В 75 году Иосиф Флавий создал первый написанный на арамейском языке вариант «Иудейской войны». Этот текст автор отправил евреям Вавилонии, чтобы ужасная судьба и трагическая гибель единоплеменников послужила им предостережением. Евреи диаспоры не оказали иудейским повстанцам той помощи, на которую они рассчитывали, ограничившись лишь посылкой на фронт добровольцев. Однако через поколение территории диаспоры стали ареной новой схватки евреев с Римом.
Иудея после подавления восстания
Многолетняя война иудеев за независимость от Рима завершилась катастрофой. Иерусалим был разрушен, а Храм — центр религиозной и политической жизни еврейского народа — сожжён. На руинах города был основан военный лагерь, в котором разместился Х Стремительный легион. Вместе с некоторыми вспомогательными отрядами он должен был охранять порядок в стране.
Если до войны Иудея управлялась прокураторами из числа всадников, то теперь во главе провинции поставили наместник из сенаторского сословия, который по совместительству также командовал легионом. Остатки местного самоуправления представлял Синедрион в Ямнии, который выполнял роль арбитра в религиозных и светских спорах. Он также имел право назначения на второстепенные судебные и административные должности.
Завоёванную страну Веспасиан объявил своей собственностью. За право пользоваться своими наделами владельцы должны были платить особую подать в императорскую казну. Земли, принадлежавшие жителям Эммауса, конфисковали и распределили среди 800 колонистов из числа отставных военных. Подать, которую прежде иудеи платили в размере двух драхм в год в пользу Иерусалимского храма, Веспасиан заставил вносить в казну храма Юпитера Капитолийского, а фактически тоже в императорскую казну. Эти поборы вызывали большое недовольство иудейского населения Римской империи не столько из-за их тяжести, сколько из-за их дискриминационного характера.
Диаспора
Со времён завоеваний Александра Великого в восточной части Средиземноморья существовала многочисленная еврейская диаспора. В большом числе евреи проживали в Вавилонии, Малой Азии, в Сирии и Египте. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии и Испании. В Египте их проживало более миллиона человек. Из них около 100 тысяч — в Александрии, где они населяли два городских района из пяти.
Среди евреев диаспоры были чиновники, воины, ремесленники, крестьяне, реже торговцы или ростовщики. Проживая в чужой среде и постоянно контактируя с иноверцами, египетские евреи постепенно эллинизировались. Арамейский язык выходил из употребления, заменяясь греческим. Большинство упомянутых в надписях на папирусах лиц носили греческие имена.
Из-за закрытого характера общин отношения евреев с соседями в местах их компактного проживания нередко были конфликтными. В 38 году в Александрии произошёл один из первых известных погромов. Римский наместник Аквилий Флакк вначале отстранился от пресечения злодеяний, а затем под влиянием погромщиков принял ряд репрессивных мер, включая насильственное выселение евреев в старый квартал, обыски в их домах, запрещение субботы, помещение императорских изображений в синагогах и т. д. Отправленное евреями к Калигуле посольство с жалобой на произошедшее не имело успеха и привело только к новым издевательствам.
С началом восстания в Иудее в 66 году в Александрии произошли новые волнения. После гибели нескольких людей александрийские евреи взялись за оружие. Наместник провинции Тиберий Александр ввёл войска на территорию еврейского квартала и вызвал подкрепление из соседней Ливии. Солдаты убивали всех встречных без разбора, грабили жилища, а затем их поджигали. В течение нескольких дней кровавого кошмара на улицах города было убито до 50 000 человек.
Репрессии, обрушившиеся на иудеев после подавления восстания, затронули также и египетских евреев. В 73 году был закрыт древнейший и крупнейший иудейский храм в стране, расположенный в так называемом Онийском округе, а его богатства были конфискованы. Репрессиям по подозрению в сочувствии к восставшим подвергся ряд видных лиц иудейской общины, их собственность также конфисковали.
Восстание в Месопотамии
Восстание евреев диаспоры в 115–117 годах крайне слабо освещено в источниках. Кассий Дион, Евсевий Кесарийский и Павел Орозий описывают разрозненные события, которые в сумме дают картину крупномасштабных волнений, практически одновременно прокатившихся по большинству восточных провинций Римской империи. Основным центром повстанческого движения, по-видимому, были еврейские общины Вавилонии, затем оно распространилось в западном направлении. Началу восстания непосредственно предшествовала война, которую в 114–116 годах император Марк Ульпий Траян вёл против Парфии. Эта война ознаменовалась крупномасштабными римскими завоеваниями на территории Армении и Месопотамии.
Уже в 115 году наибольшее сопротивление римлянам оказала Адиабена, правители которой за 100 лет до того приняли иудаизм, а также Нисибис, населённый преимущественно евреями. В 116 году, когда римская армия, заняв Вавилонию, вышла к берегам Персидского залива, в её тылу вспыхнуло восстание. Его подняли жители Нисибиса, Нагардеи, Ктесифона, Селевкии-на-Тигре, а также других городов только что завоёванных областей.
Восстание приобрело крайне опасный для римлян характер. Поддерживая действия мятежников, на север Месопотамии вторглась парфянская армия, которая перерезала растянувшиеся на 600 км римские коммуникации. Парфянам удалось нанести поражение посланному против них Лаппию Максиму, причём сам он пал на поле битвы. Лузий Квиет, другой римский военачальник, действовал более решительно и успешно. В конечном итоге ему удалось захватить и сжечь дотла центры восставших Нисибис и Эдессу. Тем временем Эруций Клар вернул под римский контроль Селевкию-на-Тигре, устроив при этом резню среди населения. Тысячи евреев поплатились жизнью за участие в волнениях.
Восстание в Киренаике, Египте и на Кипре
Ещё одним очагом восстания стала Киренаика, откуда оно распространилось на Египет. Своего предводителя, которого Евсевий называет Лукой, а Кассий Дион — Андреем, мятежники провозгласили царём, что говорит о мессианских ожиданиях в их среде.
Восстание сопровождалось истреблением эллинизированного населения. По данным Кассия Диона, от рук мятежников погибло не менее 220 000 «язычников», страна была опустошена, и её пришлось заселять заново при помощи колонистов. Повстанцы не только убивали, но и пытали своих жертв: заставляли их биться друг с другом наподобие гладиаторов, бросали диким зверям, сдирали с них кожу и подпоясывались их кишками. Разрушению подвергались языческие храмы Аполлона, Артемиды, Деметры, Плутона, Изиды и Гекаты, которые впоследствии пришлось восстанавливать.
Из Кирены повстанцы двинулись в направлении Египта. Их отряды стали появляться в долине Нила, проникая на юг вплоть до Фив. Египетский наместник Марк Рутилий Луп имевшиеся у него XXII Дейотаров и III Киренаикский легионы отправил для защиты переправы через Нил у Мемфиса, а против основных сил повстанцев выставил лишь слабый заслон к западу от Александрии. Восставшие легко опрокинули эти силы.
Остатки разбитых отрядов наместника отступили в Александрию и напали на иудеев города. Те в ответ также взялись за оружие. Им на помощь пришли единоплеменники из сельской местности. На несколько дней Александрия перешла в руки восставших. Греческому населению пришлось, запершись в своих кварталах, сражаться за жизнь. Часть города была серьёзно разрушена.
Одновременно с началом восстания в Киренаике за оружие взялись евреи на Кипре. Они выбрали своим предводителем некоего Артемия и по примеру своих киренаикских единоплеменников стали вырезать нееврейских соседей. В результате последовавших затем военных действий погибло около 240 000 человек, разрушена оказалась столица провинции Саламин.
Наконец, и в самой Иудее также вспыхнуло восстание, во главе которого стояли бежавшие из Александрии братья Папос и Юлиан.
Подавление восстания
Для восстановления порядка в охваченных восстанием провинциях Траян в 117 году послал в Египет и Киренаику Квинта Марция Турбона с VII Клавдия легионом, всадниками и военными кораблями. После жестоких боёв, стоивших жизни тысячам мятежников, Турбону удалось восстановить во вверенных ему провинциях порядок. О судьбе царя восставших Луки-Андрея ничего неизвестно. Наиболее вероятно, что он погиб или казнён вместе с множеством своих последователей.
Одновременно Луций Север восстановил порядок на Кипре. Евреев изгнали с острова и в дальнейшем им под страхом смертной казни запрещалось ступать на его берег. Командование в Иудее поручили жестокому Лузию Квиету, командиру мавританской конницы, главным образом ответственному за подавление восстания в Месопотамии. За короткий срок ему удалось рассеять отряды повстанцев, запереть их в Лидде и путём голода и лишений заставить сложить оружие. Предводители восставших и множество их последователей были обезглавлены.
Хотя римлянам в итоге удалось справиться с восстанием и взять под контроль отпавшие от них было территории, одним из его последствий был отказ Адриана от территориальных приобретений, сделанных его предшественником. Как только Адриан вступил на престол, он немедленно заключил мир с парфянским царем, вернув Хосрову завоёванные области и восстановил ранее существовавшую на территории Месопотамии систему буферных царств под управлением местных династов.
Восстание Бар-Кохбы
Большую часть своего правления Адриан провёл в разъездах по империи. Дважды, в 122 и в 129–131 годах, он посетил восточные провинции. Во время путешествий император широко субсидировал городское строительство. Среди еврейского населения провинций широко распространились слухи о его намерении восстановить Иерусалимский храм, однако подтверждения они не получили.
В 130 году Адриан посетил лежавший в руинах Иерусалим. По его приказу на месте старого города основали новый, который должен был стать колонией выходивших в отставку ветеранов Х легиона. По имени создателя городу хотели присвоить имя Элия Капитолина. Его украшением, по замыслу императора, должно было стать святилище Юпитера Капитолийского, воздвигнутое на вершине Храмовой горы. Строительство его на священном месте наряду с введённым запретом на обрезание глубоко оскорбило религиозные чувства евреев и стало предпосылкой для их нового выступления.
В отличие от восстания 116–117 годов, стихийного выражения протеста, на этот раз евреи в течение ряда лет энергично готовились к борьбе. Согласно сообщению Кассия Диона, они нарочно плохо изготавливали оружие, которое им заказывали римские власти, чтобы сохранить его у себя, как заказчик его забракует. Евреи также укрепляли горные пещеры и соединяли их между собой подземными ходами на случай бегства от преследователей.
Во главе подготовки к восстанию стоял умелый лидер Симон Бар-Косиба, получивший от своих последователей имя Бар-Кохба («Сын звезды»), указывавшее на мессианский характер его фигуры. Большое значение для распространения восстания имела поддержка этих представлений со стороны признанного лидера духовенства Рабби Акивы. Благодаря этому выступление мятежников превратилось в фанатичную борьбу на уничтожение.
Восстание началось в 132 году в Модиине, где за 300 лет до того вспыхнуло восстание Маккавеев. Непосредственным толчком к выступлению, согласно легенде, послужило нападение римских солдат на свадебную процессию. После этого волнения быстро охватили всю провинцию. Повстанцы умело применяли партизанскую тактику и одержали ряд крупных успехов. Под их контроль перешли обширные территории.
Успеху восстания способствовала недооценка серьёзности ситуации со стороны римского наместника Тинния Руфа. Его неудачи постепенно встревожили императора, и в 133 году в провинцию с подкреплениями прибыл сирийский наместник Публий Марцелл. Его появление также не смогло изменить положения дел в пользу римских войск. На время под контроль восставших перешёл даже Иерусалим, где Бар-Кохба официально провозгласил себя царём Израиля.
Поняв серьёзность ситуации, Адриан бросил на подавление восстания все силы. Помимо размещавшегося на территории Иудеи X Стремительного легиона сюда перебросили VI Железный и XXII Дейотара легионы, а также вексилляции девяти других легионов из соседних провинций, не менее 12 вспомогательных когорт и 3 ал конницы. Таким образом, численность собранной в Иудее римской армии превышала 60 000 человек.
Во главе этих сил в декабре 133 года был поставлен лучший военачальник империи Секст Юлий Север, которого в спешном порядке отозвали из Британии. Севера сопровождал Квинт Лоллий Урбик, бывший до того наместником Нижней Германии, и Гатерий Непот, наместник Аравии. Несмотря на такое скопление сил, борьба долго велась с переменным успехом. Прежде чем одержать решительную победу, римский военачальник выдержал 54 сражения. Считается, что к этому времени относится потеря XXII Дейотара легиона, который полностью уничтожили восставшие.
В 135 году к фронту военных действий прибыл сам император Адриан. К тому моменту Север разгромил повстанцев, Бар-Кохба с остатками своих воинов был заперт в крепости Бетар (сейчас Хирбет аль-Яхуд), где самоотверженно выдерживал долгую осаду.
Израильские учёные в 1960 году обнаружили в пещере Нахал Хебер недалеко от Мёртвого моря 15 писем, отправленных Бар-Кохбой своим последователям Ионафану и Масабале. Последнее из них датируется ноябрём 135 года (незадолго до падения цитадели восставших). Эти письма подтверждают образ Бар-Кохбы как сурового, властного человека, авторитарного лидера, который представлен в Талмуде. По легенде Бетар пал 11 июля 136 года, в тот же день, когда был разрушен Иерусалимский храм. Бар-Кохба и все его сторонники, сопротивлявшиеся до последнего, погибли в бою. С падением Бетара кровопролитная война закончилась. Римляне без большого труда уничтожили последние мелкие отряды мятежников, продолжавших скрываться в пещерах в районе Мёртвого моря.
Последствия восстания
Римляне с неслыханной жестокостью расправились с побеждёнными. Кассий Дион сообщает о разрушении 50 городов и 985 деревень. От рук римских солдат погибло 580 000 человек, почти столько же было уведено в рабство или умерло от болезней и голода. Земля лишилась своих садов и деревьев, которыми она прежде славилась, и напоминала пустыню. Тела погибших мятежников власти запретили хоронить. Лишь по истечении долгого времени это стало возможным. Римляне казнили 8 поддержавших восстание членов синедриона, среди них Раби Акибу, чье тело было растерзано железными клещами.
Римский гарнизон провинции был значительно усилен. В дополнение к Х Стремительному легиону, чей лагерь находился в Иерусалиме, сюда перевели VI Железный легион, получивший новую стоянку близ эль-Леджуна недалеко от древнего Мегиддо. Иерусалим перестроили в Элию Капитолину, а евреям под страхом смерти запретили приближаться к городу.
Литература:
- Bar Kokhba reconsidered. Peter Schäfer (editor). Tübingen: Mohr: 2003.
- Bloom J. J. The Jewish Revolts against Rome, A.D. 66–135. A Military Analysis. – London, 2010. – 286 p.
- Eshel H. The Bar Kochba revolt, 132–135 // The Cambridge History of Judaism. Vol. 4. W.D. Davies, L. Finkelstein, S.T. Katz (eds.). Cambridge University Press, 1984, pp.105–127.
- Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Минск, 1957, 435 с.
- Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I – III вв. – М.: Издательство АН СССР, 1949. – 273 с.
- Фолкнер Н. Апокалипсис, или Первая иудейская война. М.: Вече, 2006, 480 с.
Комментарии к данной статье отключены.