Вторая мировая война отмечена рядом инцидентов с подлодками, которые стали причиной гибели большого количества военнопленных или репатриантов. Случай с британским транспортом «Лакония» является известнейшим из них благодаря большому количеству погибших, львиную долю которых составили итальянские военнопленные. «Лакония» унесла бы и больше жизней, если бы не совместная спасательная операция немецких, французских и итальянских кораблей. Великобритания и США же не сделали толком ничего, чтобы уменьшить количество жертв этой трагедии. Однако история циклична, и спустя два месяца на море произошла ещё одна катастрофа, жертвой которой стали уже британские военнопленные.
Поход к Кейптауну
После получения ценных сведений о системе морской обороны и судоходных маршрутах у Кейптауна штаб немецких подводных сил разработал план операции по нападению на судоходство союзников у берегов Южной Африки. Получив «добро» от командования кригсмарине, которое видело в операции большие перспективы, Карл Дёниц приступил к её реализации. Для набега было выделено восемь субмарин, сведённых в две группы: группа «Айсбэр» (Eisbär — «полярный медведь») состояла из четырёх лодок типа IXC, а четыре подводных крейсера типа IXD2 составляли вторую, безымянную группу.
Группа «Айсбэр» должна была нанести внезапный удар по судоходству у Кейптауна, после чего по возможности начать действия в Индийском океане восточнее него. Для обеспечения её топливом выделялся подводный танкер U 459. Подводные крейсера IXD2 должны были действовать в районе между Кейптауном и Мадагаскаром, где противолодочная оборона союзников была в зачаточном состоянии, а суда совершали одиночные плавания, почти как в довоенное время.
Одной из лодок группы «Айсбэр» была U 156 корветтен-капитана Вернера Хартенштайна (Werner Hartenstein), которая вышла из Франции вечером 20 августа 1942 года. Спустя неделю, когда лодка находилась к востоку от Азорских островов, она была привлечена к атаке обнаруженного конвоя SL-119. Хартенштайну удалось потопить отставшее от конвоя британское судно, после чего он продолжил свой путь на юг. 9 сентября U 156 пересекла экватор и двигалась к острову Вознесения, который должна была обойти с востока.
Гибель «Лаконии»
Продвижение Хартенштайна к Кейптауну остановил инцидент, который произошёл спустя трое суток. Днём 12 сентября U 156 обнаружила пароход, шедший зигзагом на скорости в 14 узлов. Хартенштайн начал его преследование, чтобы атаковать с наступлением сумерек. В 22:07 U 156 выпустила по цели две торпеды, после немцы наблюдали одно попадание под мидель, а затем услышали второе. Пароход остановился и начал садиться носом в воду. Наблюдая за начавшимся спуском шлюпок, Хартенштайн спокойно ждал, пока тот затонет.
В 22:22 радист лодки доложил, что судно передаёт в эфир своё название, координаты и сигнал бедствия. Правда, радиостанции союзников его не приняли — передача велась не с лайнера, а с одной из шлюпок, где был небольшой радиопередатчик, — зато Хартенштайн узнал, что атаковал британский лайнер «Лакония» (Laconia), принадлежавший до войны компании «Кунард-Уайт Стар Лайн» (Cunard-White Star Line Limited). Когда субмарина описывала циркуляцию вокруг него, немцы услышали крики о помощи на итальянском языке. U 156 подошла ближе, и подводники извлекли из воды несколько итальянцев, ввергнувших командира лодки в шок своими рассказами — согласно им, на судне находилось от 1200 до 1800 итальянских пленных.
«Лакония» была войсковым транспортом, который совершал рейс из Египта в Канаду. На его борту, помимо экипажа, находилось несколько сотен пассажиров из числа военных и гражданских лиц. Кроме этого, на «Лаконии» было около 1800 итальянских военнопленных, охранявшихся польскими военнослужащими. Торпеды U 156 как раз попали в район помещений, где содержались итальянцы, поэтому многие из них погибли уже при взрыве.
Когда судно начало тонуть, поляки отказались выпустить пленных из запертых помещений, и большая часть переживших взрыв итальянцев ушла на дно вместе с «Лаконией». Лишь нескольким сотням удалось выбраться на палубу, где разразилась настоящая битва у шлюпок. Поляки и англичане не пускали итальянцев в шлюпки, угрожая оружием — кое-кого ранили штыками или застрелили.
«Не буду атаковать, если сам не буду атакован»
В 23:23 транспорт затонул. Дальнейшие события идут вразрез с представлениями, сформированными пропагандой союзников о немецких подводниках, — U 156 не ушла с места событий, и её экипаж начал вылавливать людей из воды. 13 сентября в 01:25 в штаб подводных сил была отправлена радиограмма:
«От Хартенштайна: потопил британское судно «Лакония» в квадрате FF 7721, курс 310°. К сожалению, с 1500 итальянскими пленными. К этому моменту 90 человек поднято на борт. Топлива 157 тонн, 19 торпед, пассат 3 балла, жду приказаний».
Ответ от Дёница пришёл в 03:45. Из него следовало, что U 156 идут на помощь все лодки группы «Айсбэр», включая танкер, а также U 506 капитан-лейтенанта Эриха Вюрдемана (Erich Würdemann) и U 507 корветтен-капитана Харро Шахта (Harro Schacht). Командующий пытался импровизировать, составив план, согласно которому семь его субмарин доставили бы выживших с «Лаконии» в вишистский Кот-д'Ивуар, находившийся в 600 милях от места трагедии. На помощь Дёниц планировал отправить также итальянскую субмарину «Каппеллини» (Cappellini). Одновременно Дёниц уведомил Берлин об инциденте и о предпринятых шагах.
Однако пока «наверху» решали, как поступить дальше, Хартенштайн сделал новый ход. В 04:37 он радировал в штаб обстановку, сообщая о подборе 193 человек, включая 21 англичанина, и о том, что «сотни людей в воде цепляются за обломки и держатся на плаву только благодаря спасательным жилетам». Командир U 156 предложил объявить район катастрофы свободным от военных действий. Не дождавшись ответа, Хартенштайн в 06:00 отправил открытым текстом следующее сообщение на английском языке, продублировав его через 10 минут:
«Если какой-нибудь корабль поможет терпящей бедствие команде «Лаконии», я не буду атаковать его, если я сам не буду атакован кораблём или ВВС. Я подобрал 193 человека. 4°52' юж. широты, 11°26' зап. долготы. Немецкая субмарина».
Как писал американский историк Клэй Блэйр, радиограмму приняли во Фритауне, но англичане сначала не поверили в её правдивость. Спустя двое суток до них всё же дошло, что «Лакония» действительно погибла, поэтому был составлен план спасения людей с неё путём отправки к месту трагедии британского судна «Эмпайр Хэвен» (Empire Haven). На острове Вознесения был американский транзитный аэродром, и 15 сентября Фритаун уведомил тамошних американцев об отправке судна и попросил прикрыть его с воздуха. Однако в этом сообщении ничего не было сказано о немецкой лодке и её призыве о помощи. В дальнейшем это обстоятельство сыграло плохую роль в истории спасения людей с «Лаконии».
План спасения
Тем временем Берлин определился со своей позицией. Согласно упомянутому Блэйру, Гитлер был против отказа от операции у Кейптауна, поэтому гросс-адмирал Редер уведомил Дёница о следующем: группу «Айсбэр» нужно снова повернуть на юг, включая и U 156, а спасательную операцию вести силами U 506, U 507 и «Каппеллини». Последние должны были передать спасшихся вишистским кораблям из Дакара или Кот-д'Ивуара, о чём Редер попросил французов. Три лодки должны были брать на борт только итальянцев. Предложение Хартенштайна о заключении временного перемирия с противником в районе гибели «Лаконии» было отклонено Редером, так как он считал немудрым рассчитывать на согласие союзников в этом. Однако об отклонении его плана самого Хартенштайна не уведомили.
Дёниц скорректировал приказ начальства по-своему: сначала он хотел заменить U 156 на месте гибели «Лаконии» на U 159 и отправить Хартенштайна к Кейптауну, но передумал; в итоге U 159 сама была включена в «Айсбэр». Лодки этой группы получили приказ идти к Кейптауну, а Хартенштайн должен был дождаться U 506 и U 507, после чего вместе с ними взять столько людей, сколько нужно для сохранения возможности погружаться и следовать навстречу французским кораблям. При этом Дёниц не указал командирам, кого брать на борт, а кого нет.
Хартенштайн тем временем продолжал оказывать помощь более чем 1000 спасённых, больше половины из которых были англичане. К этому моменту он вытащил из воды 400 человек, распределив половину из них по шлюпкам. U 156 напоминала наседку, снующую между цыплятами: в месте гибели лайнера находились 22 шлюпки и множество плотиков, заполненных людьми. Немцы смогли откачать воду из затопленных шлюпок, делились водой и кормили англичан, поляков и итальянцев, размещали людей в шлюпках так, чтобы не допустить их перегруза. Хлопот у подводников было много, а помощь не шла: не было замечено ни одного судна, ни одного самолёта.
Наконец, 15 сентября подошли Вюрдеман и Шахт, которые приняли на борт более 100 человек каждый. На U 156 осталось 110 человек: 55 итальянцев и 55 англичан, включая пять женщин с детьми. Затем немецкие субмарины взяли шлюпки на буксир (от четырёх и более) и потащили их к месту встречи с французскими кораблями. Вот как описывал события в своём отчёте командир U 506:
«15 сентября 1942 года от U 156 были принят 131 итальянец. Люди были размещены в разных частях лодки, после чего было сделано пробное погружение, потому что лодка должна была оставаться готовой к срочному погружению. Во второй половине того же дня были найдены четыре переполненные шлюпки, где было в общей сложности около 250 выживших, треть из которых итальянцы; они были взяты на буксир в течение ночи. Шлюпки в хорошем состоянии и оснащены парусами, есть морской якорь, компас и провизия на нескольких дней. Из этих шлюпок ещё 11 итальянцев (девять раненых или больных, врач и один, знающий немецкий) и девять английских женщин и детей были взяты на борт, так что теперь выживших на борту стало 151 человек».
«Топи их всех!»
Несмотря на успешное течение спасательной операции, судьба готовила выжившим с «Лаконии» и подводникам новое испытание. Как уже упоминалось, на острове Вознесения американцы держали аэродром для транзитных полётов из Западного в Восточное полушарие. Место было секретное и стратегически важное. Силам гарнизона острова была придана 1-я смешанная эскадрилья армии США, которой командовал капитан Роберт Чарлвуд Ричардсон (Robert Charlwood Richardson III), сыгравший роковую роль в истории спасения людей с «Лаконии».
Знавший от англичан ситуацию только частично, Ричардсон послал для прикрытия британского судна, шедшего на место трагедии из Фритауна, транзитный «Либерейтор» из 343-й бомбардировочной эскадрильи. Ричардсон знал, что в районе острова транзитные самолёты видели какие-то субмарины, но посланные на поиск В-25 не обнаружили их. В итоге, рано утром 16 сентября в «Либерейтор» загрузили глубинные и авиационные бомбы и отправили к месту, где находился Хартенштайн. Согласно журналу боевых действий U 156, самолёт появился над лодкой в 11:25. Немцы развернули белый флаг с Красным Крестом размерами 2×2 метра и морзянкой пытались связаться с самолётом.
Изумлённый увиденным, пилот лейтенант Джеймс Харден (James D. Harden) полчаса кружил над лодкой, после чего ушёл на северо-запад. Во время этой паузы он связался с Ричардсоном и запросил дальнейшие инструкции, описав ситуацию. Ричардсон, понятия не имевший о том, чем занимаются немцы (экипаж самолёта опознал лодку как немецкую), отдал приказ атаковать субмарину. Он опасался, что аэродром его эскадрильи может стать мишенью для обстрела с субмарины — особенно уязвимы были ничем не замаскированные резервуары с авиационным бензином.
В 12:32 самолёт снова появился над U 156 и атаковал, сбросив в несколько заходов пять бомб. Первая взорвалась среди буксируемых субмариной шлюпок и перевернула одну из них, ещё две бомбы упали рядом с субмариной, скрыв её под фонтанами воды. На U 156 начались течи в двух отсеках, батарея начала выделять газ. Хартенштайн приказал экипажу готовиться покинуть лодку, предварительно отправив всех спасённых из отсеков за борт. Заметив, что субмарину стали покидать люди, Харден посчитал её тонущей, и самолёт ушёл на базу.
Однако поспешные выводы командира U 156 о «смертельном ранении» лодки были неверны. Оценив повреждения, немцы поняли, что лодка пригодна к плаванию, что было сочтено ими как «чудо немецкого кораблестроения». Они с «галантной настойчивостью» подняли на борт всех, кто покинул U 156 после бомбёжки, затем разместили их по шлюпкам. После атаки Хартенштайн больше не хотел испытывать судьбу и погрузился для ремонта. Спустя 10 часов лодка всплыла и отправила в штаб сообщение об инциденте с атакой флага Красного Креста.
Всех лишних за борт!
Получив сообщение Хартенштайна, Дёниц приказал ему свернуть спасательную операцию и больше не подвергать лодку опасности. Одновременно с этим на U 506 и U 507 было отправлено сообщение о соблюдении готовности к погружению в любую минуту, высадке в шлюпки всех спасшихся, кроме итальянцев, которых нужно было доставить в точку рандеву с французскими кораблями.
Получив приказ, Шахт высадил находившихся на борту англичан в шлюпки, оставив двух офицеров в качестве пленных. Вюрдеман же не стал высаживать девять женщин и детей, оставив их вместе со 142 итальянцами и доложив, что никаких самолётов в небе нет. Однако 17 сентября в 12:22 он был атакован всё тем же «Либерейтором» лейтенанта Хардена. Как писал Блэйр, U 506 несказанно повезло: в первом заходе самолёт прошёл над погружающейся лодкой, но не смог сбросить бомбы, а когда это было сделано вторым заходом, U 506 была уже на 60-метровой глубине.
Этот день можно считать финальным в истории спасения людей с «Лаконии» немецкими подлодками. Спустя пять часов после бомбёжки U 506 встретилась с французскими крейсером «Глуар» (Gloire) и шлюпом «Аннамит» (Annamite). Там же Вюрдеман встретился с U 507 — обе подлодки с 17:55 по 20:30 передали на «Аннамит» 305 человек, предварительно сообщив на «Глуар» координаты зоны поиска шлюпок с «Лаконии». Чуть позднее к поискам присоединился ещё один французский шлюп «Дюмон-д'Юрвиль» (Dumont d'Urville).
Живые и мёртвые
Как писал Клэй Блэйр, французы начали поиск оставшихся в живых, подбирая их из шлюпок, с плотиков и из воды. 18 сентября «Глуар» встретился с «Аннамитом» и забрал с него людей, после чего ушёл в Дакар, оставив шлюпы вести поиски. На борту крейсера находился 1041 человек: 597 англичан (включая 48 женщин и детей), 373 итальянца, 70 поляков и один грек. 19 декабря с «Дюмон-д'Юрвилем» встретилась «Каппеллини», которая пришла к месту гибели «Лаконии» двумя днями позже. Она передала на шлюп 42 итальянца, оставив у себя на борту двух англичан как пленных и шесть итальянцев для их охраны. Французы продолжали поиски до 21 сентября, но никого больше не обнаружили. Однако две шлюпки с 20 выжившими с «Лаконии» сумели самостоятельно дойти до Африки.
Таким образом, согласно Блэйру, количество выживших с «Лаконии» составило 1113 человек. Эти данные разнятся с другими источниками. Сайт uboat.net указывает на 1083 спасшихся, что совпадает только с числом попавших на французские корабли, но явно не учитывает ещё 30 человек: 10 оставшихся на подлодках и 20 достигших берега самостоятельно. Британский исследователь Кеннет Уинн называет цифру в 1111 человек, но сообщает, что «несколько из них умерли после спасения».
Не всё понятно и с количеством жертв «Лаконии» — цифры также разнятся. Однако Харро Шахт, опросив выживших, записал в журнале боевых действий U 507, что на судне было «1800 итальянских военнопленных, 160 бывших польских пленных из России как конвоиров военнопленных, 463 члена экипажа, 268 военнослужащих-отпускников (армия, ВМС, ВВС) и 80 женщин и детей». Таким образом, общее количество людей на транспорте могло достигать 2700-2800 человек. После вычета спасённых станет ясно, что погибло около 1700 человек, из которых приблизительно 1400 были итальянцами.
Всё случившееся стало для Дёница показателем того, что его командиры недостаточно тверды для безжалостной войны. Любопытно, что Хартенштайна он не винил, а наоборот оправдывал. Командующий считал, что было неправильно полагаться на милосердие и разум противника при объявлении Хартенштайном «перемирия по умолчанию», однако, по мнению Дёница, командир U 156 действовал из лучших побуждений, а верховное командование устранилось от решения этого вопроса.
Однако во избежание повторения таких ошибок 17 сентября Дёниц передал на все лодки напоминание-разъяснение, в котором призывал воздерживаться от помощи выжившим с потопленных судов, напоминая, что враг не ведёт рыцарской войны. Эта радиограмма, вошедшая в историю как «приказ «Лакония», впоследствии обернулась для будущего гросс-адмирала неприятностями на Нюрнбергском процессе.
Британская «Лакония»
Как оказалось, 17 сентября 1942 года не было окончанием истории с «Лаконией», и спустя два месяца она получила неожиданное продолжение. В Средиземном море разыгралась подобная трагедия, где в роли жертв оказались уже не итальянские, а британские военнопленные, а спасательную операцию пришлось проводить британской субмарине.
3 ноября Мальту покинула британская подлодка «Сахиб» (HMS Sahib) лейтенанта Джона Генри Бромейджа (John Henry Bromage). Её командир получил приказ действовать к востоку от Туниса, препятствуя морским перевозкам противника из Италии в северную Африку. 14 ноября, когда лодка патрулировала северные походы к заливу Габес, Бромейдж получил сообщение от авиаразведки об одиночном судне, идущем к тунисскому побережью. Субмарина начала поиск, который увенчался успехом — в 19:29 того же дня она обнаружила затемнённое судно.
Так как цель была небольшой, Бромейдж решил атаковать её артиллерией — было выпущено 12 снарядов и наблюдалось 10 попаданий, после чего судно остановилось и начало радировать в эфир сигнал бедствия. В 19:50 лодка выпустила торпеду, которая попала в район машинного отделения, и судно очень быстро затонуло. Бромейдж подошёл поближе, и вскоре из воды были услышаны крики «Мы британские пленные!» Немедленно были предприняты меры к спасению людей, и в течение 35 минут на борт был поднят 61 человек: 35 итальянцев и 26 британцев, многие из которых были ранены.
В 20:28 с кормового направления были услышаны импульсы гидроакустической станции, и вскоре был замечен бурун. Поэтому лодка дала полный ход, а затем погрузилась — 10 человек, замеченных ранее в воде, подобраны не были. Субмарина дала радиограмму о прерывании похода и взяла курс на Мальту. От спасённых Бромейдж узнал, что судно перевозило 810 британских военнопленных под охраной 200 итальянских солдат. Торпеда попала в грузовой трюм, где находились пленные, и большинство из них мгновенно погибли.
Жертвой «Сахиба» стало итальянское судно «Сциллин» (Scillin), которое в 13:00 пятницы 13 ноября вышло из Триполи. Конечной точкой пути была Сицилия, к которой судно следовало прибрежным маршрутом. Различные источники называют несколько отличные друг от друга цифры количества британцев на «Сциллин», от 810 до 830, но очевидно, что после торпедирования почти все пленные погибли, а общее число жертв на судне, с учётом итальянцев, составило около 1000 человек.
У Бромейджа был приказ атаковать суда, идущие в Африку, а «Сциллин» шёл на север, но командиру лодки это сошло с рук — теоретически «Сциллин» мог направляться из Триполи в один из тунисских портов. Главными виновниками трагедии Великобритания решила считать итальянцев, так как военнопленным не были выданы спасательные пояса, а самих их держали под замком в трюмах битком набитого небольшого судна. Шансов спастись почти не было. После войны обвинить Италию в военном преступлении не удалось из-за малого количества свидетельств о трагедии.
Любопытно, что правительство Великобритании 54 года держало инцидент со «Сциллин» в секрете. На все запросы родственников погибших на судне министерство обороны отвечало, что они умерли в итальянских лагерях. Только в 1996 году, после повторных запросов, они узнали правду о том, как погибли их близкие. Такая секретность стала поводом для версии о причастности к этому делу военной разведки и системы перехвата и дешифровки «Ультра», с помощью которой союзники читали радиограммы стран Оси.
Существование этой системы также долгие годы не предавалось огласке, поэтому мир узнал о ней только в 1970-х. Некоторые из исследователей склонны объяснять полувековую тайну гибели «Сциллин» тем, что разведка союзников знала о «грузе» судна из перехвата вражеских сообщений, но ничего не было сделано для того, чтобы предотвратить катастрофу.
Случаи «Лаконии» и «Сциллин» являются иллюстрацией того, каким опасным делом в условиях морской войны была транспортировка пленных морем. Однако эти инциденты не были исключением из правил, так как вслед за ними произошло ещё несколько подобных катастроф, умноживших жертвы среди военнопленных. Женевская конвенция 1929 года не оговаривала условия морской транспортировки, поэтому воюющие стороны не запрашивали коридор для безопасного прохода судов и вообще не уведомляли друг друга о таких перевозках, пуская суда с пленными в одиночное плавание.
В обоих описанных случаях и англичане, и итальянцы не заботились о безопасности пленных. Это касалось и других стран-участниц Второй мировой войны. Лишь в 1949 году в Женевской конвенции об обращении с военнопленными появилась статья №46, оговаривавшая безопасность их транспортировки морем, которая была куплена ценой жизни тысяч людей со статусом «военнопленный».
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942-1945 – Random House, 1998
- Hezlet A. British and Allied Submarine Operations in World War II. Vol.1 – The Royal Navy Submarine Museum, 2001
- Roll H.-J. Korvettenkapitän Werner Hartenstein: Mit U 156 auf Feindfahrt und der Fall «Laconia» – Flechsig Verlag, 2009
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- Дёниц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. Пер. с нем. – М., Воениздат, 1964
- http://www.naval-history.net
- https://uboat.net
- www.uboatarchive.net
- http://rnsubs.co.uk
Комментарии к данной статье отключены.