Расцвет орга́нов приходится на XVI век, когда многоствольные артиллерийские установки были довольно популярны в немецких землях. Следующее столетие породило некоторые интересные изменения в их конструкции. В то же время эта эпоха стала временем заката подобных систем.
Классические органы
Образцовые примеры таких установок описаны в 1900‑х годах Зикслем. Прежде всего, это 64-ствольный орган из Королевского арсенала в Берлине. Ковано-сварные стволы расположены квадратом 8×8, длина стволов 0,86 м, калибр 18 мм. В тыльных частях стволов соо́сно самим стволам размещены запальные отверстия. Стрельба ведётся горизонтальными рядами. Судя по надписям, орган изготовлен в 1604 году для Иоганна-Георга, герцога саксонского.
Другой пример — 49-ствольный орган из коллекции крепости Кобург в Верхней Франконии. Для него характерно расположение стволов 7×7, все стволы ковано-сварные, длиной 0,62 м и калибром 18 мм, с соосными стволам запальными отверстиями в тыльных частях стволов. Стрельба ведётся горизонтальными рядами. Установка появляется в инвентаре крепости в 1664 году под названием «штурмовое орудие (Sturmgeschoss) на 49 выстрелов».
В обеих названных конструкциях на казённых частях стволов прикреплены затравочные канавки, объединяющие по огню запальные отверстия в горизонтальных рядах стволов. После зарядки стволов с дула канавки, подсыпки затравочного пороха и укладки фитиля канавки закрывались задвижками — орудие было готово к стрельбе. Перезарядка 50—70‑ствольной установки, как полагают, занимала до получаса для расчёта в 2—3 человека. Эффективная дальность стрельбы могла достигать 150—200 шагов (100—150 м).
Иногда многоствольный блок сочетался на одном лафете с обычными артиллерийскими стволами. Таков, например, орган XVII века в арсенале швейцарского Солотурна. Он имеет казнозарядный ствол с примитивным клиновым замком, совмещённым с 42 (другие авторы называют 39) стволиками, которые расположены треугольником. Благодаря этому запальные приспособления «организуют» стволы для семи залпов.
Несколько иначе выглядит установка в арсенале князей Шварцбургов, описанная Динер-Шёнбергом в 1900‑х годах. Два обычных бронзовых малокалиберных ствола установлены парой на широкий лафет по типу максимилиановского фальконета. Предполагается, что они стреляли цепным снарядом. Сверху на вертлюге закреплён деревянный блок с шестнадцатью мелкими бронзовыми стволиками. Блок поворачивается на цапфах, что должно было позволить стрелять из четырёх стволов, а тем временем заряжать ещё четыре. Изготовлена была эта установка не ранее конца XVI века.
Многоканальные орудия и однорядные установки
Совершенствование техники литья в XVI веке позволило производить орудия, отливаемые одним блоком с несколькими каналами ствола.
Среди хорошо известных примеров этого типа можно назвать орудия в сборах английских музеев — в первую очередь, это «трёхствольный» (трёхканальный) бронзовый «фалькон» мастера Петера Боде, француза на службе английского короля Генриха VIII. Блок стволов снаружи прямоугольный, стволы казнозарядные, с калибром канала 2,1 дюйма (1 дюйм — 2,54 см) и массой снаряда в 1 фунт (0,4536 кг). Орудие числится в инвентаре Тауэра с 1547 года. Известно, что оно было сильно повреждено в 1841 году во время пожара.
К этому же типу орудий относится бронзовая мортира в музее Старого Тауэра, отлитая одним блоком примерно в 1670—1699 годах и имеющая девять ствольных каналов калибром 18,3 см. Размеры «лица» орудия 0,74×1,17 м, длина — 1,02 м, масса — 2,4 т («47 квинталов и 3 четверти и 14 фунтов»). Мортира имеет три запальных отверстия, соединённых затравочной канавкой. Возможно, это было не боевое, а лишь декоративное орудие. Эта мортира использовалась для фейерверка в честь заключения мира в Э-ля-Шапель в 1748 году.
Схожее техническое решение было использовано при изготовлении турецкой 9‑ствольной пушки XVI века. Её длина составляла 1,77 м, масса —726 кг. Пушка имела один более крупный канал ствола и восемь меньших, расположенных по окружности. Орудие было захвачено французами в Алжире в 1830 году, но неизвестно, стреляло ли оно когда-либо.
Несколько иначе выполнена французская «тройная» (трёхканальная) бронзовая пушка с «утроенным» каналом ствола, изготовленная около 1704—1705 годов. Возможно, её автором был Джакомо Мария Фигари. Бронзовый ствол имел длину 1,62 м и калибр одного канала 11,4 см. Запальные отверстия расположены отдельно. Пушка была захвачена англичанами в битве под Рамиллис в 1706 году. На рисунке, вероятно, не она, а подобная ей из той же коллекции, что и упоминавшийся трёхканальный «фалькон».
Наконец, необходимо упомянуть 3‑ствольную бронзовую мортиру с калибром ствола 80 мм, выставленную в Музее артиллерии в Лиссабоне в начале XX века. Она объединяет почти раздельные стволы в одном основании.
Доподлинно не известно, как выглядела «пушка о сте зарядех» весом «330 пуд 8 гривенок» (5,4 т), отлитая в 1588 году в Москве Андреем Чоховым. А. Н. Лобин полагает, что это было 100-ствольное орудие. Однако сложность такой предполагаемой отливки даже для Европы XVI века заставляет думать, что имелось в виду всё же нечто иное.
Естественно, продолжают изготовляться и привычные одно- и двухрядные органы — возможно, с усложнённым запалом. Зиксль описывает орган в Венском военном музее, имеющий 50 стволов в два ряда (по 25 стволов) и довольно сложную для техники XVII века систему зарядки стволов с казны. Масса оружия — 180 кг, стволы ковано-сварные калибром 15 мм и длиной 0,65 м (нижние) и 0,61 м (верхние). Орудие изготовлено в 1678 году Даниелем Кольманом, императорским оружейником в Вене.
Примером попроще может служить 7-ствольный однорядный орган немецкого, скорее всего, производства 1590‑х годов из коллекции замка Форхтенштайн. Он имеет ковано-сварные стволы длиной 0,55 м и калибром 15 мм (центральный ствол) и 20 мм (все прочие стволы). Известны также 15-ствольный орган со стволами длиной 0,44 мм и калибром 20 мм с затравочной канавкой в Нюрнбергском музее и испанский орган, описанный в книге Уффано (1613 год), несущий 4—6 мушкетов (мушкет — ½–1‑фунтовая лёгкая пушка в испанской и итальянской традиции).
Интересные модификации
Существовали органы с замками и спусковыми приспособлениями. До новейшего времени сохранились описанные Зикслем 3-ствольные органы: один хранится в Берлинском арсенале, ещё два — в коллекции крепости Кобург. Эти органы имеют по три крупнокалиберных ковано-сварных ствола, которые соединены по огню с колесцовым замком и плечевым упором наподобие мушкетного. Длина стволов берлинского орудия 0,88 м, калибр — 53—54 мм, общая длина органа — 1,44 м, масса — 32,75 кг. Один из кобургских органов имеет стволы длиной 0,9—0,94 м и калибром 47 мм, длина всего оружия — 1,51 м; второй — со стволами длиной 1,02 м и калибром 47 мм, его длина — 1,6 м.
Берлинский образец датируется примерно серединой XVII века. Первый из кобургских, как полагает Зиксль, записан в инвентаре 1664 года как «штурмовое орудие (Sturmgeschoss) с тремя стволами на лафете и колёсах», а второй — в инвентаре 1619 года как «старая железная пищалька (Buchslein) с тремя стволами».
Известны органы с обстрелом по дуге. Это преимущественно немецкие орудия. Однако сами немцы — например, Зиксль — считают, что боевая ценность таких орудий вряд ли была высока из-за огромного разброса и трудностей в обслуживании. Вероятнее всего, это были показные или опытные конструкции.
Финальный аккорд органов
Несмотря на прогресс в развитии техники, в конце XVI — XVII веке орган продолжал оставаться редким оружием, что объяснялось сложностью его изготовления и высокой ценой. Например, в 1581 году инвентарь арсеналов саксонского курфюрста в числе более чем трёхсот осадных и полевых орудий, имеющихся в Дрездене, называет лишь одну 6-ствольную боевую двуколку и один орган на колёсах.
В 1589 году в арсенале Мюнхена числились две боевые тачки (Streitkarren) с 46 бронзовыми стволами каждая, один орган с семью бронзовыми доппельгаками, два органа с железными доппельгаками и три двуколки (Karren) с тремя железными доппельгаковыми стволами на каждой.
Арсенал баварского курфюрста в 1637 году среди почти сотни полевых и лёгких орудий и десятков мортир содержит: один орган (Hagelgeschoss; букв. градобо́й) с 15 бронзовыми доппельгаками, «лафет чёрный, железные оковы красные, … накрывающий кожух (Blech; «жестянка») покрашен в белое и синее»; один двойной орган (doppeltes Hagelgeschoss); ещё два органа, один с четырнадцатью, а второй — с девятью доппельгаками; одну двуколку (Karre) со станком (Bocke), на котором размещены три длинных доппельгака с замком (возможно, подобие ранее описанных образцов); наконец, две боевые двуколки (Streitkarren) каждая с пятью железными доппельгаками и щитком.
К концу XVII века выяснилось, что картечный снаряд обычного полевого орудия производит то же действие, что и многоствольная артустановка (притом не один раз в полчаса), и не требует отдельной артсистемы. Как и вагенбурги, многоствольные артиллерийские установки исчезают из боевых порядков армий Европы, хотя и возрождаются неоднократно в качестве импровизации.
Безусловно, кое-где эти «старинные штуковины» остаются в арсеналах (на всякий случай) и так доживают до новейшего времени, иногда в реконструированном сказочном виде, как «рибодекин» реконструкторов — орган в замке Кастельно.
Вновь интерес к многоствольным артустановкам возник уже в XIX веке, после появления новых технологий выделки ствола и унитарного заряжания с казны. Это были митральезы, эспинголы, револьверные пушки и т. п.
Источники и литература:
- Diener-Schönberg, A. Der Bestand der chursächsischen Zeughäuser zu Ende des 16. Jahrhunderts // ZHWK. 1906—1908. Bd. 4. S. 306—311.
- Fahrmbacher, H., Feistle, S. Das Münchener kurfürstliche Hauptzeughaus // ZHWK. 1909—1911. Bd. 5. S. 174—184.
- Heilmann, J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1506 bis 1651. Band I. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1506—1598. München, 1868.
- Лобин, А. Н. Производство русской артиллерии на Пушечном дворе в 1584—1645 гг. // История военного дела: исследования и источники. 2016. Специальный выпуск VI. Русский «бог войны»: исследования и источники по истории отечественной артиллерии. Ч. II. C. 97—157.
- Sixl P. Entwickelung und Gebrauch der Handfeuerwaffen. 1. Fortsetzung // Z. Hist. Waffenkunde. Bd. 3. S. 269—271.
- Sixl P. Entwickelung und Gebrauch der Handfeuerwaffen. 3. Fortsetzung // Z. Hist. Waffenkunde. Bd. 3. S. 327—329.
- Sixl P. Entwickelung und Gebrauch der Handfeuerwaffen. 4. Fortsetzung // Z. Hist. Waffenkunde. Bd. 4. S. 24—27.
Комментарии к данной статье отключены.