К началу Великой Отечественной войны ВВС Красной армии представляли собой внушительную силу – десятки истребительных, бомбардировочных, штурмовых полков, вооружённые тысячами самолётов разных типов. Все эти машины имели бортовые номера для опознавания на земле и в воздухе, позволявшие отличить как самолёты разных полков, так и внутри части. На настоящий момент есть сомнения в существовании общей, централизованной системы обозначений, однако документально установлены некоторые закономерности, которые были широко распространены. В чём они заключались?
Общая система обозначений самолётов ВВС Красной армии к началу Великой Отечественной войны отсутствовала. Приказов, регламентирующих нанесение номерных обозначений, к настоящему моменту в фондах Центрального архива Министерства обороны РФ не обнаружено.
Однако имеется большой массив разрозненных сведений из различных документов (боевые расписания частей, сведения о состоянии самолётно-моторного парка, о потерях самолётов, аварийные акты), позволяющих сделать некоторые выводы. Обрабатывая подобные документы, а также анализируя доступные в больших количествах фотографии, удалось выявить две основные системы нумерации самолётов в авиационных частях.
«Цветовая» система
Первой и наиболее распространённой была «цветовая» система (естественно, это наименование условно). При этой системе нумерации самолётов каждая эскадрилья в полку имела цветные номера от 1 до 15 арабскими цифрами. При этом чаще всего использовалось следующее распределение цветов по эскадрильям:
- 1-я эскадрилья – красный;
- 2-я эскадрилья – синий/голубой;
- 3-я эскадрилья – жёлтый;
- 4-я эскадрилья – белый;
- 5-я эскадрилья – чёрный/зелёный.
Естественно, в некоторых частях имелись свои особенности – так, в 21-м дальнебомбардировочном авиаполку номера в 1-й эскадрилье были синие, а в 5-й – красные. Номера, как правило, наносились на руле или реже киле самолёта, размер номера централизованно не регламентировался.
Самолёты командиров полков и их заместителей по политической части в этой системе, как правило, обозначались литерой «К», а командиров эскадрилий – литерой «Э». Но, как уже упоминалось выше, общего регламента не существовало, поэтому самолёты командования полков и эскадрилий часто без затей несли №1 или какой-либо другой.
Так, в 128-м СБАП практически все самолёты комэсков обозначались буквой «Э»: машина командира 1-й эскадрильи имела номер «Э красный», 3-й эскадрильи – «Э жёлтый», 4-й эскадрильи – «Э белый», 4-й эскадрильи – «Э чёрный», и только за командиром 2-й эскадрильи был закреплён самолёт с номером «9 голубой». Правда, следует оговориться, что в составе эскадрильи в тот момент отсутствовали самолёты с номерами «1» или «Э», видимо, разбитые в аварии, находившиеся в ремонте, либо откомандированные в состав курсов командиров звеньев 12-й смешанной авиадивизии, куда входил полк.
Для учебных самолётов номером очень часто служил ноль – так, например в 3-й эскадрилье того же 128-го СБАП учебный УСБ имел номер «0 жёлтый».
Интересным вариантом стала система обозначений самолётов Ил-2, использованная в 4-м ШАП в июне 1941 года. Это был единственный штурмовой авиаполк, сформированный на Ил-2 в пятиэскадрильном составе. Матчасть получали в спешке, поэтому, судя по фотографиям самолётов полка, сбитых в окрестностях Бобруйска и оставленных на аэродроме Старый Быхов, от изначальной «цветовой» системы отказались из-за отсутствия красок.
Так, самолёты 1-й и 4-й эскадрилий получили строго прежнюю «цветовую» систему – номера красного и белого цветов соответственно, а самолёты 2-й, 3-й и 5-й эскадрилий – белые номера, но с надписанными небольшим шрифтом номерами эскадрилий выше номеров самолётов.
«Числовая» система
Вторая система, назовем её условно «числовая», использовалась также довольно широко. Номера – как правило, двузначные – так же записывались на руле, при этом каждая эскадрилья получала свой диапазон. Обычно система была следующая (например, так были промаркированы самолёты СБ 132-го СБАП):
- 1-я эскадрилья – 1–20;
- 2-я эскадрилья – 21–40;
- 3-я эскадрилья – 41–60;
- 4-я эскадрилья – 61–80;
- 5-я эскадрилья – 81–100.
Опять же, были и исключения. Так, в 67-м ИАП диапазон был несколько другой:
- 1-я эскадрилья – 10–29;
- 2-я эскадрилья – 30–49;
- 3-я эскадрилья – 50–69;
- 4-я эскадрилья – 70–89.
Никакого регламента найти опять не удалось: размер цифр, цвет, место нанесения, очевидно, имели произвольный характер для каждого полка. Цифры наносились, как правило, одним цветом. Так, например, у самолётов 132-го СБАП номера были красные, среднего размера, а у 67-го ИАП – белые и крупные. У самолётов И-153 148-го ИАП размер цифр был очень небольшой, и они были разного цвета – возможно, полк имел некую смешанную «цвето-числовую» систему обозначений.
В этой системе исключений, видимо, было ещё больше, чем в «цветовой». Так, к примеру, в 212-м ДБАП номера самолётов у эскадрилий записывались не по порядку, а вразнобой, при этом все они, очевидно, были красного цвета:
- 1-я эскадрилья – 27–38;
- 2-я эскадрилья – 9–20;
- 3-я эскадрилья – 71–82;
- 4-я эскадрилья – 51–62;
- 5-я эскадрилья – 88–99.
Определённым ответвлением «числовой» системы стала «трёхзначная» система, первоначально появившаяся в частях истребительной авиации ПВО Ленинграда (19-й ИАП и 26-й ИАП) и Баку (36-й ИАП, 45-й ИАП, 50-й ИАП, 82-й ИАП) ещё в конце 30-х годов. Благодаря сохранившимся боевым расписаниям и аварийным актам появилась возможность восстановить и эту подсистему.
Самолёты в этих частях имели трёхзначные белые номера на борту фюзеляжа, при этом первая цифра номера соответствовала первой цифре номера полка, а две последних определяли номер самолёта в полку и эскадрилье. Формат номеров был следующий:
- 19-й ИАП – 1хх;
- 26-й ИАП – 2хх;
- 36-й ИАП – 3хх;
- 45-й ИАП – 4хх;
- 50-й ИАП – 5хх;
- 82-й ИАП – 8хх.
Несколько позднее, видимо, после переброски весной 1940 года в Закавказский военный округ дополнительных контингентов авиации, многие прибывшие и сформированные части также получили подобную систему нумерации. При этом в некоторых полках трёхзначные номера наносились на руле направления. Кроме частей Закавказского военного округа, подобную систему получили как минимум несколько истребительных полков на Дальнем Востоке, при этом, к примеру, у самолётов 6-го ИАП номера наносились на фюзеляж, а у 40-го ИАП – на хвостовое оперение.
При подготовке статьи использовались документы фонда Управления ВВС и фондов авиационных частей и соединений, хранящиеся в ЦАМО РФ, а также фотографии из коллекции автора. Художники Александр Казаков, Владимир Камский и Игорь Злобин.
Комментарии к данной статье отключены.