Миллионы жителей Сиднея и туристов, посещающих этот город, и не подозревают о том, что в мае 1942 года всемирно известная Сиднейская гавань стала полем боя. Японские сверхмалые подлодки неожиданно появились в центре огромного мегаполиса, который, казалось бы, находился в далеком тылу – этот рейд стал самой дерзкой морской атакой на побережье Австралии за все годы Второй мировой войны. Этот невероятный эпизод мало известен за пределами «Зеленого континента» и заслуживает подробного рассказа.
Подготовка атаки
К началу Второй мировой войны Сидней был самым крупным городом Австралии, важнейшим экономическим центром страны и имел огромную стратегическую ценность. На острове Гарден-Айленд находилась хорошо оборудованная главная база Королевского австралийского ВМФ, на острове Какаду-Айленд работала большая судоверфь – ключевой объект австралийского военного кораблестроения, где могли строиться легкие крейсера, эсминцы и фрегаты.
После потери Сингапура и Батавии Сидней оказался единственной морской базой союзников в юго-западной части Тихого океана, способной обеспечить квалифицированный ремонт и обслуживание крупных боевых кораблей. Помимо кораблей австралийского военного флота, на Сидней стали базироваться американские крейсера и эсминцы, действовавшие в водах Австралии. Все это неизбежно привлекло к городу внимание японского морского командования. Однако воздушная атака вроде удара по Перл-Харбору выглядела для японцев затруднительной из-за географической удаленности Сиднея и отсутствия внезапности. В любом случае, операция авианосцев против этой цели на первые месяцы войны не планировалась.
И все же у японского флота имелся запасной вариант удара по ценной вражеской гавани, в котором решающую роль должно было сыграть секретное оружие – сверхмалые подлодки типа «А». Эти мини-субмарины, известные под обозначением миджет (англ. – «карлик») имели водоизмещение всего лишь в 46 т, были вооружены двумя 450-мм торпедными аппаратами и управлялись экипажем из двух человек. Миджеты обладали ограниченными дальностью хода (до 100 морских миль или 185 км) и глубиной погружения (не более 30 м), из-за чего могли использоваться, главным образом, для атаки кораблей на якорных стоянках. К цели «карликов» доставляли на кораблях-носителях либо на корпусах больших крейсерских подлодок (во вражеских водах).
7 декабря 1941 года пять субмарин типа «А» атаковали гавань Перл-Харбора. В отличие от воздушного удара, эта операция окончилась полным провалом – ни одного торпедного попадания, все пять миджетов погибли, из десяти членов экипажей в живых остался один (попавший в плен). Хотя карликовые подлодки не являлись самоубийственным оружием (в отличие от более поздних человекоуправляемых торпед «кайтэн»), шансы на спасение подводников выглядели минимальными – тем более что они, за редчайшим исключением, в плен не сдавались. Впрочем, неудача в Перл-Харборе не вызвала разочарования в миджетах, и сразу после неё начала разрабатываться следующая операция с участием подлодок типа «А».
Весной 1942 года штаб 6-го японского флота (командующий – вице-адмирал Терухиса Комацу), объединявшего подводные силы, подготовил масштабный план удара по вражеским якорным стоянкам одновременно в Индийском и Тихом океанах. Косвенно эта операция должна была отвлечь союзников от наступления японского ВМФ в центральной части Тихого океана. Еще в феврале-марте гидросамолеты с подлодок изучили потенциальные цели в Австралии, Новой Зеландии и прилегающих водах. На май 1942 года штабисты запланировали боевой поход двух групп крейсерских субмарин с миджетами. Западный отряд должен был обнаружить и атаковать какую-либо базу британского флота в Индийском океане, Восточный отряд направлялся в сторону Австралии и Новой Зеландии.
Операция Восточного отряда началась 18 мая 1942 года, когда японскую базу на острове Трук покинули крейсерские субмарины 8-й флотилии I-22, I-24 и I-27, которые несли на своих корпусах миджеты типа «А». Общее руководство соединением осуществлял капитан 1-го ранга Ханкю Сасаки, ранее командовавший подводной атакой Перл-Харбора. Отряд сразу же начали преследовать неудачи. Утром 17 мая, еще до выхода японцев на операцию, американская подлодка SS-199 «Tautog» торпедировала и потопила I-28 – четвертую из субмарин группы Сасаки, которую планировалось включить в состав Восточного отряда. 19 мая на шедшей в надводном положении субмарине I-24 взорвался аккумулятор миджета – один из членов его экипажа погиб, второй был тяжело ранен. Пришлось вернуться на Трук и заменить карликовую подлодку на ту, что предназначалась для погибшей I-28.
Крейсерские подлодки I-21 и I-29 должны были обеспечить Восточному отряду разведку и выбор целей. Для этого каждая из них несла в специальном ангаре гидросамолет E14Y – еще одно оригинальное японское изобретение. 19 мая самолет с подлодки I-21 облетел гавань Сува на островах Фиджи, а 24 мая – новозеландский город Окленд. Заслуживающих внимания целей японские летчики не обнаружили. Самолет с I-29 утром 23 мая подлетел к заливу Порт-Джексон, на берегу которого расположен Сидней. Известно, что его обнаружили с земли наблюдательный пост и радар, но тревога не объявлялась. Пилоты гидросамолета сообщили, что видят в гавани большое количество боевых кораблей и, что особенно важно, нашли там «два линкора» (которые на самом деле являлись тяжелыми крейсерами). Изучив полученную информацию, штаб 6-го японского флота приказал атаковать Сидней.
Силы сторон
Противолодочная оборона Сиднея к моменту появления японских субмарин была недостаточно сильной. Вход в залив Порт-Джексон должен был защищаться противолодочной сетью, однако в мае 1942 года конструкция все еще находилась в процессе сооружения и не перекрывала «горловину» залива полностью, оставляя проход шириной в 400 м. Проложенные по дну сигнальные кабели, призванные контролировать передвижения кораблей и судов, не функционировали должным образом. Активный морской трафик в сиднейских гаванях (в частности, постоянное движение рейсовых паромов) делал обнаружение потенциальных целей крайне трудным – неопытные операторы просто игнорировали подозрительные сигналы. Впрочем, некоторой гарантией от проникновения вражеских подлодок являлась система патрулирования акватории сторожевыми кораблями и катерами.
В предрассветных сумерках 30 мая гидросамолет с I-21 на небольшой высоте облетел Сиднейскую гавань, подтвердив, что «два линкора» остаются на месте. Летчики повторно допустили ошибку, приняв за линкоры австралийский тяжелый крейсер «Canberra» и американский тяжелый крейсер «Chicago». Японский гидроплан снова был визуально обнаружен с кораблей, но никаких последствий это не имело – австралийские моряки приняли E14Y за американскую машину, приказов усилить бдительность не последовало. Как известно, переговоры японских подлодок в море были перехвачены станцией радиоразведки в Мельбурне, но эта информация либо не дошла до Сиднея, либо на неё не обратили внимания.
По итогам разведки командир Восточного отряда Сасаки назначил атаку карликовых подлодок на следующий день. 31 мая 1942 года крейсерские субмарины подошли на 6–7 миль (11–12 км) к побережью и в вечерних сумерках (солнце в тот день село в 16:54) спустили на воду миджеты:
- I-22 – миджет М-21 с экипажем из лейтенанта Кею Мацуо и старшины Масао Цудзуки;
- I-24 – миджет М-24 с экипажем из лейтенанта Кацухиса Бан и старшины Мамору Осибе;
- I-27 – миджет М-14 с экипажем из лейтенанта Кенси Тюман и старшины Такеси Омори.
Самыми крупными и ценным кораблями, находившимися в заливе Порт-Джексон в момент появления японских субмарин, являлись тяжелые крейсера «Canberra» (австралийский) и «Chicago» (американский). Также в различных частях Сиднейской гавани стояли на якорях следующие корабли и суда:
- старый австралийский легкий крейсер «Adelaide»;
- американский эсминец «Perkins»;
- три корвета (австралийские «Geelong» и «Whyalla», индийский «Bombay»);
- два австралийских вспомогательных крейсера («Kanimbla» и «Westralia»);
- небоеспособная учебная подлодка K-IX (голландская, но использовавшаяся австралийским флотом);
- австралийский минный заградитель «Bungaree»;
- американская плавбаза эсминцев «Dobbin»;
- австралийская плавказарма «Kuttabul» (бывший паром).
Патрульную службу в Сиднейской гавани вечером 31 мая несли переоборудованные из гражданских судов сторожевые корабли «Yandra», «Bingera», «Goonambee» и «Samuel Benbow». Их поддерживали сторожевые катера (переоборудованные из прогулочных), вооруженные глубинными бомбами: «Yarroma», «Lolita», «Steady Hour», «Sea Mist», «Marlean» и «Toomaree». Также в патруле участвовали несколько невооруженных катеров. Общее руководство морской обороной Сиднея должен был осуществлять британский контр-адмирал Джерард Мьюрихэд-Гоулд. По иронии судьбы, как раз во время появления японских субмарин он проводил прием в своей резиденции, на котором присутствовал, в том числе, и командир «Chicago» кэптен Говард Бод.
Перед тем, как перейти к описанию атаки на Сиднейскую гавань, стоит упомянуть два обстоятельства. Поскольку из экипажей миджетов в живых не остался никто, примерный ход событий можно восстановить лишь по свидетельствам очевидцев и результатам расследования австралийской стороны. Также следует учитывать тот факт, что 1 июня в Австралии начинается зима, и все описываемые события происходили в темное время суток.
Атака карликовых субмарин
Проникновение японских подлодок в Сиднейскую гавань началось около 20:00, когда сигнальный кабель зафиксировал движение подводного объекта. Операторы проигнорировали сигнал, сочтя его ложной тревогой. К несчастью для японцев, примерно в 20:15 шедший первым миджет М-14 попал в противолодочную сеть и был визуально обнаружен береговым наблюдателем. Около 21:30 к месту обнаружения подошли патрульные катера «Lolita» и «Yarroma». «Lolita» попыталась уничтожить цель тремя глубинными бомбами, но те не взорвались из-за малой глубины. После этого командир «Yarroma» попытался связаться со штабом, чтобы получить дальнейшие указания. Действовать австралийским морякам так и не пришлось – лейтенант Тюман не смог вывести подлодку из ловушки и в 22:35 взорвал ее вместе с экипажем. К тому времени информацию о подозрительном объекте, наконец, передали адмиралу Мьюрихэд-Гоулду, и тот приказал объявить тревогу. Но ситуацию адмирал не контролировал – более того, он даже не остановил движение сиднейских паромов.
После 22:00 события в гавани стали развиваться стремительно. Примерно в это время миджет М-24 успешно миновал проход в противолодочной сети, следуя за паромом. Около 22:50 лейтенант Бан почти вплотную подплыл к «Chicago», его субмарина была визуально обнаружена вахтенными, и по ней открыли огонь из зенитных автоматов и орудий универсального калибра. Потопить противника американцы не смогли – более того, несколько 127-мм снарядов улетели в жилые кварталы (к счастью, без серьезных последствий), а очередь зенитного автомата чуть не попала в проходивший катер. Карликовая подлодка погрузилась, и на какое-то время ее след пропал. Позднее на надстройке затонувшей субмарины нашли следы от попаданий 20-мм снарядов зенитного автомата с крейсера «Chicago», но причиной гибели М-24 стали точно не они.
Одновременно с обнаружением М-24 в гавани появился миджет М-21. Его визуально заметили с невооруженного катера «Lauriana», который осветил подозрительный объект прожектором и вызвал на помощь сторожевой корабль «Yandra». В 23:00–23:10 сторожевик атаковал подлодку шестью глубинными бомбами – подлинные результаты этой атаки до сих пор остаются загадкой. Согласно одной из версий, австралийские моряки смогли повредить миджет – этим можно объяснить его пассивность в последующие часы. Возможно также, что лейтенант Мацуо залег на дно, пытаясь переждать там преследование. Так или иначе, австралийцы потеряли контакт с подлодкой М-21, и она надолго «вышла из игры».
После 23:00 могло показаться, что ситуация стабилизировалась. На крейсер «Chicago» прибыл командир, находившийся на адмиральском приеме, а сам Мьюрихэд-Гоулд на катере направился к противолодочной сети. Среди австралийских морских историков бытует мнение, что оторванный от банкета адмирал находился под воздействием алкоголя и вел себя не вполне адекватно. Трудно сказать, правда ли это, но достоверно известно, что Мьюрихэд-Гоулд вступил в перепалку с командой катера «Lolita», доказывая матросам, что никаких подлодок в гавани нет, и они подняли ложную тревогу. Пока адмирал спорил со своими подчиненными, карликовая подлодка М-24 маневрировала в Сиднейской гавани.
Лейтенант Бан подвел свой миджет к восточному берегу острова Гарден-Айленд, где был ошвартован тяжелый крейсер «Chicago». В 23:30 (это время указано в официальной истории австралийского ВМФ, хотя в отдельных исследованиях приводится альтернативное время 0:30) с М-24 выпустили две торпеды, которые прошли мимо крейсера. Одна торпеда врезалась в берег острова Гарден-Айленд и не разорвалась, вторая прошла под днищем голландской субмарины K-IX (использовавшейся как учебное судно) и попала в плавказарму «Kuttabul». Бывший паром (построен в 1922 году, водоизмещение – 450 т) переломился на части и стремительно затонул, за считанные минуты на нем погиб 21 человек (19 австралийцев и 2 британца), еще 10 человек были ранены. Взрыв услышали в прилегавших городских кварталах – кто-то счел его учениями, кто-то испугался воздушной атаки на Сидней. Вскоре после атаки газета «The Sydney Morning Herald» писала (возможно, несколько преувеличивая масштаб событий):
«Взрыв торпеды, потопившей старый паром, был слышен за милю. Пусть и приглушенный, взрыв был достаточно сильным, чтобы встряхнуть тысячи домов вдоль побережья.
Рамки падали с каминов, книги – с полок, на кухнях дрожала утварь.
Сотни людей думали, что это воздушная тревога, и быстро одевались. Но их страхи оказались напрасными, поскольку дальнейших взрывов не последовало».
После гибели плавказармы отрицать атаку на гавань не мог даже адмирал Мьюрихэд-Гоулд. На всех крупных кораблях разводили пары и поднимали якоря, в 2 часа ночи они стали выходить в открытое море. Пользуясь неразберихой, лейтенант Бан вывел М-24 из гавани, но на крейсерскую подлодку миджет так и не вернулся… Судьба карликовой субмарины оставалась загадкой десятки лет. Лишь в 2006 году она была обнаружена дайверами лежащей на дне у нынешнего сиднейского пригорода Ньюпорт (по прямой – примерно 25 км к северу от Гарден-Айленд). Точная причина гибели М-24 так и не установлена, изучению обломков мешает то, что они официально объявлены военным захоронением, а также то, что на борту миджета могут оставаться подрывные заряды (около 50 кг взрывчатки).
Трагичной оказалась и судьба экипажа подлодки М-21. После атаки глубинными бомбами в 23:10 миджет довольно долго не проявлял себя. Предположительно, около 3 часов ночи подлодку заметили с тяжелого крейсера «Chicago» и вспомогательного крейсера «Kanimbla». В 4:50 наблюдатели тяжелого крейсера «Canberra» будто бы видели следы выпущенных торпед. Как стало известно позднее, эта тревога оказалась ложной (обе торпеды М-21 из-за повреждений оставались в трубах). После 5 часов утра миджет обнаружили у северного берега Сиднейской гавани, а вскоре его атаковали глубинными бомбами сторожевые катера «Yarroma», «Steady Hour» и «Sea Mist». Подлодку бомбили почти три часа, но уничтожить её так и не смогли. 3 июня австралийские водолазы подняли М-21 на поверхность и обнаружили, что лейтенант Мацуо и старшина Цудзуки застрелились.
Известный японский подводник Мотицура Хасимото после войны писал в своих мемуарах:
«Хотя результаты атаки были незначительными, сам факт внезапной атаки кораблей противника в порту Сиднея, крупнейшего города Австралии, имел большой моральный эффект. В последующие годы, когда война приняла для нас плохой оборот, храбрость, проявленная теми, кто погиб во время атаки в Сиднее, являлась воодушевляющим примером для добровольцев специальных подразделений [имеются в виду пилоты человекоуправляемых торпед «кайтэн» – прим. автора]».
Итоги атаки на Сидней
Крейсерские субмарины Восточного отряда ждали возвращения миджетов до 3 июня, после чего разделились и приступили к самостоятельным действиям. До конца месяца I-21, I-24 и I-27 потопили по одному транспортному судну каждая. В ночь с 8 на 9 июня I-24 обстреляла из 140-мм орудия восточные пригороды Сиднея – подлодка выпустила 10 снарядов до того как была освещена прожектором с берега и погрузилась. Той же ночью I-21 обстреляла из 140-мм орудия город Ньюкасл к северу от Сиднея. Подводники выпустили 34 снаряда, попали под ответный огонь береговой батареи и были вынуждены погрузиться. По итогам двух обстрелов японцы ранили трех человек и повредили несколько домов. К концу июня все три японские субмарины вернулись в базу на атолле Кваджалейн.
Несмотря на всю скромность достигнутых японцами результатов, атака Сиднейской гавани и обстрел побережья Нового Южного Уэльса серьезно повлияли на настроения австралийцев – страх перед японским вторжением, возникший после бомбардировки Дарвина в феврале 1942 года, стал еще сильнее. В дело пришлось вмешаться военной цензуре, которая некоторое время отрицала жертвы среди союзников. Первое официальное сообщение о случившемся звучало следующим образом:
«По итогам рейда подводных лодок на Сидней три вражеских карликовых субмарины считаются потопленными: одна артиллерийским огнем, две других – глубинными бомбами.
Вражеская атака была полностью неудачной. Урон ограничился одним потопленным маленьким судном, не имеющим никакой военной ценности».
В первых числах июня австралийцы подняли из воды корпуса миджетов М-14 и М-21. После изучения находок из поврежденных деталей и фрагментов собрали одну целую субмарину, которую в пропагандистских целях возили по Австралии, а в 1943 году передали в Австралийский военный мемориал в Канберре. Центральная часть корпуса М-21, не использованная для сборки модели, хранится в Музее Королевского австралийского ВМФ в Сиднее. Там же находятся некоторые предметы, связанные с атакой на Сиднейскую гавань – один из сторожевых катеров, фрагменты японской торпеды и другие.
Тела четверых погибших японских подводников австралийцы кремировали с воинскими почестями – в знак уважения к их самопожертвованию и в тайной надежде на то, что японцы оценят подобную учтивость. В августе 1942 года прах моряков вернули в Японию при обмене дипломатическим персоналом. Как мы упоминали выше, корпус М-24, ставший могилой для еще двоих японцев, был найден к северу от Сиднея только в 2006 году и до сих пор остается лежать на морском дне. В память о погибших австралийских моряках военно-морская база на острове Гарден-Айленд в 1943 году получила название «Kuttabul», которое сохраняется до наших дней.
Конечно же, атака на Сиднейскую гавань не имела стратегического значения в общем масштабе Второй мировой войны. Серьезных успехов японским подводникам добиться не удалось, хотя австралийская противолодочная оборона показала себя не с лучшей стороны. И все же дерзкий рейд почти в самый центр огромного города произвел большое впечатление на всю Австралию. Он ярко показал, как серьезна была угроза для страны в самые страшные месяцы 1942 года, как близко подошла война к дому миллионов австралийцев. Наряду с бомбардировкой Дарвина события той ночи стали одним из символов «Битвы за Австралию».
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/
- http://www.combinedfleet.com/
- http://www.navy.gov.au/
- Carlton Mike «Flagship» – North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
- Carruthers Steven «Remembering the Kuttabul. Attack on Sydney – 31 May 1942» http://www.insidehistory.com.au/2013/05/remembering-the-kuttabul-attack-on-sydney-31-may-1942/
- Gill George Hermon «Royal Australian Navy, 1942–1945» (1st edition, 1968) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/
- Hackett Bob, Kingsepp Sander «Midget Submarines at Sydney, Australia 1942» http://www.combinedfleet.com/Sydney.htm
- Kennedy David «The Midget Submarine Attack against Sydney: May 1942» http://www.combinedfleet.com/Tully/sydney42.html
- Perryman John «Japanese Midget Submarine Attack on Sydney Harbour» http://www.navy.gov.au/history/feature-histories/japanese-midget-submarine-attack-sydney-harbour
- Хасимото Мотицура «Потопленные» / в книге «Подводная война на Тихом океане» – М: АСТ, 2001
Комментарии к данной статье отключены.