Реализация провозглашённой Августом политики широкомасштабных завоеваний напрямую зависела от контроля над коммуникациями, соединяющими Италию с территориями к северу от Альп. Покорение и романизация альпийского региона имеет огромное значение для дальнейшей истории Европы. Тем не менее, это одно из событий, наименее освещённых в источниках. Лишь благодаря новым археологическим находкам покров неизвестности стал приоткрываться.
Знакомство с Альпами
C севера Италия отделена от остального континента Альпами — труднопреодолимым, но всё же вполне проходимым препятствием. Ещё в глубокой древности через Альпы был проложен ряд маршрутов. Особое значение среди них имели западноальпийские перевалы Монженевр, Большой и Малый Сен-Бернар, через которые пролегали дороги из Италии в юго-восточную Галлию и долину Роны. Не столь поначалу интенсивно используемый маршрут из долины реки По к верховьям Рейна проходил через ряд перевалов на территории современного швейцарского кантона Граубюнден. Главным из них являлся Септимерпасс. Наконец, перевалы Бреннер и Решен в восточных Альпах открывали путь из Италии в среднее Подунавье.
В древности горы и узкие долины между ними были заселены мелкими воинственными народностями кельтского и лигурийского происхождения. Эти горцы не только взимали деньги с пересекавших их владения путешественников, но и совершали опустошительные набеги по обе стороны Альп. Историк Кассий Дион рассказывал:
«Такой образ их действий в общем соответствовал нравам народов, не приемлющих мирных соглашений, но они пошли ещё дальше и поголовно истребляли всех своих пленников, причём не только взрослых мужчин и маленьких мальчиков, но и неродившихся младенцев в материнской утробе, пол которых они определяли с помощью особых гаданий».
В середине — второй половине II века до н.э. в ходе войн с лигурами в защиту массалиотов римляне неоднократно переходили Альпы. После побед над галлами-аллоброгами и арвернами в 123—120 годах до н.э. они даже создали особую провинцию на землях, лежавших между Альпами и берегом Роны. При этом римляне пользовались западными перевалами в Пеннинских и Грайских Альпах, которые контролировали салассы. Консул Аппий Клавдий в 143 году до н.э. одержал победу над этим племенем. Правда, из-за понесённых тяжёлых потерь римский сенат не счёл возможным предоставить ему право праздновать триумф. На занятой консулом территории в долине Аосты около 100 года до н.э. римляне основали Эпоредию (Иврею), однако горные проходы по-прежнему оставались в руках салассов. За возможность прохода горцы брали с путников деньги. Страбон сообщал, что платить им пришлось даже Юлию Цезарю, на войска которого горцы сбрасывали камни. А с Децима Брута они потребовали и получили по драхме за человека.
Во время завоевания Галлии в 58—51 годах до н.э. Цезарь также пользовался западноальпийскими перевалами. Разбив гельветов и предприняв успешную кампанию против белгов, осенью 57 года до н.э. он послал Сервия Гальбу с XII легионом и частью конницы в земли нантуатов, варагров и седунов. Эти племена жили между Леманским озером, берегом Роны и северными предгорьями Альп. После нескольких удачных сражений и захвата некоторых укреплений, галлы согласились предоставить заложников и заключили мир.
На зиму Гальба со своими войсками расположился у варагров в Октодуре (Мартиньи). Через несколько дней после начала зимовки галлы передумали. Они вновь взялись за оружие, заняли окрестные высоты и напали на римский лагерь. Гальба, хоть его войска и сильно уступали противнику в численности, всё же успешно отразил нападение. Однако, как говорит сам Цезарь, не желая испытывать судьбу, он оставил лагерь и ушёл зимовать на территорию Провинции. Цезарь был убеждён, что причиной нападения стали опасения галлов. Те считали, что римляне попытаются занять альпийские горы не только с целью обеспечить себе дороги, но и навсегда закрепить их за собой и присоединить к своим владениям эту страну, как соседнюю с Провинцией.
В преддверии завоевания
Римляне очень долго мирились с независимостью горцев, полагая, что силы и средства, необходимые для их покорения, никак не смогут окупиться ничтожной добычей, которая достанется победителю. Поэтому они предпочитали заключать соглашения с местными вождями и откупаться от них деньгами. Решение о завоевании альпийского региона было принято лишь после окончания Гражданских войн. Август, чтобы оправдать своё чрезвычайное положение и сохранение профессиональной армии, в 27 году до н.э. анонсировал амбициозную внешнеполитическую программу покорения мира.
Еще в 34 году до н.э. Антистий Вет победил живших в Грайских и Пеннинских Альпах салассов. Однако достигнутый при этом успех оказался краткосрочным. Варвары вскоре прогнали римские гарнизоны и возобновили свои разбойничьи нападения. Посланный против них Авл Терренций Варрон Мурена в 25 году до н.э. вновь принудил салассов к покорности. Он убедил их сдаться, для вида согласившись ограничиться взиманием обычной дани. Затем под предлогом сбора денег небольшие отряды солдат были разосланы в отдалённые поселения. Наконец, в назначенный заранее день они одновременно напали на живших здесь варваров, захватив и продав в рабство 36 000 человек, из которых 8 000 были мужчинами, способными носить оружие. Покупателям пленных запретили отпускать их на волю ранее чем по прошествии 30 лет, чтобы сделать их возвращение домой невозможным. После этих событий имя салассов исчезло из истории, а на месте римского военного лагеря выросла колония Августа Претория (Аоста), ставшая важным форпостом римского присутствия в регионе.
Новый этап военных действий начался после завершения покорения Испании в 19 году до н.э., когда Рим смог перебросить на альпийский фронт занятые там ранее военные части. В 16 году до н.э. наместник Иллирии Публий Силий Нерва, согласно краткому сообщению Кассия Диона, усмирил восстание, которое подняли племена камуннов и венниев.
Исследователи чётко локализуют камуннов в южных предгорьях Альп, в долине Камоника между озёрами Комо и Гарда. Идентификация венниев до сих пор вызывает споры. В большинстве случаев их размещают в долине Тромпия восточнее камуннов или к северу от них в Велтлине на берегу реки Адда. Альтернативная гипотеза отождествляет венниев с веннонетами, жившими в верховьях Рейна. В этом случае для их усмирения Силию Нерве понадобилось бы пересекать Альпы по одному из перевалов на территории Граубюндена. Такая крупномасштабная операция потребовала бы длительной подготовки и привлечения большого числа войск из разных провинций. Поэтому вероятность завоевательного похода уже в 16 году до н.э. крайне невелика. Более правдоподобной выглядит экспедиция ограниченного характера для ознакомления солдат с будущим театром военных действий.
Участники кампании 15 года до н.э.
Как по количеству привлечённых войск, так и по размаху всей военной операции кампания 15 года до н.э. носила беспрецедентный характер. Наступление одновременно должно было вестись сразу по нескольким направлениям, чтобы взять обороняющихся «в клещи». Участие в нём должны были принимать от 6 до 9 легионов в полном составе или представленные отдельными подразделениями. Кроме легионов, армии был придан значительный корпус вспомогательных войск, включая галльскую и фракийскую конницу, отряды восточных лучников и пращников. Общее руководство операцией возлагалось на двух пасынков Августа — 27-летнего Тиберия и 23-летнего Друза, сыновей его супруги Ливии от первого брака. Для них обоих, ставших впоследствии известными полководцами, альпийский поход был своего рода бенефисом. Командование отдельными частями должны были осуществлять опытные военачальники эпохи Августа: Луций Кальпурний Пизон Фруги, Публий Силий Нерва, Гай Вибий Панса, Марк Виниций и другие.
Стратегический замысел состоял в том, чтобы атаковать противника одновременно с нескольких направлений. Первая колонна под командованием Тиберия включала легионы и вспомогательные войска из Галлии. Она должна была продвинуться от столицы провинции Лугдуна (Лиона) на восток и пройти вдоль северных предгорий Альп. Факт участия в походе XIX легиона доказан находкой наконечника стрелы от катапульты с выбитым на ней штампом легиона, сделанной в разрушенном в ходе военных действий кельтском поселении в Дёттенбихле, а также эпиграфическими находками из лагеря в Дангштеттене. Уместно предположить, что вместе с XIX легионом на театре военных действий присутствовали также XVII и XVIII легионы из галльского гарнизона.
Навстречу этой колонне из Вероны в Италии через Бреннерский перевал должна была идти группировка под командованием Друза, состоявшая, возможно, из XIII, XVI и XXI легионов. Впоследствии они размещались на недавно завоеванных территориях в качестве гарнизона. Наконец между этими двумя колоннами должна была действовать третья группа войск, продвигавшаяся от Медиолана (Милана) через Септимерпасс на север. На роль командующего этой группы лучше всего подходит Луций Кальпурний Пизон, консул 15 года до н.э., или уже знакомый нам по кампании предыдущего года Силий Нерва. В состав этой группировки могли входить III, X и XII легионы, штемпеля которых были обнаружены на ядрах для пращей в Крап Сес на маршруте, ведущем из Септимерпасса.
Распределение легионов между тремя группировками и количество легионов, принявших участие в кампании, является чисто гипотетическим. Соответствующая гипотеза была предложена немецким исследователем Вернером Цаниером.
Ход кампании
О том, как проходила кампания, нам известно достаточно подробно из многочисленных исторических и поэтических сочинений того времени, прославлявших победы римского оружия и личное участие членов императорской фамилии. Как только альпийские перевалы очистились от снега, первой перешла в наступление группировка под командованием Друза. Продвигаясь из Вероны вверх по долине реки Адидже, вдоль маршрута будущей via Claudia, войска вышли к Триденту (Тренто). Здесь они уничтожили преградивший им путь большой отряд противника. Затем, пройдя через перевал Бреннер, римские войска двинулись на север, в Ретийские Альпы, успешно преодолевая оказываемое сопротивление и срывая по пути укрепления горцев. Конечным пунктом их маршрута был назначен район современного Аугсбурга. Одновременно Тиберий со своей группировкой выступил из Лугдуна, через Лангрское плато вышел к верховьям Рейна и через район Виндониссы достиг Боденского озера. Здесь с одного острова, скорее всего Майнау, войска переправились через озеро и 1 августа одержали двойную победу над армией и флотилией живших здесь винделиков.
Античные источники подчёркивают ожесточённый характер оказываемого сопротивления и огромные жертвы среди местного населения. Анний Флор писал:
«Какова была дикость альпийских племён, легко показать на примере их женщин: за нехваткой метательных орудий они разбивали о землю головы своим младенцам и швыряли их в лицо воинам».
Чтобы исключить возможность будущего сопротивления, победители принудительно переселяли местных обитателей на равнину. На прежнем месте оставляли лишь небольшое количество жителей — достаточно, чтобы страна не обезлюдела полностью, но слишком мало, чтобы поднять восстание.
Итоги завоевания
В результате военной кампании 15 года до н.э. римляне покорили страну от южных предгорий Альп до верхнего течения Дуная, что примерно соответствует территории современной Швейцарии. В следующем году они подчинили лигуров, живших в Морских Альпах. Местный династ Коттий стал римским префектом и управлял территорией, получившей впоследствии его имя — Коттские Альпы. Покорение восточной части альпийской дуги завершилось лишь с подчинением живших здесь нориков и подавлением восстания паннонцев. Это открыло римлянам путь к завоеванию среднего Подунавья.
Управление завоёванными территориями осуществляло военное командование. По надписи из Брешии известен Гай Вибий Панса, легат «in Vindol[icis]», который командовал размещавшимися здесь крупными отрядами войск. Другая надпись, также из Италии, принадлежит Сексту Педию Лузиану Гирруту, который аттестован в качестве «praefectus Raetis Vindolicis vallis Poeninae et levis armaturae». По-видимому, он занимал должность префекта между 14 и 19 годами н.э. — вероятнее всего, между 17 и 19 годами н.э., когда территория Реции и Винделикии оказалась отделена от зоны ответственности германского военного командования и получила статус самостоятельной провинции.
Римская власть укрепляла свои позиции в регионе при помощи постоянного военного присутствия, строительства сети дорог и основания поселений. Одним из основанных в это время лагерей был Дангштеттен, в котором между 15 и 9 годами до н.э. размещалось 5 000 воинов. В районе современного Аугсбурга на месте военного лагеря Друза была основана Августа винделиков, к началу II века ставшая центром провинции Реция. Важнейшим памятником монументальной пропаганды является воздвигнутый в 7—6 годах до н.э. грандиозный Трофей Августа в Ла Турби (Монако), перечисляющий названия 45 покорённых альпийских племён.
Литература:
- Парфёнов В. Н. Император Цезарь Август. Армия. Война. Политика. —СПб.: Алетейя, 2001.
- Zanier W. Der römische Alpenfeldzug unter Tiberius und Drusus im Jahre 15 v. Chr. Übersicht zu den historischen und archäologischen Quellen. // Imperium: Varus und seine Zeit. Beiträge zum internationalen Kolloquium des LWL-Römermuseums am 28. und 29. April 2008 in Münster. R. Aßkamp, T. Esch (Hrsg.). 2010.
- Zanier W. Das Alpenrheintal in den Jahrzehnten um Christi Geburt. Forschungsstand zu den historischen und archäologischen Quellen der Spätlatène- und frühen römischen Kaiserzeit zwischen Bodensee und Bündner Pässen. — Munchen, 2006.
- Strobel К. Der Alpenkrieg und die Eingliederung Noricums und Raetiens in die römische Herrschaft, in: C. Franek — S. Lamm — T. Neuhauser — B. Porod — K. Zöhrer (Hrsg.), Thiasos. Festschrift Erwin Pochmarski, Veröffentlichungen des Instituts für Klassische Archäologie der Karl-Franzens-Universität Graz 10 (Wien 2008), 967—1004.
- Rollinger R. Raetiam autem et Vindelicos ac Noricos Pannoniamque et Scordiscos novas imperio nostro subiunxit provincias: Wann wurde Raetien (einschließlich Noricums und Pannoniens) als römische Provinz eingerichtet? // Althistorische Studien im Spannungsfeld zwischen Universal- und Wissenschaftsgeschichte. Festschr. F. Hampl, P. W. Haider/R. Rollinger (Hrsg.). Stuttgart, 2001.
- Martin-Kilcher St. Römer und gentes Alpinae im Konflikt — archäologische und historische Zeugnisse des 1. Jahrhunderts v. Chr. / Fines imperii — imperium sine fine? Römische Okkupations- und Grenzpolitik im frühen Principat. Beiträge zum Kongress Fines imperii — imperium sine fine ?’ in Osnabrück vom 14. bis 18. September 2009. Günther Moosbauerund Rainer Wiegels (Hrsg.) Osnabrück, 2011.
Комментарии к данной статье отключены.