25 июня 1950 года северокорейские войска перешли в массированное наступление на своего южного соседа: началась Корейская война, продлившаяся три года. В ходе этого конфликта состоялись первые в истории воздушные бои между реактивными истребителями.
Противостояние советского МиГ-15 и американского F-86 «Сэйбр» осталось в памяти людей как самое яркое событие Корейской войны. Неудивительно, что остальные участники воздушных боев той поры остались практически незамеченными: Як-9, Ил-10, P-51 «Мустанг», F-80 «Шутинг Стар», F9F «Пантера»… Но, тем не менее, вышеупомянутые самолеты играли в конфликте важную роль, о которой не стоит забывать.
«Пантеры» массово применялись в войне на Корейском полуострове, совершили более 70 тысяч боевых вылетов. Применялись они в самых различных качествах, и в первую очередь как ударные самолеты. Как уже упоминалось в предыдущей части, самолет был способен нести бомбовое и ракетное вооружение. Кроме неуправляемых ракет HVAR, применялись и специализированные противотанковые RAM.
Первое боевое задание «Пантеры» эскадрильи VF-51 получили через неделю после начала войны. 2 июля 1950 года они атаковали центральный аэродром Пхеньяна, северокорейской столицы. Их задачей было уничтожение вражеских самолетов на земле до подхода основных ударных авиационных сил. И с этой задачей восемь «Пантер» справились блестяще. В воздух успели подняться всего два истребителя Як-9 северокорейских ВВС, но и они были быстро сбиты самолетами лейтенантов Брауна и Плога. В результате этого внезапного удара авиация Северной Кореи была практически полностью уничтожена, и, вплоть до появления осенью 1950 года над полуостровом МиГов, авиация США захватила господство в воздухе.
После разгрома авиации противника основной миссией палубных «реактивов» стало подавление средств противовоздушной обороны. Северокорейские войска имели на вооружении достаточное количество мелкокалиберной зенитной артиллерии, представлявшей наибольшую угрозу для ударных винтовых самолетов, выполнявших свои задачи на малой высоте. Американскими летчиками была выработана следующая тактика: реактивные «Пантеры» поднимались с авианосца после взлета винтовых «ударников», но благодаря своей скорости первыми появлялись в районе нанесения удара. Быстрый реактивный самолет становился трудной мишенью для зенитчиков. F9F атаковали позиции ПВО ракетами и пушечным огнем, но, несмотря на свою скорость, нередко получали серьезные повреждения.
Тяжелые бои с вражескими зенитками показали не только хорошие боевые качества «Пантер», но и их высокую живучесть. Иногда американским пилотам удавалось довести серьезно поврежденные машины до мест базирования. Часть таких самолетов впоследствии восстанавливали до летного состояния.
Кроме палубных «Пантер» в Корейской войне приняли участие и самолеты Корпуса морской пехоты (КМП) США. Они базировались на наземных аэродромах и выполняли задачи по штурмовке вражеских позиций.
В ноябре 1950 года обстановка в корейском небе изменилась: появление реактивных истребителей МиГ-15 (по классификации НАТО – «Fagot») вынудило пилотов «Пантер» вспомнить о задаче завоевания господства в воздухе. Кроме того, линия фронта ушла далеко на север, что привело к увеличению дальности вылетов. Изменилась и тактика применения F9F: теперь основной их задачей стало прикрытие ударных самолетов от атак истребителей. Первый бой между «Пантерами» и МиГами состоялся 3 ноября 1950 года. В тот день была достигнута первая победа: «Пантера», управляемая лейтенантом-коммандором Эйменом, уничтожила МиГ-15. Впервые в истории палубный самолет добился победы над «реактивом».
Здесь необходимо уточнить, что «Пантера» уступала МиГу практически по всем характеристикам. Но было бы несправедливо не отметить, что F9F создавался как самолет ПВО авианосного соединения, а не в качестве фронтового истребителя. Мало того, в его конструкции использовались материалы, устойчивые к коррозии (что очень важно для самолета авианосного базирования). Это сильно увеличивало вес самолета. Борьба с МиГ-15 была для «Пантеры» очень сложной задачей. Но, тем не менее, иногда летчикам палубной авиации удавалось добиться успеха. Так, например, 18 ноября 1952 года пилотам «Пантер» 77-го авианосного оперативного соединения удалось сбить два МиГа, серьезно повредить один, при этом не понеся потерь.
F9F вплоть до конца Корейской войны применялись в самых различных качествах. Они наносили бомбовые удары, сопровождали бомбардировщики B-29 «Суперкрепость», проводили фоторазведку позиций противника. Летчики выделяли их высокие боевые качества, уже упоминавшуюся живучесть. Механики отмечали хорошие эксплуатационные характеристики.
F9F «Пантера» стал первым массовым палубным реактивным самолетом. Он прослужил в авиации флота и КМП США до 1956 года, а некоторые самолеты использовались в качестве учебных вплоть до начала 1960-х годов. С 1949 по 1955 год «Пантеры» были основным самолетом пилотажной группы ВМС «Голубые ангелы». Единственным иностранным заказчиком стали ВВС Аргентины, где F9F использовались до конца 1960-х годов.
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;
2. В. Грин, Р. Кросс. Реактивные самолеты мира. М., Издательство иностранной литературы, 1957.
Комментарии к данной статье отключены.