Сравнение документов воюющих сторон, а также результатов полигонных испытаний позволило сделать вывод о крайне низкой эффективности применения советской штурмовой авиации против немецких танков. Действия немецких пикировщиков, штурмовиков и противотанковых самолётов на этом фоне выглядят гораздо успешнее. Однако публикаций, посвящённых действиям авиации против танков в годы Великой Отечественной войны, очень мало, и составить какую-то более-менее целостную картину с их помощью сложно.
Сегодняшний рассказ — о действиях немецкой авиации 22 июня 1941 года против 28-й танковой дивизии, которой командовал будущий генерал армии и дважды Герой Советского Союза И.Д. Черняховский. Эпизод особенно интересен тем, что немцы применили против советских танков обычные двухмоторные бомбардировщики Ju 88.
В составе I авиакорпуса люфтваффе, развёрнутого к 22 июня 1941 года в Восточной Пруссии против ВВС Прибалтийского особого военного округа, было восемь групп бомбардировщиков, полностью укомплектованных новейшими на тот момент Ju 88 А-5 и А-6 — всего 240 самолётов. Это позволяло командиру корпуса генералу Гельмуту Фёрстеру (Gen. Helmuth Förster) утром первого дня войны бросить в бой не все свои силы, оставив некоторое количество самолётов в резерве. Одной из частей, не участвующих в утренних атаках против советских аэродромов, была авиагруппа II./KG 76.
Эта группа не была кадровой частью люфтваффе: её сформировали только в начале 1940 года как III./KG 28 на «Хейнкелях» He 111P. После кампании против Франции группу переименовали и перевооружили на Ju 88А; летом – осенью её экипажи участвовали в «Битве за Британию», а в начале 1941 года — в операции «Блиц». В этих боях личный состав II./KG 76 приобрёл серьёзный опыт, а её командир майор Вальтер Шторп (Maj. Walter Storp) пошёл на повышение и возглавил формировавшуюся эскадру скоростных бомбардировщиков SKG 210. К 22 июня 1941 года группа была переброшена в Восточную Пруссию на аэродром Юргенфельде (Jurgenfelde) и насчитывала 30 Ju 88 А-5, из которых 25 были исправными. Возглавлял часть гауптман Вольпрехт Ридезель цу Эйзенбах (Hptm. Riedesel zu Eisenbach).
Бомбардировщики второго эшелона
Утром 22 июня командование I авиакорпуса люфтваффе предприняло серию атак по аэродрому Шауляй в Литве, но столкнулось с серьёзным противодействием. Базировавшийся в Шауляе 10-й ИАП был вооружён устаревшими истребителями И-16 тип 5 выпуска 1936-1937 годов, однако командир полка майор К.П. Деревнин избрал правильную тактику. Самолёты полка вылетали на перехват большими группами по 20 самолётов, а опытный техсостав успевал быстро готовить самолёты к следующим вылетам.
Группа II./KG 76 в первой половине дня использовалась мало: первые вылеты в 09:07–10:45 (здесь и далее время приведено к московскому) на разведку аэродрома Шауляй и дороги Таураге – Шауляй обошлись без столкновений в воздухе. Затем, в 11:44–13:32 и 12:38–14:25, две пары вылетали уже для атаки целей в районе Шауляя.
Согласно журналу боевых действий 7-й смешанной авиадивизии, в которую входил 10-й ИАП, в 12:40 пилоты «ишачков» смогли отразить атаку двух шестёрок Ju 88, но в 13:00, когда советские самолёты пошли на посадку, паре немецких бомбардировщиков удалось сбросить на аэродром восемь бомб. Эти два Ju 88 были первыми самолётами II./KG 76 (эскадрилья не указана), вылетевшими для ударов в район Шауляя. Согласно отчёту штаба группы, два «Юнкерса», выполнявшие боевой вылет в период 11:44–13:32, атаковали аэродром в Шауляе и якобы уничтожили пять одномоторных и один четырёхмоторный самолёт.
Немецкие экипажи несколько преувеличили свои успехи: судя по журналу боевых действий 7-й САД, потерь от сброшенных парой разведчиков бомб на аэродроме не было. Однако, учитывая упоминания про уничтоженный четырёхмоторный самолёт, есть вероятность, что немцы отбомбились по старым литовским самолётам и ТБ-3, стоявшим на краю аэродрома и списанным после аварийной посадки ещё в 1940 году.
Если первой паре удалось выполнить вылет без противодействия со стороны советских истребителей, то вторую пару из эскадрильи 6./KG 76 ждал тёплый приём. Техники 10-го ИАП успели в кратчайшие сроки подготовить самолёты, и когда в 13:35 над Шауляем вновь появились немецкие бомбардировщики, в небо поднялись сразу 19 И-16. Про этот вылет (12:38–14:25) в отчёте группы II./KG 76 скромно указано: «Нападение на аэродром в Шауляе. Результаты удара из-за нападения истребителей не отмечены».
В этой атаке, по всей видимости, немцам вообще не удалось попасть в аэродром — по крайней мере, в советских документах об этом нет никаких упоминаний. Это не удивительно, учитывая соотношение сил, — немецким экипажам явно было не до разглядывания результатов бомбового удара. Согласно журналу боевых действий 7-й САД, истребители преследовали и атаковали «Юнкерсы» вплоть до границы, но бомбардировщикам удалось уйти. Для того, чтобы оторваться от «ишачков», экипажи бомбардировщиков воспользовались заградительным огнём немецкой зенитной артиллерии в районе Таураге, причём зенитчики не только отсекли преследователей, но и сбили один советский истребитель, пилоту которого удалось выпрыгнуть с парашютом.
Однако и немцы понесли потери: в результате атаки истребителя повреждения получил Ju 88A-5 W.Nr.2277, а его опытный бортстрелок фельдфебель Эмиль Маркль (Fw. Еmil Markl), награждённый Железным крестом I класса, умер от полученных ран.
В дальнейшем удача в этот день сопутствовала экипажам группы, и потерь они не имели. При этом экипажи разведчиков смогли разглядеть в районе Шауляя не только аэродром, но и колонны советских танков и грузовиков.
Один к шести или один к семи
Посчитав, что для ударов по советским аэродромам задействованы оптимальные силы, командование I авиакорпуса во второй половине дня активизировало удары по войскам Северо-Западного фронта. Для находившейся практически весь день в резерве II./KG 76 нашлась достойная цель — те самые колонны в районе Шауляя. Это были части советской 28-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса, вооружённые преимущественно танками БТ-7, выдвигавшиеся из района Шауляя для контрудара по прорвавшимся в район Таураге немецким танкам. На руку немцам было то, что противодействие в воздухе отсутствовало: 10-й ИАП был перебазирован в Митаву и в вечерних боевых действиях не участвовал.
Всего вечером «Юнкерсы» II./KG 76 выполнили четыре групповых вылета для ударов по танкам. Результаты были зафиксированы в дневном отчёте штаба группы:
«1) 15:16-17:18, три самолёта. Цель: атака колонн в районе Шауляя. Результат: прямое попадание в колонны и обстрел бортовым оружием. Сильный дым.
2) ??:??-??:??, три самолёта. Цель: атака колонн в районе Шауляя. Результат: два танка перевернулись. Последующие результаты не наблюдали ввиду поднявшейся пыли.
3) 18:15-20:07, пять самолётов. Цель: атака танков. Результат: наблюдением результатов атаки установлено, что из около 50 наступавших танков удалось половину вывести из строя.
4) 20:42 −22:36, 16 самолётов. Цель: борьба с танками. Результат: атака большой группой самолётов (парами и звеньями) на колонны танков (около 150 единиц). Наблюдались многочисленные прямые попадания и перевернувшиеся танки. Выведено из строя 40 танков и 10 грузовых автомобилей».
Несложно подсчитать, что немецкие экипажи, выполнив 27 боевых вылетов, без ложной скромности заявили о том, что вывели из строя ни много ни мало, а 65-70 танков и десяток автомашин. При сравнении этих данных с советскими документами немецкие заявки придётся серьёзно скорректировать в сторону уменьшения. Так, согласно журналу боевых действий 12-го механизированного корпуса, отмечены сильные налёты авиации противника на маршевые колонны 28-й танковой дивизии, следовавшие по маршруту Груджяй – Шексцы, при этом в результате бомбардировки выведено из строя 10 боевых и шесть колёсных машин. Кроме того, в районе командного пункта дивизии вышли из строя ещё три колёсные машины.
Естественно, потеря 10 танков и девяти транспортных машин не могла серьёзно повлиять на выдвижение целой танковой дивизии, в которой было более 250 танков и около 1000 автомобилей, или, тем более, остановить её. Однако эти числа дают нам приблизительные сведения о том, сколько бомбардировщиков требовалось практически одномоментно задействовать, чтобы нанести серьёзный урон только одному танковому соединению.
Судя по представленным данным, для выведения из строя 100 советских танков типа БТ или Т-26 потребовалось бы не менее 250-300 вылетов Ju 88, причём практически в идеальных условиях отсутствия противодействия истребителей. Для того, чтобы разгромить только одну дивизию полковника Черняховского, потребовалось бы задействовать все бомбардировщики I авиакорпуса, при этом каждому экипажу пришлось бы выполнить не менее двух вылетов.
Разумеется, привлечь такие силы немецкое командование не могло ни 22 июня, когда большинство самолётов корпуса было задействовано для ударов по советским аэродромам, ни в последующие дни. Поэтому удар 28-й танковой дивизии пришлось отражать немецкой пехоте 1-го армейского корпуса.
Тем не менее повреждение 10 танков и девяти автомобилей, несомненно, является отличным результатом для двухмоторных бомбардировщиков, не приспособленных для уничтожения таких небольших целей. Вполне возможно, что часть танков была уничтожена, а остальные, скорее всего, не успели оперативно вернуть в строй, что в условиях отступления означало безвозвратную потерю.
К сожалению, в донесении II./KG 76 не указано, какие были использованы боеприпасы, а также какие тактические приёмы применялись при атаках. Несомненно, даже если принять во внимание некоторую долю везения, мастерство немецких экипажей было на высоком уровне, особенно на фоне советских коллег, которым в течение всего дня так и не удалось вывести из строя ни одного немецкого танка. Если же говорить в целом, то этот пример показывает, насколько низкой была эффективность действий авиации даже против защищённых слабой бронёй лёгких танков. Разработка специализированных самолётов и боеприпасов для борьбы с бронетехникой была вполне оправданным шагом.
Комментарии к данной статье отключены.