После Второй мировой войны Народно-освободительная армия Югославии имела на вооружении причудливое артиллерийское «ассорти», состоявшее из образцов самого разного происхождения. Наряду с советскими системами в югославской артиллерии были широко представлены трофейные орудия, а также модели, поставлявшиеся из США. Наиболее многочисленными являлись 105-мм гаубицы: различные модификации немецкой leFH 18, американские М2А1, а также их производные – облегченные гаубицы М3 и самоходные М7.
Немецкие трофеи
Первые немецкие гаубицы появились в составе Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) ещё в начале 1943 года, когда бойцы 1-й Пролетарской дивизии захватили батарею орудий leFH 18М. Эта батарея стала самым мощным артиллерийским подразделением югославских партизан и участвовала в битве на реке Неретве – крупнейшем сражении партизанской войны на Балканах (16 февраля-15 марта 1943 года). Целью противника (немецких войск, усиленных итальянскими и хорватскими частями, а также четниками) являлся разгром основных сил НОАЮ, контролировавших значительную территорию в Западной Боснии и Хорватии. Парируя вражеские удары, партизанский лидер Иосип Броз Тито принял решение атаковать в юго-восточном направлении, чтобы прорвать оборону противника на Неретве и выйти в Южную Сербию и Черногорию. Для этого была создана оперативная группа в составе лучших соединений НОАЮ – 1-й и 2-й Пролетарских, а также 3-й Ударной дивизий.
18 февраля партизанская артиллерия открыла огонь, и при её поддержке дивизии оперативной группы сломили сопротивление противостоявших им итальянских частей. Не последнюю роль здесь сыграли 105-мм гаубицы партизан – итальянцы попросту не имели столь мощных орудий. Батарея, обслуживаемая артиллеристами с довоенным опытом, успешно поражала цели, деморализуя противника. Два дня спустя партизанская оперативная группа вышла к Неретве. В упорных боях соединениям НОАЮ удалось овладеть переправами через реку и форсировать её. Однако на завершающем этапе битвы (перед форсированием реки) партизанам пришлось бросить всё своё тяжелое вооружение, в том числе, и гаубицы leFH 18М.
Летом и осенью 1944 года заметное количество гаубиц leFH 18 было захвачено в Далмации. Так, 18 октября трофеями 11-й Далматинской ударной бригады стали четыре таких орудия, ранее принадлежавших одной из трех батарей 369-й (хорватской) пехотной дивизии вермахта. В начале 1945 года партизанский парк leFH 18 пополнился несколькими единицами, отбитыми у немцев, отступавших из Греции и Албании, а вскоре после окончания войны 84 трофейные немецкие гаубицы передали югославам союзники.
В Югославии гаубицам leFH 18 присвоили обозначение М18(n), leFH18М – М18/40(n), а leFH 18/40 – М18/43(n). Буква «n» обозначала страну происхождения – Njemačka (Германия). Согласно первым послевоенным штатам, пехотные дивизии первой очереди получили по одному двухбатарейному дивизиону 105-мм гаубиц (8 орудий), второй – по одной четырехорудийной батарее. В артиллерийских бригадах 4-й и 5-й армий, дислоцированных на наиболее стратегически важных направлениях (в Словении и Македонии), имелось по одному трехбатарейному дивизиону немецких гаубиц, а в артбригаде Войск Резерва Главного Командования (город Крагуевац, Сербия) – два таких дивизиона.
Первоначально югославское руководство, рассчитывая на поставки оружия из СССР, не намеревалось долго эксплуатировать немецкое наследство – так, в 1946–1948 годах 55 гаубиц М18 Югославия передала Албании. Но после разрыва с СССР процесс снятия немецкой техники с вооружения приостановился, более того – её количество начало увеличиваться. В конце 1951 года Югославия получила 100 гаубиц leFH 18/40 и 70 000 снарядов из Франции. Этим орудиям присвоили обозначение М18/43F(n), от немецкого оригинала они отличались колесами довоенного французского образца. В качестве средств тяги для немецких гаубиц в Югославии использовались автомобили «Прага», «Додж», «Студебеккер», GMC, а также советские гусеничные тягачи Я-12.
На основе leFH 18 в Югославии создали собственную гаубицу М56, приспособленную для стрельбы снарядами американского образца (лицензия на их производство была передана американцами). Но в строю ещё оставалось значительное количество немецких гаубиц (по состоянию на 31 декабря 1960 года – 216 единиц), запас снарядов к которым исчерпывался. Выход нашли в модернизации старых орудий путем наложения ствола и прицельных приспособлений М56 на лафет leFH 18. Модернизированные гаубицы получили обозначение М18/61 независимо от того, какая модификация послужила их основой. Работы были завершены к 1965 году.
Гаубицы М18/61 благополучно пережили новую волну модернизации югославской полевой артиллерии, которая пришлась на середину 70-х годов и была связана с покупкой лицензии на гаубицу Д-30 и переходом на «советские» калибры. Снятые с вооружения частей первой линии, М18/61 передавались резервным моторизованным и пехотным бригадам – согласно штату каждая из них располагала 18 гаубицами (дивизион трехбатарейного состава).
Во время гражданской войны в Югославии 1991–1995 годов орудия М18/61 применялись всеми враждующими сторонами. После окончания конфликта большинство их было списано – так, в 1996 году в соответствии с региональным соглашением о сокращении вооружений югославская армия списала 61 гаубицу М18/61. В армии Боснии и Герцеговины осталось четыре таких орудия, последнее из которых списали только в 2007 году – вероятно, это была последняя в мире leFH 18, находившаяся на активной службе.
«Присты»
Первым образцом американской артиллерии, попавшим на вооружение армии Югославии, стала САУ М7 «Прист». 19 апреля 1945 года югославы получили 19 таких самоходок (и семь 75-мм САУ М8 «Скотт») в качестве компенсации потерь, понесенных в боях 1-й танковой бригадой. Самоходные орудия морским путем перевезли из Италии в город Шибеник, 23 апреля был сформирован Самоходный артиллерийский дивизион 4-й армии, действовавшей в западной части югославского побережья. Он состоял из трёх трёхорудийных батарей М7 и одной батареи М8 (четыре САУ). Ещё четыре М7 и три М8 получил 4-й корпус, действовавший в центральной части Хорватии (М8 передали в танковый батальон, а из М7 сформировали самоходную батарею корпусного артдивизиона). Четыре М7 передали 2-му корпусу, а две – 5-му Краинскому корпусу. В югославской армии самоходки М7 называли «Шерманами».
В последние недели войны (а на Балканах бои продолжались до 15 мая) Самоходный артиллерийский дивизион участвовал в боях на линии «Ингрид» – укрепленной полосе, опиравшейся на фортификации бывшей итало-югославской границы. Здесь оборонялся немецкий 97-й армейский корпус, представлявший собой «сборную солянку» из частей вермахта и различных коллаборантских формирований. В ночь с 2 на 3 мая 1945 года части 97-го корпуса оставили позиции, начав отход (к тому времени югославская армия уже вышла им в тыл, к Триесту). Сформировав своеобразного «ежа», в центре которого находились обозы, а по периметру – боевые части, югославы начали преследование.
3 мая, спустившись с плато Гродницко поле, Самоходный артдивизион проследовал через Риеку и двинулся за противником. 4 и 5 мая его орудия поддерживали пехоту, атаковавшую немецкий арьергард у сел Рупа и Шапьяне. Тем временем подтянулись другие части, и бои закипели по всему периметру «ежа». К 6 мая немецкая колонна была вынуждена остановиться у города Илирска-Бистрица (40 км северо-западнее Риеки). С севера к городу подошла подвижная группа 4-го корпуса югославской армии, состоявшая из танкового и автомобильного батальонов, а также артдивизиона. Как упоминалось выше, танковый батальон, в основном укомплектованный трофейными боевыми машинами итальянского производства, получил и три САУ М8, а в артдивизионе была батарея «Пристов». Экипажи самоходок комплектовались механиками-водителями из танкового батальона и артиллеристами из 7-й Банийской дивизии – они едва успели освоиться со своими машинами, проведя лишь одну учебную стрельбу. Тем не менее, экипажи САУ успешно выдержали первое испытание – двухсоткилометровый марш к Илирской-Бистрице. Здесь батарея М7 заняла позицию примерно в 5 км от линии соприкосновения и открыла огонь. В это же время огонь открыли и «Присты» Самоходного артиллерийского дивизиона. После ночного перерыва обстрел возобновился ранним утром 7 мая. Поскольку югославы понимали, что идут последние дни войны, снарядов они не жалели. К полудню противник осознал, что прорваться не удастся, и капитулировал – в плен попало около 16 000 человек.
После войны в Югославии сформировали Танковую армию, в состав которой вошло большинство механизированных и танковых частей; САУ М7 сосредоточили в самоходном дивизионе артиллерийской бригады этой армии. В 1951–1958 годах Югославия получила ещё около сотни самоходок М7 и М7В1 в рамках американской военной помощи. Полученными машинами укомплектовали смешанные артполки танковых дивизий, каждый из которых состоял из трех дивизионов: двух с «Пристами» и одного с советскими 122-мм гаубицами М-30. После реорганизации, проведенной в 1964 году, по одной шестиорудийной батарее М7 ввели в танковые бригады, а в начале 70-х годов эти САУ появились в некоторых механизированных и смешанных противотанковых бригадах.
Постепенно М7 заменялись 122-мм самоходками 2С1 советского производства. По состоянию на 1991 год в списках вооружения Югославской народной армии числилось 84 самоходки М7, находившихся на складах в Сербии. Сведения об их участии в гражданской войне отсутствуют. В 1996–1997 годах в соответствии с региональным соглашением о сокращении вооружений все эти САУ были уничтожены. К настоящему времени на территории бывшей Югославии сохранился единственный экземпляр самоходки М7, находящийся в запасниках военного музея в городе Баня-Лука.
Буксируемые американские 105-миллиметровки
Первыми американскими буксируемыми орудиями, попавшими на вооружение югослаской армии, стали 105-мм гаубицы М3, представлявшие собой облегченный вариант орудия М2А1. Дюжина таких гаубиц прибыла в Шибеник в апреле 1945 года вместе с САУ М7 и М8 – подробности об использовании М3 в боях против немцев неизвестны. В 1951 году начались поставки М3 по программе военной помощи, в рамках которой Югославия получила ещё 115 таких орудий. До 1963 года они находились на вооружении горно-пехотных частей, а затем были переданы в учебные заведения и резерв.
Поставки 105-мм гаубиц М2А1 начались только в 1953 году, в течение пяти лет Югославская народная армия получила 288 таких орудий. Как и прочее вооружение западного производства, гаубицы М2А1 считались в Югославии первосортным оружием и поступали на вооружение элитных соединений, обладавших повышенной огневой мощью. Пехотная дивизия «американского» образца имела в составе своего артполка четыре дивизиона, три из которых комплектовались орудиями М2А1 (по 12 единиц), а четвёртый имел на вооружении 155-мм гаубицы М1. В качестве средств тяги для 105-мм гаубиц применялись трёхосные автомобили GMC, для 155-мм гаубиц – гусеничные тягачи М5. Прочие, «второсортные» дивизии имели трёхдивизионные артполки, в которых один дивизион располагал 105-мм гаубицами немецкого производства (иногда – американскими М2А1), а ещё два – советскими 76-мм пушками ЗИС-3. В 1964 году началась реорганизация армии согласно плану «Дрвар-2», предусматривавшему существенное усиление дивизионной артиллерии. Теперь в каждой дивизии типа А имелся артполк (три дивизиона по восемнадцать 105-мм гаубиц), в дивизии типа В – два таких дивизиона.
В 70-е годы большинство 105-мм гаубиц перемещается на бригадный уровень – в пехотных бригадах формируются трёхбатарейные гаубичные дивизионы (по восемнадцать орудий). Лишь в некоторых дивизиях сохранялось по два дивизиона 105-мм гаубиц аналогичной организации. На смену им приходили артсистемы советского производства – прежде всего, 122-мм гаубицы Д-30, массовые поставки которых начались в 1975 году. 105-мм гаубицы стали считаться устаревшими и неперспективными, их передавали в резервные части и на склады. Тем не менее, орудиям М2А1 довелось поучаствовать и в боях гражданской войны.
Сведения о применении 105-мм гаубиц в гражданской войне 1991–1995 годов весьма фрагментарны. В подавляющем большинстве случаев авторы, описывающие эти события, не конкретизируют тип артсистем, поэтому нельзя сделать вывод о том, имело ли место применение импортных гаубиц М2А1, М18/61 или отечественных М56. Впрочем, можно утверждать, что Югославская народная армия чаще всего использовала более современные артсистемы – например, 122-мм гаубицы Д-30, 152-мм пушки-гаубицы Д-20 и разработанные на их базе орудия М84 «Нора А». А вот вооруженные силы Хорватии, формирования хорватов, мусульман и сербов в Боснии и Герцеговине, равно как и сербских анклавов в Хорватии использовали не только 105-мм гаубицы, но и 76-мм пушки ЗИС-3. В частности, во время осады города Вуковар в 1991 году оборонявшие его хорватские части имели на вооружении три 105-мм гаубицы М2А1.
Армия Республики Сербская Краина (сербского анклава в Хорватии) по состоянию на 1995 год располагала 403 артиллерийскими орудиями различных типов, в том числе, 64 гаубицами М2А1. В ходе ликвидации анклава хорватской армией (во время операции «Олуя») часть этих орудий стала хорватскими трофеями, другую часть отступавшие сербские формирования сумели вывезти в Боснию.
В хорватской армии 105-мм гаубицы составляли основу артиллерии во время гражданской войны, но после её окончания быстро попали в резерв. По состоянию на 2006 год в хорватской армии числилось 143 гаубицы М2А1 и М56, из них 4 в строю, 43 в резерве и 96 – выставленных на продажу как излишнее имущество. Хорватско-мусульманская армия Боснии и Герцеговины в 1997 году располагала 27 гаубицами М2А1 и 36 орудиями М101, переданными Объединёнными Арабскими Эмиратами в качестве безвозмездной военной помощи. К 2014 году в армии Боснии и Герцеговины сохранялось 24 105-мм гаубицы американского производства.
В начале XXI века в Сербии разработали программу усовершенствования орудия М2А1, аналогичную модернизации отечественной гаубицы М56. Усовершенствованное орудие известно под обозначением М2А1/33, где цифра «33» обозначает длину ствола в калибрах (точнее, 30,3 калибра – 3175 мм). В некоторых публикациях встречается и другое обозначение модернизированной гаубицы – SH-3, но оно является внутрифирменным, а не маркетинговым. Помимо увеличения длины, ствол получил дульный тормоз, доработкам подверглись лафет и прицельные приспособления. Для модернизированных орудий М56/33 и М2/33 разработали новые осколочно-фугасные снаряды улучшенной аэродинамической формы HE ER M02 и HE ER/BB 02 (последний – с насадкой «Бейз Блид»).
Армия Югославии (с 2006 года – Сербии) не проявила интереса к модернизированным 105-мм гаубицам, но они пользовались некоторым спросом на внешнем рынке. В 2007 году началась реализация программы модернизации орудий для Мьянмы, охватившая 36 гаубиц М2А1 и 164 М56. Часть орудий для модернизации доставлялась в Сербию, часть – дорабатывалась на месте с использованием узлов сербского производства. На экспорт предлагался и самоходный вариант М2А1/33 на шасси четырехтонного грузовика FAP-1417, но покупателей на него не нашлось.
В силу политических причин Югославской народной армии поначалу было трудно добиться унификации вооружения – даже в одном калибре она использовала различные образцы, несовместимые по боеприпасам. Тем не менее, в случае со 105-мм гаубицами эта проблема была успешно преодолена путем модернизации немецких систем для использования ими снарядов американского образца. В итоге вплоть до распада СФРЮ в арсеналах Югославской народной армии мирно уживались вчерашние противники – американские гаубицы М2А1 и «тюнингованные» немецкие leFH 18.
Литература:
- Radić A., Jovanović D. Jugoslávské «Stopětky» // Hobby Historie. – №№ 17, 18
- Валецкий О. Югославская война. – М.: Крафт, 2011
- Харук А. Американская 105-мм гаубица // Наука и техника. – 2014. – №10
- Харук А. Основное орудие вермахта. Легкая полевая гаубица leFH 18 // Наука и техника. – 2015. – №9
Комментарии к данной статье отключены.