В годы Второй мировой войны подводные лодки не раз применялись на различных театрах военных действий как средство борьбы с себе подобными. Так, к примеру, британские субмарины дежурили на путях выхода подлодок кригсмарине в море из баз. Создание противолодочных завес практиковалось Адмиралтейством в течение всей войны, однако результат в целом не оправдал затраченных усилий — за время Битвы за Атлантику жертвами союзных субмарин стала только 21 немецкая подлодка. Впрочем, подводникам из их экипажей от этого было не легче: для них была уготована почти неминуемая смерть.
Децимация наоборот
Стандартная схема атаки подлодки подлодкой заключалась в том, что охотник в подводном положении подкарауливал свою жертву, находящуюся на поверхности. Затем следовала торпедная атака — обычно под перископом. Известен лишь один случай успешной атаки, когда атаковавший и атакованный находились под водой, – 9 февраля 1945 года британская подлодка «Венчерер» (HMS Venturer) торпедировала и потопила немецкую U 864, руководствуясь данными сонара о подводной цели.
![Британской подлодке «Венчерер» единственной за Вторую мировую войну удалось потопить вражескую подлодку в ситуации, когда и атакующий, и атакованный находились в подводном положении. Более того, «Венчерер» — одна из немногих субмарин, на счету которых две потопленных лодки: 11 ноября 1944 года она торпедировала и отправила ко дну U 771. (http://www.iwm.org.uk) - Когда клин клином вышибают | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/049/750/content/5-1df160dda3a0da27e301258d3dc500ab.jpg)
Примечательным моментом в атаках подлодки подлодкой является очень невысокий процент выживших после торпедирования подводников: из 21 упомянутой немецкой субмарины лишь с девяти удалось кому-то спастись, при этом только на пяти из них было более одного такого счастливчика. Всего же из 1008 членов экипажей спаслось 98 человек.
Взрыв торпеды в основном переживали те, кто нёс в это время верхнюю вахту на мостике, и их, если везение продолжалось, позже подбирал всплывший победитель. Подобная ситуация хорошо видна на примере успешной атаки британской субмарины «Сахиб» (HMS Sahib), потопившей 21 января 1943 года немецкую U 301.
Будущая жертва
U 301 была лодкой серии VIIC, вошедшей в строй в момент активного роста подводных сил Третьего рейха. 9 мая 1942 года её принял у верфи экипаж обер-лейтенанта цур зее Вилли-Родериха Кёрнера (Willy-Roderich Körner). Назначение этого офицера на должность командира говорило о начавшемся в немецком подплаве кадровом голоде, причиной которого стало стремительное увеличение числа подлодок.
Кёрнер пришёл в подплав в конце 1940 года. После Школы подводного плавания он весной 1941 года окончил также курсы командиров подлодок и 20 мая был назначен командиром учебной U 120, которой командовал до марта 1942 года, а потом получил назначение на строящуюся U 301. До этого он был флотским связистом и занимал различные штабные должности. Также нет сведений была ли у Кёрнера практика на боевой субмарине в качестве вахтофицера и командира-стажёра.
После окончания курса тренировок на Балтике U 301 перешла в Киль, откуда 1 октября 1942 года отправилась в свой первый боевой поход в Северную Атлантику. Там лодка приняла участие в охоте на конвои в составе двух «волчьих стай», но за 38 суток нахождения в море никаких успехов достичь не удалось. 7 ноября U 301 пришла в Брест, завершив поход.
После двухнедельного отдыха экипаж Кёрнера стал готовиться к новому походу. На этот раз лодку ждало серьёзное испытание — ей предстояло покинуть Францию и, пройдя Гибралтар, стать частью 29-й подводной флотилии, действовавшей на Средиземном море и базировавшейся на итальянской базе Ла-Специя. 3 декабря U 301 покинула Брест и направилась к Гибралтарскому проливу. Кёрнеру сопутствовала удача, и в ночь с 9 на 10 декабря он благополучно прошёл через «игольное ушко» Гибралтара. 14 декабря U 301 прибыла в Ла-Специю.
Навстречу гибели
20 января 1943 года в 16:00 U 301 вышла из Ла-Специи в свой последний поход. Погода была туманной, поэтому для выхода в море лодке не предоставили эскорт. Чтобы отпугнуть британские субмарины, которые могли притаиться на подходах к Ла-Специи, немецкие подводники для имитации взрывов глубинных бомб бросали в воду ручные гранаты.
Отойдя от базы, лодка совершила пробное погружение, которое длилось всего несколько минут, затем всплыла и взяла курс на северную часть Корсики, после чего повернула на юг. Тестовое погружение в этом походе было единственным — всё остальное время, вплоть до своей гибели, лодка провела в надводном положении.
![Одна из немецких «семёрок» в пятнистом «средиземноморском» камуфляже. В данном случае на фото запечатлена U 83. (https://www.diariodelamanga.com) - Когда клин клином вышибают | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/049/751/content/6-ee5a14a600a915d170f85940fcc04719.jpg)
Около 02:00 21 января U 301 получила радиограмму из штаба командующего подводными силами Средиземноморья с сообщением об обнаружении конвоя, следовавшего из Гибралтара в направлении Алжира, и приказом его атаковать. Кёрнер распорядился дать полный ход, нарушив таким образом приказ, запрещавший движение подлодок в надводном положении в светлое время суток. Он явно решил рискнуть, так как иначе не смог бы перехватить конвой.
Спустя шесть часов после получения радиограммы на U 301 произошла очередная смена верхней вахты, на которую заступили второй вахтофицер лейтенант цур зее Георг Деттмер (Georg Dettmer), фенрих цур зее Вильгельм Ран (Wilhelm Rahn), старшина и рядовой матрос. Лодка держала курс 210°, идя на 15 узлах. Моросил дождь, но вскоре погода улучшилась, а вместе с ней и видимость. Волнение на море было умеренным, всего 2-3 балла.
Роковая атака
10 января 1943 года из Алжира в свой седьмой поход вышла британская подлодка «Сахиб» (HMS Sahib), которой командовал агрессивный и успешный лейтенант Джон Генри Бромейдж (John Henry Bromage). Он получил приказ следовать в Генуэзский залив для противодействия вражескому судоходству. Прибыв на позицию, он сумел отличиться 14 января, когда торпедировал и потопил к юго-западу от Савоны немецкое судно «Уэ Тифле» (Oued Tiflet).
![Британская подводная лодка S-класса «Сахиб». Вскоре после описываемых событий, 16 апреля 1943 года, субмарина была затоплена экипажем после того, как её повредили глубинные бомбы итальянских кораблей. (https://en.wikipedia.org) - Когда клин клином вышибают | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/049/746/content/1-48ee728b5f9dcf5488ae649bf3b4f85c.jpg)
Затем Бромейдж получил приказ патрулировать зону у западного побережья Сардинии. Но перед тем как сменить позицию, командир «Сахиба» решил «пробежаться» на юг от Савоны до городка Финале-Лигуре, чтобы обстрелять большой ангар гидросамолётов, который заметил там ранее. Ночью 20 января «Сахиб» прибыл на место и открыл огонь: было выпущено 18 снарядов, из которых 10 взорвались в районе цели. Ангар был повреждён, но уничтожить его помешала береговая батарея, снаряды которой загнали лодку под воду. После этого Бромейдж покинул место атаки и взял курс на Сардинию.
Утром 21 января лодка Бромейджа находилась на перископной глубине западнее Бонифацио. В 08:21 акустик доложил командиру о шумах винтов по левому борту. Бромейдж поднял перископ и в 08:34, заметив рубку вражеской подлодки, объявил боевую тревогу. Противник находился от англичан на расстоянии около 4,5 миль. «Сахиб» начал сближение с целью, и в 08:42 его командир отметил, что вражеская лодка стала значительно ближе.
![Советские подлодки тоже внесли свой вклад в борьбу с немецкими субмаринами. Так, по мнению художника И. Родионова, могла выглядеть успешная атака балтийской лодки Щ-307, в ходе которой она торпедировала и потопила U 144. (https://www.sjohistorie.no) - Когда клин клином вышибают | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/049/749/content/4-44064937548793a56125e1411681a760.jpg)
В 08:45 «Сахиб» с дистанции в 4600 ярдов дал полный носовой залп шестью торпедами. Спустя три минуты были услышаны три взрыва. Попаданий не наблюдали, но после взрывов был замечен небольшой столб дыма, а шум винтов прекратился. После этого Бромейдж всплыл и отправился к месту предполагаемой гибели врага. Там англичане обнаружили на поверхности два тела, причём один из немецких подводников был жив. Это был 19-летний фенрих Вильгельм Ран, которого и подняли из воды.
Ран стоял вахту на стороне мостика, обратной от борта, в который ударила торпеда. Взрывом его контузило и сбросило в воду, где Ран потерял сознание, но, как оказалось впоследствии, отделался всего несколькими царапинами и шоком. Остальные 45 членов экипажа U 301 погибли.
Рождённые под счастливой звездой
Такое большое количество жертв на U 301 было вызвано попаданием в цель сразу нескольких британских торпед — это не оставило никакого шанса на спасение не только тем, кто находился внутри прочного корпуса, но и людям на мостике. Лодка была буквально разорвана на куски. Ран оказался настоящим счастливчиком — в такой ситуации редко кто выживал.
![Построение экипажа подлодки «Сахиб» для приветствия командующего подводными силами Великобритании контр-адмирала Клода Барри (крайний справа). Слева от адмирала стоит командир «Сахиба» лейтенант Джон Генри Бромейдж. (http://www.iwm.org.uk) - Когда клин клином вышибают | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/049/747/content/3-eec177185b2211ed9996d29a268fd5ca.jpg)
Если субмарина получала при торпедировании меньшие повреждения, то у части экипажа, находившегося внутри лодки, иногда оставался шанс спастись. Так, с U 859, «подстреленной» британской субмариной «Тренчент» (HMS Trenchant), спаслось 19 человек, а с U 168, потопленной голландской «Звардвис» (Zwaardvisch) — 27 подводников. И в том, и в другом случае выжившим морякам пришлось покидать лодки, которые уже затонули и лежали на дне.
В качестве примера с другой стороны «подводного фронта» можно обратить внимание на случай, когда от торпед U 34 погибла британская подлодка «Спирфиш» (HMS Spearfish). Тогда из всего экипажа «англичанки» счастливчиком также оказался только один человек, который был подобран немцами на месте гибели лодки.
![Экипаж британской лодки «Сахиб» перед выходом в очередной поход. Фото сделано 4 или 5 февраля 1943 года. (http://www.iwm.org.uk) - Когда клин клином вышибают | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/049/748/content/2-92622d88b7df34d8c9c4457831f4c367.jpg)
Это позволяет сделать вывод, что торпедирование подлодки подлодкой практически не оставляло шансов выжить тем, кто находился внутри прочного корпуса. Наибольшие шансы уцелеть имели те, кто был в этот момент на мостике, да и то не всегда. Случай с гибелью U 301 служит тому подтверждением.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьей.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- The Admirality. His Majesty's submarines – Merriam Press, 2007
- Hezlet A. British and Allied Submarine Operations in World War II. Vol.1 – The Royal Navy Submarine Museum, 2001
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942-1945 – Random House, 1998
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Paterson L. U-Boats in the Mediterranean: 1941-1944 – Annapolis: Naval Institute Press, 2007
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.