• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    71

    Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах»

    • ВМВ
    • униформа и снаряжение
    • авиация
    • СССР
    Михаил Тимин
    15 July '16

    К началу Великой Отечественной войны ВВС Красной армии представляли собой внушительную силу – десятки истребительных, бомбардировочных, штурмовых полков, вооружённые тысячами самолётов разных типов. Все эти машины имели бортовые номера для опознавания на земле и в воздухе, позволявшие отличить как самолёты разных полков, так и внутри части. На настоящий момент есть сомнения в существовании общей, централизованной системы обозначений, однако документально установлены некоторые закономерности, которые были широко распространены. В чём они заключались?

    Общая система обозначений самолётов ВВС Красной армии к началу Великой Отечественной войны отсутствовала. Приказов, регламентирующих нанесение номерных обозначений, к настоящему моменту в фондах Центрального архива Министерства обороны РФ не обнаружено.

    ​МиГ-3 серийный №3252, тактический №562 из состава 3-й эскадрильи 50-го ИАП. Этот истребитель потерпел аварию 17 ноября 1941 года на аэродроме Насосная, пилот — заместитель командира эскадрильи лейтенант А. П. Пучков - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    МиГ-3 серийный №3252, тактический №562 из состава 3-й эскадрильи 50-го ИАП. Этот истребитель потерпел аварию 17 ноября 1941 года на аэродроме Насосная, пилот — заместитель командира эскадрильи лейтенант А. П. Пучков

    Однако имеется большой массив разрозненных сведений из различных документов (боевые расписания частей, сведения о состоянии самолётно-моторного парка, о потерях самолётов, аварийные акты), позволяющих сделать некоторые выводы. Обрабатывая подобные документы, а также анализируя доступные в больших количествах фотографии, удалось выявить две основные системы нумерации самолётов в авиационных частях.

    «Цветовая» система

    Первой и наиболее распространённой была «цветовая» система (естественно, это наименование условно). При этой системе нумерации самолётов каждая эскадрилья в полку имела цветные номера от 1 до 15 арабскими цифрами. При этом чаще всего использовалось следующее распределение цветов по эскадрильям:

    • 1-я эскадрилья – красный;
    • 2-я эскадрилья – синий/голубой;
    • 3-я эскадрилья – жёлтый;
    • 4-я эскадрилья – белый;
    • 5-я эскадрилья – чёрный/зелёный.

    Естественно, в некоторых частях имелись свои особенности – так, в 21-м дальнебомбардировочном авиаполку номера в 1-й эскадрилье были синие, а в 5-й – красные. Номера, как правило, наносились на руле или реже киле самолёта, размер номера централизованно не регламентировался.

    ​Коллаж с отображением типичной «цветовой» системы обозначений на примере истребителей МиГ-3 15-го ИАП. 1-я эскадрилья – красные номера, 2-я эскадрилья – голубые, 3-я эскадрилья – жёлтые, 4-я эскадрилья – белые - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    Коллаж с отображением типичной «цветовой» системы обозначений на примере истребителей МиГ-3 15-го ИАП. 1-я эскадрилья – красные номера, 2-я эскадрилья – голубые, 3-я эскадрилья – жёлтые, 4-я эскадрилья – белые

    Самолёты командиров полков и их заместителей по политической части в этой системе, как правило, обозначались литерой «К», а командиров эскадрилий – литерой «Э». Но, как уже упоминалось выше, общего регламента не существовало, поэтому самолёты командования полков и эскадрилий часто без затей несли №1 или какой-либо другой.

    ​И-15бис №5324, из состава штабного звена 106-го ШАП ВВС Средне-Азиатского военного округа. 15 февраля 1941 года самолёт поставил на «нос» заместитель командира полка батальонный комиссар И. С. Полетаев - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    И-15бис №5324, из состава штабного звена 106-го ШАП ВВС Средне-Азиатского военного округа. 15 февраля 1941 года самолёт поставил на «нос» заместитель командира полка батальонный комиссар И. С. Полетаев

    Так, в 128-м СБАП практически все самолёты комэсков обозначались буквой «Э»: машина командира 1-й эскадрильи имела номер «Э красный», 3-й эскадрильи – «Э жёлтый», 4-й эскадрильи – «Э белый», 4-й эскадрильи – «Э чёрный», и только за командиром 2-й эскадрильи был закреплён самолёт с номером «9 голубой». Правда, следует оговориться, что в составе эскадрильи в тот момент отсутствовали самолёты с номерами «1» или «Э», видимо, разбитые в аварии, находившиеся в ремонте, либо откомандированные в состав курсов командиров звеньев 12-й смешанной авиадивизии, куда входил полк.

    ​СБ командира 2-й эскадрильи 39-го СБАП капитана Д. Т. Журавского, оставленный из-за повреждений на аэродроме Бобруйск, июнь 1941 года. Самолёт чётко соответствует «цветовой» системе - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    СБ командира 2-й эскадрильи 39-го СБАП капитана Д. Т. Журавского, оставленный из-за повреждений на аэродроме Бобруйск, июнь 1941 года. Самолёт чётко соответствует «цветовой» системе
    ​УСБ из состава 40-го СБАП, оставленный из-за повреждений на аэродроме Вентспилс, июнь 1941 года. По логике «цветовой» системы, самолёт должен принадлежать к 1-й эскадрилье - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    УСБ из состава 40-го СБАП, оставленный из-за повреждений на аэродроме Вентспилс, июнь 1941 года. По логике «цветовой» системы, самолёт должен принадлежать к 1-й эскадрилье

    Для учебных самолётов номером очень часто служил ноль – так, например в 3-й эскадрилье того же 128-го СБАП учебный УСБ имел номер «0 жёлтый».

    Интересным вариантом стала система обозначений самолётов Ил-2, использованная в 4-м ШАП в июне 1941 года. Это был единственный штурмовой авиаполк, сформированный на Ил-2 в пятиэскадрильном составе. Матчасть получали в спешке, поэтому, судя по фотографиям самолётов полка, сбитых в окрестностях Бобруйска и оставленных на аэродроме Старый Быхов, от изначальной «цветовой» системы отказались из-за отсутствия красок.

    ​Самолёты Ил-2 4-го ШАП: №2 красный — 1-я эскадрилья, №2/4–2-я эскадрилья, №3/6–3-я эскадрилья, №11 белый — 4-я эскадрилья, №5/2–5-я эскадрилья - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    Самолёты Ил-2 4-го ШАП: №2 красный — 1-я эскадрилья, №2/4–2-я эскадрилья, №3/6–3-я эскадрилья, №11 белый — 4-я эскадрилья, №5/2–5-я эскадрилья

    Так, самолёты 1-й и 4-й эскадрилий получили строго прежнюю «цветовую» систему – номера красного и белого цветов соответственно, а самолёты 2-й, 3-й и 5-й эскадрилий – белые номера, но с надписанными небольшим шрифтом номерами эскадрилий выше номеров самолётов.

    «Числовая» система

    Вторая система, назовем её условно «числовая», использовалась также довольно широко. Номера – как правило, двузначные – так же записывались на руле, при этом каждая эскадрилья получала свой диапазон. Обычно система была следующая (например, так были промаркированы самолёты СБ 132-го СБАП):

    • 1-я эскадрилья – 1–20;
    • 2-я эскадрилья – 21–40;
    • 3-я эскадрилья – 41–60;
    • 4-я эскадрилья – 61–80;
    • 5-я эскадрилья – 81–100.
    ​Все известные на данный момент по фотографиям самолёты И-16 67-го истребительного авиаполка, принадлежащие к 1-й, 2-й и 4-й эскадрильям - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    Все известные на данный момент по фотографиям самолёты И-16 67-го истребительного авиаполка, принадлежащие к 1-й, 2-й и 4-й эскадрильям

    Опять же, были и исключения. Так, в 67-м ИАП диапазон был несколько другой:

    • 1-я эскадрилья – 10–29;
    • 2-я эскадрилья – 30–49;
    • 3-я эскадрилья – 50–69;
    • 4-я эскадрилья – 70–89.

    Никакого регламента найти опять не удалось: размер цифр, цвет, место нанесения, очевидно, имели произвольный характер для каждого полка. Цифры наносились, как правило, одним цветом. Так, например, у самолётов 132-го СБАП номера были красные, среднего размера, а у 67-го ИАП – белые и крупные. У самолётов И-153 148-го ИАП размер цифр был очень небольшой, и они были разного цвета – возможно, полк имел некую смешанную «цвето-числовую» систему обозначений.

    ​ДБ-3Ф, заводской №180354 из 2-й эскадрильи 212-го ДБАП, пилот заместитель командира эскадрильи старший лейтенант С. Н. Фоканов, штурман младший лейтенант Р. И. Тарасенко, стрелок старший сержант А. М. Алимов. Самолёт был сбит в районе Бобруйск — Рогачёв 3 июля 1941 года - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    ДБ-3Ф, заводской №180354 из 2-й эскадрильи 212-го ДБАП, пилот заместитель командира эскадрильи старший лейтенант С. Н. Фоканов, штурман младший лейтенант Р. И. Тарасенко, стрелок старший сержант А. М. Алимов. Самолёт был сбит в районе Бобруйск — Рогачёв 3 июля 1941 года

    В этой системе исключений, видимо, было ещё больше, чем в «цветовой». Так, к примеру, в 212-м ДБАП номера самолётов у эскадрилий записывались не по порядку, а вразнобой, при этом все они, очевидно, были красного цвета:

    • 1-я эскадрилья – 27–38;
    • 2-я эскадрилья – 9–20;
    • 3-я эскадрилья – 71–82;
    • 4-я эскадрилья – 51–62;
    • 5-я эскадрилья – 88–99.

    Определённым ответвлением «числовой» системы стала «трёхзначная» система, первоначально появившаяся в частях истребительной авиации ПВО Ленинграда (19-й ИАП и 26-й ИАП) и Баку (36-й ИАП, 45-й ИАП, 50-й ИАП, 82-й ИАП) ещё в конце 30-х годов. Благодаря сохранившимся боевым расписаниям и аварийным актам появилась возможность восстановить и эту подсистему.

    ​Вверху И-16 тип 24 №2421ж16 из 3-й эскадрильи 36-го ИАП. Потерпел аварию 22 мая 1941 года на аэродроме Шихикая. Лётчик — младший лейтенант Ю. И. Чалый. Внизу И-16 тип 24 №2421к72 из 2-й эскадрильи 50-го ИАП. Потерпел аварию 4 марта 1941 года на аэродроме Ситал-Чай. Лётчик — младший лейтенант И. И. Мезенцев - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» | Warspot.ru
    Вверху И-16 тип 24 №2421ж16 из 3-й эскадрильи 36-го ИАП. Потерпел аварию 22 мая 1941 года на аэродроме Шихикая. Лётчик — младший лейтенант Ю. И. Чалый.
    Внизу И-16 тип 24 №2421к72 из 2-й эскадрильи 50-го ИАП. Потерпел аварию 4 марта 1941 года на аэродроме Ситал-Чай. Лётчик — младший лейтенант И. И. Мезенцев

    Самолёты в этих частях имели трёхзначные белые номера на борту фюзеляжа, при этом первая цифра номера соответствовала первой цифре номера полка, а две последних определяли номер самолёта в полку и эскадрилье. Формат номеров был следующий:

    • 19-й ИАП – 1хх;
    • 26-й ИАП – 2хх;
    • 36-й ИАП – 3хх;
    • 45-й ИАП – 4хх;
    • 50-й ИАП – 5хх;
    • 82-й ИАП – 8хх.

    Несколько позднее, видимо, после переброски весной 1940 года в Закавказский военный округ дополнительных контингентов авиации, многие прибывшие и сформированные части также получили подобную систему нумерации. При этом в некоторых полках трёхзначные номера наносились на руле направления. Кроме частей Закавказского военного округа, подобную систему получили как минимум несколько истребительных полков на Дальнем Востоке, при этом, к примеру, у самолётов 6-го ИАП номера наносились на фюзеляж, а у 40-го ИАП – на хвостовое оперение.

    При подготовке статьи использовались документы фонда Управления ВВС и фондов авиационных частей и соединений, хранящиеся в ЦАМО РФ, а также фотографии из коллекции автора. Художники Александр Казаков, Владимир Камский и Игорь Злобин.

    Михаил Тимин

    Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной

    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    Неудачная попытка перехватить инициативу на Warspot.ru
    Неудачная попытка перехватить инициативу
    Поделиться
    • 30
    • 37
    • 28
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Призраки голубого и чистого неба на Warspot.ru
    Призраки голубого и чистого неба
    Цвета военного неба: «Гладиаторы» с голубой свастикой на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Гладиаторы» с голубой свастикой
    Цвета военного неба: «Харрикейны» по другую сторону фронта на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Харрикейны» по другую сторону фронта
    Стальной шлем для «сталинских соколов» на Warspot.ru
    Стальной шлем для «сталинских соколов»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google