В годы Второй мировой войны подводные лодки не раз применялись на различных театрах военных действий как средство борьбы с себе подобными. Так, к примеру, британские субмарины дежурили на путях выхода подлодок кригсмарине в море из баз. Создание противолодочных завес практиковалось Адмиралтейством в течение всей войны, однако результат в целом не оправдал затраченных усилий — за время Битвы за Атлантику жертвами союзных субмарин стала только 21 немецкая подлодка. Впрочем, подводникам из их экипажей от этого было не легче: для них была уготована почти неминуемая смерть.
Децимация наоборот
Стандартная схема атаки подлодки подлодкой заключалась в том, что охотник в подводном положении подкарауливал свою жертву, находящуюся на поверхности. Затем следовала торпедная атака — обычно под перископом. Известен лишь один случай успешной атаки, когда атаковавший и атакованный находились под водой, – 9 февраля 1945 года британская подлодка «Венчерер» (HMS Venturer) торпедировала и потопила немецкую U 864, руководствуясь данными сонара о подводной цели.
Примечательным моментом в атаках подлодки подлодкой является очень невысокий процент выживших после торпедирования подводников: из 21 упомянутой немецкой субмарины лишь с девяти удалось кому-то спастись, при этом только на пяти из них было более одного такого счастливчика. Всего же из 1008 членов экипажей спаслось 98 человек.
Взрыв торпеды в основном переживали те, кто нёс в это время верхнюю вахту на мостике, и их, если везение продолжалось, позже подбирал всплывший победитель. Подобная ситуация хорошо видна на примере успешной атаки британской субмарины «Сахиб» (HMS Sahib), потопившей 21 января 1943 года немецкую U 301.
Будущая жертва
U 301 была лодкой серии VIIC, вошедшей в строй в момент активного роста подводных сил Третьего рейха. 9 мая 1942 года её принял у верфи экипаж обер-лейтенанта цур зее Вилли-Родериха Кёрнера (Willy-Roderich Körner). Назначение этого офицера на должность командира говорило о начавшемся в немецком подплаве кадровом голоде, причиной которого стало стремительное увеличение числа подлодок.
Кёрнер пришёл в подплав в конце 1940 года. После Школы подводного плавания он весной 1941 года окончил также курсы командиров подлодок и 20 мая был назначен командиром учебной U 120, которой командовал до марта 1942 года, а потом получил назначение на строящуюся U 301. До этого он был флотским связистом и занимал различные штабные должности. Также нет сведений была ли у Кёрнера практика на боевой субмарине в качестве вахтофицера и командира-стажёра.
После окончания курса тренировок на Балтике U 301 перешла в Киль, откуда 1 октября 1942 года отправилась в свой первый боевой поход в Северную Атлантику. Там лодка приняла участие в охоте на конвои в составе двух «волчьих стай», но за 38 суток нахождения в море никаких успехов достичь не удалось. 7 ноября U 301 пришла в Брест, завершив поход.
После двухнедельного отдыха экипаж Кёрнера стал готовиться к новому походу. На этот раз лодку ждало серьёзное испытание — ей предстояло покинуть Францию и, пройдя Гибралтар, стать частью 29-й подводной флотилии, действовавшей на Средиземном море и базировавшейся на итальянской базе Ла-Специя. 3 декабря U 301 покинула Брест и направилась к Гибралтарскому проливу. Кёрнеру сопутствовала удача, и в ночь с 9 на 10 декабря он благополучно прошёл через «игольное ушко» Гибралтара. 14 декабря U 301 прибыла в Ла-Специю.
Навстречу гибели
20 января 1943 года в 16:00 U 301 вышла из Ла-Специи в свой последний поход. Погода была туманной, поэтому для выхода в море лодке не предоставили эскорт. Чтобы отпугнуть британские субмарины, которые могли притаиться на подходах к Ла-Специи, немецкие подводники для имитации взрывов глубинных бомб бросали в воду ручные гранаты.
Отойдя от базы, лодка совершила пробное погружение, которое длилось всего несколько минут, затем всплыла и взяла курс на северную часть Корсики, после чего повернула на юг. Тестовое погружение в этом походе было единственным — всё остальное время, вплоть до своей гибели, лодка провела в надводном положении.
Около 02:00 21 января U 301 получила радиограмму из штаба командующего подводными силами Средиземноморья с сообщением об обнаружении конвоя, следовавшего из Гибралтара в направлении Алжира, и приказом его атаковать. Кёрнер распорядился дать полный ход, нарушив таким образом приказ, запрещавший движение подлодок в надводном положении в светлое время суток. Он явно решил рискнуть, так как иначе не смог бы перехватить конвой.
Спустя шесть часов после получения радиограммы на U 301 произошла очередная смена верхней вахты, на которую заступили второй вахтофицер лейтенант цур зее Георг Деттмер (Georg Dettmer), фенрих цур зее Вильгельм Ран (Wilhelm Rahn), старшина и рядовой матрос. Лодка держала курс 210°, идя на 15 узлах. Моросил дождь, но вскоре погода улучшилась, а вместе с ней и видимость. Волнение на море было умеренным, всего 2-3 балла.
Роковая атака
10 января 1943 года из Алжира в свой седьмой поход вышла британская подлодка «Сахиб» (HMS Sahib), которой командовал агрессивный и успешный лейтенант Джон Генри Бромейдж (John Henry Bromage). Он получил приказ следовать в Генуэзский залив для противодействия вражескому судоходству. Прибыв на позицию, он сумел отличиться 14 января, когда торпедировал и потопил к юго-западу от Савоны немецкое судно «Уэ Тифле» (Oued Tiflet).
Затем Бромейдж получил приказ патрулировать зону у западного побережья Сардинии. Но перед тем как сменить позицию, командир «Сахиба» решил «пробежаться» на юг от Савоны до городка Финале-Лигуре, чтобы обстрелять большой ангар гидросамолётов, который заметил там ранее. Ночью 20 января «Сахиб» прибыл на место и открыл огонь: было выпущено 18 снарядов, из которых 10 взорвались в районе цели. Ангар был повреждён, но уничтожить его помешала береговая батарея, снаряды которой загнали лодку под воду. После этого Бромейдж покинул место атаки и взял курс на Сардинию.
Утром 21 января лодка Бромейджа находилась на перископной глубине западнее Бонифацио. В 08:21 акустик доложил командиру о шумах винтов по левому борту. Бромейдж поднял перископ и в 08:34, заметив рубку вражеской подлодки, объявил боевую тревогу. Противник находился от англичан на расстоянии около 4,5 миль. «Сахиб» начал сближение с целью, и в 08:42 его командир отметил, что вражеская лодка стала значительно ближе.
В 08:45 «Сахиб» с дистанции в 4600 ярдов дал полный носовой залп шестью торпедами. Спустя три минуты были услышаны три взрыва. Попаданий не наблюдали, но после взрывов был замечен небольшой столб дыма, а шум винтов прекратился. После этого Бромейдж всплыл и отправился к месту предполагаемой гибели врага. Там англичане обнаружили на поверхности два тела, причём один из немецких подводников был жив. Это был 19-летний фенрих Вильгельм Ран, которого и подняли из воды.
Ран стоял вахту на стороне мостика, обратной от борта, в который ударила торпеда. Взрывом его контузило и сбросило в воду, где Ран потерял сознание, но, как оказалось впоследствии, отделался всего несколькими царапинами и шоком. Остальные 45 членов экипажа U 301 погибли.
Рождённые под счастливой звездой
Такое большое количество жертв на U 301 было вызвано попаданием в цель сразу нескольких британских торпед — это не оставило никакого шанса на спасение не только тем, кто находился внутри прочного корпуса, но и людям на мостике. Лодка была буквально разорвана на куски. Ран оказался настоящим счастливчиком — в такой ситуации редко кто выживал.
Если субмарина получала при торпедировании меньшие повреждения, то у части экипажа, находившегося внутри лодки, иногда оставался шанс спастись. Так, с U 859, «подстреленной» британской субмариной «Тренчент» (HMS Trenchant), спаслось 19 человек, а с U 168, потопленной голландской «Звардвис» (Zwaardvisch) — 27 подводников. И в том, и в другом случае выжившим морякам пришлось покидать лодки, которые уже затонули и лежали на дне.
В качестве примера с другой стороны «подводного фронта» можно обратить внимание на случай, когда от торпед U 34 погибла британская подлодка «Спирфиш» (HMS Spearfish). Тогда из всего экипажа «англичанки» счастливчиком также оказался только один человек, который был подобран немцами на месте гибели лодки.
Это позволяет сделать вывод, что торпедирование подлодки подлодкой практически не оставляло шансов выжить тем, кто находился внутри прочного корпуса. Наибольшие шансы уцелеть имели те, кто был в этот момент на мостике, да и то не всегда. Случай с гибелью U 301 служит тому подтверждением.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьей.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- The Admirality. His Majesty's submarines – Merriam Press, 2007
- Hezlet A. British and Allied Submarine Operations in World War II. Vol.1 – The Royal Navy Submarine Museum, 2001
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942-1945 – Random House, 1998
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Paterson L. U-Boats in the Mediterranean: 1941-1944 – Annapolis: Naval Institute Press, 2007
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.