В годы Второй мировой войны США являлись одним из признанных лидеров в разработке и применении новых технологий в военной сфере. Не остались в стороне от этих процессов и две главные военно-почтовые структуры страны — Армейская почтовая служба (Army Postal Service) и почтовые подразделения ВМС (Navy Post Offices).
Задачи, ставившиеся перед почтовыми службами военного ведомства в ходе войны, можно охарактеризовать фразой из ежегодного отчёта за 1942 год, адресованного Генеральному почтмейстеру (Postmaster General) США:
«Почтовое, военное и морское ведомства полностью осознают, что регулярная быстрая связь с родителями, коллегами и близкими людьми укрепляет моральный дух, пробуждает патриотизм, помогает переносить одиночество и вдохновляет на ещё большую преданность мужчин и женщин, которые ведут нашу борьбу вдали от дома и от друзей. Мы знаем, что благотворное влияние оперативного почтового обслуживания на тех из нас, кто находится дома, неоценимо».
Специфика американского пути развития военной почты заключалась в колоссальной разбросанности театров военных действий, от полей Западной Европы до африканских пустынь и островов Тихого океана. В связи с этим одним из наиболее острых вопросов, стоявших перед руководством военных ведомств, являлась оперативная доставка почтовых грузов.
Несмотря на успешный опыт функционирования Военно-почтовой экспресс-службы (Military Postal Express Service — MPES), обеспечивавшей потребности американских экспедиционных сил на Европейском театре военных действий Перовой мировой войны в 1917–1918 гг., межвоенный период в контексте развития военного-почтового дела ознаменовался скорее регрессом, чем развитием.
Просто бизнес, ничего личного
Например, для почтового обслуживания солдат, матросов и морских пехотинцев в заграничных пунктах базирования зачастую использовались местные почтовые отделения, а для пересылки корреспонденции нередко нанимались коммерческие суда. При этом почтовые отправления были платными, а использование такой опции, как гражданская авиапочта, обходилось особенно дорого в связи с международными тарифами, действовавшими для всех без исключения военнослужащих. В частности, отправление весом в половину унции (чуть более 14 граммов) с Филиппин в США стоило 50 центов, а потому было доступно далеко не всем.
Высокая стоимость обслуживания была далеко не единственной проблемой. В ряде стран с жарким климатом (например, в Панаме или на Кубе) регулярно вспыхивали эпидемии малярии и жёлтой лихорадки, что влекло за собой введение карантинных мер и приводило к задержкам в отгрузке почты.
С учётом активного использования вооружённых сил в ходе реализации «Нового курса» президента Франклина Д. Рузвельта, в 1934 году особым распоряжением Воздушный корпус Армии США должен был взять на себя ответственность за перевозку авиапочты в интересах военнослужащих. Впрочем, как оказалось, к выполнению данной функции авиация была готова далеко не в полном объёме. В условиях бурного развития военной техники становилась очевидной необходимость применения принципиально новых методов и механизмов военно-почтового обеспечения.
Нестареющая классика
С другой стороны, организационная структура военно-почтовой службы в США была относительно простой и понятной, что являлось её несомненным достоинством. Ещё в годы Первой мировой войны сложилась система армейских почтовых отделений (Army Post Offices — APOs) и флотских почтовых отделений (Fleet Post Offices — FPOs), обслуживавших воинские соединения и военно-морские базы и имевших собственные порядковые номера.
В период интербеллума данная структура не претерпела существенных изменений: последней станцией, созданной в предвоенное время, стала APO 804, расположенная с 17 ноября 1941 года в Форт-Симондс на Ямайке. Авиабаза на Козьих островах была получена США в рамках договора аренды, заключённого с Великобританией в марте 1941 года, и предусматривавшего передачу американцам семи военно-морских и военно-воздушных объектов в Карибском бассейне.
Нумерация армейских почтовых отделений осуществлялась в соответствии с несколькими принципами. Во-первых, номер мог попросту заимствоваться у войскового соединения. Например, APO 1 обслуживало 1-ю пехотную дивизию. Во-вторых, ряд номеров APO имел географическое происхождение: отделения с номерами 825–837 принадлежали военным базам в зоне Панамского канала, а APO 931–949 располагались в Западной Канаде и Аляске. В-третьих, достаточно распространённой являлась случайная нумерация без какого-либо явного принципа.
В 1941–1945 гг. для обслуживания армии и флота было задействовано около 1000 почтовых отделений, каждое из которых насчитывало по штату одного офицера и 11 солдат. В среднем отделение занималось регулярным почтовым обслуживанием от 7500 до 10 000 военнослужащих. Кадровое обеспечение APO осуществлялось централизованно — базовый курс военной почты был введён в Школе кандидатов в офицеры (Officer Candidate School), что дало возможность привлекать в военно-почтовую службу квалифицированных специалистов, изначально подготовленных к учёту особенностей функционирования оборонного ведомства.
Уменьшая габариты
Таким образом, главные проблемы военной почты США находились за пределами организационной и кадровой сфер. Они были связаны, прежде всего, с перегруженностью военной авиации, выполнявшей собственные задачи, по приоритетности зачастую стоявшие выше доставки почтовых грузов. В ряде случаев боевые и транспортные самолёты, безусловно, могли внепланово помочь с перевозкой почты, однако такая мера была паллиативной и нерегулярной. При этом лишь авиация могла решить проблему быстрой доставки писем на отдалённые театры военных действий и обратно в Штаты. В связи с этим, важнейшей задачей почтовых структур становилась разработка и внедрение технологии, обеспечивающей радикальное снижение объёма и веса почтовых грузов.
В поисках такой технологии американские специалисты обратили внимание на опыт своих британских коллег, которые использовали для отправки почты микрофильмированные снимки писем, изготовленные с применением оборудования, предоставленного… американской компанией «Кодак». Именно она являлась производителем машин «Рекордак», способных относительно быстро обеспечивать сьёмку больших массивов документов. С 1935 года такие машины применялись при публикации микрофильмированных копий газеты «Нью-Йорк Таймс».
В январе 1941 года Великобритания заключила партнёрское соглашение с компанией и запустила службу отправки микрофильмированных писем (Airgraph Service). При этом перевозка микрофильмов отвечала самым жёстким массово-габаритным требованиям к почтовым грузам — 4500 негативов микрофильмированных писем весили всего один фунт, то есть чуть более 450 граммов.
Почта и хайтек
Результатом анализа британской модели стало создание системы V-mail, реализованной в соответствии с контрактом от 8 мая 1942 года, подписанным Военным министерством США и компанией «Кодак».
Функционирование «Почты Победы» обеспечивалось специалистами Армейской микрофотографической почтовой службы (Army Micro Photographic Mail Service). Пояснительная брошюра описывала V-mail как «оперативную почтовую программу, которая обеспечивает быструю почтовую связь с солдатами, находящимися за рубежом. Используется специальная форма, позволяющая сфотографировать письмо и сделать микрофильм… Настоятельно рекомендуется использовать V-mail, поскольку она способствует реализации военных усилий, экономя место на судах и самолётах».
Действительно, экономия была более чем существенной — использование новой технологии позволило высвободить до 98% пространства, занимаемого традиционной почтой. При этом не следует забывать, что «Почта Победы» была сложной системой, для эффективного функционирования которой требовалось дорогостоящее оборудование, высококвалифицированные специалисты и налаженная логистика, а также чёткая координация действий военных и гражданских структур. По большому счёту, США были одной из немногих, если не единственной, страной, способной наладить подобную инфраструктуру в организационном и финансовом аспектах, не прибегая при этом к тотальной мобилизации ресурсов.
Работоспособность программы обеспечивалась слаженным взаимодействием руководящих инстанций. Так, почтовое ведомство отвечало за сбор, отправку и обработку корреспонденции внутри страны, а также её концентрацию в трёх центрах почтовых регионов, составлявших континентальную часть США: Нью-Йорке, Сан-Франциско и Чикаго. Специалисты компании «Кодак» отвечали за микрофильмирование писем, а военное и военно-морское ведомства — за их доставку в порты и пункты назначения за пределами страны.
На многочисленных театрах военных действий США вся работа по обслуживанию фототехники и доставке корреспонденции ложилась на плечи служащих военно-почтовых отделений. Например, капитан Джеймс Хадсон, прошедший обучение в компании «Кодак» и отвечавший за реализацию программы V-Mail в Каире, так описал работу установленной там машины «Рекордак»:
«Он принял пачку листов обычного размера, приблизительно 8×11 дюймов, и подавал их по одному в эту машину размером с небольшой комод или современный бумажный копир. Свет сканировал лист сквозь узкую поперечную щель и обнажал один кадр 16-миллиметровой киноплёнки, который был синхронизирован с ней, после чего на крошечном кадре появлялось изображение целого листа бумаги».
Аппарат «Рекордак» мог снимать 40 писем в минуту, размещая в каждой катушке микрофильма 1600 писем. Важной частью системы V-mail было использование стандартизированных канцелярских товаров, которые объединяли письмо и конверт в один лист бумаги.
Бланки печатались правительственной типографией, а также типографскими и канцелярскими фирмами, получившими разрешения от почтового ведомства. Военнослужащие могли бесплатно получить два листа в день в местном почтовом отделении. Дополнительно можно было купить канцелярские наборы в коммерческих магазинах. Как правило, стандартный коммерческий набор, изготовленный фирмой-подрядчиком, включал в себя бланки писем и специальные чернила, разработанные компанией «Шиффер».
Почтовое и военное ведомства занимались активным продвижением программы V-Mail, сообщая о скорости и надёжности данной формы доставки корреспонденции. Гарантией, например, являлось сохранение исходных микрофильмов на почтовых станциях до момента подтверждения принимающей стороной получения писем. Кроме того, для военнослужащих отправка писем родным и близким осуществлялась бесплатно.
Следует, впрочем, отметить, что у системы были свои недостатки. Например, относительно небольшие размеры бланка ограничивали количество слов в отдельно взятом письме. Поскольку фотографии, распечатанные с микрофильма, составляли лишь 1/4 от размера оригинального письма, они вполне могли быть нечитаемыми. Некоторые магазины продавали специальные «читалки V-mail» — увеличительные стекла для расшифровки распечатанных версий письма.
В качестве недостатка многими рассматривалась и невозможность отправки в письме каких-либо вложений или личного отпечатка, например, в виде поцелуя губной помадой на бумаге. Более того, губную помаду называли «алым бичом», поскольку её следы негативно влияли на работу машин, снимающих письма на микрофильмы. Любые грязные, повреждённые или смятые письма должны были отправляться без микрофильмирования, иначе при автоматической подаче в «Рекордак» они могли попросту испортить аппарат.
Тем не менее, новая почтовая программа была по достоинству оценена как в высших эшелонах власти, — первые два письма были получены 12 июня 1942 года лично президентом Франклином Д. Рузвельтом, — так и военнослужащими. Всего в период с июня 1942 года по ноябрь 1945 года в рамках реализации программы V-mail было обработано более 1 миллиарда почтовых отправлений.
Необходимо подчеркнуть, что «Почта Победы» не заменяла, а лишь дополняла традиционные способы доставки писем и посылок.
Например, согласно годовому отчёту Генерального почтмейстера США за 1945 год, количество военно-почтовых отправлений в этом финансовом году достигло 2 533 938 330 по сравнению с 1 482 000 000 за предыдущий год, при том, что в 1943 году было зафиксировано всего 570 633 000 отправлений. Военно-морской флот обработал 838 644 537 отправлений в 1945 финансовом году, тогда как за предыдущий год было отправлено лишь 463 266 667. Таким образом, полное господство союзников на море и в воздухе на заключительном этапе войны позволяло отправлять и получать почту в практически неограниченных объёмах.
Впрочем, передовые технологии добирались и до вполне привычных сфер функционирования военно-почтовой службы. Среди новинок Второй мировой войны можно отметить, например, маркировальные почтовые машины, автоматически проставлявшие почтовые штемпели на конвертах. Использование подобной техники многократно ускоряло обработку военной почты.
В целом, американская военная почта в годы Второй мировой войны являлась продуктом высокоразвитой промышленной державы, активно внедрявшей самые передовые технологии хранения, обработки и передачи текстовой информации.
Комментарии к данной статье отключены.