Американское спецподразделение «Дельта», специализирующееся на антитеррористических операциях, существует уже 40 лет и известно своими многочисленными операциями по всему миру. Его боевой дебют вышел весьма эффектным, вот только эффект этот был отрицательным.
Все началось 4 ноября 1979 года, когда охрана посольства США в Тегеране была смята и разоружена «революционными студентами». В заложниках оказалось 66 сотрудников посольства, но потом их осталось чуть более 50 — иранцы освободили женщин и чернокожих. Основным требованием захватчиков стало возвращение в страну бывшего шаха Ирана Мохаммеда реза Пехлеви.
Главной проблемой для администрации президента Картера стал тот факт, что пытаться договариваться с «временным правительством» было бессмысленно — реальная власть в стране принадлежала не им, а исламистам аятоллы Хомейни. Кроме внешнеполитических факторов имелся ещё и сильный внутренний стимул. Картер не рискнул использовать американские войска, чтобы поддержать режим Пехлеви, зато советские лидеры «не дрогнувшей рукой» ввели воинский контингент в соседний Афганистан. Между тем, соперником Картера на предстоящих выборах должен был стать герой вестернов Рональд Рейган. В этой ситуации главе Белого дома было весьма соблазнительно продемонстрировать избирателям — он тоже парень не промах и умеет решать проблемы страны в классическом ковбойском стиле. Бах-бах-бах — и все враги США лежат мёртвыми в уличной пыли.
План, не гладкий даже на бумаге
Подходящий инструмент вроде бы тоже имелся — 1-й оперативный отряд специального назначения США «Дельта», как раз незадолго до этого созданный полковником Беквитом. Чарльз «Атакующий Чарли» Беквит в начале 60-х прошёл в рамках обмена опытом стажировку в британском 22-м полку САС и загорелся идеей создать аналогичное подразделение в США. «Зелёный свет» он получил 19 ноября 1977 года. По его оценке, требовалось не менее 24 месяцев, чтобы создаваемое с нуля подразделение стало готово к выполнению боевых задач.
По стечению обстоятельств, именно 4 ноября 1979 года стало датой завершения формирования «Дельты». Формально подразделение было готово к выполнению боевых задач, на деле же Беквит наверняка понимал, что начинать стоило бы с операции попроще.
Впрочем, на бумаге в Вашингтоне предстоящая операция выглядела не очень сложной. «Дельтовцам» всего-то надо было перелететь с базы США в Омане на аэродром подскока в иранской пустыне, там пересесть на вертолёты, перелететь в следующую точку около Тегерана, там пересесть в грузовики, которые должны были обеспечить заранее заброшенные агенты ЦРУ, и взять штурмом захваченное посольство. Последний пункт особых опасений не вызывал — вряд ли иранцы были готовы отражать полномасштабную атаку посреди собственной столицы.
Затем в планах освобождённых заложников и «дельтовцев» вновь подбирали вертолёты и доставляли на следующий аэродром, в полусотне километров от Тегерана, который к этому моменту должны были захватить рейнджеры из 75-го полка. Там все рассаживались по транспортным самолётам и благополучно разлетались по домам, а в овальном кабинете открывали шампанское за победу «Дельты» и заодно — Джимми Картера на будущих выборах.
Можно предположить, что создатели этого плана вдохновлялись рейдом на Энтеббе, проведённым израильским спецназом в 1976 году. Однако, по сравнению с планами янки, израильская операция выглядела простой, как схема кирпича. Помимо прочего, необходимость задействовать различные рода войск, каждый со своим «интересом», делала операцию с громким названием «Орлиный коготь» (Eagle Claw) похожей на иллюстрацию к басне Крылова про лебедя, рака и щуку.
Проблемы начались ещё на стадии подготовки. «Вертолётную» составляющую было решено укомплектовать палубными машинами RH-53D. Эти вертолёты, вариант в виде тральщика хорошо известного СH-53, имелись на борту находящихся поблизости авианосцев, так что их вылет не привлёк бы особого внимания, в отличие от факта появления на борту сухопутных машин. Но штатные экипажи назначенных для операции машин имели опыт в поиске и тралении морских мин — задача, мягко говоря, отличающаяся от высадки десанта в глубине враждебной страны. По настоянию Беквита их заменили на пилотов однотипных десантных CН-53 из Корпуса морской пехоты США. Это было уже чуть лучше, но и эти пилоты обучались главным образом высадке с кораблей в светлое время суток. По плану же, вертолётам предстоял дальний полёт в ночное время и на малой высоте.
Ещё одним сомнительным моментом был выбор места временного аэродрома, получившего название «Пустыня-1». В этом качестве было решено использовать заброшенный британский аэродром времён Второй мировой войны. По данным спутниковой разведки, никакой активности иранцев в этом районе не фиксировалось. Окончательную доразведку аэродрома было поручено провести майору ВВС Джону Карни совместно с ЦРУ. На лёгком двухмоторном самолёте DHC-6 «Твин Оттер», рассчитанном на использование с небольших неподготовленных грунтовых площадок, они высадились на будущей «Пустыне-1». По воспоминаниям Карни, это был «большой самолёт для трёх человек, но не в том случае, когда в него впихнут мотоцикл и дополнительный резиновый бак с топливом».
У высаженного в пустыне Карни был час, чтобы взять пробы грунта и расставить инфракрасные маяки, которые должны были включиться по радиосигналу с подлетающих транспортников. Опоздать на самолёт ему не хотелось. Альтернативой была система, состоящая из троса и воздушного шара. Шар должен был поднять человека в воздух, где его подхватывал специально оборудованный C-130 «Геркулес». Карни очень не хотелось проверять, как это будет работать, так что на самолёт он успел.
Анализ проб подтвердил, что старый аэродром вполне способен принять C-130. Это была хорошая новость. Плохая же заключалась в том, что прямо через аэродром проходило шоссе, по которому в ночь визита Карни проехало два автомобиля. Но, поскольку перекраивать весь план операции было сложно и долго, а из Белого дома требовали провести операцию как можно скорее, командование решило поступить по принципу «если факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов». Появление иранских машин было наречено «аномалией» и не отразилось в расчётах.
Пыль и контрабандисты — враги спецназа
Вечером 24 апреля 1980 года с базы США в Омане стартовали транспортные «Геркулесы». Три самолёта взяли на борт «Дельту» и рейнджеров, ещё три самолёта были загружены горючим в резиновых баках. На борту первого С-130 находились Чарли Беквит, Карни и командир транспортников Джеймс Кайл. Чуть позже с палубы авианосца «Нимиц» стартовала восьмёрка вертолётов — операция «Орлиный коготь» началась.
Чтобы избежать обнаружения радарами, пилотам RH-53D было приказано держаться у самой земли. Учитывая, что в это же время в небе над ними летели гораздо более заметные С-130, это была не самая разумная идея. Впрочем, сам по себе низковысотный полёт был не так уж страшен для опытных пилотов, пусть даже пилотировать приходилось в очках ночного видения.
Настоящая проблема из кабины головного С-130 выглядела как лёгкая дымка над пустыней. На самом деле это были пылевые тучи. Летящим высоко над землёй «Геркулесам» песчаная буря не угрожала, а вот вертолётам…
Однако предупредить пилотов вертолётов напрямую Беквит и Карни не могли — имевшаяся на «Геркулесах» аппаратура спутниковой связи не совпадала с частотами вертолётчиков. Предупреждение через штаб операции в Египте запоздало — вертолёты влетели в пылевую бурю. Видимость, в ночное время и без того не лучшая, стала почти нулевой, в кабинах поднялась температура. Затем техника начала «сыпаться».
Первым вышел из строя вертолёт №6: контрольные приборы сообщили об ударе о лопасти. Осмотр севшего на вынужденную RH-53D дал неутешительные результаты — на одной из лопастей появилась трещина. Уничтожив секретные документы, экипаж перебрался в другую машину. Следующая жертва была серьёзнее — вышла из строя часть оборудования в машине №5 полковника Питтмана, командира вертолётчиков. Оценив обстановку, тот принял решение возвращаться на авианосец.
В итоге из восьми стартовавших RH-53D до «Пустыни-1» добралось шесть машин. При этом ещё у одного вертолёта отказала резервная гидравлическая система. Пилот готов был рискнуть и продолжить миссию без неё, но заменивший Питтмана офицер морпехов категорически запретил поднимать неисправную машину в воздух.
Остальным участникам «Когтя» тоже не пришлось долго скучать. Едва «Геркулесы» начали приземляться, как на дороге, проходящей через аэродром, показался автобус. Вряд ли садившиеся в него иранцы могли предположить, что через несколько часов их судьба будет решаться на самом высоком уровне, включая советника президента по национальной безопасности Збигнева Бжезинского и самого Картера. Было решено, что иранцев придётся взять собой в одном из транспортников и затем депортировать обратно в Иран.
Следом за автобусом на дороге появился бензовоз в сопровождении пикапа. Вероятнее всего, в нём перевозили краденое или контрабандное горючее, поскольку при попытке его остановить водитель попытался уйти в пустыню. В итоге, бензовоз «остановили» гранатомётом. Водитель погиб, его напарник успел перебраться в пикап и удрать. Как иронически отмечают почти все описания произошедшего, «после этого нужды в очках ночного видения уже не было!» Следующие С-130 и RH-53D садились на площадку, освещённую громадным костром. В ответ на недоумённый вопрос одного из прилетевших о том, что происходит, последовала мрачная шутка: «Третья мировая война».
Провал операции
Надо отдать должное «Атакующему Чарли»: это была первая миссия «Дельты», и, учитывая «политические аспекты», он понимал, что под угрозой не только его собственная карьера, но и судьба всего нового подразделения. Однако арифметика была явно не в его пользу. Для выполнения задания требовалось шесть вертолётов, а на «Пустыне-1» исправными их оставалось только пять. Не было никакой гарантии, что и эти RH-53D дотянут до конца операции. В плане «Когтя» после слов «…меньше шести вертолётов» стояло «ПРЕКРАТИТЬ», и это было единственное слово на странице, напечатанное заглавными буквами. Беквит принял решение прервать миссию и вернуться.
Разочарованные десантники начали рассаживаться по «Геркулесам» — прямо на полупустые резиновые баки из-под горючего. Транспортникам предстояло взлетать первыми, но манёвру одного из них мешал вертолёт №3 майора Шефера. Перекатить его по земле мешала лопнувшая шина, поэтому было решено перелететь на другое место. Элементарная операция в обычное время — но, сосредоточившись на управлении, Шефер не разглядел, что дававший ему указания контролёр отступил к крылу «Геркулеса», спасаясь от поднятой лопастями пыли. Тот не знал, что его фигура была практически единственным, что различал пилот, и Шефер, ориентируясь по ней, тоже повёл вертолёт вперёд.
Через несколько секунд лопасти «Морского жеребца», словно гигантская циркулярка, вспороли обшивку «Геркулеса». Раздался лязг раздираемого металла, полетели снопы искр, и на «Пустыне-1» полыхнул новый костёр, едва ли не ярче первого. Взвод находившихся на борту «дельтовцев» успел покинуть горящий С-130, прежде чем в хвосте самолёта начали рваться боеприпасы. Пятеро членов экипажа «Геркулеса» и трое вертолётчиков погибли, ещё несколько человек серьёзно обгорели. Разлетевшимися обломками повредило соседние вертолёты.
Бойцы в остальных самолётах после взрыва решили, что «Пустыня-1» атакована иранцами и, рассредоточившись, открыли огонь — просто в темноту вокруг. Дополнительную сумятицу внесли оставшиеся С-130, пытавшиеся укатиться подальше от полыхавшей лужи топлива, и некоторые солдаты решили, что лётчики струсили и бросают их посреди Ирана. Беквиту с трудом удалось навести хоть какое-то подобие порядка, но всё равно отлёт с «Пустыни-1» больше напоминал паническое бегство. Пленным иранцам приказали ждать утра в автобусе, перерезав провода зажигания и выдав наспех сочинённую байку о снайперах, которые будут следить за ними.
В останках «Геркулеса» время от времени продолжали рваться боеприпасы, и американцы даже не рискнули взорвать оставшиеся вертолёты. Вместо этого через штаб в Египте был подан запрос на бомбово-штурмовой удар по «Пустыне-1», однако штурмовики так и не прилетели — в штабе решили, что риск гибели находящихся на полосе гражданских слишком велик. Возможно, решение было бы другим, если бы на базе знали, что в RH-53D осталось нетронутым не только снаряжение, включая секретную аппаратуру, но и документы — полное описание операции, вплоть до данных о сотрудничавших с ЦРУ иранцах.
Итогом операции «Орлиный коготь» стала потеря восьми человек, одного транспортного самолёта С-130 и семи вертолётов RH-53D, часть из которых иранцы впоследствии восстановили. Захваченные в посольстве заложники были возвращены в США после долгих дипломатических переговоров уже при следующем президенте, которого звали Рональд Рейган. Создатель «Дельты» Чарльз «Атакующий Чарли» Беквит после провала иранской миссии ушёл в отставку.
Литература:
- Bottoms, Mike. Carney receives Simons Award. 2007
- Bowden, Mark. Guests Of The Ayatollah: The First Battle In America's War With Militant Islam. 2006
- Bowden, Mark. The Desert One Debacle. 2016
- Kamps, Charles Tustin. Operation Eagle Claw: The Iran Hostage Rescue Mission. 2006
Комментарии к данной статье отключены.