/550/content/img_8048-536ee28f982df5c2d69dd1c71cae8d79.jpg)
![Общий вид спереди - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/549/content/img_8049-db7119e40317f3ede948b529a3b717e8.jpg)
![Общий вид слева спереди - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/551/content/img_8051-7089fb6d04ff4a66b4bf92ead548c4f6.jpg)
![Левый борт - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/552/content/img_8052-70009247a2f3a40061c9336ec5f599a7.jpg)
![Вид слева сзади. Экспонаты в музее стоят достаточно тесно - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/553/content/img_8053-e069929630b6fda4e9e067d46924483c.jpg)
![Вид справа сзади - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/554/content/img_8054-8800002550320e25a596d6653e9bc5ab.jpg)
![Общий вид справа спереди - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/555/content/img_8055-75d84c47cd61adbaa4271531eec82e56.jpg)
![Траки, крупный план - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/587/content/img_8056-3a254e888ccc8a48eddaee3fc868218e.jpg)
![Запасные траки закреплены на лобовой плите - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/558/content/img_8057-49ffda4e21f28ef16964a7a0c0cf8826.jpg)
![Вид на ходовую часть со стороны днища - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/557/content/img_8066-e102036d82ca754139c0bf6706119242.jpg)
![Место механика-водителя - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/559/content/img_8067-bb4da007226a908b53833b3c7c8c4175.jpg)
![Обзор через смотровые щели был довольно ограничен. Впрочем, для движения на марше можно было открыть люк - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/560/content/img_8070-4e8fdea08c26708add6e682c89b634ab.jpg)
![Ведущее колесо переднего расположения - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/561/content/img_8076-f61e38da0ca41ca255f8056cb9cb2a26.jpg)
![На поддерживающих катках неплохо сохранилась резина - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/562/content/img_8078-3eb87e619242ca81f9f107091df62139.jpg)
![Ленивец - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/564/content/img_8086-9b071fd514e0c7830b0e243403bf0860.jpg)
![105-мм гаубица - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/563/content/img_8103-ad4854cbf6340955506bbb875c560ec5.jpg)
![На правой стороне рубки нарисован тактический знак - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/565/content/img_8113-b25508ae2bd4ef0a5f749b850fcf3278.jpg)
![Глушитель - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/566/content/img_8115-d4a636931f6440c91449d8693bd5d047.jpg)
![Общий вид боевого отделения - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/567/content/img_8129-8ad9c6d39228e7015af2795960a0a790.jpg)
![Снаряды и гильзы раздельного заряжания находились в ящиках вдоль бортов, расположенных слева… - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/568/content/img_8130-b12d3c604d2f019d0f06d4d98d610be0.jpg)
![… и справа - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/569/content/img_8131-66b0000e64bb46c1c0e3a36590eb2804.jpg)
![Рубка была достаточно просторной - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/570/content/img_8132-4d3a98a2d21a2c1f70c3b045c4bbbf92.jpg)
![Ещё одна фотография боевого отделения с другого ракурса - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/571/content/img_8133-b1f5ef58ff86e9ba4a70fb850864aea8.jpg)
![Маховик наводки - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/572/content/img_8134-c0439c6caec8e6b4452c899b25676eb1.jpg)
![Крепления для оборудования и снаряжения - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/573/content/img_8138-cd0d9a7891a60ae506ddd47d683e5430.jpg)
![Механизм управления гаубицы разнесён по обе стороны от казённой части - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/574/content/img_8145-9d23cad41bf9ef02e38beb72c771fb6a.jpg)
![Элемент крепления крупным планом - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/575/content/img_8159-42e8f022f90501f2a48f73a5d0b5b620.jpg)
![На левом борту рубки часть оборудования также снята - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/576/content/img_8162-bef836fa8c46f97fc182f31e818d0d46.jpg)
![Дульный тормоз крупным планом - Wespe из Сомюра | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/548/content/img_8176-11764ee4767a8d96b3a0898724b6450d.jpg)
Комментарии к данной статье отключены.