Спущенное на воду в 1919 году торговое судно SS Gairsoppa принадлежало Британо-индийской навигационной компании и было названо в честь города Герусоппа на юго-западе Индии. На протяжении двух десятилетий судно совершало коммерческие рейсы в Тихом и Индийском океанах, пока с началом Второй мировой войны британское Адмиралтейство не мобилизовало его для перевозки военных грузов. Ничего примечательного с SS Gairsoppa не происходило до начала 1941 года, когда оно, гружёное чугуном, чаем и серебром для Королевского монетного двора, вошло во состав конвоя SL-64 и вместе с остальными судами отправилось из Индии в Великобританию.
Конвою сильно досталось от шторма у берегов Ирландии. Вдобавок у SS Gairsoppa осталось совсем мало угля, и судно отделилось от конвоя, чтобы самостоятельно направиться в Голуэй. Утром 16 февраля, пока оно неторопливо шло к порту, его заметил немецкий самолёт, а вечером того же дня обнаружила немецкая подводная лодка U 101, на счету которой к тому времени было уже 19 потопленных судов союзников. Субмарина выпустила торпеду, и вскоре после полуночи 17 февраля SS Gairsoppa затонуло в 480 км от залива Голуэй. Уцелел только один член экипажа — второй офицер Р.Х. Эйрес. Остальные 85 человек погибли.
Британское правительство с 1989 года хотело поднять останки судна на поверхность, но только в 2010 году состоялся тендер, который выиграла американская компания Odyssey Marine Exploration. По условиям контракта, дайверы должны были в течение двух лет поднять со дна ценный груз. Два месяца американцы потратили на то, чтобы установить точное место крушения. К окончанию контракта с глубины 4700 м они извлекли в общей сложности 109 т серебряных слитков. Стоимость «улова» только за 2013 год, а это 61 т серебра, оценивается в 210 млн долларов. Всего же SS Gairsoppa перевозило 200 т драгоценного металла.
Комментарии к данной статье отключены.