Ещё накануне Первой мировой войны Соединенные Штаты Америки рассматривались англичанами и французами как огромный завод, который в случае необходимости сможет помочь в вопросе производства вооружения и военной техники. Так и получилось, правда, танки американского производства в тот раз попасть на фронт не успели. В годы Второй мировой войны ожидания европейских союзников США, в том числе и в отношении танков, оправдались. При этом заокеанский «сборочный цех» работал совсем не так, как предполагали англичане. Вместо того, чтобы выпускать по лицензии английские танки, американцы поставляли в Европу по программе ленд-лиза танки собственной разработки. В этой статье пойдет речь о General Lee и General Grant, первых средних танках американского производства, попавших в английскую армию.
Свое вместо чужого
Первыми американскую технику, в первую очередь самолёты, во Второй мировой войне применили французы. На земле же в составе французской армии трудились американские грузовики, которых до поражения Франции удалось поставить в эту страну 7000 штук. После разгрома Франции «центр тяжести» американских поставок сместился в сторону Великобритании. У англичан к этому времени образовалась очень насущная проблема: поражение Британского экспедиционного корпуса, потерявшего во Франции большинство танков, привело к критической нехватке бронетанкового вооружения. Местная промышленность не сидела сложа руки, но темпы производства английских танков всё равно выглядели не особо впечатляющими для военного времени.
Выходом из сложившейся ситуации для Великобритании должна была стать организация производства танков за рубежом, как это уже делалось в годы Первой мировой войны. Из стран, входивших в Британское Содружество наций, наибольшим промышленным потенциалом обладала Канада, где было организовано производство пехотных танков Valentine. Впрочем, вполне очевидно, что основной производственной площадкой должны были стать США. Кстати, и французы планировали там выпускать свои танки (Char B1 bis). Но дальше пожеланий дело не продвинулось, поскольку Франция быстро проиграла войну.
В качестве танка, который англичане собирались предложить американцам для производства по лицензии, был выбран Infantry Tank Mk.IIA. На тот момент это был лучший английский танк, но промышленность королевства осваивала его производство с большим трудом. Начиная с осени 1939 и по конец июля 1940 года удалось выпустить всего 152 танка данного типа. Во втором полугодии темп увеличился, но не сильно: 1 построенный танк в день, при том, что выпускали его 6 фирм – это совсем не темп военного периода. Неудивительно, что уже в июле 1940 года английское Военное министерство обратилось к американскому правительству с предложением организовать производство Infantry Tank Mk.IIA. Для переговоров прибыла делегация по главе с Майклом (Михаэлем) Деваром, главой British Timken Ltd. Сопровождал его Л. Карр (L.E. Carr), специалист по танковым разработкам из Департамента механизации.
Попытка организации производства Infantry Tank Mk.IIA в США оказалась неудачной. Испытания танка, проведенные на Абердинском полигоне в начале сентября 1940 года, вызвали у американцев разочарование. Танк был медленный, приводился в движение спаркой маломощных автобусных дизельных моторов, имел недостаточное вооружение. Его единственным преимуществом оказалась толстая броня.
Нежелание американцев иметь с английским танком никаких дел подкреплялось тем фактом, что накануне было принято решение о запуске в серию американского Medium Tank M3. 26 августа с Chrysler Corporation было подписано соглашение о выпуске 1000 таких танков. Строить их предполагалось на новом Детройтском арсенале, который стали возводить с 9 сентября. Немного уступая Infantry Tank Mk.IIA в толщине брони, американский средний танк превосходил его по всем остальным параметрам. Неудивительно, что от идеи производить английский пехотный танк американцы отказались.
В результате Британской танковой миссии оставалось лишь согласиться на закупку танков американской разработки. Теперь одной из задач миссии стало приведение американского танка к британским стандартам. Работой этой занялся Карр. Радикально переделать машину было невозможно, но кое-каким изменениям танк всё же подвергся. Английским военным решительно не понравилась его башня. Она была маленькой и оснащалась далеко не самой удобной командирской башенкой. И без того ограниченное внутреннее пространство в ней использовалось нерационально. С этим Карр решил не мириться, разработав башню собственной конструкции. Она также была литой, но сильно отличалась от исходной башни. От командирской башенки Карр вовсе отказался, заменив ее на люк с перископическим прибором, при этом башня получила развитую кормовую нишу, куда переместилась радиостанция. Поскольку Medium Tank M3 был еще не готов, экспериментировал Карр на предоставленном американцами Medium Tank M2A1.
С генеральскими именами
Первый контракт на изготовление английского варианта Medium Tank M3 оказался в руках Baldwin Locomotive Works. Эта же компания получила и заказ на выпуск M3 для американской армии. Паровозостроители должны были построить 685 танков для англичан. Позже появился заказ на выпуск еще одной партии, на сей раз из 1000 танков. Его разделили пополам: 500 танков должна была выпустить вагоностроительная компания Pullman-Standard Car Manufacturing Company, столько же досталось Pressed Steel Car Company, которая также занималась вагоностроением. Первый Medium Tank M3, изготовленный с учётом запрошенных англичанами изменений, был готов на Pressed Steel 15 июля 1941 года.
На этом англичане не остановились. Было ясно, что война предстоит долгая, а возможности английской промышленности были далеко не безграничными. Некоторые образцы новых английских танков, например, Cruiser Tank Mk.V (Covenanter), оказались весьма спорными. Планируемые объёмы производства средних танков для обеспечения потребностей американской и английской армий военные взвинтили настолько, что этим цифрам позавидовал бы Тухачевский. Реальность, конечно, несколько отличалась от ожиданий, и за 1942–43 годы 70 тысяч средних танков выпущено не было. Тем не менее, темпы производства были очень высокими.
Из-за роста потребностей британской армии американцы поставляли Medium Tank M3 союзникам не только в английской версии, но и американской. Правда, эти машины все равно отличались от танков американской армии. Например, радиостанции в них стояли английские, Wireless Set No.19.
Поставки Medium Tank M3 обеих версий в Великобританию начались ближе к концу 1941 года. К тому времени произошли некоторые метаморфозы в системе обозначений английских танков. Появились новые названия в августе 1941 года, но официально их утвердили 22 сентября. Дело в том, что существовавшая к тому времени система индексов стала слишком громоздкой. По этой причине от индексов, означавших тип танка и его модификацию, англичане перешли к кодовым именам. Например, Infantry Tank Mk.IIA* получил название Matilda III. Что же касается американских танков, то они получили названия в честь военачальников.
Выбор обозначения для Medium Tank M3 не в последнюю очередь был продиктован тонким английским юмором. Американскую версию танка здесь обозначили как General Lee I, в честь генерала Роберта Ли, главнокомандующего армией Конфедерации в годы Гражданской войны в США. Что же касается английской версии, то она получила обозначение General Grant I, в честь генерала Улисса Гранта, командующего армией Севера в годы Гражданской войны, и одновременно победителя генерала Ли. Позже, ближе к осени 1942 года, обозначение сократились до Lee I и Grant I. Стоит отметить, что обозначений M3 Lee или M3 Grant не существовало, подобные названия являются результатом неверного толкования индексов историками.
Как уже упоминалось выше, реальные поставки Lee I и Grant I начались ближе к концу 1941 года. Вместе с тем, уже под конец года их объёмы перешагнули отметку в 200 танков в месяц, а в апреле 1942 года достигли 400 штук в месяц. В мае 1942 года объём поставок остался на том же уровне, а затем начал резко сокращаться. Связано это было с тем, что в США началось производство Medium Tank M4A1, сменившего Medium Tank M3. Его с нетерпением ждали и англичане, у которых новый танк получил обозначение General Sherman II, или Sherman II. Последние из Lee I/Grant I были поставлены в Великобританию в июле 1942 года. В общей сложности англичане получили 2653 танка обеих модификаций.
Но на этом поставки Medium Tank M3 в Великобританию не завершились. Одной из услуг, которые Карр оказал американской стороне, стала помощь в разработке спаренного агрегата из двух дизельных двигателей GM 6–71. Результатом этой работы стал мотор General Motors 6046. Он использовался на танках Medium Tank M3A3 и Medium Tank M3A5, получивших обозначения Lee V и Grant II соответственно. Если M3A3 выпускался как обычный американский танк, то английский вариант M3A5 претерпел модернизацию по образцу Grant I. Объяснялось это легко: эти танки строила Baldwin Locomotive Works. Всего англичанам досталось 47 Lee V и 185 Grant II. Вероятнее всего, именно эти машины были отправлены за океан в марте 1943 года.
Весьма занятной получилась система регистрационных номеров. Поскольку предполагалось, что танков будет заказано гораздо больше, чем первая партия, для американских танков был зарезервирован большой диапазон номеров. Вслед за T.22668-T.22703 (36 танков, Lee) шли T.23504-T.25189 (1686 танков, Grant) и T.25290-T.26503 (1214 танков, Lee). Уже это количество возможных номеров превысило реальный объем поставок, но этим дело не ограничилось: далее шли T.29141-T.29790 (650 танков, Grant), T.39231-T.29780 (550 танков, Lee/Grant), T.74594-T.74502 (9 танков, Lee), T.78847-T.78946 (100 танков, Lee/Grant), T.138946-T.141410 (2465 танков, Lee) и T.144100-T.144890 (791 танк, Lee). Сумма этих диапазонов позволяет оценить предполагавшийся объем заказа американских танков. Помешало этим планам, как упоминалось выше, появление гораздо более совершенного танка – Sherman.
Не хуже английских танков
Появление Lee I и Grant I в английской армии совпало с непростыми для британских танкистов временами. Несмотря на численное превосходство, английские танки со второй половины 1941 года начали уступать танкам Африканского корпуса. Их 2-фунтовая (40 мм) танковая пушка оказалась слабым оружием против немецких боевых машин, имеющих лобовую броню 50 мм. Надёжность большинства английских танков оставляла желать лучшего, а те из них, что были достаточно надёжными и имели хорошую броню (Matilda и Valentine), не могли похвастаться подвижностью. Этим отчасти и объяснялось, почему англичане в это время не особо блистали в Северной Африке.
Согласно английским документам, американские средние танки приравняли к крейсерским. Отчасти это объяснялось тем, что машина обладала более высокой подвижностью, чем пехотные танки. До Crusader американские танки не дотягивали, но разрыв оказался небольшим. Разница в максимальной скорости составила всего 3 км/ч, при этом американский танк превосходил английский и в вооружении, и в защите, и, что гораздо важнее, в надежности. Стоит отметить один интересный факт. Судя по фотографиям, Lee и Grant так и не получили 75-мм танковую пушку M3, а стабилизаторы вооружения устанавливались на них относительной редко.
Как и другие английские танки, которые действовали в условиях пустыни, Lee и Grant подвергались доработке. В Северную Африку они прибывали в заводской комплектации, которая постепенно менялась в связи с новыми требованиями англичан. Уже к концу 1941 года машины штатно комплектовались развитыми крыльями, оснащенными противопылевыми экранами. Машины более позднего выпуска стали дополнительно оснащать противогрязевыми щитками, располагавшимися между тележками. Кроме того, танки стали получать дополнительные топливные баки.
Еще одной доработкой, появившейся еще осенью 1941 года, стали усиленные траки, получившие обозначение Rubber Standart, но более известные по каталожному номеру WE210. В отличие от штатных траков T41, они имели грунтозацепы и были усилены, что повысило надежность в условиях пустыни. Несмотря на все эти усовершенствования, по прибытии в Северную Африку машины все равно дорабатывались, получая дополнительный обвес. Это вполне нормальная и распространённая практика: таким же образом местные мастерские переделывали и английские машины.
Первые Grant I оказались в Египте к 31 января 1942 года. Боевому применению предшествовала довольно продолжительная подготовка экипажей. В отличие от танков Stuart, которые не очень сильно отличались от английских танков, американские средние танки требовали дополнительного времени на тренировку танкистов. Сама по себе концепция танка с основным вооружением в корпусе накладывала определённые коррективы на поведение машины на поле боя. Если с 37-мм орудием в башне особых проблем не было, то 75-мм пушка M2 оказалась непростой. Помимо того, что её сектор обстрела оказался ограниченным, привыкания требовали и прицельные приспособления. В отличие от орудий английских танков и Light Tank M3, для наводки на цель пушки M2 использовался перископический прицел. Прицельная сетка выглядела весьма непривычно, и, что хуже, на ней имелись риски только для бронебойного снаряда. Отсутствие шкалы для стрельбы осколочно-фугасными снарядами оказалось традиционным недостатком американских танковых прицелов.
Существенным плюсом пушки было наличие осколочно-фугасных снарядов, но с самими снарядами имелись серьезные проблемы. Некоторые российские авторы любят вспоминать царские запасы, которые использовались Красной армией. Так вот, подобная ситуация в той или иной мере прослеживалась в годы Второй мировой войны в разных армиях. Англичане не стали исключением. Для M2 применялись боеприпасы от 75-мм французской пушки Canon de campagne de 75 mm modèle 1897. Большие запасы этих боеприпасов у англичан имелись еще со времён Первой мировой войны. Проблема в том, что за прошедшие десятилетия новее снаряды не стали. Не единичными оказались несчастные случаи с этими боеприпасами в ходе занятий по боевой подготовке.
Еще одной проблемой оказались бронебойные снаряды. Все без исключения Grant I оснащались 75-мм орудиями M2, по баллистике схожими с советской 76-мм пушкой Л-11. Орудие это было явно лучше английской 2-фунтовки, хотя переоценивать его не стоит. Снаряд M72 пробивал броню толщиной 52 мм на дистанции в километр. Не так уж и плохо, но англичане не отказались бы и от более внушительных показателей бронепробития. И здесь как нельзя кстати в начале 1942 года среди захваченных немецких снарядов были обнаружены 7.5 cm Pz.Gr, которые использовались орудиями немецких танков Pz.Kpfw.IV. Бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд с баллистическим наконечником заинтересовал австралийского майора Норти. Тот предложил делать такую конверсию: немецкий снаряд вынимать из немецкой гильзы и вставлять в американскую. После консультации с майором Джарреттом, американским советником по вооружению, созданный подобным образом снаряд испытали, и он продемонстрировал блестящие реузьтаты. Дополнительным плюсом оказалось то, что немецкий снаряд имел заряд взрывчатого вещества, в отличие от M72, представлявшего собой простую болванку.
Результаты испытаний стали сигналом к массовой переделке немецких боеприпасов, которая проводилась в течение весны 1942 года. В общей сложности было переделано 17 тысяч выстрелов. Кроме того, на базе немецкого бронебойного снаряда американцы разработали свой аналог, получивший обозначение M61. Их пробитие на дистанции в километр увеличилось до 65 мм. Такие снаряды появились уже летом 1942 года, а до того английские танкисты использовали M72 и конверсионные снаряды, переделанные из немецких.
Эксплуатация в условиях пустыни принесла немало неприятных сюрпризов. Для начала резино-металлические траки показали довольно высокий износ. Более долговечными оказались траки WE210, но и их использование не сняло с повестки дня разработку цельнометаллических гусениц. В результате появились траки T37 и T47, правда, на Lee/Grant они уже не попали.
Еще одной проблемой американских танков оказались двигатели. Помимо того, что они работали на дефицитном высокооктановом бензине, имелись проблемы с надежностью. В начальный период эксплуатации частыми были случаи возгорания моторов после отработки 25 моточасов. Причина крылась в недостаточно эффективной работе воздушных фильтров, а также в неправильной эксплуатации двигателей. Проблему довольно быстро решили путем замены фильтров на более эффективные, а также обучением экипажей правильной эксплуатации.
Английское руководство поначалу считало, что использование танков General Grant I станет временной мерой. Ещё в феврале 1942 года генерал-майор Галловэй считал, что американский средний танк, а также Valentine в перспективе будут заменены на Crusader III. Сэр Галловэй оказался большим оптимистом: выяснилось, что надежность Crusader вызывает большие вопросы. При всех болячках начального периода эксплуатации у американского танка пробег между капитальными ремонтами оказался значительно большим. Кроме того, у линейных Crusader не было осколочно-фугасных снарядов, которые имелись только у танков поддержки Crusader CS, вооружённых 76-мм гаубицами. При этом в боекомплекте гаубичных Crusader отсутствовали бронебойные снаряды. С точки зрения боевой эффективности Grant и Lee оказались куда лучше.
В результате уже в конце февраля концепция использования американских средних танков изменилась. В 22-й бригаде легкие танки Stuart заменялись на прошедшие капремонт Crusader I/II, а роль основного танка получил Grant I. В британском военном руководстве все еще полагали, что позже Grant I удастся заменить танками Crusader III с 6-фунтовыми орудиями.
Планы британского генералитета пришлось сильно менять уже после первого использования Grant I в бою. 26 мая 1942 года немецкий Африканский корпус совместно с итальянскими войсками начал операцию «Венеция». К тому моменту в британских 1-й и 7-й бронетанковых дивизиях находилось 167 Grant I. Утром 27 мая развернулись бои в районе Бир-Хакейма. Сражение, которое получило известность как битва при Газале, закончилось не в пользу англичан. Английская армия потерпела поражение, к 30 июня откатившись к Эль-Аламейну, а 21 июня сдался гарнизон Тобрука.
Анализ боевого применения танков показал интересные результаты. Grant I оказался медленнее Crusader, что было ожидаемо. Критике подвергся и малый сектор обстрела 75-мм орудия. Но достоинств у Grant I оказалось больше. Толстая броня американского танка оказалась куда более надёжной защитой, поражать ее немецкие танковые пушки калибра 50 мм могли только на ближних дистанциях. Стоит отметить, что большинство танков Pz.Kpfw.III Африканского корпуса было вооружено 42-калиберными 50-мм орудиями. Crusader этими же пушками поражался уверенно и на гораздо больших дистанциях.
Мощность 75-мм орудия была признана хорошей, да и 37-мм пушка M6 обладала более высоким бронепробитием, чем 2-фунтовое орудие. Американская машина, которую еще в начале 1942 года английские генералы считали временной мерой, на деле оказалась лучшим танком британской армии того периода. Кстати, сражение при Газале оказалось боевым дебютом и для американских танкистов в Северной Африке. Три экипажа в составе 1-го Королевского танкового полка (RTR) приняли участие в боях, уничтожив при этом 9 вражеских танков.
После боёв при Газале англичане приняли решение послать в Северную Африку большее количество американских танков, в их числе оказались и Lee I. В начале сражения при Эль-Аламейне использовалось примерно 170 танков данного типа. К тому моменту в войсках появились, наконец, Crusader III, но планам английского командования перевооружить этими отечественными машинами свои танковые войска уже было не суждено сбыться. Дело в том, что как раз в этом же сражении дебютировали и Sherman II, сохранившие лучшие стороны Lee/Grant, но при этом имевшие основное вооружение в виде 75-мм пушки M3 во вращающейся башне. Новые американские танки вызвали у английских танкистов если не восторг, то уж точно массу положительных эмоций.
Сражение при Эль-Аламейне стало лебединой песней для целого ряда танков, в том числе и для Lee/Grant, которые по мере поступления Sherman заменялись на них. К началу высадки в Италии этих танков уже почти не было в передовых частях. Но коснулась подобная участь далеко не всех машин. Дело в том, что большие внутренние объемы позволяли делать из Grant удобные командирские танки. 75-мм орудие в такой модификации убиралось, вместо него устанавливался муляж ствола. Соответствующим образом переделывалось и внутреннее пространство. Прослужили такие танки куда дольше.
Самым известным командирским танком на базе Grant I стала машина с именем собственным Monty. Это был персональный танк британского генерала Монтгомери, на котором тот воевал, начиная с Эль-Аламейна. Продолжал он его использовать и в Италии. Машина дожила до наших дней, ныне Monty стоит в филиале Имперского военного музея в Даксфорде.
Ближе к началу кампании в Италии некоторые командирские машины начали переделывать. Поскольку основным танком английской армии становился Sherman, командирских танки стали делать похожими на них. Спонсон и его выступ убирались, башня видоизменялась, делался макет ствола, имитирующий 75-мм орудие M3. Переделанные таким образом машины прослужили в Италии до конца войны.
Также стоит упомянуть и другие английские версии Grant I. Прежде всего, это касается модификации CDL Tank M3. Данную машину разработали в рамках программы Canal Defence Light. Она предполагала создание специальных танков для ведения боевых действий в ночное время. Вместо штатной башни устанавливалась специальная башня с мощным прожектором. Первоначально данная установка устанавливалась на шасси Matilda, но здесь был один маленький нюанс. Предназначался Matilda CDL для защиты от возможного нападения немцев, а при установке прожектора её вооружение ограничивалось пулеметом BESA.
Гораздо более разумным решением выглядит установка башни с прожектором на шасси Medium Tank M3. Уже в мае 1941 года была подготовлена спецификация на CDL Tank M3. У этой машины сохранялось основное вооружение, то есть воевать с противником она могла самостоятельно. Первые такие танки были готовы к концу 1941 года, именно они стали первыми средними танками американского производства, поступившими на вооружение английской армии. Также стоит отметить, в их отношении названия Lee и Grant не использовались. В документах за 1944 год они всё еще именуются CDL Tank M3.
Согласно исследованиям Джона Фуллера, всего подобным образом было переделано 1850 танков семейства Medium M3. Переделку осуществляли как английские, так и американские фирмы. Отличались они вооружением – американские башни оснащались пулеметами Browning M1919A4.
В то время, как англичане перестали использовать Lee и Grant весной 1943 года, на противоположной стороне земного шара ситуация была иной. Там австралийцы запустили производство собственного танка, AC 1 Sentinel. Нередко его называют машиной на базе Medium Tank M3, хотя это в принципе другая машина, хотя и похожая. Но по-настоящему массовым средним танком австралийской армии стали Lee и Grant. Именно в Австралию отправились практически все Grant II и Lee V (232 танка из 234), также туда попали 266 Grant I и 239 Lee I. Ещё 20 машин утонуло вместе с транспортами по пути в Австралию.
Появление этих танков было воспринято австралийцами с энтузиазмом. По боевой эффективности американские танки оказались гораздо лучшими, чем Matilda. Особенно это касалось огневой мощи. Тем не менее, эти машины находились в составе стратегического резерва на случай высадки в Австралии японцев. Характерной особенностью австралийских Lee стало то, что с них снимались командирские башенки, вместо которых ставились люки. Достаточно большое количество Lee/Grant после войны оказалось в народном хозяйстве, этим объясняется довольно большое количество сохранившихся танков этого типа в Австралии.
Еще одним театром боевых действий, на котором Lee/Grant задержались надолго, стала Бирма. Боевых возможностей танка вполне хватало, чтобы эффективно бороться с японцами. Неудивительно, что эти машины применялись здесь до самого конца войны. Несмотря на то, что уже с конца 1942 года в войска поступали Sherman, более ранние средние танки продолжали вполне успешно воевать, хоть и на второстепенных направлениях. Это свидетельствует о том, что с точки зрения боевых качеств Lee/Grant были вполне адекватными машинами. Как минимум они оказались лучше английских танков аналогичного класса, которые, кроме Matilda и Valentine, пропали из войск уже к лету 1943 года.
Источники:
- Материалы NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.