Когда в конце 1940 года британская миссия прибыла в США, она рассчитывала на организацию производства английских танков на американских заводах. Должна была повториться ситуация Первой мировой войны, когда в США выпускались вооружения английской и французской разработки. Но за прошедшие двадцать лет США превратились в мощнейшую индустриальную державу, которая могла создавать военную технику, как минимум не уступающую английской. По этой причине от идеи выпуска английских танков в США отказались. Впрочем, это не помешало американцам выпускать Grant I, английскую версию американского же Medium Tank M3. По заказу англичан разрабатывались и специализированные штурмовые танки. Рассказываем о Assault Tank T14, а также разбираемся, при чём здесь A33 Excelsior.
Альтернатива Excelsior
Как известно, у англичан во время войны существовало три типа танков: лёгкие, крейсерские и пехотные. Лёгкие танки довольно быстро перестали производить. Крейсерские машины отличались высокой подвижностью, но уровень их защиты оказался скромным, в результате они были уязвимы к огню противотанковых пушек даже малых калибров (37-50 мм). Пехотные танки являлись полной их противоположностью — во главу угла поставили защиту, пожертвовав подвижностью. Фактически пехотные танки создавались для полей сражений вроде тех, что были в годы Первой мировой войны.
Боевые действия во Франции показали, что концепция пехотного танка во многом ошибочна. Немцы быстро нашли управу и на Infantry Tank Mk.I, и на более удачные Infantry Tank Mk.II. Второй танк, более известный как Matilda, реабилитировался в конце 1940 года во время операции «Компас», где эти машины действовали почти безнаказанно. Удача закончилась к лету 1941 года, когда начались полноценные боевые действия против Африканского корпуса. Дело было не только в лучшей выучке немецкой армии, но и в более совершенных противотанковых средствах. Пехотные танки, имевшие среднюю скорость 20-25 км/ч, на открытой местности оказалась отличной мишенью. Это было равнозначно и для пехотных танков Valentine, чей боевой дебют состоялся во второй половине 1941 года.
Разумеется, британские военные не сидели сложа руки. Анализируя итоги боевых действий, они пришли к выводу, что одним из существенных недостатков пехотных танков является их низкая подвижность. Разумеется, выпуск пехотных танков не прекратился, более того, начался выпуск третьего, тяжёлого типа пехотного танка — Churchill. Тем не менее начались работы по созданию альтернативного, штурмового танка. Эта машина должна была совместить лучшие качества крейсерского и пехотного танка: толстую броню и высокую подвижность. Неудивительно, что при таких запросах решили взять за основу новейший крейсерский танк — A27, более известный как Cromwell.
В течение 1941-1942 годов было предложено несколько штурмовых танков, базировавшихся на основе Cromwell. В итоге лучшим признали проект A33, разработанный компанией English Electric. Именно эта машина, более известная как Excelsior, была изготовлена в металле. Интересно, что уже на этом этапе имелось американское участие. Дело в том, что на A33 предполагалось использовать подвеску и гусеничные ленты от американского Heavy Tank T1, более известного как Heavy Tank M6. Помимо уже отработанной конструкции, использование подвески T1 являлось унификацией с машиной, которую англичане планировали получать по программе ленд-лиза.
Использование элементов ходовой части Heavy Tank T1 было лишь началом англо-американского сотрудничества по линии штурмовых танков. В начале 1942 года начались переговоры между Британской танковой миссией и американским Комитетом по вооружениям, их целью стало прощупывание почвы на предмет совместной разработки штурмового танка в США. Причиной этого стало то, что английские военные решили подстраховаться. Оснований для подобного решения у них было более чем достаточно: программа A27 и так буксовала, что уж говорить о штурмовом танке на его базе. К тому же возможности британской танковой промышленности не были безграничными, а американцы вряд ли согласились бы выпускать у себя танк английской разработки.
В результате возникла идея создания прямого аналога A33, но на базе американского Medium Tank M4. В отличие от Medium Tank M3, эта машина уже имела вооружение в башне, причём по сумме характеристик M4 превосходил любые английские танки. 30 марта 1942 года состоялось совещание с участием представителей Британской танковой миссии, Абердинского полигона и Комитета по вооружениям. В ходе него приняли окончательное решение по вопросу разработки штурмового танка. Выпускалось по два опытных образца A33 и его американского аналога, после чего они проходили всесторонние испытания. По итогам англичане выбирали ту машину, которая им больше подойдёт.
Тяжёлый танк из среднего
Разработка американского аналога A33 легла на плечи сотрудников Абердинского полигона. В мае 1942 года Комитет по вооружениям присвоил данной разработке индекс Assault Tank T14. Стоит отметить, что простой данная задача не была. Рост боевой массы означал, что в прежнем виде ходовая часть Medium Tank M4 использоваться не может. Не подходил в чистом виде и ни один из имевшихся двигателей, поскольку требовалась не только броня, но и подвижность. По спецификации максимальная скорость составляла 24 мили в час (около 38,5 км/ч), а требования по защите подразумевали рост боевой массы примерно на 15 т. Одним словом, требовалось серьёзно переработать базу Medium Tank M4.
Эскизный проект Assault Tank T14 был подготовлен Абердинским полигоном в июне 1942 года. Исходный вариант машины предполагал подвеску с листовыми рессорами, сами же тележки больше напоминали Medium Tank M4. Наиболее подходящим двигателем посчитали Ford GAA, который ставился на Medium Tank M4A3. Впрочем, и его мощности было недостаточно, поэтому предлагалось использовать форсированный до 520 л.с. вариант, получивший обозначение Ford GAZ. Также Абердинский полигон предлагал в дальнейшем заменить мотор на V12 (на тот момент таких моторов не было).
Трансмиссия оставалась от M4, но её переделывали под более высокую мощность двигателя и бо́льшую боевую массу машины. Существенно изменялся корпус машины и её башня. Если в случае с A33 за основу брался базовый корпус Cromwell, и у него усиливалась броня, то американские конструкторы действовали иначе. Корпус T14 получился длиннее, ниже и шире. Фактически это был новый танк на базе агрегатов Medium Tank M4. Также американские инженеры более рационально подошли к вопросу усиления защиты. Вместо простого «навешивания» лишней массы в ряде случаев усиление брони осуществлялось за счёт рациональных углов наклона брони. Оставив толщину верхнего лобового листа корпуса той же, что и у обычного M4 (51 мм), угол вертикального наклона увеличили до 60 градусов от вертикали. Существенный рост массы произошёл ввиду усиления защиты бортов корпуса. Верхние бортовые листы усилили до 51 мм и наклонили на 30 градусов от вертикали, а также закрыли бортовыми экранами ходовую часть. В результате общая толщина бортов достигла 76 мм. Самым толстым местом корпуса стал кожух трансмиссионного блока – 102 мм. Существенно изменилась шаровая установка курсового пулемёта, люков отделения управления, а также моторное отделение.
Весьма существенными оказались и метаморфозы башни. При сохранении и так большого диаметра башенного погона у T14 «голова» стала крупнее. Это стало следствием как усиления защиты (от 76 до 102 мм), так и некоторой неопределённости с вооружением. Первоначально планировалось, что танк получит 75-мм пушку M3, но уже в июле 1942 года появился альтернативный вариант вооружения в виде 105-мм гаубицы. Более того, среди потенциальных вариантов вооружения рассматривалось и 90-мм орудие с зенитной баллистикой. Дальше проектов идеи альтернативных орудий для T14 не продвинулись, тем не менее, башню сделали крупнее, что также обусловило рост боевой массы.
О том, насколько англичане были заинтересованы в Assault Tank T14, говорит простой факт – в мае 1942 года речь шла о потенциальной поставке по ленд-лизу 8500 таких танков. При этом американские военные смотрели на этот танк со скепсисом – по их мнению, такая машина армии США была не нужна. Таким образом, Assault Tank T14 создавался исключительно для английской стороны. При этом по ходу разработки конструкция машины менялась, окончательно T14 утвердили в апреле 1943 года. За минувшее время сильно изменилась ходовая часть – опорные катки и подвеску, а также траки позаимствовали у Heavy Tank M6 (в документах проходит как T1). Вместо курсового пулемёта Browning M2HB взяли более привычный M1919A4, при этом пулемёт оснастили прицелом, который не ставили на американские танки. Зенитный пулемёт также изменили на Browning M1919A4. Изменился и подход к методу изготовления корпусов – опытные экземпляры получали сварные корпуса, в то время как серийные машины должны были получать литые.
Неудачное усиление
Начиная с июня 1942 года, Абердинский полигон работал над Assault Tank T14 не в одиночку. В качестве подрядчика по выпуску машины выступали паровозостроители из ALCo (American Locomotive Company). Для них это стало вполне профильной работой: на мощностях ALCo организовывался выпуск Medium Tank M4A2, первые машины были сданы в сентябре 1942 года. На плечи производителей ложилась и доработка проекта. Ввиду различных правок, вносившихся в проект T14, к выпуску пилотных образцов ALCo смог приступить лишь ближе к началу лета 1943 года. Надо сказать, что и с A33 дела шли небыстро – первый образец танка был собран компанией English Electric только 11 ноября 1943 года, то есть почти на полгода позже.
В финальном варианте боевая масса Assault Tank T14 составила чуть больше 42,6 т. Это было на 2 т больше A33, но надо учитывать, что и «исходник» английского танка был на 3 т легче. Удельная мощность машины составила 12,2 л.с. на тонну – с учётом значительного роста защиты это вполне приемлемый результат. Боезапас оказался чуть меньше, чем у Medium Tank M4 – 90 патронов калибра 75 мм и 9000 патронов винтовочного калибра. Также в крыше башни разместился английский 51-мм казнозарядный миномёт (боезапас – 12 мин). Поскольку танк создавался для англичан, то и радиооборудование у него было английским. На машине стояла Wireless Set №19, типичная английская танковая радиостанция военного периода. Типично английским решением было и наличие забашенного ящика для личных вещей экипажа.
После прохождения заводских испытаний первый опытный образец Assault Tank T14 (регистрационный номер 3062372) прибыл на Абердинский полигон (29 июля 1943 года). К тому моменту машина уже проехала 160 км. Второй образец прибыл на месяц позже – 26 августа, к тому моменту машина накатала 133 км. В отличие от первоначального плана, вторая машина далеко не сразу отправилась в Англию, для начала её также подвергли испытаниям на Абердинском полигоне. Первая машина прошла 562 км дистанции, а вторая – 770 км.
В ходе испытаний танки развили максимальную скорость в 38,5 км/ч (на бетонном шоссе). Данные вполне неплохие, другое дело, что это было одним из немногих положительных достижений танка. На практике испытания T14 превратились в мучения. Как только машина покидала шоссе, начинались проблемы, причём это касалось и моторно-трансмиссионной группы, и ходовой части. Наиболее показательными стали 14-часовые испытания по пересечённой местности, которые пришлось прекратить через 5 часов. Опорные катки, вполне успешно работавшие на Heavy Tank M6, на более лёгкой машине деформировались. Массу хлопот вызвали и траки. Как показали испытания, часто происходил сброс гусеничных лент, особенно при преодолении мягких грунтов. Сложным оказался и процесс надевания траков. При езде по пересечённой местности наблюдалось забрасывание лобовой части корпуса грязью – борясь с этой проблемой, на первом опытном образце передние брызговики переделали, установив боковую защиту от грязи.
Имелись претензии не только к ходовой части, но и к вооружению. Установка курсового пулемёта имела массу претензий. Во-первых, без снятия прицела вытащить пулемёт было невозможно. Во-вторых, выступ под курсовой пулемёт существенно ослаблял лобовую часть корпуса. В-третьих, помощник механика-водителя мог получить увечья, ещё не доехав до поля боя – виной тому была не очень удачная установка пулемёта. Досталось от испытателей и вентиляции боевого отделения. Как показали огневые испытания, при стрельбе в боевом отделении скапливался большой объём пороховых газов, и внутри было невозможно находиться (при наличии сразу двух вытяжных вентиляторов результат удивительный). Масса нареканий возникла по отношению к прицеливанию, не самых лестных оценок удостоились и укладки внутри боевого отделения.
По итогам испытаний, который продолжались вплоть до 15 ноября 1943 года, Абердинский полигон дал неутешительный вердикт. По мнению испытателей, в текущем виде танк был неудачной конструкцией. Испытания на 2000 миль пробега были досрочно прекращены после целого ряда неисправностей (проблемы наблюдались на обоих танках). В ходе испытаний сотрудники Абердинского полигона постоянно вносили доработки в танки, что, впрочем, не особо повлияло на общую картину. В ноябре 1943 года первый опытный образец отправили в Форт-Нокс, где он должен был проходить дополнительные испытания. Позже машина вернулась на Абердинский полигон, а в начале 50-х её сдали в металлолом. Больше повезло второму опытному экземпляру. В декабре 1943 года танк после ремонта отправили в Англию на испытания. Заказчики штурмовой машины оказались недовольны результатами испытаний. Впрочем, те же проблемы наблюдались и у A33 – даже использование иной ходовой части на втором опытном образце английского штурмового танка не дало существенного улучшения результатов.
Официально программу Assault Tank T14 закрыли 14 декабря 1944 года, но фактически работы прекратились гораздо раньше. Сама по себе идея осадного танка оказалась неудачной, по крайней мере, в английском исполнении. Англичане не то, чтобы сильно расстроились: Churchill, который собирались заменить на T14 или A33, оказался наиболее удачным пехотным танком и провоевал до самого конца войны. Что же касается американцев, то они подошли к вопросу с другой стороны, создав вариант Medium Tank M4 с усиленной броневой защитой. Так появился Medium Tank M4A3E2 – вполне удачная машина, успешно применявшаяся в 1944-1945 годах. Что же касается второго образца Assault Tank T14, то ныне он находится в Бовингтонском танковом музее. Интересно, что рядом с ним стоит его брат по несчастью – второй опытный образец A33.
Источники:
- NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
Комментарии к данной статье отключены.