Вторая мировая война стала единственным периодом в истории австралийского государства, когда ему угрожало непосредственное вторжение извне. Вражеский морской десант у берегов Зелёного континента так и не появился, но мощь японской авиации австралийцы испытали на себе сполна. В феврале 1942 года рейд казавшегося непобедимым Ударного авианосного соединения практически стёр с лица земли город Дарвин и стал одной из величайших трагедий в австралийской истории.
Буря приближается
Для абсолютного большинства жителей Зелёного континента небольшой город Дарвин, расположенный на северном побережье Австралии, был и остаётся далёкой провинцией, не играющей заметной роли в жизни страны. И всё же стратегическая ценность этого населённого пункта довольно велика: с 1911 года Дарвин — столица Северной территории, экономический и административный центр малонаселённого севера Австралии.
По переписи населения 1933 года в Дарвине насчитывалось лишь 1566 постоянных жителей. Считается, что к 1941 году их количество возросло до 5000–6000 человек.
В довоенные годы город стал важным центром воздушных сообщений: здесь находились гражданский аэродром и авиабаза Королевских австралийских ВВС. Порт Дарвина был единственной на северном побережье Австралии оборудованной гаванью, способной принимать и обслуживать крупные суда и боевые корабли. Эти обстоятельства привели к тому, что с началом большой войны на Тихом океане Дарвин стремительно приобрёл статус важной базы снабжения и пополнения союзных войск в Голландской Ост-Индии (Индонезии), Малайе и на Филиппинах.
Впрочем, в полной мере реализовать стратегический потенциал Дарвина австралийцам не удалось. Быстрый успех, достигнутый японцами в первые недели войны на Тихом океане, позволил им начать боевые действия у северного побережья Австралии. В январе 1942 года японский флот направил к порту несколько подводных заградителей, которые выставили небольшие минные поля и попытались атаковать проходящие суда. 20 января австралийские корветы Deloraine, Katoomba и Lithgow обнаружили и потопили к северо-западу от Дарвина субмарину I-124. Это заставило японцев прервать операцию, а спустя некоторое время отказаться от активного использования подлодок в этом регионе.
9 февраля 1942 года главнокомандующий Объединённым флотом адмирал Исороку Ямамото потребовал от командующего Южной группой флотов вице-адмирала Нобутаке Кондо и командующего Ударным авианосным соединением вице-адмирала Тюити Нагумо оперативно организовать атаку Дарвина силами морской авиации. Приказ гласил:
«Благодаря нашим воздушным атакам в начале февраля главная база противника на Яве лишилась большинства своих воздушных и морских сил. Вероятно, часть этих сил уже пытается укрыться в Порт-Дарвине. Разведка сообщает, что там базируются американские воздушные подкрепления совместно с британскими и австралийскими силами. В благоприятное время Ударное авианосное соединение направится в Арафурское море, чтобы уничтожить вражеские силы в районе Порт-Дарвин, внезапная атака Дарвина состоится 19 февраля».
Уже 10 февраля Дарвин облетел разведывательный самолёт С5М из 3-й авиагруппы. Благодаря тому что австралийцы ещё не маскировали свои позиции, воздушные разведчики смогли обнаружить два аэродрома, на которых насчитали 25 самолётов. Помимо этого, они обнаружили базу гидросамолётов и осмотрели гавань, насчитав там 27 судов и кораблей, среди которых особое внимание привлёк авиатранспорт Langley.
15 февраля 1942 года капитулировал британский гарнизон Сингапура. Японцы усилили натиск на остров Ява, оборона союзников в Индонезии разваливалась. Американские и филиппинские войска на Филиппинах уже давно оказались блокированными на полуострове Батаан. Нейтрализация Дарвина как пути отступления и переброски подкреплений стала особенно важной, благо ничто не мешало выполнению приказа Ямамото. В день капитуляции Сингапура японское Ударное авианосное соединение покинуло базу на острове Палау и направилось в Арафурское море, чтобы 19 февраля атаковать Дарвин.
Силы сторон
Для атаки Дарвина были выделены 1-я и 2-я дивизии авианосцев под общим командованием вице-адмирала Нагумо:
-
Akagi — 9 истребителей A6M, 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
18 пикирующих бомбардировщиков D3A; - Kaga — 9 истребителей A6M, 27 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
18 пикирующих бомбардировщиков D3A; - Hiryu — 9 истребителей A6M, 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
17 пикирующих бомбардировщиков D3A; - Soryu — 9 истребителей A6M, 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
18 пикирующих бомбардировщиков D3A.
Всего предполагалось задействовать 188 палубных самолётов, в том числе
36 истребителей, 81 «горизонтальный» бомбардировщик и 71 пикирующий бомбардировщик. Атакой руководил капитан 2-го ранга Мицуо Футида, известный своим участием в налёте на Пёрл-Харбор. Кроме того, изначально планировался дополнительный удар по Дарвину силами базовых морских бомбардировщиков G3M и G4M с аэродромов на захваченных индонезийских островах.
Защиту авианосцев обеспечивали тяжёлые крейсера Tone и Chikuma, лёгкий крейсер Abukuma и восемь эсминцев. Кроме того, у северного побережья Австралии находились три подводных минных заградителя, один из которых (I-121) занял позицию непосредственно у Дарвина.
По состоянию на 19 февраля 1942 года австралийцы не имели значительных сил для обороны столицы Северной территории. К счастью, из города удалось эвакуировать бóльшую часть гражданского населения, но около 2000 мирных жителей ещё оставались на месте. Командир 7-го военного округа (Северная территория) генерал-майор Дэвид Блейк имел в своём распоряжении лишь 18 тяжёлых зенитных орудий (новых 94-мм и старых
76,2-мм), поэтому ПВО Дарвина пришлось усилить ручными пулемётами гарнизона. Радиолокационными станциями Блейк не располагал. Хотя для защиты Северной территории можно было выделить до 10 000 военнослужащих, противовоздушная и гражданская оборона Дарвина находились в неудовлетворительном состоянии.
Авиацией на Северной территории командовал австралийский групп-капитан (полковник) Фредерик Шрегер — дела у него обстояли столь же плачевно. На военном аэродроме Дарвина базировались девять двухмоторных бомбардировщиков Hudson (шесть из которых ранним утром 19 февраля перелетели с Тимора), десять американских истребителей Р-40 (утром 19 февраля их планировалось перегнать на Тимор) и один американский бомбардировщик B-24. На гражданском аэродроме находились пять лёгких штурмовиков Wirraway (все неисправные). Также в городе и его окрестностях имелось семь учебных, транспортных и связных самолётов разных моделей, в гавани базировалось пять летающих лодок. В ангарах аэродромов размещались несколько неисправных машин, проходивших ремонт.
В гавани Дарвина 19 февраля оказалась целая «коллекция» из 57 кораблей и судов разных классов водоизмещением от 9100 (австралийское госпитальное судно Manunda) до 12-15 т (рейдовые катера). Среди боевых кораблей выделялись американские эсминец Peary и плавбаза гидроавиации William B. Preston, австралийский флот представляли шлюпы Warrego и Swan, корветы Deloraine, Katoomba, Townsville, Warrnambool, четыре сетевых заградителя и вспомогательный тральщик. Американские тяжёлый крейсер Houston и авиатранспорт Langley, которые могли оказаться в Дарвине, японцам застать не удалось.
Атака палубной авиации
На рассвете 19 февраля гидросамолёт Е13А с тяжёлого крейсера Tone провёл финальную разведку Дарвина. Между 7:42 и 8:45 авианосцы, находившиеся в 350 км к северо-востоку от города, подняли в воздух самолёты. По пути к цели истребители обнаружили американскую летающую лодку Catalina, недавно вылетевшую в патруль из Дарвина, и сбили её. Дополнительно они обстреляли взлётно-посадочную полосу на острове Батерст и уничтожили там транспортный самолёт. В 9:35 японцев обнаружил с земли береговой наблюдатель на острове Батерст (местный католический священник отец Джон Макграт), который срочно сообщил об увиденном по гражданской радиосвязи. Но времени уже не оставалось — в считанные минуты после обнаружения японцы сблизились с городской чертой.
Небо над Дарвином патрулировали пять американских Р-40. Самолёты заходили на посадку, когда их атаковали «зеро», которые быстро сбили четыре машины. Лейтенант Роберт Остерайхер каким-то чудом сумел посадить свой истребитель и позднее заявил о сбитом D3A достоверно и ещё одном предположительно (что не соответствует фактам). Оставшиеся пять американских истребителей погибли на взлёте, не успев набрать высоту. Менее чем за полчаса с воздушной обороной Дарвина было покончено, и в 9:58 над городом появились бомбардировщики B5N, каждый из которых нёс 800-кг бомбу. Несмотря на огонь зенитных орудий, самолёты добились больших разрушений среди портовых сооружений и городской застройки. В городе погибли 14 гражданских лиц, в порту — ещё от 21 до 39 человек (максимальную цифру называет отчёт официальной правительственной комиссии).
В 10:03 пикирующие бомбардировщики, каждый из которых был вооружён 250-кг бомбой, атаковали гавань Дарвина. Они потопили пять судов и ещё три вынудили выброситься на берег. Большим успехом японских лётчиков стало уничтожение крупных транспортов Meigs (7350 т), Zealandia (6700 т), Neptuna (5600 т), Mauna Loa (5400 т) и танкера British Motorist (6900 т). Из крупных боевых кораблей затонул лишь эсминец Peary — старый «флэшдекер» 1920 года постройки водоизмещением 1190 т. Всего в гавани погибли около 160 моряков, 80 из которых ушли на дно вместе с эсминцем Peary. Число погибших моряков варьируется в разных источниках, поскольку могут учитываться лица, умершие от ран позднее.
Часть пикировщиков атаковала аэродромы, к ним присоединились «зеро», для которых не оставалось целей в воздухе. В 10:30 японским самолётам приказали возвращаться на авианосцы. Атакующие достоверно потеряли D3A, сбитый огнём с земли над авиабазой ВВС (оба пилота погибли), и А6М, повреждённый огнём с земли (над авиабазой или над гаванью) и совершивший вынужденную посадку на острове Мелвилл к северу от Дарвина. Известно, что оба самолёта пострадали от попаданий 7,7-мм пуль из ручных пулемётов или винтовок. Кроме того, ещё один D3A и один A6M из-за полученных повреждений были вынуждены садиться на воду недалеко от авианосцев — в обоих случаях пилотов подобрали японские эсминцы. Наконец, существует неподтверждённая информация о третьем севшем на воду B5N. Союзники заявили о «пяти сбитых достоверно и ещё пяти уничтоженных вероятно» японских самолётах.
Драматичной оказалась судьба старшины Хадзиме Тоёсимы — пилота A6M из авиагруппы Hiryu, в 10:35 севшего на острове Мелвилл. Известно, что для его спасения к острову был направлен японский гидросамолёт, но он не смог обнаружить лётчика. Легкораненый Тоёсима (при посадке разбил лицо о прицел) некоторое время блуждал по острову, пока не наткнулся на группу аборигенов, которые взяли его в плен. По неизвестным причинам японец не использовал свой пистолет. Туземцы доставили пленника на остров Батерст, где сдали его австралийским военным. Сержант Королевских австралийских инженеров Лес Пауэлл, первым допрашивавший Тоёсиму, позднее вспоминал:
«Мы доставили его в нашу казарму, перевязали ему раны, накормили его, сняли с него ботинки и снаряжение. Отправили в Дарвин сообщение и запросили самолёт, который прилетел через два дня. Той ночью мы сидели за столом и допрашивали его на пиджин-инглиш. Вполне приятный парень».
Тоёсима оказался первым военнопленным японцем в Австралии. Примечательно, что позднее, в 1944 году, он стал одним из организаторов восстания военнопленных в лагере Коура, в ходе которого был ранен и покончил с собой.
Атака базовой авиации и уничтожение морских целей
К несчастью для защитников Дарвина, после завершения атаки палубных самолётов их испытания не закончились. Вскоре после 11 часов город облетел разведывательный самолёт С5М из 3-й авиагруппы, который зафиксировал разрушения и навёл на цель вторую ударную волну. В 11:58 над Дарвином появились двухмоторные базовые бомбардировщики — 27 самолётов G4M из авиагруппы «Каноя» (командир — капитан 3-го ранга Тосии Ириса, база на острове Кендари) несли 212 фугасных 60-кг бомб. Сразу за ними следовали 27 G3M из 1-й авиагруппы (командир — капитан 3-го ранга Такео Одзаки, база на острове Амбон), которые несли 318 фугасных 60-кг бомб. Любопытно, что это было единственное за всю войну появление бомбардировщиков G3M в небе Австралии.
Не встретив заметного сопротивления, японские бомбардировщики атаковали авиабазу ВВС и в полном составе вернулись на свои аэродромы. По итогам операции командиры групп докладывали:
«Все бомбы поразили сооружения аэродрома и взлётно-посадочную полосу, загорелись большой ангар и два малых ангара в южной части, а также прилегающие постройки (большой ангар в северной части уже горел). Сгорели два больших самолёта, был тяжело повреждён один самолёт средних размеров и четыре малых самолёта. Один из наших самолётов пострадал от огня с земли».
По итогам обоих налётов в воздухе и на земле погибли 15 или 16 военнослужащих США и Австралии. Согласно данным австралийского историка Боба Альфорда, безвозвратные потери авиатехники союзников были следующими:
- ВВС Австралии — 6 бомбардировщиков Hudson (плюс 1 тяжело повреждённый и не ремонтировавшийся позднее), 1 лёгкий штурмовик Wirraway (тяжело повреждён и, вероятно, не восстанавливался), а также лёгкий гражданский самолёт de Havilland Puss Moth;
- ВВС США — 9 истребителей Р-40 (плюс 2 неисправные машины, находившихся в ангаре), 3 летающих лодки PBY, 2 связных самолёта Beechcraft 18, 1 тяжёлый бомбардировщик B-24, 1 транспортный самолёт С-53, 1 пикирующий бомбардировщик А-24 (был неисправен и находился в ангаре).
Только в 13:17 в Дарвине объявили окончательный отбой воздушной тревоги. Военнослужащие начали оказывать помощь пострадавшим мирным жителям и искать неразорвавшиеся авиабомбы. В тот момент небольшой город походил на огненный ад. При этом паники не наблюдалось, хотя многим казалось, что после бомбёжки неизбежна высадка японского морского десанта в северной Австралии. Десант, как мы знаем, японцами не планировался, но действия авианосного соединения после удара по городу ещё не закончились.
Возвращаясь на свои корабли, японские самолёты обнаружили в 100 км от Дарвина «вспомогательный крейсер водоизмещением 6000 т», который на самом деле оказался филиппинским паромом Don Isidro (3200 т), использовавшимся как транспорт и следовавшим в Дарвин. Для начала судно обстреляли из пушек и пулемётов японские истребители, нанеся ущерб его надстройке и ранив нескольких моряков. Затем с тяжёлых крейсеров Tone и Chikuma поднялись гидросамолёты, в 15:30 установив надёжный контакт с целью. Наконец, в 16:26 над Don Isidro появились 18 пикирующих бомбардировщиков с Hiryu и Soryu. Первая же девятка пикировщиков добилась трёх попаданий в бывший паром, решив его судьбу. Капитан успел выбросить судно на берег острова Батерст, где корпус горел ещё несколько дней. Погибли 12 человек.
В ходе атаки на Don Isidro пикировщики обнаружили шедший из Дарвина транспорт
Florence D (2600 т) и атаковали его. Судно быстро получило не менее трёх попаданий, команда покинула его в шлюпках и высадилась на берегу острова Батерст (погибли четыре человека). 20 и 21 февраля австралийский корвет Warrnambool за два рейса принял на борт моряков, спасшихся с потопленных судов, и доставил их в Дарвин.
Итоги
Бомбардировки Дарвина 19 февраля 1942 года стали самым сильным вражеским ударом по континентальной Австралии за всё время Второй мировой войны. Говоря шире, это было самое массированное и кровопролитное нападение на Зелёный континент во всех войнах, которые когда-либо вело австралийское государство. Точное число погибших установить очень сложно, в различных исследованиях и документах используются разные методы подсчёта и приводятся разные данные. Официальная правительственная комиссия Австралии сообщила о 228 погибших в городе и ещё 16 — на судах у острова Батерст. Не менее 300 человек получили ранения. Помимо уничтожения судов и самолётов значительный ущерб был нанесён городу, его инфраструктуре, объектам ВВС и гражданской авиации. Эта трагедия стала известна как «австралийский Пёрл-Харбор»: она потрясла нацию и в то же время мотивировала австралийцев на борьбу.
Если оценивать рейд японской авиации беспристрастно, можно констатировать, что его стратегические последствия оказались довольно скромными. Сингапур к моменту атаки уже пал, Ява и Филиппины были обречены, поскольку сил для их защиты союзники не имели.
В то же время японцам так и не удалось создать предпосылок для полного захвата Новой Гвинеи. Едва ли можно сказать, что в Дарвине нашлись цели, достойные самого мощного на тот момент авианосного соединения в мире. Атака показала впечатляющую силу японских «морских орлов», но удар по слабому и неподготовленному противнику трудно назвать большим достижением. Командовавший этой операцией Мицуо Футида позднее самокритично отмечал:
«Едва ли это было достойно наших усилий. Всё равно что молотком разбивать яйцо».
Так или иначе, на протяжении 1942–1943 годов ВВС японских армии и флота развернули полноценное воздушное наступление на северную Австралию. Атака 19 февраля 1942 года оказалась лишь прологом долгой и тяжёлой для обеих сторон кампании.
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала).
- http://www.combinedfleet.com.
- http://www.ntlexhibit.nt.gov.au/ (официальный сайт Библиотеки Северной территории).
- Alford, Bob. Darwin 1942. The Japanese attack on Australia. — Oxford: Osprey, 2017.
- «Commission of Inquiry Concerning the Circumstances Connected with the Attack Made by Japanese Aircraft at Darwin on 19th February, 1942» (Lowe Commission report) http://www.territorystories.nt.gov.au/bitstream/handle/10070/83913/Lowe_Report.pdf?sequence=1.
- Dunn, Peter. Two Japanese air raids at Darwin, NT on 19 February 1942. — http://www.ozatwar.com/darwin02.htm.
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942» (1st edition, 1957). — https://www.awm.gov.au/collection/C1417313.
- Gillison, Douglas Napier. Royal Australian Air Force, 1939–1942. (1st edition, 1962). — https://www.awm.gov.au/collection/C1417315.
- Lewis, Tom. The Empire Strikes South: Japan`s Air War Against Northern Australia 1942–45. — Kent Town, South Australia: Avonmore Books, 2017.
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. — https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka.
Комментарии к данной статье отключены.