Частью плана Союзного командования в операции «Факел» (Operation Torch) в ноябре 1942 года был захват порта Орана в Алжире со всей инфраструктурой прямой атакой с моря, чтобы воспрепятствовать его разрушению и получить возможность немедленно приступить к выгрузке здесь тяжёлой техники и материалов. Но французы, имевшие здесь боевые корабли, не собирались сдаваться без боя.
По замыслу операции «Сопротивление» (Résistance), в 01:00 8 ноября 1942 года Центральное оперативное соединение коммодора Томаса Трубриджа (Thomas H. Troubridge) высаживало сухопутные войска на двух участках западнее и одном участке восточнее Орана. Чтобы захватить невредимым сам порт, экс-американские корабли береговой охраны, а ныне британские шлюпы «Уолни» (HMS Walney) и «Хартленд» (HMS Hartland) должны были под огромными американскими флагами проникнуть в гавань и высадить там две роты 6-го пехотного полка 1-й американской бронетанковой дивизии (393 человека) под командованием подполковника Джорджа Маршалла (George F. Marshall).
Основными задачами десантников была нейтрализация батареи Равин Блан и форта Ламун, а также захват и удержание портовых сооружений Орана. На «Хартленде» находилось небольшое подразделение ВМС США численностью 35 человек и 52 военнослужащих Королевского флота, имевших задание захватить торговые суда в гавани, чтобы предотвратить их затопление. Особую ценность представлял 25 000-тонный плавучий док. Серьёзного сопротивления со стороны французов не ожидалось. Руководил операцией, получившей название «Резервист» (Operation Reservist), кэптен Фредерик Питерс (Frederick T. Peters) на «Уолни».
Несмотря на мнение американских адмиралов, справедливо считавших, что подобная атака не будет иметь успеха хотя бы потому, что в темноте флаги не различимы, англичанам удалось продавить положительное решение. Атака была назначена на 03:00 8 ноября. С моря прорывавшимся в порт кораблям оказывал поддержку лёгкий крейсер «Аврора» (HMS Aurora) под командованием кэптена Уильяма Эгнью (William G. Agnew).
Провал авантюры
Из боевых кораблей французского флота в Оране 7 ноября находились лидер «Эпервье» (Epervier), эсминцы «Трамонтан» (Tramontane), «Тайфун» (Typhon) и «Торнад» (Tornade), авизо «Ла Сюрприз» (La Surprise) и восемь подводных лодок. Подход крупных британских морских сил к побережью был обнаружен заблаговременно, а около 02:00 от постов в заливе Арзе (25 миль восточнее Орана) и бухте Андалуз (20 миль западнее Орана) поступили сообщения о высадке вражеских войск. Командующий морскими силами Виши в Оране контр-адмирал Риу привёл все подразделения береговой обороны в боевую готовность, а три эсминца 7-го дивизиона в 02:50 получили приказ отправиться в Арзе.
В 01:00 отряд Питерса — оба шлюпа и катера ML-480 и ML-483 — вышел в исходную точку в трёх милях от Орана и принялся ожидать установленного времени. В 02:45 со штабного корабля Трубриджа «Ларгс» (HMS Largs) поступил приказ на начало атаки, и Питерс на 15 узлах двинулся к входу в гавань. В темноте британцы проскочили мимо входного бона, описали по часовой стрелке полную циркуляцию и пошли на второй заход, но в полумиле от цели были замечены, освещены мощным прожектором форта Ламун и обстреляны с ближайших к входу огневых точек и батареи Равин Блан. Шлюпы и катера начали ставить дымовую завесу, но дувший с берега ветер её сносил. В неразберихе «Уолни» столкнулся с ML-483, и катер покинул поле боя.
Однако повторная попытка удалась. Под прикрытием завесы «Уолни» лейтенант-коммандера Питера Мейрика (Peter C. Meyrick) протаранил сначала один, а через несколько минут и второй бон (носы шлюпов были предварительно усилены), и в 03:15 вошёл в гавань. Уже в аванпорте он приостановился, спустил на воду три каноэ с десантниками и, обстреливаемый с берега, последовал дальше вглубь гавани. До Центрального мола, точки высадки основной массы войск, ему предстояло пройти полторы мили.
Сразу за молом Равин Блан шлюп был обстрелян малокалиберной артиллерией и пулемётами пришвартованного здесь эсминца «Тайфун». Затем он попал под обстрел подводных лодок «Серес» (Céres) и «Паллас» (Pallas). Шлюп загорелся, но завершил спуск каноэ и на 4 узлах продолжил следование в глубь акватории. За молом Миллеранду в 03:25 «Уолни» встретил авизо «Ла Сюрприз», который направлялся к выходу из гавани, чтобы разведать ситуацию в бухте Aндалуз. Шлюп попытался таранить француза, но ему не хватило скорости, и «Ла Сюрприз», открыв огонь с 300 метров, уклонился. Корабли разошлись левыми бортами в 25 метрах.
До этого момента «Уолни» пострадал незначительно. Он миновал бассейн Марокко и приблизился к Центральному молу. Здесь был пришвартован лидер «Эпервье» капитана 2-го ранга Лорина, а рядом, кормой к набережной Ламун, стоял готовый к отплытию эсминец «Трамонтан».
Подполковник Маршалл собирался взять лидер на абордаж, посадив на лодки с каждого борта по 14 человек, в то время как сам с 15 солдатами спрятался за мешками с песком на носу шлюпа, намереваясь броситься на палубу лидера с гранатами. Но тут «Эпервье» осветил шлюп прожектором, и оба француза в упор открыли огонь из носовых орудий. Лодки сразу были сметены с палубы «Уолни» вместе с десантниками. Открывшие было огонь по «Трамонтану» орудия «Уолни» были подавлены. «Трамонтан» стрелял по британскому шлюпу в правый борт, поражая его в машинное отделение, затем последовали попадания в котельную и рулевой отсек.
Попавший в мостик снаряд убил 16 из 17 находившихся там офицеров и членов экипажа. Удивительно, но уцелел только сам кэптен Питерс, который был тяжело ранен. Шлюп потерял управление и лёг в дрейф. Экипаж заложил подрывные заряды и стал покидать охваченный огнём корабль. В итоге в 04:45 получивший около 60 попаданий «Уолни» взорвался и опрокинулся. Погиб 81 член экипажа, а выжившие, добравшись до берега, попали в плен.
Следовавший в 400 ярдах за флагманом «Хартленд» лейтенант-коммандера Биллота из-за дыма почти не видел вход в гавань и в 03:25 налетел на мол. Дав задний ход, шлюп был освещён прожектором форта Ламун и обстрелян с батареи Равин Блан. «Хартленд» попытался отстреливаться, но сделал только три выстрела, после чего все артиллеристы были перебиты. «Хартленд» всё-таки проник в гавань, пересёк акваторию аванпорта и, огибая мол Равин Блан, попал под обстрел с дистанции менее чем 100 футов с эсминца «Тайфун», а затем и подлодок «Серес» и «Паллас».
Французский эсминец выпустил по британцам в упор 30 130-мм снарядов. Избиваемый «Хартленд» повернул к набережной, но потерял управление, и в 04:10 Биллот отдал приказ стать на якорь и эвакуироваться. Большая часть людей, находившихся на шлюпе, были убиты или ранены. В этот момент французы прекратили стрельбу, так что американцам и англичанам удалось добраться до берега, где они и были захвачены в плен.
В 05:25 «Хартленд» взорвался, но ещё оставался на плаву, пока в 10:25 не был потоплен новым взрывом. Погибло 34 члена экипажа. Неудавшаяся атака стоила Союзникам двух кораблей, 309 человек убитыми и 250 ранеными. Погибли 189 военнослужащих армии США, включая подполковника Маршалла, три моряка и два морских пехотинца, а также 115 британских моряков, в том числе и лейтенант-коммандер Мейрик. Из попавших в плен невредимыми оставались всего 47 человек.
Реванш англичан
После того как «Ла Сюрприз» разминулся с «Хартлендом», он вышел из гавани и двинулся на запад. В миле от бухты Андалуз авизо заметил стоявший на якоре войсковой транспорт «Ллангиби Касл» (Llangibby Castle) и в 06:45 открыл по нему огонь из единственного 100-мм орудия. В этот момент примчавшийся эсминец «Бриллиант» (HMS Brilliant) лейтенант-коммандера Артура Жоффре-Поэ вступил с французом в бой, поразив противника с третьего залпа.
Эсминец стрелял бронебойными 4,7-дюймовыми снарядами, и вскоре «Ла Сюрприз» перестал отвечать. Англичане на некоторое время прекратили стрелять, чтобы дать время французским морякам эвакуироваться, а затем 2–3 залпами покончили с авизо. «Ла Сюрприз» перевернулся и в 07:15 затонул вместе с 55 членами экипажа из 100, включая командира капитана 3-го ранга Жака-Рене Лавиня. Уцелевшие, в том числе 21 раненый, были приняты на борт «Бриллианта».
В 04:00 флагман 7-го дивизиона «Трамонтан» капитана 2-го ранга Андре Лорена Густава де Фероди, уклоняясь от горящего «Уолни», сменил место стоянки, а в 04:45, передав приказ «атаковать вражеское соединение, высаживающее десант восточнее Орана» «Тайфуну» и «Торнаду», первым двинулся к выходу из гавани. «Торнад» капитана 3-го ранга Парэ последовал за ним, но в густом дыму, идущем от «Хартленда», зацепил носом насыпь мола. Нос был разбит, форпик разрушен по переборку, и скорость пришлось снизить до 6 узлов. «Тайфун» вышел в море спустя несколько минут. Лидер «Эпервье», заканчивающий ремонт, не был готов к выходу и остался в порту.
В 05:00 «Трамонтан», имевший только три действующих орудия главного калибра (расчёт четвёртого отбывал на берегу дисциплинарное наказание), взял курс на север. В 05:42 слева по носу он увидел корабль и дал опознавательный сигнал. Увы, это был лёгкий крейсер «Аврора», который с 6000 ярдов ответил хорошо нацеленным залпом с попаданием в орудие №3. Буквально следующим попаданием было уничтожено едва открывшее огонь орудие №1. Орудие №2 успело сделать несколько выстрелов и замолчало: осколки уничтожили его расчёт. Разрывы произвели страшное опустошение и на мостике, убив или ранив осколками всех находившихся там, включая командира.
Командование принял 2-й помощник, и французский эсминец, следуя зигзагом, повернул на северо-восток. Носовые погреба были затоплены из-за возникшего там пожара. Орудие №3, возобновившее было стрельбу, окончательно замолчало из-за отсутствия готовых боеприпасов. «Аврора» приблизилась настолько, что обстреливала надстройки эсминца из «пом-помов», одновременно поражая его 6-дюймовыми снарядами. Рубка перед мостиком пылала.
Оставшись без артиллерии, «Трамонтан» в 06:00 повернул вправо, пытаясь достичь мыса Эгюй, но корабль быстро погружался. Когда нос ушёл под воду почти по мостик, корабль полностью потерял ход. Экипаж начал эвакуацию, но корабельный катер был повреждён, а спущенная с кормы шлюпка с ранеными попала под вращающийся винт. Часть прыгнувших в воду моряков подобрал подошедший эсминец «Тайфун». В бою погибло 28 членов экипажа «Трамонтана».
Вышедший из гавани следом «Тайфун», в отличие от «Трамонтана», проследовал на северо-восток, прямо к мысу Эгюй. Сквозь лёгкий туман капитан 3-го ранга Абралль в бинокль увидел «Аврору» и, как ему показалось, «два эсминца». В 06:10 «Тайфун» с 10 000 ярдов безуспешно выпустил по «Авроре» две торпеды, а спустя 10 минут подошёл к своему флагману для спасения оставшихся в живых. «Тайфун» попытался завести на «Трамонтан» буксирный конец, но, обстреливаемый британцами, отказался от этого намерения.
Во второй половине дня из Орана пришёл буксир «Котантен» (Cotentin), который перетащил «Трамонтан» на песчаную отмель в бухте Кристель под защиту трёхорудийной 240-мм батареи мыса Канастель и забрал 80 членов его команды.
На «Торнаде» через 15 минут после наскока на мол дали 12 узлов, но быстро были вынуждены снизить скорость до 10 узлов, чтобы уменьшить нагрузку на палубу. Направляясь в залив Арзе, «Торнад» в 06:15 заметил по левому борту следовавшие северо-восточным курсом английские корабли: крейсер «Аврора», эсминец «Боудикка» (HMS Boadicea) лейтенант-коммандера Бродрика и эскортный миноносец «Калп» (HMS Calpe) лейтенант-коммандера Генри Кирквуда.
В 06:45 «Боудикка» запросила прожектором сигнал распознавания, который французы проигнорировали, после чего англичане с 12 000 метров открыли огонь. «Торнад» немедленно ответил. Попавший в правый борт «Боудикки» 130-мм снаряд вызвал пожар в носовом погребе, хотя взрыва боезапаса не произошло. Англичане прекратили стрелять и отвернули, прикрывшись дымовой завесой.
В 06:50 в бой вступил «Калп». Первый же его залп накрыл цель: осколки разбили один из прожекторов «Торнада». Чтобы сбить прицел британским артиллеристам, французский эсминец резко увеличил скорость до 20 узлов, но через три минуты замедлился до 12 узлов и, приняв курс 80°, с 9000 метров безрезультатно выпустил по «Авроре» шесть торпед левым бортом.
«Тайфун», стреляя по «Калпу», отошёл от «Трамонтана» и описал циркуляцию, чтобы занять место позади «Торнада». В 07:10 с 11 000 метров он выпустил ещё одну торпеду по «Авроре». Крейсер в этот момент открыл огонь по «Торнаду», взяв его в вилку, а следующим залпом поразил его тремя снарядами: один попал в окончание кормы, другой — в машинное отделение ниже ватерлинии с повреждением топливного резервуара, а третий, пробив задний траверз, разрушил правый борт.
Спустя пять минут, в 07:15, французский эсминец накрыл ещё один залп с тремя попаданиями. Снаряды угодили ниже ватерлинии, между задним мостиком и орудием №4 с выводом последнего из строя, и ниже ватерлинии под орудием №3. Руль эсминца заклинило, скорость резко упала, корабль начал крениться вправо. Боезапас «Торнада» был почти исчерпан: в погребах осталось всего 30 130-мм снарядов. Корабль дрейфовал на скалы мыса Эгюй, и в 07:20 капитан Парэ приказал оставить корабль. После того как раненые перешли в шлюпки, были предприняты две попытки посадить эсминец на скалы, но из-за ветра и зыби они оказались безуспешными. В ходе третьей, в 08:25, «Торнад» лёг на правый борт и затонул кормой вперёд. Из его команды погибло 12 человек.
Оставив неуправляемый «Торнад», «Тайфун» на 26 узлах двинулся на восток, к заливу Арзе. Уже в 07:19 он лёг на обратный курс: командир корабля капитан 3-го ранга Абралль принял решение возвращаться в Оран, поскольку без торпед, с половиной боезапаса, со спасёнными с «Трамонтанa» на палубе и на виду у «Авроры», следующей к северу параллельным курсом, прорыв к месту высадки был обречён на неудачу.
Энергично маневрируя и прикрываясь дымовой завесой, французский эсминец на высокой скорости устремился на юго-запад, преследуемый обстреливавшим его крейсером. Осколки пробили два топливных резервуара «Тайфуна» выше ватерлинии и левый борт, 6-дюймовый снаряд пронизал переднюю трубу и разорвался на палубе с левого борта, убив офицера-торпедиста и двух моряков, но в 07:55 «Тайфун» вышел из-под обстрела в целом без серьёзных повреждений. По прибытии в порт спасённые были сразу высажены на берег, а корабль заправили топливом, так что к 19:00 он снова был готов выйти в море. В бою «Тайфун» израсходовал все три торпеды и 220 130-мм снарядов, претендуя на два попадания в «Аврору».
Патрульное судно «Аяччо» (Ajaccio), высланное из Орана после окончания боя, подобрало у маяка Эгюй 15 раненых с «Трамонтана», а затем пошло к скалам, чтобы подобрать моряков с «Торнада». Вскоре после полудня «Аяччо» доставило в Оран 24 раненых и четверых погибших. В 13:15 судно вновь появилось у маяка. Оно совершило ещё несколько рейсов и спасло в общей сложности 120 моряков с «Трамонтана» и «Торнада».
Разгром
В 02:50 все три боеготовые подводные лодки: «Френель» (Fresnel), «Аргонавт» (Argonaute) и «Актеон» (Actéon) — получили приказ покинуть Оран для атаки сил вторжения. Первые две отчалили от набережной Ламун в 03:15, третья — в 03:45. По выходу из гавани «Аргонавт» последовала на восток, к заливу Арзе, «Актеон» должна была действовать против десанта в заливе Андалуз, а «Френель» направилась ещё дальше на запад. «Аргонавт» после полудня заметила авианосец «Фьюриес» (HMS Furious), но в 15:17 сама была обнаружена и атакована эсминцем «Акейтес» (HMS Achates) лейтенант-коммандера А.Г.Т. Джонса, который в 15:31 зафиксировал её уничтожение. Весь французский экипаж из 43 моряков погиб.
После 13:00 «Актеон» атаковала обстреливавший форт Сантон линкор «Родней» (HMS Rodney), так что тому пришлось уклоняться от приближающейся торпеды. Вечером в 60 милях северо-западнее Орана лодка всплыла для подзарядки батарей, и тут в 21:03 её совсем близко от себя заметил сопровождавший эскортный авианосец «Битер» (HMS Biter) эсминец «Уэсткотт» (HMS Westcott) коммандера Я.Г. Боккетт-Пью. Эсминец сделал 400-метровый бросок к лодке и сбросил 10 глубинных бомб. В 21:11 «Уэсткотт» наблюдал характерный признак гибели субмарины — «компактную массу пузырьков в окружности диаметром 70 метров». После этого асдик потерял контакт, но эсминец патрулировал сектор до 02:00 9 ноября. На «Актеоне» погибли все 65 членов экипажа.
«Френель» через испанские воды добралась до Тулона.
В 08:22 9 ноября спешно подготовленные к плаванию «Эпервье», у которого действовали только задние котлы, и «Тайфун» получили от контр-адмирала Риу приказ немедленно сниматься с якоря и уходить в метрополию. В 09:00 оба корабля под прикрытием лёгкого тумана вышли из гавани и на 23 узлах двинулись курсом 30° к мысу Канастель, а в 09:30 повернули к северу.
В 09:50, когда французы прошли мыс Эгюй, они увидели в открытом море несколько групп вражеских кораблей. Пользуясь туманом, «Эпервье» и «Тайфун» принялись маневрировать, чтобы избежать обнаружения, но это было бесполезно, поскольку за ними следил британский гидросамолёт. Вскоре в 20 км слева по траверзу были замечены британские корабли: лёгкий крейсер «Ямайка» (HMS Jamaica) и эскортный миноносец «Фарндейл» (HMS Farndale), — а затем в 18 км справа — «Аврора», патрулирующая у мыса Феррат.
Когда в 10:20 «Ямайка» открыла огонь с юго-запада с 8000 ярдов, французы изменили курс, чтобы возвратиться в Оран. Однако в 10:23 с юго-запада с 10 000 ярдов взяла «Эпервье» под обстрел «Аврора». В ответ «Эпервье» быстро накрыл «Аврору», в то время как «Тайфун» стрелял по «Ямайке».
В течение 10 минут французские корабли, отстреливаясь и прикрываясь дымовой завесой, уходили на юг, в направлении мыса Эгюй, когда в 10:33 один из залпов «Авроры» поразил «Эпервье». Один из снарядов перебил трубопровод носового машинного отделения, второй попал в кубрик, вызвав многочисленные жертвы, а третий вывел из строя кормовую машину и повредил топливный отсек. Потерявший управление «Эпервье» под прикрытием поставленной «Тайфуном» дымовой завесы сдрейфовал к мысу Эгюй, где выбросился на мель. Экипаж французского лидера потерял 21 человека убитыми, девять пропавшими без вести и 31 раненым. В ходе боя «Эпервье» выпустил 200 138-мм снарядов.
Прикрыв лидер дымом, «Тайфун» увеличил скорость до 25 узлов, перенёс огонь на приближающуюся с северо-востока «Аврору», а в 10:45 безрезультатно выпустил в неё торпеду и скрылся за мысом Эгюй. В 10:50 перед Кристелем «Тайфун» развернулся и направился обратно на помощь «Эпервье», когда из-за мыса Эгюй появилась следовавшая юго-западным курсом «Аврора» и снова начала стрелять с удивительной точностью. Прикрываясь дымом, «Тайфун» на 30-узловой скорости устремился зигзагом на юг, к батарее Канастель. Прямых попаданий британцы не добились, но осколками были разбиты телефон и дальномер французского эсминца.
В 11:15 «Тайфун» безрезультатно выпустил в преследователя ещё одну торпеду. Сразу после этого в бой вступила французская береговая артиллерия, и «Аврора» повернула назад, окружённая всплесками от падений 240-мм снарядов. В 11:25 бой прекратился. Спустя 10 минут «Тайфун», отделавшись осколочными повреждениями, вошёл в гавань Орана.
В 16:50 контр-адмирал Риу приказал всем оставшимся в Оране кораблям затопиться. В результате этот же день в гавани и на рейде легли на дно пять подводных лодок, семь сторожевых кораблей, 13 судов и три плавучих дока. Порт был заблокирован на два месяца. «Тайфун» и буксир «Пижо» (Pigeon) прикрывали эту операцию — они были затоплены на следующий день.
Адмирал Эндрю Каннингем (Andrew B. Cunningham), оценивая усилия соотечественников в столкновениях 8–9 ноября, писал, что «Аврора» «…покончила со своими противниками в каждом случае с опытной непринуждённостью. Фактически, превзойдённые численностью и не имевшие опыта, французские корабли отважно выполнили свой долг. Это была их неудача — нарваться на корабль с лучшей огневой подготовкой в Королевском флоте». Одновременно он отметил, что «…работа «Ямайки», израсходовавшей 501 снаряд, чтобы повредить один эсминец, была менее достойна похвалы».
Источники и литература:
- Самуэль Элиот Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне: операции в водах Северной Африки, октябрь 1942 — июль 1943 — М.: «АСТ», 2003
- Vincent P. O’Hara. Struggle for the Middle Sea: The Great Navies at War in the Mediterranean Theater, 1940–1945 — Naval Institute Press, 2009
- Henri Le Masson. The French Navy. Navies of the Second World War — MacDonald & Co., 1969
- Jean Moulin, John Jordan. French Destroyers: Torpilleurs d'Escadre and Contre-Torpilleurs, 1922–1956 — Seaforth Publishing, 2015
- Stephen W. Roskill. War at Sea 1939–1945, Vol.II — Her Majesty's Stationery Office, 1956
- Michael J. Whitley. Destroyers of World War II — Naval Institute Press, 1988
- https://www.ibiblio.org
- http://forummarine.forumactif.com
Комментарии к данной статье отключены.