Вопрос, как поразить противника на дальней дистанции, остро стоял для любой пехоты, воевавшей в Первую мировую. В целом путь переделки ручных гранат в винтовочные можно признать удачным, однако он имел ряд недостатков. Прежде всего, шомпол такой гранаты безнадёжно портил ствол винтовки, да и точность метания оставляла желать лучшего. Преодолеть эти несовершенства пытались путём создания разнообразных механических средств, предназначенных для метания ручных гранат.
Импровизированные гранатомёты
Использование таких «разнокалиберных» и разновесных гранат, как Lakos, привело австро-венгерских военных к мысли, что жаль портить ими боевые винтовки: при вылете из ствола длинный шомпол разбалансированной гранаты слизывал нарезные каналы. Решение напрашивалось само собой: отказаться и от нарезов в стволе, и от шомпола на гранате. Портить винтовки, состоявшие на вооружении, никто не собирался, поэтому для метания стали переделывать или устаревшие (например, системы Верндля 11-mm M.67/77 Werndl-Gewehr), или трофейные образцы (например, на Итальянском фронте — винтовка системы Манлихер-Каркано 6,5-mm fucile Mannlicher–Carcano Mod. 91). Идею модификации заимствовали из XVII–XVIII веков, когда для метания металлических гренад использовали небольшие ручные мортирки.
У винтовки, выбранной под переделку, отпиливали ствол и ложу по самый патронник. Вместо ствола монтировали тонкостенную стальную трубу диаметром 5 см и длиной 40 см. В неё перед выстрелом закладывали гранату без шомпола; в целом получился знакомый нам гранатомёт. К трубе на хомутике крепили две складывающиеся сошки: теперь систему не надо было придерживать руками во время выстрела. К «гранатомёту» крепили тканый ремень для ношения на плече. Вес всей конструкции достигал 6–8 кг, скорострельность — 10 выстрелов в минуту.
M.15 SBB Handgranaten-Wurfmaschine
В течение 1915 года Военно-техническому комитету (k.u.k. Technische Militärkomitee, ТМК) был представлен ряд новых разработок, прожектов и просто идей. Самым простым путём стало заимствование идей из прошлого. Например, французы пошли по пути возрождения арбалета. Немцы же предложили австро-венграм воскресить онагр.
Такой экскурс в историю не был единичным. Например, швейцарцы, не принимавшие участия в Первой мировой войне, также экспериментировали с различными конструкциями этой метательной машины.
Одним из первых предложений для ТМК стал проект германских фирм «Simon», «Bühler» и «Baumann», которые объединились в группу «SBB». Они решили соорудить механизм, который работал бы, как античный онагр. В июне 1915 года на полигоне в Штайнфельде был испытан первый образец, но результат признали неудовлетворительным: гранаты метались без особой точности и на непредсказуемое расстояние.
Фирма приступила к доработке новой конструкции, и через два месяца в мортирный отряд в Зигерсдорфе прибыли 15 образцов на испытания. На этот раз результаты были признаны удовлетворительными, к концу года изделие приняли на вооружение под обозначением M.15 SBB Handgranaten-Wurfmaschine (приспособление для метания ручных гранат группы SBB образца 1915 года), однако в серию оно так и не пошло. Устройство было предназначено для метания на 150 м двух типов ручных гранат:
- одной из модификаций уже знакомой нам «кукурузы» Zeitzünderhandgranate с проволочной рукояткой в нижней части. Тёрочный запал (с задержкой 8 секунд) или обычный фитиль, пропитанный фосфором, размещались в её головной части. Существенными недостатками боеприпаса были: во-первых, перед метанием проволоку следовало отломать, что занимало время, во-вторых, запал требовалось предварительно поджечь, что грозило неприятностями при задержке метания. Граната весила 1,3 кг и была снаряжена 90 г аммонала. Поражающий радиус разлёта осколков составлял 10 м. Гранаты упаковывали в деревянные ящики по 30 штук;
- наиболее ранней австро-венгерской ручной гранаты Kugelrohrhandgranate. Это был литой чугунный шар, насаженный на цилиндрическую картонную рукоять и наполненный 56–60 чугунными шрапнельными пулями диаметром около 10 мм каждая. 70-граммовый заряд на основе аммонала (85% нитрата аммония, 10% угля, 5% ортонитротолуола) размещался в картонной рукоятке в месте нахождения шара и упирался в головной части в пробку. Под зарядом находился тёрочный воспламенитель с длинным шнуром. В нижней части рукоятка была заклеена колпачком, державшимся на бумажной ленте с язычком. Чтобы привести гранату в действие, ленту срывали, колпачок снимали, и тогда выпадал шнур с кольцом на конце; шнур выдёргивали, тем самым поджигая воспламенитель с задержкой 8 секунд. Благодаря такой конструкции метание гранаты из «онагра SBB» происходило следующим образом: выпадающий шнур цепляли за кольцо на рычаге, и в начале полёта воспламенитель поджигался автоматически. Общий вес гранаты достигал 1,2 кг, поражающий радиус разлёта осколков — 10 м, максимальный — 100 м. Гранаты могли упаковывать в деревянные ящики по 20, в жестяные по 12 и в картонные по 8 штук.
Принцип работы механизма основывался на метании полезного груза при помощи вертикально установленного рычага. Его отводили в наиболее нижнюю точку (приблизительно 45º к горизонту), и он стремился вернуться назад под воздействием четырёх пружин, общее усилие которых составляло 51 кг. В наивысшей точке (90º к горизонту) рычаг встречал подушку ограничителя — таким образом гасилась инерция рычага, и вся незакреплённая установка после метания не подпрыгивала на месте. Чтобы погасить возможные поперечные колебания рычага, он скользил между двумя направляющими. К свободному концу рычага цепляли простейшую пращу — ременную петлю с чашкой, в которую клали гранату. Конструкция была стальной общим весом 129 кг и разбиралась на две части, на месте её могли переносить и монтировать два бойца. На дальние расстояния устройство транспортировалось на вьюках. Скорострельность была немалой — 10 гранат в минуту.
Похожая установка была разработана ещё одной германской фирмой «Voigt und Haeffner», но ТМК отверг это предложение, так как оно не несло ничего нового.
Granaten-Schnellwerfer (Bauart Rodeck) GSWR
Принципиально новую схему в 1916 году предложила германская фирма «Gesellschaft der Technik» (GSWR). Принцип действия устройства был разработан лейтенантом Родеком. То, что в конце концов было принято на вооружение австро-венгерской пехоты, получило наименование «Granaten-Schnellwerfer (Bauart Rodeck) GSWR» (приспособление для быстрого метания гранат, тип Родека). Промышленное производство начали в конце 1917 года, поэтому установку применяли исключительно на Юго-Западном фронте.
Гранаты метали при помощи сжатого воздуха, особых проблем с получением которого у австро-венгров не возникало — на нём работали многие миномёты малого и среднего калибров, поэтому передвижные компрессорные станции на фронте не были редкостью. Конструкция Родека представляла собой металлическую опору-тубус, которую помогали поддерживать в вертикальном положении две выносные сошки. На верхнем конце опоры монтировали зарядную камеру, к которой с одной стороны подавали по шлангу из баллона сжатый воздух, а с другой по наклонному желобу скатывались гранаты специальной конструкции. Сжатый воздух приводил в действие кривошипно-шатунный механизм, который одновременно открывал зарядную камеру и перекрывал доступ в неё сжатого воздуха. В зарядную камеру под собственным весом скатывалась граната. Далее шатун запирал камеру и открывал подачу сжатого воздуха, под действием которого граната двигалась по длинному (2,5 м, диаметр — 5 см) гофрированному шлангу и металась в сторону противника.
Направлением полёта гранат руководил наводчик, который при помощи двух верёвок сдвигал конец шланга, лежавшего в деревянном лотке. Остальные бойцы расчёта следили за наполнением жёлоба гранатами и подачей сжатого воздуха. Дальность метания достигала 300 шагов (220 м), скорострельность — около 20 штук в минуту. Система требовала тщательной подготовки позиции, что вело к снижению её мобильности и повышению риска обнаружения вражескими наблюдателями.
Для стрельбы из этого «пневматического гранатомёта» была разработана специальная граната с часовым детонатором. В её хвостовой части монтировали металлическое полукольцо, которое при попадании гранаты в зарядную камеру автоматически цеплялось за неподвижный выступ. При метании полукольцо взводило детонатор с 9-секундной задержкой. Вес гранаты достигал 600 г, её снаряжали 21 г взрывчатого вещества. Гранаты упаковывали в деревянные ящики по 30 штук.
Handgranaten-Schnellwerfer M.17
Справиться с недостатками конструкции Родека был призван другой пневматический гранатомёт конструкции Гаргачевича, принятый на вооружение в 1917 году под наименованием Handgranaten-Schnellwerfer M.17 (приспособление для быстрого метания ручных гранат образца 1917 года). Массовое производство этих устройств началось в конце того же года. Он оказался настолько удачным, что вытеснил конструкцию Родека и поступал в подразделения штурмовиков и лёгких миномётов.
Наиболее существенным недостатком разработки Гаргачевича было то, что и она предназначалась для метания лишь одного типа гранат, получившего наименование Schnellwurfgranaten М.17 (граната для ускоренного метания образца 1917 года). Это была модификация ручной гранаты Handgranate M.16, с её корпуса просто убрали крюк, предназначенный для ношения на поясе.
Конструкцию гранаты можно назвать несложной и оригинальной: она состояла из одного «боевого» корпуса и второго внешнего, разделявшегося для взведения гранаты в боевое положение. Внутренний корпус был гладким цилиндрическим и состоял из двух частей на резьбовом соединении:
- литой чугунной (с внутренней насечкой для образования при взрыве готовых осколков), заполненной 60 г динитротолуэна;
- железной головной, в которой размещался взрыватель.
Внешний корпус состоял из двух половинок, соединённых в головной части рояльной петлей. При метании гранаты внешний корпус раскрывался в полёте и отлетал в стороны. При этом он освобождал вертикальную шпильку, которая удерживала во взрывателе шарик со сквозным отверстием, игравшим роль предохранителя. При ударе о препятствие шарик смещался со своего места и освобождал ударник, который под действием пружины накалывал капсюль детонатора. Общий вес гранаты достигал 700 г, поражающий радиус разлёта осколков — 30 м, максимальный — 60 м. Гранаты упаковывали в деревянные ящики по 28 штук.
Гранатомёт Гаргачевича имел простую конструкцию и состоял из двух труб: по одной (вертикальной) гранаты под собственным весом вертикально подавались в зарядную камеру, а по другой, которую можно было направить в любую сторону под любым углом, метались в цель. К зарядной камере был подведён шланг от баллона со сжатым воздухом. В камере имелся прерыватель, который открывал доступ воздуха только в тот момент, когда граната занимала своё положение в камере, готовая к метанию. Обе трубы и зарядная камера монтировались на станине треугольной формы, на концах которой были установлены два колеса для удобства транспортирования. Стрельба осуществлялась очередями по пять штук (максимальная ёмкость зарядной трубы). Скорострельность достигала 20 штук в минуту, дальность метания — 250 м. Благодаря колёсам на ближние дистанции гранатомёт можно было транспортировать вручную, на дальние — на вьюках.
Из-за малой дальности стрельбы механические и пневматические гранатомёты были эффективны только на ближних дистанциях, в первой линии окопов. Кроме того, эти устройства расходовали много боеприпасов. Именно поэтому их направляли прежде всего на вооружение штурмовых батальонов. Впрочем, в 1917–1918 годах конец войны был уже близок, и эти разработки так и не успели стать массовым оружием австро-венгерской пехоты.
Литература:
- Gordon L. Rottman. The Hand Grenade. — Weapon 38, Osprey publishing, 2015 — 82 p.
- Jaskółowski P. Działa okopowe c. i k. Armii 1914–1918. — Przemyśl: Wydawnictwo Fort, 2008. — 202 p.
- Mantoan N. Bombe a mano austriache 1914–1918. — Udine: Paolo Gaspari editore, 2001. — 113 p.
- Ortner C. Storm Troops: Austro-Hungarian Assault Units and Commandos in the First World War. Tactics, Organisation, Uniformes and Equipment. — Vienna: Verlag Militaria, 2005. — 314 p.
Комментарии к данной статье отключены.