Средним самоходным установкам на базе Pz.Kpfw.IV, которые проектировали инженеры немецкого концерна Krupp, постоянно не везло. «Истребитель дотов» Pz.Sfl.IVa был построен в количестве двух опытных машин, а работы по самоходной гаубице Pz.Slf.IVb дошли до стадии постройки установочной партии. Тем не менее обе эти машины отметились на фронте. Похожей оказалась и судьба Pz.Sfl.IVc. Первоначально эта машина проектировалась как истребитель дотов, потом как средняя ЗСУ. В конце концов был построен опытный образец, который подвергся переделке и тоже был отправлен на фронт.
Нужный ненужный самоходный лафет
«Самоходные лафеты» Krupp появились в связи со стремлением немецкого военного руководства получить средство для борьбы с долговременными огневыми точками (дотами). Такие укрепления в большом количестве имелись по ту сторону границ Германии с Францией, Бельгией и Чехословакией. Хотя для борьбы с ними можно было использовать и буксируемую артиллерию, разумно предположить, что противник при этом вряд ли спокойно бы сидел и ждал, когда расчёт орудия переведёт систему из походного положения в боевое и начнёт стрелять. И здесь могла пригодиться самоходная установка, перевод которой в боевое положение занимал совсем немного времени. Первой такой САУ стала 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette с вооружением в виде 105-мм пушки K 18. Позже машина получила обозначение Pz.Slf.IVa.
Пока концерн Krupp проектировал «истребитель дотов», параллельно шёл поиск и более быстрых решений, в качестве вооружения большинства из которых рассматривалась массовая и универсальная артиллерийская система 8.8 cm Flak 18. Эта зенитная пушка была одним из лучших орудий в своем классе. В 1938 году приняли решение о переводе её в разряд систем двойного назначения, то есть предназначенных и для ведения огня по наземным целям. Для этого орудие имело бронебойные снаряды с великолепными показателями бронепробития. Ни один из существовавших на тот момент танков не имел брони, способной противостоять немецкой зенитке! Правда, были у системы и два существенных минуса: значительная боевая масса, приближавшаяся к пяти тоннам, а также высокий силуэт.
Для повышения мобильности 8.8 cm Flak 18 как средства борьбы с бункерами предлагалось два пути. Первый предусматривал установку щитового прикрытия, небольшого изменения лафета и использования для транспортировки частично бронированных тягачей Sd.Kfz.7. Второй путь был более радикальным: орудие поставили на шасси 12-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.8. Боевая масса получившей бронирование машины достигала 17 тонн. У машины было много недостатков, но имелся один важный плюс: её можно было сделать очень быстро.
В работу пошли оба варианта, уже к концу 1938 года первые средние немецкие САУ были изготовлены в количестве десяти штук. Хотя машина, получившая обозначение 8.8 cm Flak 18 Sfl. auf 12 to Zugkraftwagen, неплохо себя зарекомендовала как противотанковое средство, было очевидно, что это скорее временное решение.
Концерн Krupp начал работу над самоходными лафетами ещё в 1938 году, а первые эскизные проекты появились в апреле 1939 года. Очень скоро работа над проектом 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette превратилась в поле битвы между Krupp и 6-м отделом Департамента вооружений. Дело в том, что начальник отдела танковых разработок Генрих Книпкамп видел машину иначе, чем конструкторское бюро Krupp. По его мнению, шасси должно было иметь торсионную подвеску, шесть опорных катков на борт, а также обладать высокой подвижностью.
Проблема увеличения подвижности упиралась в невозможность установки мощного двигателя, поскольку размеры машины оказались ограничены. Что же касается торсионной подвески, то её конструкторы Krupp не переносили на дух. Несколько вариантов Pz.Slf.IVa предусматривали использование шести опорных катков на борт, но в итоге конструкторы остановились на обычном шасси по типу Pz.Kpfw.IV Ausf.D-E. В дальнейшем концепцию с шестью опорными катками на борт удалось реализовать на другом «самоходном лафете» — 105-мм самоходной гаубице Pz.Slf.IVb. Проектирование этой машины перешло в активную фазу с осени 1939 года.
Примерно в это же время появился третий проект — Pz.Slf.IVc. Эта боевая машина предназначалась для борьбы с дотами и имела вооружение в виде орудия с баллистикой
8.8 cm Flak 18. Увы, документов по начальному периоду её разработки практически не сохранилось. Известно, что военные заказали три Pz.Slf.IVc, а после разгрома Франции проектируемую машину стали рассматривать как истребитель танков. От неё требовалась высокая подвижность, ради которой можно было пожертвовать бронёй. Толщина броневых листов Pz.Slf.IVc примерно соответствовала толщине брони Pz.Slf.IVb, то есть около 20 мм в лобовой части.
Только к лету 1941 года облик шасси Pz.Slf.IVc начал складываться. Требование делать машину максимально подвижной привело к созданию весьма необычного шасси. Значительная часть его корпуса превратилась в ровную платформу. Двигатель при этом находился под полом в кормовой части корпуса, там же разместили воздухозаборники. Впереди находилось закрытое отделение управления.
Ещё одной необычной чертой стала ходовая часть. Её разработка началась в конце
1940 года. К тому моменту Генрих Книпкамп окончательно перешёл к использованию в новых разработках торсионной подвески и шахматного расположения опорных катков.
С шахматным расположением инженеры Krupp согласились, а с торсионами — нет. Так на свет появилась новая ходовая часть. Она предусматривала наличие восьми пар опорных катков диаметром 700 мм, расположенных в шахматном порядке. При этом подвеска должна была остаться той же, что на Pz.Kpfw.IV. Ширина трака поначалу увеличилась до 422 мм. Предполагалось, что новую ходовую часть испытают на двух Pz.Kpfw.IV Ausf.E ещё в
1941 году, но построить машины удалось лишь к июню 1942-го. При этом ширина трака неоднократно пересматривалась и в итоговом варианте составила 420 мм.
Работы по Pz.Sfl.IVc то затухали, то вновь активизировались. Причиной тому была загруженность Krupp работой по другим проектам. Кроме того, взгляды немецких военных на перспективную САУ постоянно менялись. То они требовали быстрое шасси, то критиковали проект за малую толщину брони. Такая неопределённость привела к тому, что к лету
1942 года машина всё ещё существовала лишь в виде эскизного проекта.
Весной 1942 года появился заказ на создание самоходного шасси с 149-мм гаубицей sFH 18. Оно получило обозначение Geschützwagen III/IV, а построенная на его базе САУ более известна как Hummel. Развитием этой же темы стало самоходное шасси с противотанковым орудием, имеющим баллистику зенитной пушки 8.8 cm Flak 41. Контракты на разработку машин получили Rheinmetall-Borsig и Krupp. В связи с этим на свет в очередной раз был извлечён проект Pz.Slf.IVc. Теперь дело дошло до создания полноразмерного макета. Впрочем, быстрый самоходный лафет вновь оказался не нужен. Не в последнюю очередь решение о закрытии темы истребителя танков на базе Pz.Sfl.IVc было связано с успехом Geschützwagen III/IV. Было решено делать две САУ на базе одного шасси, и на свет появился истребитель танков, известный как Hornisse/Nashorn.
Шустрая зенитка-раскладушка
Одной из причин, по которым тема шасси Pz.Sfl.IVc не заглохла окончательно, стало то, что Krupp проектировал его сразу под несколько задач. Одной из ипостасей этой машины был проект средней ЗСУ. В качестве вооружения машин данного класса выступала всё та же Flak 18. И, в отличие от истребителей танков, ниша средней ЗСУ практически пустовала.
У немцев имелась колёсная ЗСУ на шасси Vomag, переделанном из автобуса, а также полугусеничная зенитная установка на шасси Sd.Kfz.9, а на гусеничном шасси ничего хотя бы мелкосерийного не существовало.
Между тем ЗСУ среднего класса на гусеничном шасси вермахту была нужна для сопровождения танковых колонн. К тому же на вооружении немецкой армии появилась новая система — 8.8cm Flak 41. Это было поистине выдающееся орудие, но его боевая масса выросла почти до восьми тонн. Появилась идея создать «самоходный лафет», который обеспечил бы подвижность этой системе. Geschützwagen III/IV как шасси для подобной установки отпадал сразу, поскольку компоновка шасси не позволяла сделать большую платформу для размещения зенитного орудия. А вот шасси Pz.Sfl.IVc изначально проектировалось как большая платформа. К слову, концерн Rheinmetall разрабатывал аналогичную систему на шасси танка Pz.Kpfw. Panther.
Проектирование зенитной самоходной установки началось в июне 1942 года и велось параллельно с проектированием истребителя танков. Более того, истребитель шёл как бы в кильватере зенитной машины. Легко заметить, что вариант установки с Pak 43 больше напоминал установку противотанковой пушки на платформу, явно рассчитанную на 8.8 cm Flak 41. В этом и крылась одна из причин его неудачи, поскольку на тот момент предложенная концерном Krupp концепция не понравилась Управлению вооружений. Элемент комичности придаёт этой ситуации тот факт, что спустя очень короткое время Управление вооружений всё же захотело получить «самоходный лафет».
При создании шасси Pz.Sfl.IVc упор делался на подвижность. Для этого машину предполагалось оснащать 360-сильным двигателем Maybach HL 90 P. Точно такой же мотор объёмом девять литров планировалось ставить и на серийные leFH 18 (Sfl.), как к лету
1942 года обозначались Pz.Slf.IVb. Двигатель и другие агрегаты располагались так, что по центру машины получилась большая платформа, обеспечивающая орудию круговой сектор обстрела. В отличие от противотанкового варианта, у которого и в задней части шасси был ровный пол, у зенитного варианта, получившего обозначение VFW (Versuchsflakwagen, «опытная зенитная машина») позади имелся выступ. Туда были выведены воздухозаборники системы охлаждения. В походном положении боевое отделение прикрывалось большими щитами, которые раскладывались, образуя большую платформу. Это заметно облегчало работу расчёта. Боекомплект, размещавшийся под платформой, включал 48 патронов.
Машина оснащалась коробкой передач ZF SMG 90 и механизмом поворота Henschel L320C. Благодаря этому максимальная скорость САУ должна была составить 60 км/ч. Зачем самоходной зенитной пушке довольно крупного калибра была нужна такая прыть, не совсем понятно. Поскольку Krupp был загружен работой по другим направлениям, компоненты нового шасси тестировались на Pz.Kpfw.IV, превращённых в самодвижущиеся испытательные стенды. На двух Pz.Kpfw.IV Ausf.E с лета 1942 года тестировалась подвеска с опорными катками диаметра 700 мм, расположенными в шахматном порядке.
Осенью на ещё одной машине тестировалась коробка передач ZF SMG 90 и механизм поворота Henschel L320C. Эти испытания, продолжавшиеся до ноября, закончились неудачно. В результате был подготовлен альтернативный вариант трансмиссии с разработанным Krupp механизмом поворота и коробкой передач SSG 76, которая штатно ставилась на Pz.Kpfw.IV. Эта схема рассматривалась как запасной вариант.
На сроки разработки Versuchsflakwagen серьёзно повлияло английское Бомбардировочное командование. Бомбёжки Эссена, где располагались производственные мощности концерна Krupp, начались ещё в марте 1942 года, но продолжались недолго. А вот в марте 1943 года на город и расположенные в нём предприятия было совершено два рейда, в каждом из которых принимало участие по 400–450 самолётов. Были разрушены цеха, а также нанесён серьёзный ущерб заводскому конструкторскому бюро.
Наконец, в ночь с 25 на 26 июля заводы Krupp бомбило 700 самолётов. В ходе этого рейда, который стал могильщиком программы создания сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus, пострадал и проект Pz.Sfl.IVc. Постройку опытного образца ЗСУ пришлось переносить на площадку Grusonwerk в Магдебург. Из-за загруженности завода опытный образец был построен только в начале ноября 1943 года. Прошедшие испытания показали, что идея с КПП SMG 90 и механизмом поворота L320C себя не оправдала. Предстояло устанавливать на машину запасной вариант трансмиссии.
Проблемы с трансмиссией оказались едва ли не самыми простыми. Главной неприятностью стала смена концепции зенитной самоходной артиллерии. Опыт войны показал, что наиболее эффективными для борьбы с авиацией, особенно на уровне танковых и механизированных частей, оказались ЗСУ с менее крупными орудиями, в частности, автоматическими зенитными пушками калибра 37–55 мм. Тяжёлые бомбардировщики, для борьбы с которыми проектировалась Pz.Slf.IVc и подобные ей машины, редко становились непосредственными противниками панцерваффе. Чаще танкисты сталкивались со штурмовиками, а против них 88-мм зенитки оказались не особо эффективными.
5 ноября 1943 года инженер Кляйн из зенитного управления потребовал прекратить сборку второго опытного образца машины, а запчасти сдать в металлолом. Окончательную точку в разработке поставил министр вооружений Шпеер. В январе 1944 года он распорядился прекратить разработку Pz.Slf.IVc и аналогичных самоходных систем. Данное направление было признано бесперспективным. На этом фоне весьма комично смотрятся фантазии некоторых авторов и стендовых моделистов о развитии аналогичных систем, вплоть до использования шасси сверхтяжёлого танка E-100. Не могло развиваться до конца войны то, что было признано лишённым перспектив ещё в начале 1944 года.
Прекращение разработки не означало, что Versuchsflakwagen отправится в металлолом. Несмотря на некоторые проблемы с трансмиссией, шасси получилось вполне удачным и соответствующим предъявляемым требованиям, включая подвижность. Требуемая максимальная скорость в 60 км/ч на испытаниях в марте 1944 года была достигнута, её машина держала довольно долго, при этом двигатель не перегревался. Средняя скорость движения находилась в промежутке 40–50 км/ч в зависимости от дорожных условий — и это при том, что боевая масса Versuchsflakwagen составляла 26 тонн. С третьей попытки Krupp удалось сделать «самоходный лафет», который по подвижности оказался сравним с разведывательным танком Pz.Sp.Wg.II Luchs. Эту машину вполне можно было использовать в качестве в качестве шасси для актуальной в тот момент программы Waffenträger. Но немецкая бюрократическая машина была уже запущена.
К счастью для опытного шасси, его не отправили в утиль. В марте 1944 года было получено указание о переделке машины. В кормовой части увеличили площадь воздухозаборников, вероятнее всего, были учтены результаты испытаний. Кроме того, изменилось вооружение: вместо 8.8 cm Flak 41 решили поставить менее громоздкую и тяжёлую 8.8 cm Flak 37. Правда, по расчётам боевая масса установки осталась в пределах всё тех же 26 тонн.
В переделанном виде машина сохранила практически все прежние характеристики. Экипаж включал девять человек, из них семеро в походном положении размещались в боевом отделении, а командир и механик-водитель — в отделении управления. Сохранилась и возможность промежуточного открытия бортовых экранов. В таком положении сохранялась возможность кругового вращения орудия с уменьшением риска поражения расчёта фланговым огнём из стрелкового оружия.
Переделанную подобным образом самоходную зенитную установку летом 1944 года направили в Италию. Там она вошла в состав 304-го батальона самоходных зенитных орудий. Это подразделение, включённое в состав 26-й танковой дивизии, было крайне необычным. Дело в том, что вооружено оно было теми самыми 8,8cm Flak 37 (Sf.) auf s. Zgkw. 18t, которые как раз и планировалось заменить на Pz.Sfl.IVc. Все 12 построенных машин на базе Sd.Kfz.9 служили именно в 304-м батальоне, и как раз к ним присоединился неудачливый сменщик. Дальнейшая судьба машины неизвестна.
История Pz.Sfl.IVc оказалась типичной для немецкого танкостроения. Разработка машины заняла почти пять лет, закончившись практически ничем. Опыт разработки оказался практически не востребован. Влияние вполне удачного шасси не просматривается даже в конструкции разработок Krupp. И этот факт не был исключением из правил.
Лишнее шасси
Pz.Sfl.IVc оказался не последним шасси по типу B.W., которое разрабатывалось Krupp. Со второй половины 1942 года была запущена программа Waffenträger, которая предусматривала создание целого семейства самоходных шасси лёгкого, среднего и тяжёлого класса. Опыт боевых действий на Восточном фронте показал, что полугусеничных тягачей, которые использовались для перевозки тяжёлых буксируемых систем, очень часто оказывалось недостаточно. Нередко это становилось причиной потери орудий и их захвата частями Красной армии.
Особенно остро эта проблема обозначилась с конца 1942 года. Новые артиллерийские системы, в том числе противотанковые, по боевой массе приблизились к Flak 18, а иногда даже превосходили её. Так появилась идея создания максимально дешёвого самоходного шасси. От него не требовалось выдающихся скоростных данных, 17 км/ч вполне хватало. Также условием разработки новой САУ было использование в качестве её вооружения обычных буксируемых артиллерийских систем с возможностью их снятия и последующей установки на штатный буксируемый лафет.
Одной из первых в работу над программой включилась Škoda. Уже в августе 1942 года ею был предложен проект облегчённого шасси Pz.Kpfw. T-25, на которое можно было установить 105-мм гаубицу leFH 18 или 149-мм гаубицу sFH 18. Как и требовало задание, установка обеспечивала круговой сектор горизонтального обстрела. Также предусматривалась возможность быстрого монтажа и демонтажа систем. Этот проект быстро ушёл в небытие, поскольку в сегменте средних «орудиеносцев» развернулась нешуточная борьба.
Уже к концу 1942 года задание для самоходных лафетов среднего класса изменилось.
В качестве штатных систем для их вооружения теперь рассматривались 128-мм противотанковая пушка Kanone 81 и 149-мм гаубица leFH 18. Также некоторое время в этом перечне фигурировали системы 10 Kanone 18 и 8.8 cm Pak 43, но первая система летом 1943 года вовсе исчезла из списка, а вторая перекочевала на более лёгкое шасси.
Работы продолжались по трём типам шасси: Pz.Kpfw.IV, GW III/IV и Pz.Kpfw.Panther. Кроме того, Krupp разрабатывал и весьма экзотические гибриды. Например, в марте 1943 года появился проект Grille 15, корпус для которого брался от Pz.Kpfw.Panther. А вот его ходовая часть больше напоминала Pz.Slf.IVb — это была подвеска Pz.Kpfw.IV с увеличенными опорными катками.
К началу 1944 года был подготовлен вариант Mittlerer Waffenträger на базе Pz.Kpfw.IV.
У Krupp получилось шасси с носовым расположением моторного отделения, для которого почти без изменений бралась ходовая часть Pz.Kpfw.IV. Орудие размещалось на специальной тумбе со смещением к корме. Проект предусматривал два варианта вооружения: 15 cm sFH 18 L/29,5 и 12,8 cm K 81 L/55. В отличие от скоростного предшественника, обе машины даже не были построены в виде макетов.
4 февраля 1944 года состоялось совещание в штаб-квартире Steyr-Daimler-Puch. На нём 4-й отдел Департамента вооружений скорректировал требования к Waffenträger. Теперь предполагалось использовать специальные шасси, высота линии огня снижалась до
1800 мм, максимальная скорость увеличивалась до 35 км/ч. Толщина брони оценивалась в 20 мм с лобовой части и 10 мм по бортам, боекомплект должен был включать 50 патронов, из которых 20 должно было находиться в укладках первой очереди. Шасси Pz.Kpfw.IV из списка возможных носителей было вычеркнуто, как и GW III/IV. Что же касается самоходного лафета на базе Pz.Kpfw.Panther, то его разработка продолжалась вплоть до лета 1944 года. Впрочем, и эта работа не продвинулась дальше создания макетов.
Решение, принятое 4 февраля 1944 года, стало финалом пятилетней программы разработки самоходных шасси на базе Pz.Kpfw.IV. По крайней мере, на официальном уровне. Как ни странно, оно не помешало появлению ещё одной машины, по которой почти отсутствует задокументированная переписка, но которая сохранилась на фотографиях. В апреле-мае 1945 года американские войска стремительным броском захватили чешский город Пльзень, где находился завод Škoda. На аэродроме находился СПАМ (сборный пункт аварийных машин), где была обнаружена очень странная машина. Судя по всему, при её создании с танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H сняли башню и подбашенную коробку, установив на их место зенитную пушку 8.8 cm Flak 37. Инициатора идеи создания этой ЗСУ, как и время её изготовления, определить сложно. Вероятнее всего, речь идёт о полевой модернизации.
Иногда встречается информация о том, что на аэродроме в Пльзени были обнаружены две подобные машины, но фотографии не подтверждают этого факта. За вторую машину, вероятно, принимают САУ Hummel, стоящую неподалёку. Ещё большее недоумение вызывает информация о якобы трёх построенных САУ этого типа. Похоже, что кто-то принял эти переделанные в полевых условиях машины за Pz.Slf.IVc, которых действительно военные заказывали три штуки (но построили, как мы помним, одну). Достоверно известно лишь то, что эта машина действительно существовала — в отличие от похожего по «конструкции» фотомонтажа на шасси Т-34.
Источники и литература:
- NARA (National Archives and Records Administration).
- Panzer Tracts 12-1 Flakpanzerkampfwagen IV and other Flakpanzer projects development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010, ISBN 0-9815382-7-4.
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007.
- Фотоархив автора.
Комментарии к данной статье отключены.