Англия превратилась во «владычицу морей» не единомоментно. Продолжительному периоду её господства в Мировом океане предшествовал не менее длительный период, в ходе которого островное государство путём проб и ошибок создавало оптимальный по структуре и количеству военно-морской флот. Начиная с первой половины XVI века английские властители, балансируя между потребностями и возможностями, ковали тот самый инструмент, который должен был обеспечить их стране небывалое морское могущество.
Флотские метаморфозы
Первый большой флот в Англии начал строить король Генрих VIII, правивший в 1509—1547 годах. Причины, заставившие Генриха заняться морским строительством, были просты до невозможности. Дело в том, что Франция в начале XVI века платила Англии дань, чтобы английские разбойники и военизированные формирования не нападали на берега Франции. И вот французский король Франциск I эту дань платить отказался. Чтобы заставить пересмотреть столь опрометчивое решение, Генрих решил создать сильный флот, чтобы угрожать неприятельскому побережью.
Для строительства был введён особый налог — «корабельные деньги», который были обязаны платить все приморские графства. В 1509 году флот, названный English Navy (уже Английский флот, а не флот какого-то короля) насчитывал 3 корабля, в 1514-м — 15 кораблей, в 1527-м — 27 кораблей. Но у этого флота не было будущего по двум причинам.
Первая: флот строился не как государственный институт, а как средство шантажа французов. Естественно, что вопросами администрации, судостроения, снабжения, обслуживания никто не заморачивался. Вторая причина: у такого флота не было внятной программы корабельного строительства и планирования. Поэтому уже к 1540-м годам, поняв, что флот — игрушка дорогая, Генрих решил основу своего флота сделать наёмной, то есть, выделяя из казны определённые деньги, нанять частные корабли на воинскую службу. Английский флот времён короля Генриха VIII быстро сдулся как организация, и, по сути, стал обычным кадровым агентством для желающих подзаработать на морской войне.
Елизавета I Английская (королева Англии в 1558—1603 годах) при создании своего широко разрекламированного флота воспользовалась методами своего отца. Нововведение у Елизаветы, по сути, было только одно — она решила зарабатывать на собственно королевских кораблях, сдавая их внаём под процент от ожидаемой прибыли всяким сомнительным авантюристам типа Дрейка или Фробишера. Естественно, что такая организационная система в перспективе не могла довести до добра. Она и не довела.
Во время англо-испанской войны 1585—1604 годов корсарский флот Елизаветы продемонстрировал самые худшие качества: недисциплинированность, пренебрежение государственными интересами, плохое снабжение. В конце 1590-х дошло до смешного: поскольку испанцы довольно хорошо прикрыли эскортами свои торговые караваны и английские каперы на королевской службе начали нести ощутимые потери, многие из корсаров вступили на скользкий путь пиратства, грабя уже не хорошо защищённые испанские галеоны, а своих же союзников — французов, голландцев, шотландцев. В результате Англия чудом избежала войны с Францией и Голландией, для которых эти нападения были очень чувствительны.
Что более всего было неприятно, поставленные в портовые города для надзора за действиями корсаров комиссары чаще всего перекупались корсарами на корню, и за небольшой процент от пиратской выручки просто закрывали глаза на противоправные действия «английских ястребов». Да, при Елизавете появились зачатки военной организации флота, но сам флот всё ещё был кадровым агентством, а не корпорацией.
Прообраз будущего Королевского флота начал создаваться только при короле Карле I (1625—1649 годы). Это и стандарты по постройке кораблей, и ясная организация их военного применения, и планирование сроков службы и замены. Флот начал превращаться в разветвлённую военно-хозяйственную структуру.
Кстати, примерно в это время подобные метаморфозы происходили во многих европейских странах — в Испании, во Франции, в Голландии. Но подобные новшества — как в Англии, так и за её пределами — вызывали сильнейшее недовольство купцов, связанных с морской торговлей, и кораблестроителей. Купцы, уже в течение двух веков сдававшие внаём свои корабли государству для участия в военных экспедициях, теперь разом лишались существенного источника дохода. Судостроители же теперь не могли строить корабли двойного назначения, поскольку корона впервые ввела технические задания на построенные корабли. Государство теперь говорило, что готово купить то-то и то-то, и обязательно с вот такими характеристиками, и заниженные характеристики ему не нужны. То есть низкое качество постройки и устаревшие технологии теперь попросту не могли принести денег из госбюджета. Приходилось либо учиться строить по новым стандартам, либо менять профессию.
Окончательно в жёсткую военно-административную структуру будущий Роял Неви оформился во время английской Гражданской войны (1640-е — 1650-е годы). Кстати, в то время он был ещё раз переименован — теперь он уже назывался Parliament’s Navy, или Парламентский Флот, в пику Royalist’s Navy, или Роялистскому Флоту. Но во время Гражданской войны и англо-голландских войн Парламентский Флот очень страдал от дурного снабжения и малой степени экономической и бюрократической свободы.
Если со снабжением в охваченной междоусобной войной стране всё понятно, то остальные вопросы придётся прояснить. Во время англо-голландских войн была введена новая тактика, позже названная линейной. Её появление привело к созданию некоего стандарта технических характеристик, вооружения, водоизмещения, маневренности для кораблей разных рангов, позже переименованных в линейные корабли. Поскольку система комплектования флота до сих пор была двойственной (основу её составляли парламентские корабли, плюс большое количество нанятых частников), часть кораблей использовать в линии было невозможно. А другая часть кораблей вроде как и годились для новой тактики, но качество обучения их экипажей было совершенно неприемлемым. Решением этих проблем занялись комиссионеры флота, но основные реформы были предприняты только после Реставрации, с 1660-го года.
Кстати, именно в 1660 году Parliament’s Navy был переименован в Royal Navy of England (Королевский флот Англии), а позднее — просто в Royal Navy.
Корабли, деньги и планы
Чтобы построить современный и мощный флот, что в эпоху парусов, что сейчас нужно соответствующее и предсказуемое финансирование. Но как финансировать неизвестную величину? Ведь во времена Генриха VIII или Елизаветы I флот мог резко увеличиться с 20 кораблей до 140, а то и до 200. А если флот у нас постоянный, скажем, 100 кораблей, и каждый корабль служит в среднем 10 лет, понятно, что каждый год мы должны закладывать 10 новых кораблей, чтобы поддерживать заданную численность корабельного состава. Здесь появляется возможность долгосрочного планирования трат и расходов на флот. Что же касается ситуации при Генрихе и Елизавете, то на постройку и содержание 20, 140 или 200 кораблей деньги нужны совсем разные, и никакого финансового прогнозирования в таких условиях не получится.
Эта проблема имеет два варианта решения:
- Определить какой-то численный состав флота, который желательно содержать для обороны своих берегов и уничтожения противника.
- Определить количество денег, выделяемых на военно-морские силы, и «по одёжке протягивать ножки», то есть строить и восполнять флот исходя из бюджета.
Англичане смогли объединить оба этих подхода, причём сделали это очень оригинально. Но давайте по порядку.
Во времена Карла II (1660—1685 годы) корабли строились совершенно бесконтрольно. Король, ключевой чиновник Адмиралтейства Сэмюэл Пипс и адмиралы в Парламенте просто говорили, какая сумма нужна, и Парламент после продолжительной драки либо выделял деньги, либо урезал бюджет, а иногда и вообще не выделял ничего. Примером подобного подхода могут служить парламентские дебаты 1677 года и программа «тридцати новых кораблей» для Роял Неви.
Если в 1665 году английский флот состоял из 102 кораблей против 81 голландского и 36 французских, то через 10 лет картина была совершенно иной. У Англии из-за недофинансирования было всего 77 кораблей, и это против 108 голландских и 85 французских. В результате ведомством Пипса в Парламент было внесено предложение о постройке 20 новых кораблей, а чуть позже количество увеличили до 30. При этом на постройку просили ни много, ни мало — 1 миллион 600 тысяч фунтов, тогда как весь бюджет Роял Неви (без предлагаемых к постройке кораблей) составлял на тот момент 2,2—2,4 миллиона фунтов стерлингов. Парламентарии встретили проект со сдержанным скептицизмом. Как саркастически отметил один из депутатов:
«1 миллион 600 тысяч за 30 кораблей — это значит по 53000 фунтов за корабль. Они будут полностью сделаны из золота и серебра?»
Рассказы Пипса о возросшей силе французского флота вызвали лишь улыбку депутатов Палаты общин. Они заявили, что «король Франции не сможет своим флотом штурмовать Вену», намекая на то, что главным противником Франции являлась Священная Римская империя, для борьбы с которой французам нужна армия, а не флот.
«Перестройки» Пипса
Однако серия побед Дюкена в 1676 году в Средиземном море заставила подойти к финансированию флота более серьёзно. В результате почти годовых дебатов было решено выделить 600 тысяч фунтов на постройку одного корабля I ранга водоизмещением в 1400 тонн, девяти кораблей II ранга в 1100 тонн и двадцати кораблей III ранга в 900 тонн. При этом их постройка растянулась на 10 лет (1676—1685 годы) из-за того, что требуемая сумма поступала не полностью, а отдельными неравномерными траншами.
Кроме того, в полный рост встала проблема истощения лесных ресурсов. Ведь в 1670 году была сведена на нет последняя английская дубрава Форест Эйр недалеко от Линдхерста, и качественный лес теперь нужно было закупать, а не вырубать в своей стране. И эта проблема тоже требовала финансового решения, то есть увеличения бюджета флота.
Сводная таблица строительства и закупки иностранных кораблей в Англии:
Период |
Количество построенных кораблей |
Куплено кораблей в других странах |
1666–1670 |
26 |
13 |
1671–1675 |
22 |
8 |
1676–1680 |
30 |
25 |
1681–1685 |
5 |
5 |
1686–1690 |
6 |
1 |
Из таблицы видно, что после 1680 года Парламент фактически свернул строительство новых кораблей. В результате Пипс, вернувшийся в Адмиралтейство в 1684 году после опалы, обнаружил, что в состав Королевского флота имеются лишь 24 корабля и фрегата с 3070 моряками. В результате героических усилий часть фактически сгнивших кораблей была восстановлена, и к 1688 году Роял Неви мог вывести в море уже до 70 кораблей. Восстановление флота обошлось в 1 051 384 фунта стерлингов.
Численности корабельного состава — ключевой показатель для флота. От него зависят и количество матросов, и размеры складов, и, в конечном счете, размеры финансирования.
Что в первую очередь бросается в глаза в вышеприведенной таблице? Да совершенно нерегулярные финансовые вливания! Согласно королевскому эдикту 1677 года размер корабельного состава был обозначен в 107 кораблей, а срок жизни корабля — в 5 лет. Таким образом, в год следовало вводить в строй 22 корабля. Но такие показатели на практике оказались недостижимыми. В первую пятилетку отражённого в таблице периода в строй было введено 39 кораблей, во вторую — 30 кораблей, в третью — 55 кораблей, в четвертую — 10 кораблей, в пятую — 7 кораблей. Налицо совершенно нерациональное расходование средств и полное отсутствие планирования. Понятно, что 55 кораблей, введённых в строй в 1676—1680 годах к 1686—1690 годам году просто превратились в труху, а взамен флот получил всего 7. Естественно, это был порочный круг, из которого надо было как-то вырываться.
И вот в 1686 году вернувшийся в Адмиралтейство Сэмьюэл Пипс находит гениальный юридический выход: теперь перестройки и тимберовки кораблей проходят как постоянные траты Адмиралтейства, тогда как постройка новых кораблей обязательно согласовывается с Парламентом. Поскольку согласование с Парламентом было делом долгим и сложным, на 1686 год был определён численный состав кораблей, в пределах которого можно было производить лёгкие и капитальные ремонты. Число это фиксировалось в районе 100 кораблей. Да, иногда оно снижалась до 86—90 боевых единиц, иногда возрастала до 120-ти, но всегда колебалась в районе цифры 100.
Разберёмся, как же это работало. К примеру, 100-пушечный корабль I ранга «Роял Соверен» пришел в негодность. Самое логичное решение — пустить его на слом и построить новый. Но, как мы помним, строительство новых кораблей всегда согласовывается с Парламентом, а это дело долгое и муторное. Поэтому мы отправляем «Роял Соверен» на перестройку (rebuild). В идеале, мы должны разобрать линкор по досочке, просмотреть каждую деревянную деталь, испорченные детали заменить новыми и собрать его обратно. На деле же все происходило совершенно иначе: старый «Роял Соверен» разбирался на верфи, к примеру, Ширнесса, испорченные детали выкидывались, хорошие — складировались, а в то же время где-нибудь в Вулвиче строился совершенно новый линкор под тем же названием.
Парламентарии сначала были очень довольны нововведением. Но потом в их головы закралась мысль, что без обмана тут не обошлось, и тимберовку разделили на «верхнюю» (repair, или работы по замене деталей корабля, находящихся над водой, без постановки корабля в док) и «нижнюю», или полную (rebuild, когда корабль заводился в сухой док и разбирался). На последнюю были установлены ограничения по определённому количеству кораблей в год (как раз после того, как Пипс в 1686—1689 годах провел по строке «rebuild» («перестройка») 69 кораблей I—III рангов и, по сути, «перестраивая», построил новые корабли).
Несмотря на подобные попытки противодействия, нововведение Пипса стало гигантским скачком вперед. Теперь численность корабельного состава Роял Неви закреплялась законодательно, и можно было планировать и формировать постоянный морской бюджет.
Отметим ещё один важный момент. Одно дело — когда идет война, другое дело — мирное время. Понятно, что во время войны и 100 кораблей может быть мало, а в мирное — и 50 будет много. Как же англичане решали эту проблему? Опять-таки, очень просто. По штатам мирного времени Королевский флот имел численность активного боевого состава в 20 кораблей и 40 фрегатов. Остальные корабли и фрегаты выводились в резерв. То есть с них снимали рангоут и такелаж, разгружали и разоружали, и ставили на корабельные стоянки, обычно недалеко от верфей. А в случае войны эти корабли можно было сравнительно быстро вооружить и ввести в строй.
Литература:
- J.D. Davies «Pepys's Navy: Ships, Men and Warfare 1649–89» — Seaforth Publishing; 1-st Edition edition, 2008 г
- A. Bryant «Samuel Pepys; The Saviour of the Navy» — The Reprint Society Ltd; Reprint edition, 1953.
Комментарии к данной статье отключены.