В начале Второй мировой войны британский лёгкий бомбардировщик «Фейри Бэттл» стал одним из символов поражения во Французской кампании и ярким примером того, что героизм экипажей далеко не всегда может компенсировать недостатки техники и тактики.
История машины началась в 1932 году, когда Министерство авиации выдало спецификацию P.27/32 на двухместный одномоторный лёгкий дневной бомбардировщик для замены в строевых эскадрильях биплана «Хоукер Харт». От нового аппарата требовалась способность нести 1000 фунтов бомб со скоростью не менее 200 миль/час на расстояние не менее 1000 миль.
Максимальная скорость «Харта» составляла 185 миль/час при нагрузке в 500 фунтов, а вступивший в строй в 1931 году истребитель «Хоукер Фьюри» мог разгоняться до 207 миль/час. Радикального повышения характеристик не требовалось, но при имеющихся двигателях выполнить задание было крайне непросто, если вообще возможно. Чарлз Ричард Фейри, основатель и глава фирмы, долго пытался убедить министерство в необходимости перехода на двухмоторную схему, но не преуспел.
Рождение «Бэттла»
Эскизный проект с самого начала походил на будущий «Бэттл», но отличался меньшими размерами (длина 38 футов, размах крыла 47) и использованием перспективного двигателя «Фейри» V.12 «Принц» ожидаемой мощностью 850 л.с. (на деле мотор оказался слабее на 100–200 л.с. в зависимости от модификации). А для второго этапа конкурса весной 1934 года фирма подготовила сразу три предложения: немного доработанный вариант прошлого года, более крупный самолёт, оснащённый тем же двигателем, но с возможностью впоследствии заменить его на что-то более мощное и ещё больший двухмоторный аппарат – Ч.Р.Фейри не оставлял надежды отстоять собственное видение наилучшего лёгкого бомбардировщика.
Если в первом этапе принимали участие шесть фирм, то во втором их число сократилось до четырёх, а 11 июня министерство заключило с «Фейри» и «Армстронг-Уитворт» контракты на постройку прототипов: победителем стал «средний» из вариантов «Фейри», а в качестве резервного выбрали проект A.W.29.
Оба самолёта представляли собой несомненный шаг вперёд по сравнению с бипланами прежней эпохи: цельнометаллические монопланы с монококовым фюзеляжем, свободнонесущим крылом, убирающимся шасси и бомбами на внутренней подвеске.
За счёт использования менее мощного, но при этом более «лобастого» двигателя воздушного охлаждения и более толстого крыла A.W.29 заведомо уступал конкуренту в ЛТХ. Даже разработчики сомневались в успехе этого проекта и когда «Армстрон-Уитворт» начала разработку авиалайнера «Энсин» и тяжёлого бомбардировщика «Уитли», на них сосредоточили большую часть ресурсов, а работы по лёгкому бомбардировщику стали вести по остаточному принципу.
Забегая вперёд, A.W.29 со 860-сильным двигателем «Тайгер-VIII», впервые поднялся в воздух только 6 декабря 1936 года, когда прототип «Бэттла» летал уже семь месяцев и шла постройка первых серийных экземпляров. В полном объёме замерить его характеристики не удалось из-за произошедшей вскоре аварии, но по лётным данным он закономерно уступал своему удачливому конкуренту. Единственным плюсом машины оказались более крупные бомбоотсеки, способные вмещать бомбы калибром до 500 фунтов.
Но вернёмся к работе конструкторов «Фейри». На этапе постройки макета основным всё ещё представлялся вариант с «Принцем», но ввиду очевидного недостатка мощности и пока отсутствующего одобрения самого двигателя со стороны министерства, началось рассмотрение альтернативных вариантов. В итоге остановились на P.V.12 фирмы «Роллс-Ройс», позже прославившемся под именем «Мерлин».
«В железе» прототип делали уже под этот мотор и в соответствии с изменившимися требованиями военных ввели в состав экипажа штурмана-бомбардира, разместив его внутри фюзеляжа между кабиной пилота и рабочим местом стрелка-радиста.
Задолго до готовности прототипа, в сентябре 1935 года, «Фейри» получила контракт на постройку 155 серийных экземпляров. Это был первый со времён Первой мировой войны случай, когда боевой самолёт запускали в серию прямо с чертёжной доски, минуя стадию предварительных испытаний на прототипах — правда, прежде, чем стороны заключили соглашение, фирме пришлось дать гарантии того, что максимальная скорость самолёта составит не менее 195 миль/час на высоте 15 000 футов.
В ноябре наконец поступил один из опытных экземпляров «Мерлина C» 890 л.с., но из-за отвратительной надёжности его допустили лишь к наземным прогонам, что задержало начало лётных испытаний самолёта. Впервые он поднялся в воздух только 10 марта 1936 года. Первый полёт борта K4303 стал одновременно и первым лётным испытанием «Мерлина F» 1030 л.с. 2 апреля самолёту присвоили официальное название «Бэттл» в честь городка Батл, основанного на месте битвы при Гастингсе.
В феврале 1936 года правительство приняло новый план развития ВВС, известный как «Схема F» и предусматривавший увеличение сил RAF в метрополии до 124 эскадрилий и 1750 самолётов первой линии. Для этого требовалось много новой авиатехники и в мае фирма «Фейри» получила следующий заказ на 500 «Бэттлов», весной 1937 года урезанный до 311 экземпляров.
Летом 1936 года министерство решило привлечь к производству бомбардировщика один из «теневых» авиазаводов автомобильной промышленности и в августе выдало фирме «Остин» заказ на 400 лётнопригодных аппаратов и ещё 100 в виде комплектов запчастей.
В июле, а затем октябре того же года с прототипом ознакомились в испытательном центре в Мартлшем-Хит. Военные лётчики хорошо приняли машину, зафиксировав в отчёте скорость 258 миль/час и дальность 980 миль. Также они отметили лёгкость и приятность управления самолётом почти на всех режимах, включая пикирование на скорости до 308 миль/час. Разумеется, недостатки тоже нашлись, но незначительные.
Первый серийный бомбардировщик поднялся в воздух в апреле 1937 года, а уже в мае началось перевооружение 63-й эскадрильи RAF. С июля по март следующего года на базе этой авиачасти тип прошёл интенсивные войсковые испытания. Параллельно шло перевооружение нескольких других эскадрилий.
От прототипа серийные «Бэттлы» отличались только крылом, получившим небольшой угол поперечного V (4°) и в основном (бомбардировочном) варианте исполнения практически не изменились за всё время производства.
Устаревший сразу после создания
Таким образом, конструкторы «Фейри» успешно выполнили поставленные перед ними требования, а часть из них перевыполнили с изрядным запасом. Тем не менее, только что принятый на вооружение бомбардировщик начал стремительно устаревать: новое поколение истребителей-монопланов по скорости превосходило его на добрую сотню миль в час. В самой Великобритании они начали поступать в строевые части с декабря 1937 года («Хоукер Харрикейн») и августа 1938 года («Супермарин Спитфайр»), а пара Bf 109 с двигателями «Даймлер-Бенц», в июле 1937 года продемонстрированных на 4-м международном авиационном салоне в Цюрихе, показала, что потенциальный противник пошёл по тому же пути.
Таким образом, в будущей войне скорость и оборонительные возможности «Бэттла» виделись заведомо недостаточными для выживания над полем боя. Но поступление должного числа самолётов более совершенных типов ожидалось не скоро, а в строю пока оставались и более старые бомбардировщики, требующие немедленной замены. Поэтому серийное производство «Бэттлов» продолжалось полным ходом.
Весной 1938 года в связи с принятием «Схемы L» объём последнего заказа фирмам «Фейри» и «Остина» довели до 500 и 863 экземпляров соответственно, а с ноября 1938 по конец 1939 гг. те же производители получили ещё шесть заказов на 900 машин в сумме.
Сверх основного плана фирма «Фейри» также выпустила партию из 16 бомбардировщиков для Бельгии, оснастив их двигателями «Мерлин-III». От британских они отличались индивидуальными выхлопными патрубками взамен сдвоенных, удлинённым «совком» радиатора и полуглянцевым лакокрасочным покрытием вместо матового, давшим прирост скорости в 7 миль/час.
Эти самолёты поставлялись без вооружения, заказчик установил на них пулемёты «Браунинг» собственного производства и собственные бомбодержатели: два внутренних под 125 кг бомбу и четыре внешних под 50 кг в каждой консоли. Предполагалось также развернуть лицензионное производство самолёта на бельгийском филиале фирмы «Фейри», но потом от этих планов отказались.
В строю двух армий
В бельгийские ВВС первая партия «Бэттлов» поступила в марте 1938 года и пошла на вооружение 5/III/3 Aé, т.е. 5-й эскадрильи 3-й группы 3-го авиаполка. После получения оставшихся, ими вооружили 9/II/3 Aé, но за месяц до вторжения всю технику и подготовленные экипажи свели в 5-й эскадрилье.
Процесс перевооружения эскадрилий Бомбардировочного командования на самолёты «Фейри Бэттл Mk.I» закончился к августу 1938 года на 17 эскадрильях первой линии. Бомбардировочное командование достигло запланированного размера в 59 эскадрилий, с которым оно впоследствии вступило в войну, а «Фейри Бэттл» вышел на пик численности, став самым массовым бомбардировщиком на территории Британских островов.
Почти год ситуация оставалась неизменной, пока в мае 1939 года 106-я и 185-я эскадрильи не сменили свои «Бэттлы» на новые средние бомбардировщики «Хэндли-Пейдж Хэмпден».
Чуть раньше Бомбардировочное командование изменило подход к подготовке экипажей и вместо доучивания «желторотиков» непосредственно в строю передало эту задачу специально выделенным эскадрильям. Этот процесс начался ещё в 1938 году на тяжёлых бомбардировщиках, а завершился в момент августовской мобилизации ВВС, когда в тренировочные окончательно определили каждую третью эскадрилью.
Применительно к «Бэттлам», к числу боевых отнесли 12-ю, 15-ю, 40-ю, 88-ю, 103-ю, 105-ю, 142-ю, 150-ю, 218-ю и 226-ю эскадрильи. 35-я, 52-я, 63-я и 207-я уже несколько месяцев как играли роль учебных и в дополнение к «Бэттлам» получили «Энсоны», а 98-я отвечала за последние тренировки новых экипажей перед их распределением по боевым частям и сохранила «боевое» вооружение.
«Бэттлы» Странной войны
По соглашению с Францией, в случае начала войны англичане должны были отправить на континент экспедиционные силы, включая воздушные. Все боевые эскадрильи одномоторных лёгких бомбардировщиков вошли в состав AASF – Advanced Air Striking Force, или Передовых Воздушных Ударных Сил, а учебные и тренировочные решили оставить в метрополии для подготовки пополнений.
2 сентября, за день до превращения локального европейского конфликта в мировую войну, 10 эскадрилий «Бэттлов» взлетели с британских авиабаз и взяли курс на восток. На двух машинах произошли отказы двигателя: аппарат из 40-й приводнился, и его экипаж подобрал проходивший мимо паром, а самолёт из 105-й разбился при вынужденной посадке уже во Франции (лётчики тоже не пострадали). Остальные 158 машин благополучно приземлились на заблаговременно выбранных полевых аэродромах в районе Реймса.
В случае проведения немцами бомбардировок французских городов эскадрильям предписывалось начать ответные рейды на Рур, но так как противник не спешил с началом бомбардировочной кампании на Западном фронте, то эти планы так и остались на бумаге и экипажи «Бэттлов» осенью 1939 года летали только на разведку Линии Зигфрида и других объектов в приграничных районах Германии.
Поздним утром 20 сентября такое задание выполняло звено самолётов 88-й эскадрильи, и в районе Саарбрюккена на них свалилась четверка Bf 109E из 5./JG 53. В завязавшемся бою два бомбардировщика были сбиты. Пилот третьего, флаинг-офицер Бейкер [L.H. Baker] сумел оторваться от преследования и вернулся на базу, а его стрелок сержант Летчфорд [F. Letchford] заявил один сбитый истребитель противника, ставший первой победой английской авиации во Второй мировой войне. Немецкие данные эту заявку не подтверждают.
Ровно неделю спустя патруль 103-й эскадрильи проводил фотографирование линии фронта в секторе от Бузонвиля до Рейна, в процессе которого сначала выдержал атаку французских H.75, впрочем, обошедшуюся без неприятных последствий, а потом провёл воздушный бой с «дорами» из JGr.152, дружным огнём стрелков сбив один Bf 109D (пилот погиб). Это был первый самолёт противника, безусловно уничтоженный англичами на «сухопутном» фронте и второй вообще, считая летающую лодку, днём ранее сбитую палубной авиацией. Однако «сухой» победы всё же не получилось: одному экипажу пришлось идти на вынужденную посадку. Из-за повреждений вышла только одна «нога», и на посадке машина разбилась вдребезги. Пилот и стрелок-радист не пострадали, но штурман от полученных травм скончался в госпитале.
В последний день месяца на плановую фоторазведку отправился флайт 150-й эскадрильи. Один экипаж вскоре вернулся из-за неполадок в работе двигателя, а оставшаяся пятёрка на подходе к цели подверглась атаке двух патрулей «Мессершмиттов» JG 53. Неравный бой продолжался более 20 минут. Одного за другим, немцы сбили четыре бомбардировщика, но командир флайта сквадрон-лидер МакДоналд [W.M.L.MacDonald] всё же сумел прорваться к цели и провести её фотографирование. Его «Бэттл» немцы тоже посчитали сбитым, что, по сути и спасло экипаж МакДоналда. Лётчик благополучно довёл изрешечённую машину до своего аэродрома, но на посадке лопнула простреленная покрышка, самолёт скапотировал и загорелся. Пилот в этой аварии не пострадал, а его напарники получили травмы и ожоги разной степени тяжести.
Стрелок, рядовой 1-го класса Меркар [A.Murcar] отчитался о двух сбитых им истребителях, в том числе лидере неприятеля. По немецким данным в том бою действительно были поражены два Bf 109E, включая машину штаффель-фюрера, но всё ограничилось незначительными повреждениями.
Единовременная потеря целого флайта требовала срочного принятия мер и дальнейшие вылеты «Бэттлов» без истребительного сопровождения были запрещены. А так как своими истребителями AASF тогда не располагали, то 9 октября в состав этого объёдинения включили пару эскадрилий «Харрикейнов» (1-ю и 73-ю).
Строевые части самостоятельно и с помощью представителей фирмы «Фейри» попытались улучшить оборонительные возможности машин, довооружив некоторые из них ещё одним пулемётом «Виккерс-K» на импровизированной нижней стрелковой точке. Однако эффективность всех разновидностей этой установки оставляла желать лучшего, потому что «прицельный» люк штурмана располагался в передней части кабины, и чтобы воспользоваться оружием ему приходилось проявлять чудеса эквилибристики.
После некоторого размышления, в том же октябре командование решилось на следующий шаг, признав «Бэттл» устаревшим типом и распорядившись провести срочное перевооружение всех эскадрилий на «Бристоль Бленхейм», при той же бомбовой нагрузке обладавший определённым преимуществом в скорости и оборонительных возможностях. По иронии судьбы, этот лёгкий двухмоторный бомбардировщик был именно таким типом, за который изначально ратовал сам Ч.Р.Фейри.
В начале декабря 1939 года 15-ю и 40-ю эскадрильи отозвали в Англию для перевооружения на «Бленхейм-IV». Одновременно, вспомнив правило двух боевых частей на одну тренировочную, замену своих «Фейри» на «Бристоли» начала и 35-я эскадрилья, завершив этот процесс к февралю 1940 года. Но в том же месяце решение о списании «Бэттлов» из боевого состава отменили, очевидно, из-за невозможности быстро провести перевооружение частей и переучивание лётчиков. Недостатки самолёта никуда не делись, а потому впредь его решили применять только ночью или в плохую погоду.
Поэтому главной боевой задачей для восьми оставшихся эскадрилий одномоторных бомбардировщиков стали ночные вылеты на расброс листовок над немецкими городами и минные постановки в крупных реках Германии. Большинство лётчиков имело минимальный опыт слепых полётов, поэтому начало интенсивных ночных тренировок привело к заметному росту аварийности. Появились даже сомнения в пригодности типа к планируемому применению, впрочем, быстро отброшенные.
Боевые вылеты по новому профилю самолёта начались в ночь на 19 марта, когда 88-я и 226-я эскадрильи провели первые «никелевые» рейды на Германию. Пять суток спустя зафиксировали первую потерю: экипаж из 88-й при возвращении из рейда на Оппенхайм не смог воспользоваться радионавигацией из-за отказа оборудования и, не сумев обнаружить какой-нибудь аэродром, покинул машину после выработки топлива.
Почти месяц «Бэттлы» действовали без происшествий, пока в ночь на 21 апреля 218-я эскадрилья не получила приказ разбросать листовки над Вормсом и Майнцем. Судя по всему, один из экипажей потерял ориентировку, потому что истребитель из 12.(N)/JG 2 перехватил и сбил его над Крайльсхаймом далеко в стороне от намеченного маршрута, открыв тем самым счёт побед немецкой ночной истребительной авиации.
Более никаких инцидентов, связанных с действиями противника, до конца Странной войны зафиксировано не было.
Тем временем, система боевой подготовки Бомбардировочного командования в апреле 1940 года претерпела очередное изменение: 98-ю эскадрилью перевели во Францию с сохранением за ней функции тренировочной, а оставшиеся три учебные эскадрильи переформировали в 12-ю и 21-ю OTU [Часть Боевой Подготовки].
Блицкриг!
На рассвете 10 мая 1940 года вторжением в Бельгию и Голландию Германия перешла на Французском фронте от Сидячей войны к Молниеносной. Из экипажей бомбардировщиков «Бэттл» первыми это почувствовали бельгийцы: одному из их самолётов при перелёте на полевой аэродром не посчастливилось заходить на посадку аккурат в момент начала бомбардировки, и машина была уничтожена.
Через несколько часов французская авиаразведка подтвердила продвижение неприятеля через Люксембург и передала эту информацию в штаб Британских Экспедиционных Сил. В 9:30 английские бомбардировочные эскадрильи получили приказ готовиться к вылетам на штурмовку наступающих колонн, но запросов или указаний от верховного командования так и не поступило, поэтому в полдень командующий BAFF [Британские ВВС во Франции] дал отмашку подчинённым на действия по собственному разумению.
Четвёрка машин 142-й эскадрильи взлетела немедленно, а с двух до шести часов дня к ним присоединились экипажи шести других эскадрилий. Всего 32 «Бэттла», действовавших мелкими группами от звена до неполного флайта.
Истребительного прикрытия им выделить не представлялось возможным, потому что все «Харрикейны» AASF тогда были задействованы в отражении налётов Люфтваффе. Чтобы избежать перехвата «Мессершмиттами», самолёты шли к цели на малой высоте, а дабы не подорваться на собственных бомбах, взрыватели выставили на замедление в 11 секунд. Такая тактика действительно помогла избежать встречи с воздушным противником, но вывела экипажи в зону действенного огня пулемётов и автоматических пушек, ставших причиной потери 15 машин и повреждения ещё как минимум 9.
На следующее утро операцию продолжили самолёты двух эскадрилий, но из 8 взлетевших машин ни одна не вернулась на базу, и на этом дневные бомбардировочные рейды «Бэттлов» решили остановить.
Бельгийская эскадрилья 5/III/3 Aé, в первый день вторжения выполнявшая только разведполёты, ранним утром 11 мая отправила три звена по три самолёта для уничтожения трёх стратегически важных мостов через Альберт-канал у Маастрихта, захваченных немцами в самом начале наступления. На подходе к цели бомбардировщики сначала были атакованы немецкими истребителями, сбившими две машины из идущего на Велдвезелт звена, а потом попали под сильный зенитный огонь, причём не только вражеский, но и «дружественный». В итоге задачу они не выполнили, а на базу вернулись только по одной повреждённой машине из каждого звена, все остальные были сбиты.
Другой возможности уничтожить злосчастные мосты бельгийское командование не видело и обратилось за помощью к союзником, поэтому британский «мораторий» на действия днем продержался менее суток.
Задачу возложили на 12-ю эскадрилью, ввиду очевидной опасности предприятия решив задействовать только добровольцев. Рейд надлежало выполнить двум полным звеням – по одному на каждый из двух намеченных к удару мостов, но в последний момент на одной из машин обнаружилась неполадки. Резервный аппарат тоже оказался неисправным, поэтому на взлёт пошли лишь пять экипажей.
«Харрикейны» эскорта успешно прикрыли бомбардировщики на маршруте, и выйдя в нужный район, те пошли в атаку под сильным зенитным огнём. Пара «Бэттлов» во главе с флаинг-офицером Томасом [N.M. Thomas] с пикирования отбомбилась по мосту во Врунховене, но безрезультатно. При этом ведущий был сбит на месте, «плюхнувшись» неподалёку от цели, а ведомый изрядно повреждён, но сохранил «летучесть», однако на обратном пути всё же был добит немецким истребителем.
Второй ведущий, флаинг-офицер Доналд Гарленд [Donald E. Garland] предпочёл атаку с бреющего полёта. Прямо над целью все три самолёта его звена были сбиты, но экипажи всё же сумели добиться по крайней мере одного прямого попадания, обрушившего часть моста в Велдвезелте. Флаинг-офицер Гарленд и его штурман сержант Томас Грей [Thomas Gray] посмертно были награждены Крестом Виктории, став первыми авиационными кавалерами этой награды во Вторую мировую войну, однако погибшего вместе с ними стрелка-радиста старшего рядового Лоренса Рейнолдса [Lawrence Reynolds] командование не удостоило даже медали.
Ко второй половине дня союзное командование осознало опасность немецкого продвижения через Арденны и направило пару десятков «Бэттлов» из четырёх эскадрилий бомбить переправу через р.Семуа у Буйона и войсковые колонны на дорогах до и после неё. Эта операция увеличила список потерь ещё на шесть машин (все сбиты зенитным огнём), и к ночи, подытожив общие итоги трёх дней, командование RAF пришло к заключению, что если не сбавить интенсивность действий, то «мы растратим все ресурсы на ранних стадиях сражения и не сможем эффективно действовать, когда наступит действительно критическая фаза».
Поэтому если не считать разведполётов, единственной операцией английских бомбардировщиков во Франции 13 мая стал рейд 226-й эскадрильи в Южную Голландию в помощь отступающим французким войскам.
Зато следующий день признали той самой «критической фазой сражения» и направили все исправные «Бэттлы» и многие другие англо-французские бомбардировщики в удар по дорогам и переправам в районе Седана, проведя крупнейшую операцию союзной авиации за время Французской кампании.
Экипажи из всех 8 боевых эскадрилий «Бэттлов», действуя мелкими группами, совершили 75 боевых вылетов за день. Из них в безвозвратные боевые потери ушло как минимум 33 самолёта – столько известно «поимённо», но судя по нестыковкам между журналами боевых действий и данными итоговых отчётов, эти цифры не полные.
Английские и французские истребительные части пытались, но не имели возможности надёжно прикрыть такое большое число бомбардировщиков, поэтому примерно половина потерь пришлась на долю «Мессершмиттов», а ещё 4 «Бэттла» стали жертвой «дружественного огня» MS.406.
Первое отступление
Немецкие войска быстро продвигались вперёд, и 15 мая британцы начали отводить эскадрильи AASF на юг подальше от линии фронта, на несколько дней выведя их из операций, сначала из-за самого перебазирования, а потом из-за отсутствия на новом месте бомб и должного запаса топлива. 105-я и 218-я эскадрильи, в которых в сумме осталось всего четыре самолёта, в процессе перебазирования прекратили своё существование, влившись в другие части.
Бельгийские «Бэттлы» после разгромного рейда на мосты проводили только разведку и штурмовку наступающих колонн, действуя одиночными машинами. Конец их эскадрилье положила бомбардировка её аэродрома утром 18 мая, в которой все пять оставшихся самолётов получили повреждения разной степени тяжести и затем были брошены при эвакуации.
Британцы же возобновили боевые действия утром 19 мая крупным рейдом 33 «Бэттлов» в сопровождении 26 «Харрикейнов» по вскрытому району концентрации сил противника северо-западнее Ретеля. Однако, в данном случае разведка сработала не лучшим образом, и подходящих целей там нашлось не много, а собственные потери составили пять сбитых «Фейри» (два истребителями и три зенитным огнём).
На следующий день все эскадрильи «Бэттлов» опять перевели на ночные действия. И эта мера действительно радикально уменьшила потери устаревших бомбардировщиков: всего три машины за две недели при выполнении от полутора десятков до сорока самолётовылетов за ночь. Дневные вылеты также продолжались, но в значительно меньших масштабах и обычно по отдельным запросам командования или наземных войск.
Финальный этап кампании
Новый этап в боевом применении самолёта начался с 5 июня, когда немцы, завершившие уничтожение северной группировки союзников, перешли в наступление на южном фронте. Вечером 11 «Бэттлов» направили на бомбёжку продвигающихся немецких танков, а ночью такое же число машин летало по прифронтовым коммуникациям противника.
В последующие дни экипажи продолжали действовать круглосуточно с общим числом самолётовылетов за сутки примерно таким же, как в предшествующий период. Днём их обычно сопровождали «Харрикейны», но не всегда с должной эффективностью (в одних случаях из-за малочисленности, в других по отсутствию должного взаимодействия между подразделениями разных частей).
Несколько раз им приходилось действовать и без эскорта, например в двух крупных рейдах на переправы через Сену 10 июня, но тогда британцам явно повезло: «Мессершмитты» в том районе так и не появились … но зато прилетели бравые поляки на «Кодронах» CR.714, разом сбившие два бомбардировщика.
12 июня английское командование признало ситуацию во Франции безнадёжной, приказав своим лётчикам готовиться к эвакуации с континента. На следующий день бомбардировочные эскадрильи, несмотря на полное отсутствие истребительного прикрытия, резко увеличили интенсивность боевых вылетов, что привело к соответствующему росту потерь. Доля «Бэттлов» составила 11 самолётов, погибших преимущественно в воздушных боях.
14 июня при меньшем числе вылетов «в расход» списали ещё шесть сбитых «Мессершмиттами» бомбардировщиков, а утром 15 июня экипажи выполнили последние боевые задания, после чего перегнали все исправные «Бэттлы» (около 60 машин) на английские аэродромы, завершив участие самолётов этого типа во Французской кампании.
В завершение материала немного статистики по безвозвратным боевым потерям «Бэттлов». За 8 месяцев Странной войны они составили 7 самолётов в воздушных боях сентября 1939 года и ещё один, перехваченный и сбитый ночным истребителем весной 1940 года.
С 10 по 14 мая британцы потеряли 67 «Бэттлов», в т.ч. 13 от истребителей противника, 4 от «дружественного огня» французских ВВС и 39 от зенитного огня, а по остальным эпизодам подробностей нет. Бельгийцы за тот же период потеряли два «Бэттла» в воздушных боях, шесть от своего и чужого зенитного огня и один разбомбленным в полёте, итого 9 машин.
После возобновления боевых вылетов британских «Бэттлов» с 19 мая по 4 июня они потеряли 12 самолётов в дневных операциях (в т.ч. по 4 в боях и от зенитного огня) и 3 в ночных.
Период с 5 по 12 июня добавил к этому списку ещё 15 дневных потерь (в т.ч. 4 от немецких истребителей, 2 от польских и 7 от зенитного огня) и 3 ночных (в т.ч. 1 от зенитного огня).
А на финальном этапе с 13 июня по утро 15-го ночные потери отсутствовали, а дневные достигли 18 машин, в т.ч. 14 от истребителей и 1 от зенитного огня.
Итого 9 потеряных бельгийских «Бэттлов» и не менее 126 достоверно известных британских, без учёта потерянных на аэродромах и уничтоженных или брошенных при отступлении.
Комментарии к данной статье отключены.