Весной 1942 года Япония находилась на пике своей военной мощи. Императорская армия и флот разгромили силы Великобритании, США, Нидерландов и полностью владели стратегической инициативой. В начале апреля японское ударное авианосное соединение адмирала Нагумо появилось в Индийском океане. Британский флот, скованный борьбой с Германией и Италией, мог выделить для борьбы с этой угрозой лишь незначительные силы. И всё же английские моряки и лётчики решили бросить вызов врагу, который имел репутацию непобедимого.
Силы и планы сторон
В феврале 1942 года Великобритания потерпела самое тяжёлое и унизительное поражение в своей военной истории: капитулировала крепость Сингапур. Разгром в Малайе привёл к тому, что в плен к японцам попало более 100 тысяч британских, индийских и австралийских военнослужащих. Ключевая позиция в Азии, которую англичане укрепляли десятилетиями, оказалась потерянной. Захват Сингапура и быстрое падение голландских баз в Индонезии открывали японцам путь в Индийский океан. Уже в первых числах марта Адмиралтейство заявило британскому правительству, что следующей целью противника станет остров Цейлон.
Всё это означало, что Великобритании необходим сильный флот в Индийском океане. Но кораблей критически не хватало, ведь Королевскому ВМФ приходилось одновременно сражаться с Германией и Италией. В распоряжение командующего Восточным флотом адмирала сэра Джеймса Сомервилла, назначенного на этот пост в конце марта, срочно передавались свободные боевые единицы, включая голландские и австралийские корабли. На бумаге корабельный состав выглядел значительным, но его подлинная боевая ценность не вызывала иллюзий у опытного фронтовика Сомервилла. Тем более что англичане всерьёз опасались японского морского десанта на Цейлон. После войны Уинстон Черчилль писал:
«Самым опасным моментом войны, вызвавшим у меня наибольшую тревогу, был тот, когда японский флот направлялся к Цейлону и морской базе на острове. Захват Цейлона, установление вражеского контроля над Индийским океаном и угроза захвата Германией Египта в то же самое время означали бы, что кольцо замкнулось, и будущее выглядело самым мрачным».
Ядром Восточного флота были четыре линкора типа «R» — старые тихоходные корабли, имевшие слабую ПВО. На их фоне выделялся линкор Warspite — также старый, но прошедший полную модернизацию и хорошо показавший себя в боях на Средиземном море. Англичане помнили о печальной судьбе линкора Prince of Wales и линейного крейсера Repulse, а потому постарались обеспечить артиллерийским кораблям воздушное прикрытие. Для этой цели они смогли выделить лишь два тяжёлых и один лёгкий авианосец с самолётами, которые существенно уступали японским по всем характеристикам. Крейсеры и эсминцы представляли собой «коллекцию» кораблей разных типов (в основном устаревших), которые никогда не действовали совместно. Сомервиллу пришлось разделить флот на две группы: быстроходную и «медленную», чтобы хоть как-то сбалансировать свои силы. Осторожный адмирал решил разместить свои корабли не на Цейлоне, как обычно, а в секретной базе на атолле Адду (Мальдивские острова).
Соединение «А» (быстроходное) строилось вокруг новых тяжёлых авианосцев Indomitable и Formidable, авиагруппы которых в целом насчитывали 33 истребителя (Sea Hurricane, Fulmar, Martlet) и 46 торпедоносцев Albacore. Эскорт обеспечивали линкор Warspite (под флагом адмирала Сомервилла), два тяжёлых и два лёгких крейсера, шесть эсминцев. Соединение «B» («медленное») под командованием контр-адмирала Алджернона Уиллиса состояло из четырёх старых линкоров (Ramillies, Resolution, Revenge, Royal Sovereign), старого лёгкого авианосца Hermes (без авиагруппы — то есть фактически безоружного), трёх лёгких крейсеров и восьми эсминцев. Кроме того, у Сомервилла имелись шесть подводных лодок. Единственным относительным преимуществом, которым могли похвастаться англичане, было наличие у них поисковых радаров на некоторых торпедоносцах Albacore — теоретически это давало шанс на успешную атаку ночью или в сложных погодных условиях.
Состояние наземных сил обороны Цейлона также не внушало оптимизма. В столице острова Коломбо имелись 38 истребителей Hurricane, 12 флотских истребителей Fulmar, 11 бомбардировщиков Blenheim и 8 летающих лодок Catalina. В военно-морской базе Тринкомали базировались 16 истребителей Hurricane, 16 флотских истребителей Fulmar, 16 торпедоносцев Swordfish (авиагруппа авианосца Hermes) и 4 летающие лодки Catalina.
Из расшифрованного радиоперехвата британская военно-морская разведка получила информацию о том, что атака Цейлона возможна 1 апреля — именно на эту дату и ориентировался адмирал Сомервилл, пытавшийся поймать противника ночью, чтобы иметь хоть какие-то шансы на успех. Командующий Восточным флотом сформулировал свой план следующим образом:
«Я собираюсь держать флот в море как можно дольше, чтобы не оказаться пойманным в гавани. Также я планирую избегать дневного боя и попытаюсь нанести торпедный удар ночью. Я не собираюсь предпринимать действий, которые не дают надёжных шансов на успех».
Британская разведка оказалась права, когда предсказывала нападение японцев на Цейлон в первых числах апреля 1942 года. Тем не менее японская «Операция “С”» (такое условное название она получила) не подразумевала высадку морского десанта на остров, чего боялись англичане. Для воздушного удара по Цейлону и обнаруженным британским боевым кораблям предназначалось ударное соединение вице-адмирала Тюити Нагумо, состоявшее из пяти тяжёлых авианосцев (Akagi, Hiryu, Soryu, Shokaku, Zuikaku) — всего 105 истребителей А6М, 114 пикирующих бомбардировщиков D3A и 123 торпедоносца B5N. Эскорт включал в себя четыре линейных крейсера (Kongo, Haruna, Kirishima, Hiei), два тяжёлых и один лёгкий крейсер, девять эсминцев. Действия против судоходства в Бенгальском заливе поручались рейдерскому соединению вице-адмирала Дзисабуро Одзавы: лёгкий авианосец Ryujo (12 истребителей А5М и 15 торпедоносцев B5N), пять тяжёлых и один лёгкий крейсер, восемь эсминцев, четыре подводные лодки.
Атака Коломбо. Несостоявшийся бой авианосцев
30 марта 1942 года соединения адмирала Сомервилла начали поиски противника к юго-востоку от Цейлона. Планировалось, что самолёты с авианосцев смогут атаковать японцев в ночь на 1 апреля. К несчастью, данные разведки оказались ошибочными, и никаких следов вражеских кораблей найти не удалось. 2 апреля Сомервиллу пришлось принимать сложное решение, и он приказал временно прекратить операцию. Стоит учитывать тот факт, что некоторые из его кораблей находились в плохом техническом состоянии и не могли долго действовать в условиях тропической жары (например, все четыре старых линкора типа «R»). Утром 3 апреля главные силы Восточного флота направились в секретную базу на атолле Адду, а тяжёлые крейсеры Dorsetshire и Cornwall ушли в Коломбо (первый — для ремонта, второй — для сопровождения конвоя в Австралию). Лёгкий авианосец Hermes направлялся для чистки котлов в Тринкомали, его сопровождал австралийский эсминец Vampire.
Ударное соединение Нагумо вышло в море с индонезийского острова Сулавеси только 26 марта, и его действия не были полностью разгаданы британской разведкой. Обнаружить главные силы английского Восточного флота японцы не смогли — впрочем, они к этому и не стремились. Нагумо действовал по своему графику, предполагавшему воздушную атаку Коломбо утром 5 апреля. Некоторые историки утверждают, что удар специально планировался в день Пасхи, чтобы застать защитников города врасплох, но данное мнение спорно. Впрочем, совершенно неожиданной атаки не получилось: 4 апреля в 16:00 японские авианосцы, находившиеся в 640 км к югу от Цейлона, обнаружила летающая лодка Catalina. Её быстро сбили истребители воздушного патруля, но пилот (канадский сквадрон-лидер Леонард Бирчелл) успел передать сообщение. Британская пропаганда прославила лётчика как «спасителя Цейлона» — к счастью, ему и членам его экипажа удалось выжить в японском плену.
Адмирал Сомервилл приказал своему быстроходному соединению покинуть остров Адду и попытаться выйти на позицию для перехвата японских авианосцев — от противника его отделяли почти 1000 км. Что же касается «медленного» соединения, то оно оказалось связано тихоходными и капризными линкорами типа «R» и практически не имело шансов вступить в бой. Тем временем штаб обороны Коломбо приказал кораблям и судам покинуть гавань: англичане очень боялись «второго Пёрл-Харбора». Крейсеры Dorsetshire и Cornwall, недавно пришедшие в порт, получили приказ уходить на юг для соединения с основным флотом. Впрочем, нельзя сказать, что англичане могли встретить врага во всеоружии: по неизвестным до сих пор причинам радары ПВО оказались неисправны (в качестве оправданий называют то несвоевременный ремонт, то нехватку запчастей, то отсутствие персонала).
На рассвете 5 апреля с японских авианосцев поднялись 36 истребителей А6М, 38 пикирующих бомбардировщиков D3A и 53 лёгких бомбардировщика B5N. Ударом руководил капитан второго ранга Мицуо Футида, ранее командовавший атакой гавани Пёрл-Харбора. После 7 часов утра самолёты появились над Коломбо. Из-за загадочной неисправности радаров в воздухе японцев встретили лишь восемь английских истребителей — остальным «харрикейнам» и «фулмарам» пришлось взлетать во время атаки бомбардировщиков B5N, под ударами истребителей эскорта. Тем временем пикирующие бомбардировщики D3A атаковали гавань Коломбо. Несмотря на противодействие «харрикейнов», пикировщики потопили старый эсминец Tenedos и вспомогательный крейсер Hector. Портовые сооружения серьёзно не пострадали. Бой завершился после 8:30, по его итогам японцы заявили об уничтожении 39 истребителей и 8 разведывательных «свордфишей», перехваченных в воздухе. Англичане признают потерю 21 и 6 машин соответственно. В свою очередь, из 24 британских заявок на победу японцы признали только пять.
В 8:30 из Коломбо вылетели 10 средних бомбардировщиков Blenheim, которые не смогли найти японские авианосцы. Японцам же улыбнулась удача: около 10:00 гидросамолёт с тяжёлого крейсера Tone сообщил, что видит в море два боевых корабля, сначала опознанных как эсминцы. Это были крейсеры Dorsetshire и Cornwall, шедшие на соединение с Сомервиллом. Для атаки с авианосцев взлетели 53 пикирующих бомбардировщика D3A — японцы смогли «достать» противника на расстоянии более 300 км от Коломбо, что оказалось для англичан неприятным сюрпризом. Командир Dorsetshire кэптен Огастес Агар вспоминал:
«От нашего внимания ускользнули радиус действия и боеспособность японских морских самолётов. Мы считали их равными своим, но позже выяснилось, что мы их, увы, недооценивали. Они были практически в два раза сильнее наших самолётов. Неудивительно, что, когда 5 апреля мы увидели первого японского “соглядатая” над горизонтом, мы понятия не имели, что они могут достать нас так далеко».
В 17:00 планировалась встреча крейсеров с главными силами Восточного фота, что могло бы обеспечить им защиту истребителей. Но японцы подоспели первыми — атака началась в 13:40. Попавшие под удар корабли передали Сомервиллу сигнал тревоги, но получить воздушное прикрытие не успели. Через считаные минуты они оказались под градом бомб (утверждается, что один только Cornwall получил 11 попаданий). Уже к 14:00 оба крейсера тонули, на них погибли 420 человек, ещё более тысячи на следующий день спасли англичане. Командовавший атакой капитан-лейтенант Такасиге Эгуса позднее издевательски заявил, что топить британские корабли было проще, чем атаковать корабль-мишень Settsu.
Вскоре после гибели крейсеров чуть было не состоялся боевой контакт британских и японских авианосцев. К 15:00 быстроходное соединение Сомервилла и ударное соединение Нагумо разделяли около 300 км. В 16:55 разведывательный самолёт с Indomitable обнаружил японские корабли, но его тут же сбили вражеские истребители, и пилот не успел передать подробное сообщение. У британского адмирала появился шанс на воздушную атаку в сумерках, но он не знал приблизительного количества вражеских кораблей, их курса и строя, а потому не решился поднимать ударные самолёты. Только в 18:17 другой патрульный Albacore, чудом ускользнувший от смертоносных «зеро», сообщил о двух японских авианосцах в двухстах километрах к северо-западу. Сомервилл приказал идти на сближение и поднял дополнительные разведывательные самолёты, оснащённые радарами. Сложно сказать, какими бы могли оказаться результаты ночной торпедной атаки, но разведчики японцев не нашли. Ночью британский и японский флоты разошлись в противоположных направлениях на дистанции в 160 км.
Нагумо тоже не повезло, и он не смог обнаружить британские авианосцы. 6 апреля японское ударное соединение ушло на юг от Цейлона и приняло топливо с танкеров. В этот день британцы занимались спасением экипажей погибших крейсеров, а вечером снова подняли в воздух разведчиков с радарами — и опять безуспешно. Поиск, проведённый самолётами с береговых баз Цейлона, также не дал результата. Англичане боялись не только возможной гибели своих авианосцев в неравном бою, но и налёта японцев на секретную базу Адду, что грозило «вторым Пёрл-Харбором» (старые линкоры выглядели беззащитными против японской воздушной мощи). Утром 8 апреля Сомервилл приказал своему «медленному» соединению уходить в Кению, а быстроходное соединение отступало в Бомбей. Британский командующий признал поражение, и Адмиралтейство согласилось с ним. Впрочем, авианосцы и линкоры Восточного флота вскоре снова пошли в бой — уже в мае 1942 года они обеспечивали высадку морского десанта на остров Мадагаскар, контролировавшийся французами-вишистами.
Атака Тринкомали. Действия японских рейдеров
Как стало известно после войны, японцы не знали о британской секретной базе и не собирались атаковать её. Следующей задачей Нагумо стала атака военно-морской базы Тринкомали на Цейлоне. Некоторые историки утверждают, что планировалось застать в гавани главные силы британского Восточного флота, но сложно сказать, действительно ли такой замысел имел место. В любом случае вечером 8 апреля фактически повторилась ситуация с атакой Коломбо. Японские авианосцы опять были обнаружены патрульной «каталиной», и командование базы приказало уводить из гавани корабли. Таким образом, в море оказался старый лёгкий авианосец Hermes, авиагруппа которого осталась на береговой базе — в корабельном ангаре имелись лишь два неисправных торпедоносца Swordfish. Безоружный корабль шёл в сопровождении австралийского эсминца Vampire 1917 года постройки.
В 6:35 радары ПВО базы Тринкомали сообщили о приближении вражеских самолётов, после чего в воздух поднялись 17 «харрикейнов» и 6 «фулмаров». Японская ударная волна состояла из 41 истребителя А6М и 91 лёгкого бомбардировщика B5N. Раннее оповещение дало англичанам некоторые шансы успешно отразить воздушную атаку. Японские бомбардировщики атаковали гавань, добившись относительно скромных результатов: им удалось затопить на мелководье один транспорт, повредить монитор Erebus, уничтожить склад боеприпасов и несколько ёмкостей с топливом. Налёт завершился в 8:00. Англичане объявили об уничтожении 11 самолётов, из которых японцы признают не более пяти (утверждается, что один или два сбитых японских самолёта таранили наземные цели). Из 36 японских заявок на воздушные победы англичанами признаны лишь 8.
Как и в случае с атакой Коломбо, успех ждал японский флот не в гавани, а в открытом море. Около 8:00 разведчик с линейного крейсера Haruna сообщил о том, что видит авианосец, и Нагумо приказал незамедлительно бросить в атаку на него остававшиеся в резерве пикирующие бомбардировщики — 85 D3A в сопровождении шести истребителей. Hermes (а это был именно он) прикрывали шесть флотских истребителей Fulmar, которые заявили о трёх сбитых пикировщиках (ценой гибели одного самолёта). Увы, японскую атаку, начавшуюся в 10:15, британские лётчики сорвать не смогли. Точное количество бомб, попавших в старый авианосец, остаётся неизвестным (часто называют фантастическую цифру в 40 попаданий), но оно оказалось чрезвычайно большим — уже в 10:55 корабль перевернулся и затонул, погибло около 300 человек. Вскоре появились ещё шесть британских «фулмаров», но и они не смогли предотвратить избиение. Покончив с Hermes, японские пикировщики быстро потопили все корабли и суда, находившиеся поблизости: эсминец Vampire, корвет Hollyhock, два танкера и транспорт. Англичане говорят о том, что все эти атаки обошлись японцам лишь в четыре самолёта при двух сбитых «фулмарах», японцы же заявили о пяти уничтоженных британских истребителях.
Слабым утешением для Королевских ВВС оказалось то, что они первыми с начала войны наконец-то смогли атаковать японские тяжёлые авианосцы. В 10:50 на цель зашли 11 средних бомбардировщиков Blenheim, вооружённых 250-кг бронебойными бомбами. Как ни странно, японцы первоначально не заметили их, и британским лётчикам удалось добиться близких разрывов рядом с авианосцем Akagi. Только после этого на бомбардировщики обрушились патрульные «зеро», которые сбили пять машин (в свою очередь, англичане претендуют на два истребителя, сбитые огнём бортстрелков). Этот бой стал для адмирала Нагумо последним столкновением с противником в ходе «Операции “С”», так как основные задачи считались выполненными. Ударное соединение повернуло на восток и уже 13 апреля достигло Сингапура.
Параллельно с боями у Цейлона в Бенгальском заливе проходила операция против британского судоходства, которую вело рейдерское соединение адмирала Одзавы. Эти события оказались лишены каких-либо драматичных эпизодов по причине полного отсутствия сопротивления со стороны англичан. 5–6 апреля японцы вели настоящую охоту на беззащитные суда у северо-восточного побережья Индии. Всего за два дня вооружённые бомбами самолёты B5N с лёгкого авианосца Ryujo и разделившиеся на группы японские крейсеры уничтожили 20 судов общим водоизмещением 93 247 т и повредили ещё три судна. Кроме того, лёгкие бомбардировщики с Ryujo атаковали небольшие прибрежные города Вишакхапатнам и Какинада — это были первые бомбардировки континентальной Индии в годы Второй мировой. Никаких потерь рейдеры не понесли и 11 апреля вернулись в Сингапур.
Рейд японского флота в Индийский океан стал очевидной неудачей Великобритании, у которой не хватало сил, чтобы организовать сопротивление. Претензии английской стороны на то, что ей якобы удалось сорвать японский десант на Цейлон, не соответствуют действительности: такая операция просто не планировалась. Тем не менее поражение британского Восточного флота не стало катастрофой — положительную роль сыграла осторожность адмирала Сомервилла, который не рисковал наиболее ценными кораблями. Что касается адмирала Нагумо, то блестящие успехи рейда не отменяют того факта, что он допустил ряд серьёзных ошибок, повторение которых вскоре привело к разгрому японского авианосного флота. От внимания японцев ускользнуло то, что противник знал об их появлении у Цейлона и по мере сил пытался планировать оборону. В свою очередь, Нагумо не догадывался о действиях вражеских тяжёлых авианосцев и не смог обнаружить их самостоятельно (в частности, в бою 5 апреля). Парадоксально, но факт: победа японского флота у Цейлона стала своеобразной репетицией катастрофы у Мидуэя, где японцам противостоял более сильный и агрессивный противник.
Список источников и литературы:
- http://www.armouredcarriers.com/.
- http://www.combinedfleet.com/.
- http://www.iwm.org.uk/ (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании).
- Kageyama Koichiro. The Third Mobile Operation in the Indian Ocean (C Operation). http://www.combinedfleet.com/articles.htm.
- Roskill S. War at sea 1939–45. Volume II: The period of balance. http://www.ibiblio.org/hyperwar/UN/UK/UK-RN-II/index.html.
- Somerville J. Report of proceeding of Eastern Fleet from 29th march to 13th April 1942. http://www.armouredcarriers.com/adm-s4682-somervilles-report-of-proceedings.
- Stuart R. 20 Ships, Not 23: Ozawa’s Score, 5–6 April 1942. http://www.combinedfleet.com/articles.htm.
- Далл П. С. Боевой путь Императорского японского флота. http://militera.lib.ru/h/dull/index.html.
- Моррисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном. — М.: АСТ, 2002.
- Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне. — М.: АСТ, 2000.
Комментарии к данной статье отключены.