Пехотный танк Valentine оказался самым массовым английским танком военного периода. Как и Matilda, в качестве танка первой линии в английской армии он надолго не задержался, но командирские версии и самоходные установки на его базе дошли до Германии. Ещё более бурной карьера этих танков была в армиях других стран. В Красной армии их активно использовали до конца войны — так же, как и на Тихом океане. В некоторых странах эти машины в качестве учебных прослужили до начала 1950-х годов. Какой была история создания этой неординарной машины и чем запомнилась боевая служба первых модификаций Valentine?
Промежуточный вариант
Некоторая курьёзность истории появления Valentine заключается в том, что такой танк системой вооружения английской армии не предусматривался. Согласно требованиям, выработанным Военным министерством, предполагалось использовать два типа пехотных танков. Первый из них должен был получить пулемётное вооружение, иметь боевую массу около 6 тонн, его экипаж состоял из двух человек. Эти спецификации легли в основу проекта, из которого вырос Infantry Tank Mk.I. Второй тип пехотного танка должен был иметь пушечное вооружение и экипаж из четырёх человек, троих из которых планировалось разместить в башне.
Работы по Infantry Tank Mk.I вело конструкторское бюро фирмы Vickers-Armstrongs под руководством Джона Кардена. Ведущую роль при этом играл конструктор Carden-Loyd Лесли Литтл (Leslie Francis Little), работавший на Кардена и Лойда с момента основания их фирмы. После трагической гибели Джона Кардена в декабре 1935 года Carden-Loyd, и так к тому времени фактически поглощенная Vickers-Armstrongs, перестала существовать. Вивиан Лойд стал пробовать себя на другом поприще (и создал бронетранспортёр Loyd Carrier), а Литтл стал главным конструктором Vickers-Armstrongs по линии танкостроения.
Отчасти именно позиция Литтла стала причиной того, что разработка пехотного танка второго типа перешла к арсеналу Royal Arsenal Woolwich. Разумеется, не обошлось и без конкурентной борьбы. Но в целом концепция машины, превратившейся в Infantry Tank Mk.II (или Matilda), Литтлу не нравилась. Было очевидно, что создание трёхместной башни потянет за собой резкий рост боевой массы всего танка. Одновременно это означало, что потребуется более мощный двигатель, а с ними у английской танковой промышленности и так существовали трудности. Наконец, более тяжёлый и крупный танк — это больше металла и затрат на производство и в конечном счёте более высокая цена. Литтл оказался провидцем: с сентября 1939 по август 1943 года выпустили 2987 Infantry Tank Mk.II. Цифра может показаться внушительной, если не знать, что строился танк аж на шести предприятиях.
Здесь следует уточнить, что Литтл был не против пушечного пехотного танка в принципе. Но он вполне обоснованно считал, что лучше такой танк сделать поменьше, легче, с двухместной башней и минимальным использованием литых деталей. В результате машина получалась дешевле и технологичнее.
Разработку инициативного проекта Литтл начал в 1937 году. За основу были взяты два танка — пехотный A11 и крейсерский A10, принятый на вооружение как Cruiser Tank Mk.II. От A11 Литтл позаимствовал общее построение корпуса, адаптированного под более крупную башню. От клиновидной формы носовой части было решено отказаться, при этом вместо одного люка в крыше башни было сделано два по бокам. Это решало проблему попадания механика-водителя в отделение управления, которая имела место на A11. От A10 практически без изменений бралась ходовая часть, хорошо подходившая для пехотного танка. Боевая масса машины оценивалась в 16 тонн. Первоначально в двухместной башне должен был находиться чешский крупнокалиберный пулемёт ZB 60.
Проект представили в Военном министерстве 10 февраля 1938 года. Английские военные попытались «улучшить» детище Лесли Литтла, предложив сделать башню трёхместной, а толщину брони увеличить до 75 мм. Все эти предложения встретили жёсткий отпор со стороны конструктора, который прекрасно понимал, что такие нововведения приведут к росту боевой массы и, в конце концов, лишат танк его сильных сторон. Одной из уступок, на которые пошли в Vickers, стала замена ZB 60 на 2-фунтовую пушку и спаренный с ней пулемёт. Также толщина бортов башни выросла с 50 до 60 мм. Идею с командирской башенкой отвергли, поскольку она тоже увеличивала боевую массу. 24 марта Vickers представила макет танка, у которого вместо командирской башенки был смотровой прибор конструкции польского инженера Рудольфа Гундляха (Rudolf Gundlach).
Поначалу всё это противоборство закончилось тем, что Военное министерство от проекта, неофициально называвшегося Valentine, отказалось. Кодового индекса A## машина так и не получила, поскольку была инициативной разработкой. Сильно расстраиваться Литтл не стал, это был далеко не первый танк, от которого английские военные отказывались.
Время расставило всё на свои места. Весной 1939 года английские военные вернулись к проекту Valentine. Отчасти это было связано с тем, что работы по Infantry Tank Mk.II затягивались. Кроме того, появилось понимание, что концепция Infantry Tank Mk.I оказалась далеко не самой удачной.
4 апреля (иные источники указывают 14 апреля) был представлен ещё один макет. Похоже, Литтл в некотором смысле решил поиздеваться над Военным министерством. Он сделал башню трёхместной, но при диаметре погона 1270 мм. В итоге здравый смысл восторжествовал, военные всё же приняли двухместную башню.
Впрочем, на этом их идеи с «улучшениями» не закончились. Было предложено закрыть с бортов ходовую часть экранами по типу Infantry Tank Mk.II. Эту идею конструкторы отвергли, поскольку для сохранения боевой массы в 16 тонн пришлось бы уменьшить боекомплект пушки до 50 патронов. Задумку с установкой на танк минного трала Fowler Coulter Ploug также удалось торпедировать, поскольку с ним Литтл не гарантировал максимальную скорость 25,6 км/ч.
Вообще смелости Литтла можно только позавидовать. Если бы не приближающаяся война (а англичане никаких иллюзий по этому поводу не испытывали), то Valentine дальше макета вряд смог бы продвинуться. Это был едва ли не единичный случай в английском танкостроении, когда удалось не просто продавить инициативный проект, а максимально отодвинуть от него военных с их явно лишними «улучшениями».
Для проверки надёжности работы ходовой части один из Cruiser Tank Mk.II был нагружен до боевой массы 16 тонн. Испытания показали, что в таком режиме ходовая часть работает нормально. Это стало сигналом для запуска в серийное производство танка, который получил обозначение Infantry Tank Mk.III. Название Valentine на время исчезло. Здесь стоит отметить, что это было просто кодовое обозначение. Ни ко Дню святого Валентина, ни к имени «Джон Валентайн Карден» оно никакого отношения не имеет.
Без маленькой мести со стороны Военного министерства всё же не обошлось. Первый контракт T7221 от 29 июня 1940 года на выпуск 125 танков был подписан не с Vickers, а с вагоностроительной компанией Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). Впрочем, фактически MCCW представляла собой подразделение Vickers-Armstrongs. В тот же день был подписан контракт T7222 с Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) на выпуск 125 танков. Что же касается контракта T7220 на выпуск 50 танков самой фирмой Vickers-Armstrongs, то он вступил в силу 1 июля 1940 года. Для постройки использовались мощности завода Elswick Works.
Чехарда с гусеницами и моторами
Отсрочка на 2 дня в реальности ничего не значила. Первый Infantry Tank Mk.II всё равно был построен силами Elswick Works. Машину с регистрационным номером T.15946 выпустили в апреле 1940 года, и она отправилась на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. В целом её конструкция повторяла макет. Она получила двухместную башню, в которой находилась 2-фунтовая пушка со спаренным пулемётом BESA, а также 2-дюймовый (50,8 мм) казнозарядный миномет. Ходовая часть практически полностью повторяла Cruiser Tank Mk.II, за исключением траков, ширина которых выросла до 356 мм.
Ещё одним существенным отличием стал двигатель. Конструкторское бюро Vickers выступало за использование дизельного, но Военное министерство настояло на бензиновом моторе. В результате танк получил бензиновый двигатель AEC A189 объёмом 9,64 л и мощностью в 131 л. с. Он имел автобусное происхождение. С таким мотором удельная мощность составляла 8,18 л. с. на тонну. Показатель не выдающийся, но для достижения максимальной скорости в 25,7 км/ч этого хватило.
Испытания показали вполне удовлетворительный результат, что стало сигналом к запуску серийного производства. Действие контракта T7220 начиналось 12 июня 1940 года, всего Elswick Works сдал за первый месяц семь танков. Первые машины оказались самыми дорогими — 14 900 фунтов стерлингов за штуку. Для сравнения: первые десять танков выпуска MCCW обходились в 11 600 фунтов стерлингов, а дальше цена снижалась до 10 400 фунтов. На MCCW первые танки изготовили 1 августа 1940 года, а 3 августа началось производство и на BRC&W. За третий квартал 1940 года удалось сдать всего 101 танк, а в четвёртом квартале три завода суммарно сдали 236 машин.
Литтл оказался абсолютно прав: уже к концу года три завода выпустили более чем в два раза больше Infantry Tank Mk.III, чем за это же время шесть заводов сдало Infantry Tank Mk.II. Стоит добавить, что начавшаяся война заставила увеличить контракт с Vickers до 275 танков, а с BRC&W — до 200.
Ранние Infantry Tank Mk.III отличались от более поздних машин рядом элементов, которые стали менять по ходу производства. Одним из них был воздухоприток в кормовой части башни. Первоначальная его конструкция оказалась неудачной. Ориентация данного танка на эксплуатацию в странах с жарким климатом стала причиной того, что машина получила массу вентиляционных отверстий, через которые засасывался воздух. Циркуляцию обеспечивала мощная система охлаждения двигателя. Однако масса отверстий на крыше башни привела к тому, что танк имел слабую защиту от бутылок с зажигательной смесью.
В случае же с воздухопритоком в корме башни ситуация оказалась ещё более нелепой. Выяснилось, что через него можно просунуть руку и, что ещё хуже, гранату. По этой причине в ходе производства его форму изменили. Впрочем, как показало изучение танков более поздних серий в СССР, проблему устранили не до конца.
Ещё одной традиционной для пехотных танков головной болью стали траки гусениц. В отличие от траков Infantry Tank Mk.II, которые были штампованными, для Infantry Tank Mk.III их изготавливали методом литья. Проблемы оказались не только в низких качествах сцепления на бездорожье. Траки были довольно сложными по конструкции (особенно это касается их соединения). Чтобы соединить их между собой, требовалось два пальца, причём речь идёт не о половинках, как у некоторых траков других типов. С пальцами скреплялось по два «переходника». Система оказалась ненадёжной и постоянно ломалась.
Под конец выпуска Infantry Tank Mk.III появились штампованные траки, которые использовались и на ранних Infantry Tank Mk.III*. Они лучше себя вели с точки зрения сцепления с грунтом, но при этом ненадёжное соединение осталось. Неудивительно, что долго эти траки в серии не продержались. Довольно быстро их заменили литыми «скелетными» траками, гораздо более простыми и надёжными.
Пришлось вносить коррективы и в некоторые элементы корпуса. На Infantry Tank Mk.III конструкторское бюро Vickers использовало весьма сложную, но эффективную систему воздухозаборников моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря ей осуществлялся свободный доступ воздуха, но для бутылок с зажигательной смесью такая система оказалась непреодолимой. Правда, первый вариант жалюзи был неудачным, так что в ходе производства его улучшили. Также изменили кожух над глушителем. Ближе к концу производства первой версии Infantry Tank Mk.III сетчатую конструкцию заменили на сплошной лист, более простой и надёжный.
Самое серьёзное изменение в конструкции танка произошло в конце 1940 года. Эксплуатация в войсках выявила массу проблем с бензиновым двигателем AEC A189. Мотор оказался крайне ненадёжным. Пришлось срочно искать решение возникшей проблемы. Замена нашлась быстро — дизельный двигатель A190 всё той же AEC, также имевший автобусное происхождение. При объёме 9,65 л он развивал мощность 131 л. с., то есть оказался практически равнозначен предшественнику. Куда важнее было то, что этот мотор обладал гораздо более высокой надёжностью.
С заменой мотора медлить не стали, в результате количество выпущенных Infantry Tank Mk.III по первым контрактам оказалось меньше запланированного — 308 штук. Elswick Works изготовила 175 танков данного типа (номера T15946-T16120), MCCW выпустила 66 машин (номера T16221-T16264 и T20419-T20440), а BRC&W — 67 (номера T16356-T16421). Версия с мотором AEC 190 получила обозначение Infantry Tank Mk.III*.
Благодаря тому что по габаритам двигатели A189 и A190 практически не отличались друг от друга, внешне последние Infantry Tank Mk.III и Mk.III* были идентичными. По этой причине отличить танки можно только по регистрационным номерам. Ранние машины оснащались штампованными траками, которые по ходу производства заменили на литые, «скелетного» типа.
Ещё одним существенным изменением, которое внесли в ходе производства, оказалась радиостанция. Поначалу на танк ставилась радиостанция № 11 с довольно сложным по конструкции креплением антенны. Во второй половине 1941 года её заменили на более компактную и надёжную радиостанцию № 19. Она оставалась стандартной для английских танков до конца войны, её же ставили в американские танки, которые поступали в Великобританию по программе ленд-лиза. Одновременно с вводом радиостанции № 19 изменилось крепление антенны. Его перенесли на крышу башни ближе к задней стенке. Примерно в это же время с левого борта башни появился лючок для выброса гильз, также выполнявший роль пистолетного порта.
Infantry Tank Mk.III* оказался самой массовой версией данного танка. Уже в первом квартале 1941 года было сдано 316 машин, во втором — 372, в третьем — 407 штук. Всего же было выпущено 1493 машины данного типа, из них 350 изготовил завод Elswick Works, 494 MCCW и 649 BRC&W. На тот момент это оказалось рекордом для английского танка одной модификации, превзойти который смог только Cromwell IV. Неудивительно, что именно эта версия оказалась основной среди Infantry Tank Mk.III, воевавших в Северной Африке.
Летом 1941 года произошло переименование танка. Поскольку к тому моменту начали разрабатываться его новые версии и старый индекс стал неудобным для использования, танк получил обозначение Valentine. Infantry Tank Mk.III стал Valentine I, а Infantry Tank Mk.III* стал Valentine II. Примерно в то же время, когда появилось обозначение Valentine II, танк получил дополнительный топливный бак на левом крыле.
В целом данная версия была вполне удачной. Тем не менее ближе концу 1941 года она сошла со сцены. Причиной стала силовая установка. Во-первых, производитель двигателей AEC оказался перегружен заказами и не успевал за такими темпами роста производства. Во-вторых, по ленд-лизу поставлялись не только танки — за океаном нашёлся и подходящий мотор. Им оказался двухтактный дизельный 6-циллиндровый двигатель General Motors 6–71. В военном исполнении он имел обозначение General Motors 6004.
Этот мотор объёмом 6,98 л использовался на автобусах General Motors и, что важнее, его спаренный вариант предполагалось ставить на средние танки M3A3, M3A5 и M4A2. В таком варианте мотор развивал номинальную мощность 188 л. с., а максимальную — 205 л. с. Но для Valentine было решено его дефорсировать до 138 л. с. Этой мощности вполне хватало, чтобы соответствовать задачам пехотного танка.
Вариант с двигателем GM 6004 запустили в серийное производство осенью 1941 года под названием Valentine IV. Перескок с индексом не должен удивлять: под обозначением Valentine III выпускалась другая версия танка, которая достойна отдельного повествования. Её делал завод BRC&W, в производстве Valentine IV участие не принимавший. Надо сказать, что в Бирмингеме постепенно от производства Valentine отдалялись, поскольку с 1942 года более приоритетным стал крейсерский танк Cromwell.
Что же касается Valentine IV, то внешне он от Valentine II последних выпусков ничем не отличался. Помимо мотора новая модификация получила новую коробку передач, и это стало хорошей новостью для механиков-водителей. До того на танк устанавливалась 5-скоростная механическая коробка передач Meadows Type No.22. Теперь же ставилась 5-скоростная механическая коробка передач Spicer, имевшая синхронизаторы. Это заметно облегчило работу механика-водителя.
Появление модификации Valentine IV снова внесло сумятицу в контракты по выпуску танков. Некоторые из них пришлось переделывать. Изменения касались и финансовой стороны вопроса: теперь стоимость в документах разделялась на сам танк и двигатель с трансмиссией. Например, по контракту T9824 с Vickers от 31 мая 1940 года предполагалось выпустить 300 Valentine I, потом их заменили на Valentine II, а под конец разделили на 250 Valentine II и 50 Valentine IV. При этом Valentine II стоили 11 000 фунтов стерлингов за штуку, а цена Valentine IV складывалась из 7120 фунтов за танк и 4490 фунтов за мотор и другие агрегаты.
Объёмы выпуска Valentine IV оказались скромнее, чем у предшественника. Всего было построено 660 танков данного типа, из них 425 изготовили на Elswick Works и 235 на MCCW. Большинство из них (520 штук) отправилось в СССР, правда, происходил этот процесс аж до лета 1944 года, и часть машин оказалась, что называется, б/у. К 1942 году больший приоритет в производстве отдавался уже модификации Valentine V.
Не для того театра боевых действий
Первым получателем Infantry Tank Mk.III стала 21-я танковая бригада, в которую танки стали поступать с 3 августа 1940 года. Там они приняли эстафету у морально устаревших Medium Tank Mk.II, в связи с началом войны временно возвращённых на службу. Довольно высокий темп выпуска позволил укомплектовать бригаду матчастью до состояния полной боеготовности уже к середине сентября.
Далее танки стали поступать в 6-ю бронетанковую дивизию, созданную в сентябре 1940 года. Следующим соединением стала 8-я бронетанковая дивизия, сформированная 4 ноября 1940 года. Затем машины начали поступать в 11-ю бронетанковую дивизию, созданную в марте 1941 года. С весны 1941 года вместо Valentine I в части стали поступать более совершенные Valentine II. Уже к концу июня 1941 года в частях находилось 203 Valentine I и 569 Valentine II. Например, в 6-й бронетанковой дивизии имелось 324 Valentine, а в 8-й — 290.
К середине августа число Valentine I в частях снизилось до 180 штук, а Valentine II, наоборот, выросло до 696 штук. Стоит отметить, что 6-я, 8-я и 11-я бронетанковые дивизии оставались в резерве в метрополии, их долго не посылали на другие театры военных действий. К резерву относилась и Польская танковая бригада, получившая 24 Valentine I.
Танки данного типа прекрасно подходили для боевых действий в метрополии. И хотя в середине 1941 года угроза немецкого вторжения в Британию миновала, большое количество пехотных танков здесь выглядело совсем не лишним.
Первой частью, которая применила Valentine в бою, стал 8-й королевский танковый полк. Случилось это в ноябре 1941 года во время операции «Крестоносец». Как показала практика, само по себе использование пехотных танков в условиях пустыни если не ошибка, то весьма спорное решение. Для такого театра боевых действий больше подходили быстрые крейсерские танки, а медлительный пехотный становился удобной мишенью. В условиях быстрого насыщения немецко-итальянской группировки мощной противотанковой артиллерией толстая броня оказывалась далеко не главным аргументом. Впрочем, уже на этом этапе стало ясно, что Valentine всё же несколько превосходит танк Matilda, особенно это касалось манёвренности.
Примерно то же самое наблюдалось и в ходе боевых действий зимой 1942 года. С одной стороны, танкисты жаловались на слабую пушку и тесную двухместную башню. Это, кстати, во многом объясняет переориентацию производства на выпуск Valentine III и Valentine V. С другой стороны, танкисты 44-го Королевского танкового полка в своих докладах отмечали более высокую скорость Valentine по сравнению с Matilda. Кроме того, меньшие габариты оказались не только минусом, но и плюсом, ведь в относительно небольшой танк было сложнее попасть.
Не стоит удивляться после этого, что Valentine прослужили в частях дольше, чем Matilda. Например, в ходе второй битвы за Эль-Аламейн Matilda уже были выведены из первой линии и использовались больше как тральщики. В это же время 23-я танковая бригада имела в общей сложности 135 Valentine разных модификаций. Танк того же типа имела и 8-я бронетанковая дивизия, прибывшая в Египет в июне 1942 года. Оказалась в Северной Африке и 6-я бронетанковая дивизия, которая, правда, быстро сменила свои Valentine на «Шерманы».
Танки, которые поступали в Северную Африку, были соответствующим образом подготовлены. Первые машины получали специальные крепления для канистр, позже на их месте появился дополнительный топливный бак. Также к крыльям крепились экраны, которые заметно снижали облако поднимаемой при движении пыли.
По итогам боёв в Северной Африке англичане в Valentine разочаровались. Здесь стоит лишний раз вспомнить о том, что данный театр боевых действий в принципе не очень подходил для пехотных танков. В Тунисе, особенно в тех местах, где была не только пустыня, Valentine проявил себя немного иначе. Тем не менее выводы для себя английские военные уже сделали. Северная Африка стала последним местом, где эти танки применялись ими в первой линии.
Неудачным оказалось и использование Valentine II в Бирме в1942 году. Тяжёлая броня в боях против японцев не особо пригодилась. Не сильно помогла она и на Мадагаскаре в мае 1942 года, когда вишисты смогли огнём 75-мм полевых орудий вывести из строя несколько Valentine, которые участвовали в десанте вместе с лёгкими танками Tetrarch. Также стоит упомянуть Новую Зеландию, куда ушло 98 Valentine II. В боевых действиях они не применялись. Зато повоевать пришлось Valentine III-V, тоже поставлявшимся в Новую Зеландию.
Источники и литература:
- British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011, ISBN 978–83–60672–13–6.
- Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012, ISBN 978–83–61421–36–8.
- Архив автора.
Комментарии к данной статье отключены.