После рейдов на Лофотенские острова произошла перестановка в руководстве коммандос. На смену Кейсу пришел адмирал Луис Маунтбеттен – человек с множеством амбиций и рискованных идей. Именно ему принадлежала идея следующего рейда на французское побережье – возможно, самого безрассудного и дерзкого рейда в истории коммандос.
После высадки на Ваагзе для коммандос настали трудные времена. Они по-прежнему тщательно тренировались, но все назначенные рейды тут же отменялись. В рядах бойцов царило уныние, вызванное отсутствием практических действий. Маунтбеттен оказался именно тем человеком, который смог вывести коммандос из кризиса. Он создал Исследовательский центр Объединенных операций, в котором группа экспертов разрабатывала программы тренировок коммандос и изобретала самые различные приспособления, призванные помогать бойцам во время диверсий. Им же был создан Центр базовой подготовки коммандос, расположенный в замке Ахнакэрри. Разработанная программа тренировок была очень суровой: предполагалось, что если солдатам она окажется не под силу, то они попросту не выживут во время реального боя. А новый шанс проявить себя был уже не за горами.
Целью грядущей диверсии был назначен порт Сен-Назер – там находились сухой док и база самого крупного немецкого линкора «Тирпиц». Подсказанная двумя офицерами коммандос и одобренная Маунтбеттеном идея казалась на первый взгляд безумной: большой корабль, под завязку набитый взрывчаткой, должен протаранить сухой док и взорваться, нанеся огромные разрушения порту. Одновременно с этим бойцы коммандос, высадившись с малых десантных судов, должны уничтожить инфраструктуру противника на берегу. Эта идея была одобрена, и подготовка к рейду немедленно началась.
В качестве «троянского коня» должен был выступить старый эсминец «Кэмпбелтаун», замаскированный под немецкий торпедный катер. В операции принимало участие 242 бойца отряда коммандос № 2: часть из них находилась на борту эсминца, остальные совершали плавание в небольших десантных катерах. Операция началась ночью 27 марта 1942 года.
Успешно перейдя Ла-Манш, эсминец под немецким флагом в сопровождении десантных катеров вошел в устье реки Луары – его цель находилась в шести милях вверх по течению. Пройдя большую часть пути, корабль подвергся обстрелу с берегов и из дока, где стояли немецкие суда. Когда стало ясно, что дальнейшая маскировка не имеет смысла, сигнальщик «Кэмпбэлтауна» поднял английский военно-морской флаг, а капитан дал полный ход. В 01:32 корабль протаранил ворота сухого дока и вошел внутрь. Сопровождавшие его катера также подверглись обстрелу; некоторые из них горели, чем значительно усложняли высадку десанта на берег. Возле корабля также кипел ожесточенный бой, из-за которого лишь часть отрядов подрывников сумела выбраться на берег и заложить заряды на своих целях. Коммандос действовали чрезвычайно быстро – любое промедление под непрекращающимся пулеметным и орудийным огнем немцев могло привести к провалу операции. Диверсанты стали грузиться на катера и отступать к морю, при этом очень многие погибли или были взяты в плен.
Немцы ничего не подозревали о смертоносном грузе «Кэмпбэлтауна», в трюме которого лежало 6 тонн взрывчатки. В полдень следующего дня заряд сдетонировал, разрушив док и убив около 400 немцев. Ущерб, нанесенный порту, был настолько велик, что на восстановление ушло более 10 лет.
Операция в Сен-Назере, вошедшая в историю под названием «Chariot» («Колесница»), считается одной из самых успешных операций коммандос за всю историю. Потери были огромны: из 242 участников операции 59 погибли, а 112 попали в плен. Но, несмотря на большое число человеческих жертв, рейд был встречен ликованием в Лондоне и привел к планированию новых операций, не менее важных как для коммандос, так и для хода войны в целом.
Комментарии к данной статье отключены.