Долгое время линейные корабли господствовали на морях и считались главной силой военных флотов. Но в годы Второй мировой войны их господству пришел конец. Символическим финалом судьбы линкора стало морское сражение в заливе Лейте в октябре 1944 года – отчаянная попытка Императорского флота переломить неудачный для Японии ход войны. Именно тогда у южной части Филиппинского архипелага линкоры последний раз встретились в бою.
Японская «Победа»
Со времен Цусимы Японский императорский ВМФ жил в ожидании «Кантай Кэссэн» – генерального морского сражения новой большой войны, которое решит её исход. Когда время такого сражения пришло, японский флот оказался к нему не готов – результатом этого стала печально известная «охота на индеек у Марианских островов» в июне 1944 года. Разгром авианосного соединения и массовая гибель палубной авиации вынудили японское морское командование попытаться взять реванш в операции, получившей амбициозное название «Победа» («Sho-Gо»). Генеральный штаб Объединённого флота подготовил несколько оперативных планов, основным из которых считался план обороны Филиппинского архипелага «Победа-1» на ожидаемом направлении удара противника.
Замысел операции «Победа-1» был весьма масштабным, и его анализ выходит за рамки этой статьи. Отметим лишь, что имевшиеся у японцев силы были разделены на три группы. Авианосное соединение вице-адмирала Дзисабуро Одзавы направлялось на север Филиппин – практически лишённое палубной авиации, оно должно было сыграть роль приманки для американцев. В центральной части архипелага должно было действовать ударное соединение вице-адмирала Такео Куриты, построенное вокруг суперлинкоров «Yamato» и «Musashi» и призванное стать главной силой в сражении. Наконец, на юге Филиппин американцев должны были атаковать сразу два ударных соединения вице-адмиралов Сёдзи Нисимуры и Киёхиде Симы. От южных эскадр ожидалось, что они либо обеспечат прорыв линкоров Куриты к американскому флоту вторжения, либо, при ином стечении обстоятельств, сами смогут участвовать в разгроме противника.
С учётом американских морских сил, появившихся в октябре 1944 года у Филиппин, японские шансы на успех изначально можно было назвать минимальными. Американцы направили на освобождение архипелага два своих сильнейших флота на Тихом океане. 3-й флот адмирала Уильяма Хэлси, в состав которого входило ударное авианосное соединение и новые быстроходные линкоры, должен был обеспечить господство на море и сыграть решающую роль в борьбе с японскими морскими силами. 7-й флот вице-адмирала Томаса Кинкейда (которому также подчинялась маленькая австралийская эскадра) должен был прикрывать высадку десанта на филиппинском острове Лейте и поддерживать наземные войска – для этого в состав 7-го флота вошли старые линкоры и эскортные авианосцы. Американская десантная операция в полном масштабе стартовала 20 октября 1944 года, после чего японский флот приступил к выполнению плана «Победа-1».
Удивительно, но и японские, и американские морские стратеги, планировавшие борьбу за Филиппины, допустили в своих замыслах одинаковые ошибки. И четыре японских соединения, и два американских флота де-факто не имели единого командования, их действия практически никак не согласовывались и не координировались. Ошибки в планировании и промахи командующих на местах сослужили дурную службу обоим противоборствующим флотам и преподнесли морякам обеих сторон много неприятных сюрпризов.
Силы сторон в южной части Филиппин
Как упоминалось выше, южная группировка японских морских сил у Филиппин была разделена на две эскадры без какой-либо координации действий между ними. Вероятно, японские штабисты пытались таким образом запутать противника, но, как показали дальнейшие события, тем самым создали проблемы своим же морякам. С другой стороны, разделение на две эскадры дало некоторым японским кораблям шанс на спасение в неудачном бою.
Вице-адмирал Сёдзи Нисимура получил в своё распоряжение то, что могло считаться главными силами южной группы – 2-ю дивизию линкоров, состоявшую из старых однотипных кораблей «Fuso» и «Yamashiro», введённых в строй в 1915 и 1917 годах соответственно. Как и другие японские линкоры (за исключением быстроходных линейных крейсеров типа «Kongo»), два ветерана долго находились в водах японской метрополии, занимаясь боевой подготовкой и дожидаясь своего времени. «Старики» понадобились лишь тогда, когда неблагоприятный ход войны и потеря большинства авианосцев вынудили командование японского ВМФ бросать в бой все имевшиеся резервы.
Помимо устаревших тихоходных линкоров (на одном из которых, «Yamashiro», адмирал держал свой флаг), эскадра Нисимуры представляла собой довольно слабое и пёстрое соединение. В его составе имелся лишь один тяжёлый крейсер – «Mogami», перестроенный в 1942–1943 годах в своеобразный авианесущий крейсер с катапультами для гидросамолётов на месте кормовых башен главного калибра (что, разумеется, ослабило его огневую мощь). Лёгкие силы были представлены четырьмя эсминцами, собранными из четырёх разных дивизионов: «Michishio», «Yamagumo», «Asagumo» и «Shigure».
Соединение адмирала Киёхиде Симы можно назвать несколько более сбалансированным, хотя также относительно слабым. Оно состояло из однотипных тяжёлых крейсеров «Nachi» (флагман) и «Ashigara», лёгкого крейсера «Abukuma» и четырёх эсминцев («Akebono», «Ushio», «Kasumi», «Shiranui»).
Морские силы союзников в южной части Филиппин были представлены 7-м флотом США под командованием вице-адмирала Томаса Кинкейда, прикрывавшим армейскую десантную операцию на острове Лейте. В распоряжении Кинкейда имелись 18 эскортных авианосцев с эсминцами сопровождения (оперативная группа 77.4), но главной ударной силой флота было соединение огневой поддержки (оперативная группа 77.2) контр-адмирала Джесси Олдендорфа. Если учесть состав эскадр Нисимуры и Симы, превосходство Олдендорфа выглядело подавляющим. Даже после того, как японская авиация вывела из строя тяжёлый и лёгкий крейсера (один эсминец понадобился для их сопровождения), главные силы 7-го флота имели внушительный состав:
- старые тихоходные линкоры «West Virginia», «Maryland», «Mississippi», «Tennessee», «California» и «Pennsylvania». Примечательно, что пять из шести американских линкоров пережили атаку на Перл-Харбор – их участие в бою стало своеобразным возмездием за «день позора»;
- тяжёлые крейсера «Louisville» (флагман адмирала Олдендорфа), «Portland», «Minneapolis» и «Shropshire» (австралийский);
- лёгкие крейсера «Denver», «Columbia», «Phoenix» и «Boise»;
- 28 эсминцев и 39 торпедных катеров.
Путь к проливу Суригао
Эскадра Нисимуры покинула Бруней днем 22 октября и направилась в сторону пролива Суригао (к югу от острова Лейте), не привлекая внимания противника. 23 и 24 октября американские подводники и лётчики сконцентрировали свои усилия на центральном соединении Куриты: торпедами субмарин были потоплены тяжёлые крейсера «Maya» и «Atago», после массированных атак палубной авиации пошёл ко дну гигантский линкор «Musashi». 24 октября около 9:20 корабли Нисимуры были атакованы самолётами с тяжёлых авианосцев «Enterprise» и «Franklin». Линкор «Fuso» получил попадание бомбы в палубу, начавшийся пожар уничтожил три корабельных гидросамолёта, но серьёзно корабль не пострадал. На эсминце «Shigure» попаданием авиабомбы убило расчёт башни №1, корабль также остался в строю.
После обнаружения американскими самолётами южного соединения японского флота Нисимура лишился единственного фактора, способного подарить ему успех – внезапности. Адмирал Олдендорф по приказу командующего 7-м флотом оперативно перекрыл пролив Суригао – самый очевидный путь для японцев. Первой линией обороны стала завеса торпедных катеров у входа в пролив, вслед за ними в узостях должны были атаковать эсминцы и, наконец, выход из пролива пересекала линия крейсеров и линкоров. Эскортные авианосцы держались севернее (у острова Лейте), их участие в бою не планировалось. Отсутствие всякой координации действий двух американских флотов привело к тому, что Кинкейд и Хэлси, не информируя друг друга, открыли проход через центральную часть Филиппин (пролив Сан-Бернардино), уведя свои корабли, соответственно, к югу и северу.
Днем 24 октября Нисимура получил приблизительную информацию о противнике от разведывательного гидросамолёта с тяжёлого крейсера «Mogami». Теоретически японский командующий мог объединить свои силы с эскадрой Симы, утром 24 октября вышедшей с базы на филиппинском острове Корон. Но такие действия не были предусмотрены планом, а самостоятельных решений японские адмиралы не принимали (в частности, из-за требования соблюдать радиомолчание). Поэтому Нисимура шёл к проливу Суригао первым, а за ним, отставая на 50–60 км, следовал Сима.
Во время похода к проливу Суригао в 22:36 головные японские силы были обнаружены американским торпедным катером PT-131. Начался долгий прорыв соединения Нисимуры через завесу американских торпедных катеров, продолжавшийся до 2 часов ночи 25 октября. Американские катера не смогли повредить ни один вражеский корабль (возможно, имели место попадания нескольких неразорвавшихся торпед). Японцы добились попаданий в несколько катеров, один из которых (PT-493) выбросился на отмель и позднее затонул. Таким образом, в первом раунде боя удача сопутствовала Нисимуре, но за его кораблями уже следили американцы, а адмирал Олдендорф полностью контролировал ситуацию.
Бой в проливе Суригао
Соединение Нисимуры вошло в пролив Суригао колонной на скорости примерно 17 узлов: в голове следовали эсминцы, в центре – линкоры, замыкал строй крейсер «Mogami». С 2:45 за колонной наблюдали американские эсминцы 54-го дивизиона (командир – кэптен Джесси Говард): «Melvin», «Remey» и «McGowan». В 3:00 американцы начали торпедную атаку, несмотря на огонь вражеских кораблей, и уже в 3:09 или 3:10 две 533-мм торпеды попали в линкор «Fuso». Наиболее вероятным «автором» этого успеха считается эсминец «Melvin» (командир – коммандер Барри Аткинс), выпустивший девять торпед Mark 15 «по второму линкору в колонне» с близкой к максимальной дистанции в 10 800 м. Оба попадания пришлись в правый борт (под носовые башни и в машинное отделение). Линкор стал быстро терять скорость и набирать воду. Командир корабля контр-адмирал Масами Бан успел вывести «Fuso» из колонны, чтобы избежать столкновения.
Оставив «Fuso», дававшего не более 10 узлов хода, за кормой, остальные японские корабли продолжали идти вперёд – только для того, чтобы попасть под удар второй волны американских эсминцев. В 3:10 атаковали корабли второй группы 54-го дивизиона («McDermut» и «Monssen»), в 3:20 – эсминцы 24-го дивизиона кэптена Кенмора Макманса (австралийский «Arunta», а также «Killen» и «Beale»). Между 3:20 и 3:30 японские корабли расстреливались торпедами почти как на полигоне. Получивший попадание (с «McDermut» или «Monssen») эсминец «Yamagumo» мгновенно взорвался и затонул со всей командой. Эсминцы «Michishio» и «Asagumo» также были повреждены торпедами (вероятно, с «McDermut») – они остались на плаву, но больше не могли участвовать в бою. «Michishio» затонул довольно быстро (около 3:40), агония «Asagumo» оказалась долгой.
Достоверно известно, что между 3:21 и 3:31 в «Yamashiro» попали две торпеды – вероятно, с «Monssen» и «Killen». Попадания пришлись в левый борт под пятую и шестую кормовые башни, которые вышли из строя. Взрыва их погребов удалось избежать благодаря быстрому затоплению. «Yamashiro» сбросил скорость до пяти узлов, однако повреждения оказались небольшими, и уже в 3:27 командир корабля контр-адмирал Кацукиё Синода приказал дать ход 18 узлов. Дополнительно эсминцы союзников обстреляли из своих орудий гигантскую надстройку-«пагоду» японского линкора, добившись попаданий, но не нанеся кораблю серьёзного ущерба. Ответный огонь с «Yamashiro» результата не дал.
Вице-адмирал Нисимура пытался связаться с отставшим линкором «Fuso» и, очевидно, надеялся, что он догонит колонну. На какие-то 15–20 минут в бою возникла относительная пауза, завершившаяся трагедией – в 3:45 «Fuso» взорвался. Взрыв был такой силы, что осветил весь пролив Суригао – его наблюдали даже с кораблей адмирала Симы, находившихся в сорока милях позади. Несомненно, детонировали погреба главного калибра, из-за чего корпус линкора переломился надвое. Разлившаяся нефть загорелась, из 1600 членов экипажа в живых осталось всего 10, поэтому точную причину гибели «Fuso» мы не узнаем никогда. Удивительно, но корма и нос линкора ещё довольно долго оставались на плаву, дрейфуя по течению. Носовую часть в 5:35 потопил артиллерийским огнем американский тяжёлый крейсер «Louisville», горящая корма затонула около 6:40.
Помимо повреждённого «Yamashiro», у Нисимуры оставались лишь крейсер «Mogami» и эсминец «Shigure». И всё же адмирал отдал приказ «Всем оставшимся кораблям – атаковать!» В 3:51 огонь по остаткам японской эскадры с дистанции в 14–15 км открыли крейсера адмирала Олдендорфа, в 3:53 к ним с дистанции 20–21 км присоединились линкоры. Союзники сконцентрировались на крупнейшем вражеском корабле, добившись попаданий первыми же залпами (что неудивительно, поскольку они вели огонь по данным радиолокации). Тем не менее, «Yamashiro» успел открыть ответный огонь из двух носовых башен главного калибра. Одновременно с этим Нисимура попытался связаться с «Fuso», очевидно, ещё не зная о печальной судьбе корабля. Флагман снизил скорость – то ли из-за повреждений, то ли для того, чтобы дождаться второго линкора.
Огонь союзных линкоров и крейсеров быстро делал своё дело. Тяжёлый крейсер «Mogami» получил не менее четырёх попаданий (вероятно, главным калибром крейсеров), погиб его командир. В 3:55 на «Yamashiro» взорвалась четвёртая башня главного калибра (таким образом, у него вышли из строя уже три из шести башен). После этого флагман начал совершать разворот, чтобы ввести в бой третью башню, скрытую за надстройкой. В 4:01 японский линкор снова открыл огонь, но в атаку на него уже вышла новая волна американских эсминцев. Отчаянно маневрировавшие под огнём «Shigure» и «Mogami» ничем не могли помочь флагману, и в 4:05 «Yamashiro», предположительно, получил попадание торпеды.
Несмотря на максимально выгодный для американцев ход боя, у них возникли неожиданные осложнения. Концентрация артиллерийского огня оказалась такой сильной, что крейсер «Denver» ошибочно открыл «дружественный огонь» по эсминцу «Albert Grant», повредив его несколькими снарядами (единственный крупный корабль союзников, пострадавший в бою). В 4:09 адмирал Олдендорф приказал временно прекратить стрельбу, что дало японцам передышку на несколько минут. Нисимура наконец-то решил выйти из боя, и все три его корабля быстро повернули на юг. Ходовая часть «Yamashiro» не пострадала, и линкор держал скорость около 16 узлов. У японцев появился слабый шанс на «второй раунд» боя, поскольку к моменту начала отступления корабли адмирала Симы уже входили в пролив Суригао.
Точку в затянувшемся неравном противостоянии поставили торпеды американских эсминцев. Примерно в 4:15 «Yamashiro» получил минимум два попадания в машинное отделение по правому борту, потерял ход, начал крениться и уходить под воду. В 4:19 линкор перевернулся – гибель корабля оказалась такой стремительной, что у американских операторов РЛС он мгновенно исчез с радаров. Разумеется, никакой эвакуации команды не велось. Как и на «Fuso», из полутора тысяч членов экипажа спаслось лишь десять (адмирал Нисимура оказался среди погибших). Один из двух спасшихся японских офицеров позднее заявил, что американские эсминцы добивали выживших в воде. Американские и австралийские моряки утверждали, что находившиеся в воде японцы сами не желали спасаться.
«Mogami», «Shigure» и повреждённый, но способный двигаться «Asagumo» уходили на юг по проливу Суригао. Навстречу им двигалось соединение адмирала Симы, которое также подверглось атакам американских торпедных катеров. В 3:25 лёгкий крейсер «Abukuma» получил попадание торпеды с РТ-137 в машинное отделение и потерял ход. Остальные корабли продолжили движение, около 4:20 Сима попытался по радио связаться с уже мёртвым Нисимурой. Темнота, отсутствие связи и какой-либо координации действий двух эскадр привели к печальным последствиям. Сначала корабли Симы приняли «Mogami» за вражеский крейсер и чуть было не обстреляли его, а в 4:30 тяжёлый крейсер «Nachi» столкнулся с шедшим навстречу «Mogami» (оба повреждённых крейсера остались на плаву и сохранили ход). Будучи обременён «подранками» и явно не желая идти в самоубийственную атаку, адмирал Сима приказал отступать.
Итоги
Активного преследования отступающего противника Олдендорф не вёл, хотя всё же сумел нанести ему ряд ударов. Между 5:30 и 6:00 американские крейсера провели короткий бой в южной части пролива Суригао – они уничтожили повреждённый эсминец «Asagumo» и обстреляли «Mogami», добившись от 10 до 20 попаданий в корабль, но не потопив его. Агония «Mogami» оказалась долгой. В 9 часов утра потерявший ход крейсер атаковали самолёты с эскортных авианосцев «Santee», «Sangamon» и «Ommaney Bay», добившиеся не менее двух бомбовых попаданий. Но только в 12:40 эсминец «Akebono» снял команду с крейсера и добил его торпедой. Таким образом, из всего соединения Нисимуры уцелел лишь один корабль – эсминец «Shigure», отделавшийся лёгкими повреждениями. Погибли около 3500 человек, в том числе, команды двух линкоров практически в полном составе.
Соединение Симы смогло выйти из ловушки без потерь, даже при наличии повреждённых кораблей, хотя дальнейшую гибель обоих «подранков» можно смело отнести к последствиям боя в проливе Суригао. Получивший торпеду в машинное отделение лёгкий крейсер «Abukuma» пытался добраться до базы на острове Корон в сопровождении эсминца «Ushio», но утром 26 октября его потопили армейские бомбардировщики В-24 Liberator. Пострадавший от столкновения тяжёлый крейсер «Nachi» смог добраться до Манилы и встал там на ремонт. 5 ноября его потопили в Манильской гавани палубные самолёты с американских тяжёлых авианосцев.
Радость американцев от убедительной победы «всухую» (погибло 39 человек, безвозвратно потерян один торпедный катер) чуть было не омрачил успешный прорыв японского центрального соединения через пролив Сан-Бернардино, оставшийся без защиты. Погибшее соединение Нисимуры отчасти выполнило свою задачу, проложив путь адмиралу Курите. К счастью для союзников, стойкость моряков и пилотов соединения эскортных авианосцев 7-го флота позволила избежать худшего развития событий, и американская победа осталась неоспоримой. В общем и целом, морское сражение за Филиппины в октябре 1944 года продемонстрировало не только мощь американского флота, но и закат эпохи больших артиллерийских кораблей. Бой в проливе Суригао стал последним боем линкоров в истории.
Источники и литература:
- http://destroyerhistory.org
- http://www.combinedfleet.com
- https://www.history.navy.mil (официальный сайт исторического центра ВМС США)
- Battle Experience: Battle for Leyte Gulf 23–27 October 1944 http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/rep/Leyte/BatExp/index.html
- Kinkaid T.G. Preliminary Action Report of Engagements in Leyte Gulf and off Samar Island on 25 October, 1944 http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/rep/Leyte/TF-77-Leyte.html
- Lippman David Clash at Surigao Strait: The Last Battle Line http://warfarehistorynetwork.com/daily/wwii/clash-at-surigao-strait-the-last-battle-line/
- Tully Anthony Shall Game at Surigao: The entangled fates of battleships FUSO and YAMASHIRO http://www.combinedfleet.com/atully06.htm
- Далл С. Боевой путь Императорского японского флота http://militera.lib.ru/h/dull/index.html
Комментарии к данной статье отключены.