Когда итальянский флот вступил во Вторую мировую войну, в его составе числилось более сотни субмарин, что номинально делало Реджиа Марина одним из сильнейших в мире в этом классе. Но количество не всегда означает качество, и эта армада не оправдала надежд командования, рассчитывавшего с её помощью сокрушить британский флот в Средиземном море. Однако некоторые командиры-подводники добились выдающихся успехов, и первым из них был командир подводной лодки «Таццоли» Карло Фечиа ди Коссато.
Дважды не вернувшиеся
Прежде чем приступить к повествованию о главном герое, необходимо вкратце рассказать об обстоятельствах, которые дали ему и некоторым его коллегам возможность завоевать славу подводных асов. В августе 1940 года, после разгрома Франции, итальянские подводные лодки «океанического» типа получили возможность базироваться на порт Бордо, где была создана база BETASOM — акроним от греческой буквы «бета» и слова Sommergibile (итал. «субмарина»). Можно понять оптимизм командующего подводными силами кригсмарине Карла Дёница (Karl Dönitz), когда на основной фронт морской войны с Британией прибыла целая флотилия субмарин союзников в 27 единиц, но итальянцы его надежд не оправдали. Лодки оказались мало приспособленными для суровых условий Атлантики, выучка командиров и экипажей также не соответствовала немецким стандартам.
Руководство BETASOM приняло энергичные меры для устранения недостатков, но спустя всего восемь месяцев база оказалась под угрозой расформирования. Именно столько времени понадобилось англичанам, чтобы мощными ударами лишить итальянский флот господства на море и поставить под угрозу всю систему перевозок в Северную Африку.
3 июня 1941 года Муссолини по рекомендации начальника Генштаба маршала Уго Кавальеро (Ugo Cavallero) принял решение о возвращении итальянских субмарин в домашние воды, так как положение было катастрофическим. Как писал Кавальеро, не время было думать «о блестящих и выигрышных ролях», хотя блистали подводники пока только в пропагандистских сводках.
Начальник штаба флота адмирал Артуро Риккарди (Arturo Riccardi) крайне прохладно воспринял эту инициативу, так как, по его словам, субмарин в Средиземном море было более чем достаточно, и это было абсолютной правдой. Тем не менее несколько лодок были возвращены в Италию. Дёниц по приказу Верховного главнокомандования вермахта был вынужден направить в Средиземное море свои подводные лодки с задачей защитить коммуникации Роммеля, и для него это означало фактически прекращение наступательных операций в Северной Атлантике. Хотя немецким субмаринам и удалось нанести несколько чувствительных ударов британскому флоту, англичане продолжали громить итальянские конвои, и к новому 1942 году идея о необходимости вернуть океанские субмарины из Бордо снова ожила в итальянском верховном командовании.
10 декабря 1941 года офицер связи итальянского флота адмирал Джузеппе Бертольди (Giuseppe Bertoldi) доложил главкому кригсмарине Эриху Редеру (Erich Raeder), что командование приняло решение вернуть на родину 11 подводных лодок, оставшихся в Бордо, и закрыть базу. Редер с пониманием отнёсся к этой просьбе, и 14 декабря Кавальеро издал приказ об отзыве всех субмарин из Атлантики. Но анализ обстановки в связи с вступлением в войну США заставил Редера пересмотреть своё согласие на уход итальянцев. Теперь практически вся Атлантика, включая американские воды, была зоной боевых действий и открывалась перспектива атаковать районы с очень интенсивным судоходством без противолодочной обороны. Своих сил для удара по всем узлам коммуникаций у немцев не было, а суровая зима, сковавшая льдом полигоны боевой подготовки на Балтике, означала, что новое пополнение прибудет на фронт очень нескоро.
В этих условиях итальянские субмарины с большой автономностью и сильным артиллерийским вооружением могли сослужить хорошую службу в отдалённых районах океана, которые не могли охватить немцы. Редер попросил приостановить процесс передислокации субмарин из Бордо в Италию. После долгих обсуждений итальянцы согласились, и 17 января 1942 года итальянское командование отменило возвращение лодок в Средиземное море. Оперативное руководство над ними передавалось Дёницу, при этом в Рим должны были направляться копии всех приказов немцев. Так итальянские субмарины и их командиры, среди которых был капитано-ди-корветта Карло Фечиа ди Коссато, получили шанс показать, на что они способны в океане.
Рождённый для службы королю
Карло Фечиа ди Коссато (Carlo Fecia di Cossato) родился в Риме 25 сентября 1908 года. Его семья принадлежала к древнему пьемонтскому дворянскому роду, известному долгой и верной службой Савойскому дому. Практически все мужчины фамилии служили в армии или на флоте, а их знатность и бескомпромиссный монархизм были залогом успешной военной карьеры. Карло решил пойти по стопам отца, дослужившегося до чина капитано-ди-фрегата (capitano di fregata — капитан 2-го ранга).
Получив образование в престижном военном колледже Монкальери, в 1923 году Карло, которому было всего 15 лет, поступил в военно-морскую академию в Ливорно, из которой выпустился в 1928 году в чине гардемарина. Своё первое назначение он получил на подводную лодку «Джованни Баузан» (Giovanni Bausan). Продвижение по службе молодого дворянина шло замечательно: уже через год он получил звание соттотененто-ди-вашелло (sottotenente di vascello — лейтенант) и назначение на старый крейсер «Либиа» (Libia), который был предназначен для службы стационером в Китае. Там молодому офицеру довелось командовать отрядами морской пехоты. В 1933 году крейсер «Либиа» вернулся на родину, а Фечиа ди Коссато получил звание тененто-ди-вашелло (tenente di vascello — капитан-лейтенант).
Долго отдыхать не пришлось: получив назначение на крейсер «Бари» (Вari), Карло вместе с кораблём попал в Эритрею и принял участие в войне с Эфиопией, ставшей зенитом успехов итальянской империи. После службы в Массауа, где Фечиа ди Коссато отвечал за береговую оборону, он вскоре получил должность адъютанта губернатора Эритреи. Затем последовали недолгая служба на миноносцах в Ливии и, наконец, назначение в подводные силы флота.
Практически сразу Фечиа ди Коссато оказался на новом фронте: фашистская Италия поддержала мятеж в Испании, охвативший эту страну в июле 1936 года. Итальянские подлодки осуществляли блокаду республиканских портов и оказывали поддержку ВМС франкистов. В двух этих «специальных миссиях», как их деликатно именует история итальянского флота, принял участие и наш герой. Служба на субмаринах, видимо, пришлась ему по вкусу, и в 1939 году Фечиа ди Коссато окончил школу подводного плавания в Поле и принял под командование свой первый корабль — лодку «Чиро Менотти» (Ciro Menotti) класса «Бандиера» (Bandiera). Это была довольно крупная субмарина 1930 года постройки, водоизмещением 936 тонн, вооружённая шестью 533-мм торпедными аппаратами (четыре в носу, два в корме) и 102-мм палубным орудием. Экипаж лодки состоял из пяти офицеров и 47 старшин и матросов.
Долго наслаждаться службой в родных водах молодому командиру было не суждено.
10 июня 1940 года Италия объявила войну Великобритании и Франции, и потомку древнего рода предстояло доказать, что он достоин славы предков. Начало войны «Менотти» и её командир встретили на базе Трапани на Сицилии, в составе 32-й подводной сквадрильи (XXXIII squadriglia sommergibili). Сквадрилья была первичным звеном оргструктуры итальянского флота, состоящим из четырёх боевых единиц.
На вторых ролях
Сразу же после начала боевых действий Супермарина бросила в бой все свои подводные силы, развернув 49 подлодок на позициях по всему Средиземному морю. 21 июня 1940 года в первый боевой поход отправилась и «Менотти». Недельное патрулирование между побережьем Крита и Ливией закончилось безрезультатно, как и для большинства итальянских лодок. В сентябре 1940 года уже капитано-ди-корветта (capitano di corvetta — капитан 3-го ранга) Карло Фечиа ди Коссато получил назначение старшим помощником («вторым офицером», согласно итальянской терминологии) на крупную океанскую лодку «Энрико Таццоли» (Enrico Tazzoli) класса «Кальви» (Calvi), которой командовал капитано-ди-корветта Витторе Ракканелли (Vittore Racсanelli).
Это была современная субмарина 1936 года постройки, которая при водоизмещении
1530 тонн имела дальность плавания 11 400 миль на скорости 8 узлов. Основное вооружение составляли восемь торпедных аппаратов (по четыре в носу и корме) с боезапасом в 12 торпед и два 120-мм орудия. Экипаж насчитывал семь офицеров и
60 нижних чинов. «Таццоли» после одного безрезультатного похода в Средиземном море была предназначена к переходу в Атлантику, на базу BETASOM в Бордо. 2 октября 1940 года лодка покинула базу в Ла-Специи и 7 октября благополучно форсировала Гибралтар.
12 октября 1940 года «Таццоли» попутно открыла свой боевой счёт: в 150 милях к западу от Гибралтара был торпедирован и добит артиллерией югославский пароход «Орао» (Оrао, 5135 брт), следовавший из Аргентины в Великобританию. «Нейтрал» радировал о замеченной субмарине и тем самым решил свою судьбу. Больше удача в этом походе экипажу «Таццоли» не улыбнулась, и 24 октября лодка прибыла в Бордо.
В начале декабря 1940 года Ракканелли вывел «Таццоли» во второй боевой поход в Северную Атлантику, который продолжался почти месяц. Итальянцы патрулировали у северной оконечности Британских островов поначалу без особых успехов. 25 декабря британский транспорт «Эверлей» (Everleigh), следовавший с 9000 т пшеницы на борту, обнаружил «Таццоли» в надводном положении и, дав максимальный ход, ушёл от врага в дождевом шквале, отстреливаясь из орудия. Итальянцы безрезультатно выпустили по англичанину 29 снарядов из 120-мм орудия в уверенности, что смогли нанести транспорту повреждения. Единственным успехом стало торпедирование 27 декабря 1940 года британского парохода «Арданбан» (Ardanbahn, 4980 брт) из распущенного накануне конвоя OB-263. Все 40 членов его команды погибли.
Как уже упоминалось, первые операции итальянских лодок в Атлантике выявили серьёзные недостатки в их конструкции и оснащении, что подтвердилось низкими результатами. Сделав выводы из полученного опыта и рекомендаций немцев, итальянцы поставили субмарины на переоборудование. В первую очередь требовалось уменьшить высокие и громоздкие боевые рубки и оснастить их шахтами для притока воздуха к дизелям. Работы по переоборудованию «Таццоли» затянулись до конца марта 1941 года, и к тому времени Витторе Ракканелли покинул её. После недолгого исполнения обязанностей командира 5 апреля 1941 года Карло Фечиа ди Коссато был официально назначен командиром «Таццоли».
Бывший старпом сразу поставил экипаж в известность, что осторожничать в предстоящих боях не намерен. Его первое обращение к подчинённым наглядно показывает, почему Фечиа ди Коссато получил у коллег прозвище «Атлантический корсар». В лучших традициях флибустьеров он заявил, что ему нужны добровольцы, готовые на любой риск: «Если кто-то хочет остаться на берегу, скажите это прямо сейчас. Я хочу, чтобы со мной были люди, готовые на всё». Заручившись поддержкой экипажа, уже 7 апреля Фечиа ди Коссато вышел на «Таццоли» в долгожданный боевой поход. На мостике рядом с командиром стоял второй офицер тененто-ди-вашелло Джанфранко Гаццана Приароджиа (Gianfranco Gazzana Priaroggia), которому позднее тоже было суждено стать легендой итальянского подплава.
В центре Атлантики
К весне 1941 года, несмотря на искренние попытки итальянцев оказать помощь немцам в сражениях с английскими конвоями, Дёниц окончательно принял решение, что союзники не будут действовать в Северной Атлантике, а сместятся южнее или западнее оперативных зон немецких лодок. В связи с этим «Таццоли» держала курс к берегам Западной Африки. Уже 15 апреля Фечиа ди Коссато добился первого личного успеха, потопив двумя торпедами восточнее Азорских островов британский пароход «Орийак» (Aurillac, 4733 брт). Следующей добычи пришлось ждать довольно долго: только 7 мая в районе островов Зелёного мыса итальянцам попался норвежский сухогруз «Фернлейн» (Fernlane, 4310 брт), идущий во Фритаун с грузом соли, самолётов и автомобилей. Будущий ас потопил судно, потратив четыре торпеды. Жертв среди норвежцев не было.
9 мая после долгой погони практически на экваторе «Таццоли» перехватила норвежский танкер «Альфред Олсен» (Alfred Olsen, 8817 брт), идущий на Арубу в балласте, и потопила его, истратив все оставшиеся торпеды и около ста 120-мм снарядов. Норвежцы без потерь погрузились в шлюпки и шесть часов ждали вблизи судна, надеясь, что охотник уйдёт и танкер удастся спасти. Увы, командир лодки взял курс на Бордо, только удостоверившись, что танкер тонет.
Возвращаясь, в устье Жиронды итальянцы смогли отбить атаку английского «Бленхейма» ценой тяжёлого ранения одного члена экипажа, которому пришлось ампутировать ногу.
23 мая 1941 года после 46 суток в море Фечиа ди Коссато прибыл в Бордо, завершив поход с неплохим результатом в три судна тоннажем почти 17 000 брт. «Таццоли» встала на ремонт, а удачливый командир получил Серебряную медаль «За воинскую доблесть» (Medaglia d'argento al valor militare) от своего командования и Железный крест II класса от немцев.
15 июля 1941 года Карлетто, как экипаж лодки меж собой прозвал своего командира, вновь отправился к западному побережью Африки. Успеха пришлось ждать долго. Вечером
19 августа в прицел итальянцам попал норвежский танкер «Сильдра» (Sildra, 7313 брт), шедший в балласте из Фритауна в Кюрасао. Командир «Таццоли» уже знал, как неохотно тонут пустые танкеры, и дал залп сразу из четырёх торпед. Две прошли мимо, но остальные попали в борт танкера. Радиостанция была повреждена, машина остановлена, а через три минуты в танкер ударила третья торпеда. Норвежцы, опасаясь, что следующий удар придётся в машинное отделение и вызовет взрыв котлов, быстро спустили шлюпки. Предчувствия их не обманули: Фечиа ди Коссато методично расстреливал танкер, выпустив ещё три торпеды — и после взрыва котлов «Сильдра» быстро ушёл на дно. Это был единственный успех «Таццоли» в походе, но он принёс командиру Бронзовую медаль «За воинскую доблесть» (Medaglia di bronzo al valor militare).
В декабре 1941 года «Таццоли» пришлось участвовать в необычной миссии. Англичане потопили в Атлантике вспомогательный крейсер «Атлантис» (HSK 2 Atlantis) и судно снабжения «Питон» (Python), после чего более 400 немецких моряков оказались на шлюпках посреди океана. Немецкие подлодки, бывшие поблизости, взяли шлюпки на буксир и разместили на борту столько людей, сколько смогли, но положение спасшихся было критическим. Дёниц запросил помощь у союзников, и итальянцы выделили четыре субмарины, среди которых была и «Таццоли». Фечиа ди Коссато принял на борт около
70 потерпевших, в том числе офицера с «Атлантиса» Ульриха Мора (Ulrich Mohr), который в своих воспоминаниях поделился впечатлениями от обстановки, которая царила на итальянской лодке:
«Жизнь на итальянской подводной лодке оказалась весьма приятной. Любезный командир имел ценную коллекцию оригинальных печатных изданий — в основном это была французская эротическая литература. Кормили здесь превосходно — восхитительными итальянскими деликатесами. Помещение также было просторным и очень комфортным. Но всё это распространялось только на офицеров. Матросы жили в совершенно других условиях. Я был потрясён, увидев, сколь широка и глубока социальная пропасть между офицерским и рядовым составом итальянского военно-морского флота».
Немцы были ошарашены наличием двух камбузов и двух коков — отдельно для офицеров и матросов. Мор, однако, признаёт, что команда обожала своего командира, и ещё раз упоминает его великолепную библиотеку: «Там были воистину уникальные книги. Я нашёл одно издание, в котором приводилось подробнейшее описание всех видов китайских пыток».
Карлетто благополучно доставил союзников в Сен-Назер, получив в награду Железный крест I класса. Встреча нового 1942 года прошла в ожидании возвращения на родину, но вступление в войну США всё изменило. Путь Фечиа ди Коссато лежал к берегам Вест-Индии, в моря, где ещё жила память о корсарах парусной эпохи.
Звёздный час корсара
21 февраля 1942 года, спустя десять дней после выхода из Бордо, Фечиа ди Коссато вскрыл пакет с приказом атаковать судоходство противника к востоку от Багамских островов на судоходной трассе из Мексиканского залива через Флоридский пролив. Руководство базы тщательно готовило эту операцию, в которой участвовало пять лодок. У «Таццоли» были отремонтированы главные двигатели, путём различных оптимизаций увеличен запас топлива и продовольствия. Вместо 12 штатных торпед лодка несла к берегам Америки целых 19, а боезапас к орудиям составлял 330 снарядов — командирам рекомендовалось чаще использовать артиллерию.
Первой жертвой корсара стал голландский пароход «Астреа» (Astrea, 1406 брт), атакованный около Бермудских островов. Помня наставления, Фечиа ди Коссато выпустил 25 снарядов и обстрелял голландца из зенитного автомата, но тот упрямо отказывался тонуть, пока не получил две торпеды. Вечером того же дня был обнаружен норвежский «Тёнсбергфьорд» (Tønsbergfjord, 3156 брт). После трёх часов преследования «Таццоли» поразила транспорт двумя торпедами, затем добавив 15 снарядов. Каким-то чудом всем норвежцам удалось спастись, включая одного матроса, забытого в машинном отделении. После этой атаки BETASOM приказал «Таццоли» направляться в Карибское море, где немцы обнаружили интенсивное судоходство при почти полном отсутствии противолодочной обороны.
Направляясь к Наветренному проливу, вечером 8 марта итальянцы обнаружили уругвайский пароход «Монтевидео» (Montevideo, 5785 брт). После двухчасового маневрирования Карлетто выстрелил одной торпедой, а после попадания сразу открыли огонь артиллерийские расчёты, выпустив десять снарядов. Затем в уругвайца произвели ещё один торпедный выстрел, но к этому времени расстояние до судна составляло всего около
150 метров, и взрыватель не успел взвестись. Впрочем, транспорту этого хватило.
С пароходом погибло 14 членов команды, и правительство Уругвая, не особо разбираясь в национальности виновника, в качестве компенсации реквизировало интернированный германский пароход «Такома» (Tacoma).
Вечером 11 марта в пяти милях от острова Сан-Сальвадор Фечиа ди Коссато двумя торпедами и семью снарядами уничтожил пароход «Сигнет» (Cygnet, 3628 брт), шедший под флагом Панамы. Команда из 30 человек спаслась, благо берег был в пределах видимости.
В это же день BETASOM приказал командиру «Таццоли» возвращаться на север к проливу Провиденс — немцы из группы «Нойланд» (Neuland) снова обнаружили «золотую жилу».
13 марта двухторпедным залпом из подводного положения корсар атаковал крупный британский транспорт «Дейтониан» (Daytonian, 6434 брт), направлявшийся из Мобила в Ливерпуль. Увидев в перископ, что команда покинула судно, Карлетто всплыл, осведомился, не нужна ли помощь, и попросил англичан отойти на шлюпках подальше. Транспорт был добит семью снарядами и ещё одной торпедой.
Утром 15 марта «Таццоли» шла на север вдоль восточного берега острова Абако, когда на дистанции около 10 миль был обнаружен встречный крупный танкер. Это был британский «Ателкуин» (Athelqueen», 8780 брт) отделившийся от конвоя ОS-20 и направлявшийся к берегам Флориды. Фечиа ди Коссато приказал погрузиться и, дождавшись, когда танкер приблизится, выпустил две торпеды, попавшие в цель. Последовал приказ на всплытие, чтобы добить англичанина артиллерией, но, увидев в перископ, что артиллеристы на танкере суетятся возле орудия, командир отменил приказ и остался в подводном положении. Далее произошёл конфуз: не слыша шума машин обездвиженной цели, Карлетто неправильно рассчитал дистанцию — и «Таццоли» буквально въехала в танкер, согнув носовую оконечность лёгкого корпуса на три метра под прямым углом, потеряв возможность использовать две последние торпеды.
Оплошность пришлось исправлять «героизмом поневоле»: рискуя получить отпор, итальянцы всплыли и расстреляли танкер, выпустив 128 снарядов. Команда танкера успела эвакуироваться, потеряв трёх человек при торпедировании, и благополучно добралась до берега. Обозлённому Карлетто, которому доложили ещё и о проблемах с одним из дизелей, осталось взять курс на базу. По пути домой итальянцам встретились ещё три крупных танкера, но атаковать их было нечем. 31 марта «Таццоли» торжественно вошла в Бордо, неся на выдвинутом перископе шесть вымпелов по числу потопленных судов. Этот поход стал рекордным среди итальянских подводников как по числу потопленных судов, так и по тоннажу — 29 189 брт. Побить рекорд сумел только ученик Фечиа ди Коссато, его старпом Джанфранко Гаццана Приароджиа…
«Моё место с ними…»
После рекордного похода экипаж «Таццоли» получил отдых, пока лодку ремонтировали и готовили к следующим походам. 18 июня 1942 года Карлетто снова вышел к берегам Тринидада. За 71 день в море и 10 348 пройденных миль результат был очень скромным — всего два потопленных судна: греческий Кастор («Castor», 5497 брт) и норвежский «Хавстен» (Havsten, 6161 брт), торпедированный 3 августа немецкой U 160 и выгоревший. Итальянцы добили закопчённый остов, предварительно сняв с него забытого норвежцами корабельного кота.
Последний боевой поход в качестве командира «Таццоли» Фечиа ди Коссато осуществил в самом конце 1942 года. Выйдя 14 ноября из Бордо к побережью британской Гвианы, Карлетто добился отличного результата, с 12 по 25 декабря потопив четыре крупных транспорта на 20 515 брт. В этом походе на лодке работал кинооператор, который снял фильм о буднях аса и его экипажа.
Возвращение на базу через зимнюю Атлантику было долгим, и только 2 февраля 1943 года «Таццоли» прибыла в Бордо. Там командира лодки ждал приказ о возвращении в Италию и назначении на должность командира сквадрильи миноносцев и флагманского миноносца «Ализео» (Aliseo). Командование не без оснований считало, что «атлантическому корсару» пора отдохнуть от лодок. Общий итог его походов составил 16 потопленных судов тоннажем 82 868 брт — лучший на тот момент результат среди итальянцев, не уступивший достижениям многих немецких асов. Это обратило на себя внимание гросс-адмирала Дёница, и 19 марта 1943 года Фечиа ди Коссато был награждён Рыцарским крестом.
Покидая Бордо уже в чине капитано-ди-фрегата, бывший командир «Таццоли» не знал, что в последний раз видит своих самых близких друзей. 20 февраля 1943 года уйдёт в самый успешный поход итальянского подплава его бывший старпом Гаццана Приароджиа и погибнет вместе с экипажем и лодкой, а «Таццоли», переоборудованная в подводный блокадопрорыватель, пропадёт без вести в Бискайском заливе в мае 1943 года. В войне наступал коренной перелом, и уже через полгода после громких побед и чествований Фечиа ди Коссато было суждено пережить всю горечь поражения Италии.
8 сентября 1943 года после тайных переговоров с союзниками было объявлено о выходе Италии из войны. Это известие застало «Ализео» в гавани Бастии на Корсике. 9 сентября немцы попытались захватить итальянские корабли в Бастии, но Фечиа ди Коссато устроил бывшим союзникам настоящее избиение, потопив совместно с корветом «Корморано» (Cormorano) два охотника за подводными лодками и пять десантных паромов MFP. Подобрав из воды 25 немцев, «Ализео» прибыл в Портоферрайо. На переходе Фечиа ди Коссато срезал с мундира нашивки немецких наград — и экипаж миноносца заметил, что командиру было не по себе от происходящего.
За бой с немцами и по совокупности заслуг Карлетто получил Золотую медаль «За воинскую доблесть» (Medaglia d'oro al valor militare) — высшую награду королевства. Увы, для него это было слабым утешением, ведь у него на глазах рушилось всё, за что умерли его товарищи. Мысли о верном экипаже «Таццоли», погибшем сразу после того, как командир покинул его, давили тяжким грузом. До июня 1944 года Фечиа ди Коссато оставался верным присяге и, скрепя сердце, исполнял свои обязанности, но когда вдобавок к слухам о разделе итальянского флота между союзниками новое правительство и командование флота перестали заявлять о верности Савойскому дому и королю, терпение потомственного монархиста лопнуло. В резкой форме он прямо в лицо адмиралу ди Поллоне (Amedeo Nomis di Pollone) заявил, что отказывается выполнять приказы правительства, не облечённого доверием короля.
Недавнего триумфатора отстранили от командования и поместили под арест, что вызвало волнения на кораблях в Таранто. В итоге от Фечиа ди Коссато решили просто избавиться, сняв его с должности на неопределённый срок и предоставив самому себе. Не имея возможности воссоединиться с семьёй, оставшейся на севере Италии, он остановился в Неаполе у своего друга Этторе делла Торе, где и случилась трагическая развязка. 27 августа 1944 года Карло Фечиа ди Коссато застрелился, оставив записку, в которой просил расценивать свой поступок как гибель на войне, а не суицид. Перед смертью он также написал письмо матери, в котором сообщал, что уже многие месяцы позорная капитуляция не даёт ему покоя:
«Вы знаете, что происходит сейчас в Италии, и вы знаете, как нас обманули. Мы совершили бездумный поступок, который ничего не принёс нам. Осознание этого привело меня к глубокой горечи, отвращению к окружающим и, самое главное, к глубокому презрению к самому себе. На сегодняшний день, мама, в этой действительности, я не вижу для себя цели в жизни… Я часто думаю о моих моряках с «Таццоли», которые честно покоятся на дне моря. Моё место с ними».
Итальянский флот сохранил память о своём герое: имя отчаянного монархиста после войны носили две подводные лодки ВМС Итальянской Республики.
Автор выражает благодарность Кириллу Богданову за помощь в подготовке статьи.
Литература:
- Francesco Mattesini «L’attacco dei sommergibili di Betasom dalle Isole Bahama alle coste del Venezuela (febbraio-marzo 1942)» / Bollettino d’Archivio Ufficio Storico Della Marina Militare, 2014.
- Брагадин М.А. Итальянский флот во Второй мировой войне – М.: АСТ, 2000.
- Дёниц К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935–1945 гг. — М.: Центрполиграф, 2004.
- http://www.lavocedelmarinaio.com.
- http://piombino-storia.blogspot.ru.
- http://www.regiamarina.net.
- http://www.historisches-marinearchiv.de.
- http://www.marenostrumrapallo.it.
- http://www.xmasgrupsom.com.
- http://www.warsailors.com.
- http://www.betasom.it.
- http://www.convoyweb.org.uk.
- http://www.uboat.net.
Комментарии к данной статье отключены.