По прошествии многих лет после обеих мировых войн можно сказать, что солдатский защитный шлем стал одним из настоящих символов войны. Будучи потомком бронзовых и железных шлемов легионеров, гладиаторов, рыцарей и других воинов прошлого, стальной шлем – один из немногих элементов снаряжения солдата, не утративший свою изначальную функцию и в наши дни, несмотря на появление современных образцов. Наиболее выразительным и запоминаемым на протяжении первой половины XX века оставался шлем немецкого солдата – «штальхельм» (Stahlhelm – «стальной шлем»). Его агрессивная, хищная форма была очень узнаваемой – сочетание цилиндрического колпака, охватывающего голову, конусного назатыльника, прикрывающего уши от удара звуковой волны и шею от осколков сверху, а также заметно выступающего козырька. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на лицо с рублеными чертами, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Какова была история появления «штальхельма»?
Предшественники стального шлема
С началом Первой мировой войны проблема защиты головы солдата встала перед всеми её участниками на новом уровне. Пулемётный и артиллерийский огонь во время массированных атак пехоты и кавалерии по-прежнему выкашивал людей сотнями и тысячами, и это стало обыденностью, с которой свыклись. Потери же, которые несли войска во время позиционной войны, находясь в траншеях, от шрапнели и осколков, камней, щепы и комьев земли, постоянно сыпавшихся сверху, вынуждали командиров на местах проявлять инициативу и обязывать солдат носить на голове импровизированную защиту, дававшую хоть какой-то эффект.
В немецкой армии кожаный «пикельхельм» (Pickelhelm), он же «пикельхаубе» (Pickelhaube), отчасти решал проблему, но этот шлем, разработанный ещё в середине XIX века, не отвечал реалиям войны нового типа. Кожа была слишком мягким материалом для защиты от осколков и камней, а высокая пика и другие блестящие металлические элементы сильно демаскировали солдата – с этим боролись, применяя матерчатые чехлы.
Практичность «пикельхаубе» в эксплуатации также вызывала нарекания. Шлем неудобно фиксировался на голове, а использование его пики в рукопашном бою было, видимо, исключением, и в отличие от применения для этих целей штыков, ножей и сапёрных лопаток, документально не зафиксировано.
Перед войной и уже после её начала предпринимались попытки удешевить производство «пикельхаубе», найдя замену латуни и коже. Детали шлема стали изготавливать из жести и стали, а сам его купол формовать из шерстяного сукна, а впоследствии из тонкой жести, что также не способствовало улучшению защитных свойств.
Стала очевидной необходимость принятия на снабжение другого, более практичного шлема, и первой организованной инициативой по замене «пикельхаубе» на что-то, более отвечающее требованиям окопной войны, стал выпуск импровизированной стальной каски силами артиллерийских оружейных мастерских группы армий генерала Ганса фон Геде (Hans von Gaede) во французском городке Мюлуз.
Впрочем, это не было каской в привычном для нас сегодня смысле слова – головной убор, представляющий собой четверть сферы, изготовленный из металла толщиной 5–7 мм и закрывающий переднюю верхнюю часть головы, с вырезом для глаз и пластиной, прикрывающей нос.
Вся эта конструкция пришивалась к кожаной подкладке с амортизирующим подбоем из ткани и удерживалась на голове ремнём с пряжкой, застёгивавшейся на затылке. Вес образца был около двух килограммов. Широкого распространения «каска фон Геде» не получила – всего было изготовлено около 1500 экземпляров.
Стальной шлем образца 1916 года
Новый единый образец стального шлема был принят на вооружение в 1916 году под обозначением М16 или М1916. Он поставлялся странам-союзникам Германии в Перовой мировой войне, – в первую очередь Австро-Венгрии, – а затем попал и в другие страны, например, Турцию и Финляндию, вместе со шлемами других образцов.
Шлем образца 1916 года был разработан в 1915 году после исследования типичных ранений головы и причин, вызвавших их. Руководили работами профессор Фридрих Шверд (Friedrich Schwerd), отвечавший за техническую часть, и военный врач профессор Август Бир (August Bier). Работа велась в ганноверской Политехнической школе, имевшей права университета, сегодня известной как Ганноверский университет Вильгельма Лейбница.
Шверд и Бир разработали дизайн каски, впоследствии ставшей узнаваемой во всём мире. Сейчас в сознании людей она чётко ассоциируется с Германией и войнами, которые она вела в XX веке. М16 изготавливалась из закалённого кремний-марганцево-никелевого углеродистого сплава горячей штамповкой в шести стандартных размерах (60, 62, 64, 66, 68 и 70).
Шлем получился более тяжёлым, чем французская каска Адриана (Casque Adrian) из мягко-углеродистой стали или знаменитый «тазик для бритья» – английская каска Броди Mk.I (Brodie Helmet) из марганцевистой закалённой стали Гадфильда. Одновременно он обеспечивал лучшую, чему у союзных образцов, защиту головы, лица и шеи. M16, как и все каски того времени, не обеспечивал защиту от попадания пули, а предназначался для защиты от осколков, земли и камней, которые падали сверху, что давало до 80% всех ранений головы в позиционной войне. До окончания Первой мировой войны их было выпущено более семи миллионов штук.
Визуальной особенностью M16 были знаменитые «рожки» по бокам каски, внутри которых были просверлены отверстия для вентиляции. Основным же их назначением было крепление специальной налобной пластины (Stirnpanzer), обеспечивающей дополнительное бронирование. Пластина цеплялась поверх каски за «рожки» сделанными в ней прорезями и фиксировалась на затылке кожаным ремешком.
Пластина выполнялась из толстой (до 5 мм) бронированной стали и весила 2,0–3,5 кг, что делало невозможным её постоянное ношение. Использовали дополнительную броню часовые на посту и номера пулемётных расчётов. Солдаты не любили дополнительные пластины – считалось, что они обеспечивали защиту при попадании пули, но при этом якобы ломались шейные позвонки.
Все пластины изготавливались одного размера, поэтому, чтобы обеспечить их применение со всеми размерами касок, на них пришлось делать «рожки» разной формы. Точное количество выпущенных налобных пластин неизвестно – считается, что их было несколько десятков тысяч. После Первой мировой войны налобные пластины не использовались, хотя «рожки» на касках остались.
Каска М16 фиксировалась на голове посредством кожаного подбородочного ремешка, размер которого регулировался двумя скользящими пряжками. Подбородочный ремень пристёгивался внутри каски к специальным выступам, размещённым на уровне чуть выше ушей.
Подшлемник представлял собой кожаную конструкцию с тканевыми подушечками-амортизаторами, набитыми конским волосом. Он состоял из полосы толстой кожи, к которой были пришиты три кожаных лепестка с амортизирующими подушечками, стягивающимися вверху шнурком. Для крепления подшлемника использовались три больших кнопки-кламмера – одна в затылке и две на висках шлема.
Каски образца 1916 года использовались в послевоенном рейхсвере, а затем и в вермахте – отдельные образцы провоевали до 1945 года.
Австрийский вариант шлема образца 1916 года
Убедившись в эффективности немецкой новинки, австро-венгерское командование сначала приняло решение о закупке в Германии полумиллиона шлемов M16, а в ноябре 1917 была приобретена и лицензия на производство.
У австрийского варианта М16 было несколько отличий. Во-первых, у него был несколько сокращённый размерный ряд (62, 64, 66, 68). К австрийской каске внутри приклёпывались D-образные кольца для крепежа подбородочного ремешка, а не выступы под специальную пряжку. Заклёпка, которая держала эту деталь, располагалась значительно выше, чем подобная деталь на немецком варианте. Подбородочный ремешок у «австрийца» изготавливался из текстиля с металлическими люверсами под язычок единственной пряжки. Подшлемник и его способ крепления к каске были аналогичны немецким, но использовался металлический обод, к которому пришивались лепестки подшлемника с амортизирующими подушечками.
После аншлюса Австрии в 1938 году эта разновидность касок использовалась и в вермахте.
Стальные шлемы образца 1917 и 1918 годов
Шлем образца 1917 года (М1917, М17) отличался от M16 лишь креплением подшлемника. Это изменение, введённое весной 1917 года, заключалось в использовании металлического обода крепления всей конструкции вместо кожаного. Сфера, размеры и прочие элементы конструкции каски остались без изменений.
В следующем образце отказались от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске, а, соответственно, отпала и необходимость в детали, приклёпывавшейся к сфере шлема. Изменений в конструкцию каски больше не вносилось. Изменилось устройство подшлемника, стали использоваться D-образные кольца для крепления подбородочного ремешка по австрийскому образцу, которые приклёпывались к ободу-основе.
Изменился подбородочный ремешок: в нём стали использовать рамочную пряжку с «язычком» вместо скользящих пряжек, а в ремешке появились отверстия для него. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более долговечной в эксплуатации, одновременно обеспечивая лучшую фиксацию каски на голове. Эта каска получила обозначение «Стальной шлем образца 1918 года» (М1918, М18).
Прочие разновидности
Существовала и использовалась в войсках разновидность шлема М18, не имевшая официального обозначения и вошедшая в историю под несколькими названиями: «кавалерийская», «шлем телефониста», «каска артиллериста», «радиотехник».
В этом шлеме напротив ушей в боковых полях каски был сделан вырез для обеспечения лучшей слышимости. Шлем был разработан и испытан в августе 1918 года. Причиной разработки были жалобы на плохую слышимость в обычном шлеме, поступавшие с фронта. До окончания Первой мировой войны было произведено очень небольшое количество этих шлемов в одном-единственном 64-м размере, хотя план их выпуска был значительным.
Как и остальные образцы, эти шлемы использовались вермахтом до окончания Второй мировой войны.
В Австро-Венгрии на фабрике Berndorfer Metal-Warenfabrik производили модификацию шлема, часто так и называемую «Берндорфер», которая в документах определялась как Модель 16. Этот шлем имел ряд отличий от немецкого прототипа, заключавшихся в местах крепления обода подтулейного устройства и отсутствии вентиляционных втулок. Позже, была произведена ещё одна модификация, обозначенная в документах как M17, для крепления собственного варианта дополнительной налобной бронепластины. Эти модели сегодня часто называют «венгерскими», но использовалась они во всех войсках Австро-Венгрии, а не только гонведами.
Оставил свой след «штальхельм» и в СССР. В конце 20-х годов руководству РККА стало очевидно, что красноармейцам нужен собственный стальной шлем. Французских касок Адриана, поставленных во время Первой мировой войны, и шлемов, созданных в 1916–1917 гг. из лопаточной стали, было явно недостаточно, а форма их была признана неудачной. По этим причинам велись работы по созданию собственного образца, активно изучался зарубежный опыт. Закупались и изучались иностранные шлемы в попытках подобрать лучший вариант как по геометрии, так и по составу стали.
28 июня 1931 года по итогам посещения СССР руководством фирмы «Штальверке Рёхлинг-Будерус» (Stahlwerk Röchling-Buderus), специализировавшейся в годы Первой мировой на производстве шлемов и стали для них, последовало коммерческое предложение о постройке в СССР фабрики полного цикла производства стальных шлемов. Были обещаны специалисты и обучение рабочих фабрики.
При более глубоком изучении вопроса выяснилось два факта – технические условия РККА, предъявляемые к каскам, на 70–80% выше немецких, а опытные образцы советских касок по качеству гораздо хуже шлемов «Штальверке Рёхлинг-Будерус». У немцев запросили чертежи и точный химический состав стали. В итоге сотрудничество не задалось. Хотя немецкие каски в СССР были испытаны и был создан опытный шлем близкой формы, но предпочтение было отдано другому, собственному, образцу.
Продолжение истории немецкого стального шлема.
Литература:
- B.C. Bell. Wehrmacht Combat Helmets, 1933–1945 – Osprey Publishing, 2002
- Branislav Radovic. Helmets of the First World War – Germany, Britain & their Allies – Schiffer Military History Book, 2000
- Ludwig Baer. The History Of The German Steel Helmet 1916–1945 – R.J. Bender Pub., 1985
- Ludwig Baer. Der Deutsche Stahlhelm – Journal-Verlag Schwend., 1975
- Floyd R. Tubbs. Stahlhelm. Evolution of the German steel helmet – Kent State Univ Pr., 1971
- Материалы РГВА и ВИМАИВиВС
Комментарии к данной статье отключены.