• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    62

    Никакой «дружбы»!

    • ВМВ
    • СССР
    • Германия
    • технологии
    Михаил Елисейкин
    24 January '18

    Бытует мнение, что первая отечественная мотопила появилась в 50-х годах, и это была легендарная «Дружба», вокруг рождения которой нагромождено огромное количество небылиц. На самом деле, отечественные бензопилы появились за два десятилетия до «Дружбы» и успели не только повоевать в Финскую и Великую Отечественную войны, но даже… получить «Оскара».

    Бензопилы вермахта

    Во время войны, в самой Германии и на подконтрольных ей территориях располагалось несколько производителей моторных пил, поэтому проблем с выбором у немцев не было. Самыми известными, пожалуй, являются две модели — Dolmar CL и Stihl KS43, представлявшую собой более мощную версию моделей Stihl BDKH и Stihl BDK середины 1930-х.

    ​Бензопила Dolmar CL, модель 1939 года. Объём двигателя 241 см3, мощность 8 л.с., вес 45 кг. Бензопила Stihl KS43 модели 1943 года была схожа по мощности, но за счёт применения лёгких сплавов получилась гораздо легче: объём двигателя 247 см3, мощность 8,5 л.с., вес 36 кг - Никакой «дружбы»! | Warspot.ru
    Бензопила Dolmar CL, модель 1939 года. Объём двигателя 241 см3, мощность 8 л.с., вес 45 кг. Бензопила Stihl KS43 модели 1943 года была схожа по мощности, но за счёт применения лёгких сплавов получилась гораздо легче: объём двигателя 247 см3, мощность 8,5 л.с., вес 36 кг
    ​Бензопилу модели Dolmar CL можно было увидеть в старой экспозиции минского музея Великой Отечественной Войны, в экспозиции с партизанским лагерем - Никакой «дружбы»! | Warspot.ru
    Бензопилу модели Dolmar CL можно было увидеть в старой экспозиции минского музея Великой Отечественной Войны, в экспозиции с партизанским лагерем

    Конечно, это не единственные модели бензопил, доступные германской армии во время Второй Мировой войны, но именно на них обычно ссылаются в тех случаях, когда хотят сравнить «у них и у нас». «У нас», как правило, показывают ручные пилы и делают выводы о несопоставимом техническом оснащении армий Германии и СССР. Но справедливы ли эти выводы?

    Бензопилы Красной армии

    В силу особенностей советской экономики большого количества советских марок бензопил (тогда говорили не «модель» , а именно «марка») ожидать не приходится. Фактически, 1941 год СССР встречал с одной бензопилой МП-220. Пила МП-300 разработки начала 30-х годов уже устарела, а новая МП-180 появилась позже.

    ​Бензопила МП-220, модель 1935 года (в 1941 году выпускалась улучшенная модель МП-220А). Объём двигателя 220 см3 (эффективный 187 см3), мощность 3,5 л.с., вес 32 кг - Никакой «дружбы»! | Warspot.ru
    Бензопила МП-220, модель 1935 года (в 1941 году выпускалась улучшенная модель МП-220А). Объём двигателя 220 см3 (эффективный 187 см3), мощность 3,5 л.с., вес 32 кг

    В разное время эту модель производили мотоциклетный завод в Ижевске и Пермский машиностроительный завод, сейчас носящий имя Дзержинского — как видим, ЗиД начал выпускать мотопилы за 20 лет до появления «Дружбы»!

    К сожалению, источники военных лет не балуют нас указанием на конкретные модели советских мотопил. В учебниках и нормативах военных инженеров, докладах, статистике и даже заводских архивах чаще всего писали просто «моторная пила» или «мотопила» — ни марки, ни мощности, ни веса. Но есть два числа, которыми можно оперировать достоверно:

    ​Кадр из документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» - Никакой «дружбы»! | Warspot.ru
    Кадр из документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой»

    «Записка НКО СССР и Генштаба Красной Армии в Политбюро ЦК ВКП(б) И.В. Сталину и СНК СССР В.М. Молотову с изложением схемы мобилизационного развёртывания Красной Армии» сообщает, что на 1 января 1941 года в РККА в наличии было 3908 моторных пил. А в книге «Инженерные войска Советской Армии 1918-1945» в таблице «выпуск средств инженерного вооружения в годы Великой Отечественной войны» есть строчка «моторные пилы» с указанием их количества — 3598 штук.

    Итого, имеем примерно 7500 моторных пил собственного производства, прошедших через армию в годы войны. К этому числу могут быть некоторые вопросы, но общую картину оно даёт — количество моторных пил отечественного производства измерялось тысячами штук.

    Бензопила, получившая «Оскар»

    Итак, о чём идёт речь? Речь о советском фильме 1942 года «Разгром немецких войск под Москвой» и его американской версии «Moscow Strikes Back», получившей в 1943 году «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». В начале фильма (в советской версии в конце 10-й минуты) есть сцена создания лесного завала с использованием моторной пилы.

    Документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Нужный эпизод с 09:59 по хронометражу

    По характерной цельноповоротной конструкции, направлению выхлопа, форме бака и кожуха крыльчатки можно однозначно установить, что это мотопила МП-220. Налицо неожиданное свидетельство того, что отечественные мотопилы в годы Великой Отечественной Войны не только были, но и «получили» кинопремию «Оскар» — хотя и не персональную, а в составе коллектива.

    Михаил Елисейкин

    История цепных пил · История механизированного инструмента

    Поделиться
    • 25
    • 88
    • 7
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    
Железобетонный щит «Максима» на Warspot.ru
    Железобетонный щит «Максима»
    «Дверная колотушка» из-за океана на Warspot.ru
    «Дверная колотушка» из-за океана
    Немецкий стальной шлем: второе поколение на Warspot.ru
    Немецкий стальной шлем: второе поколение
    Немец с австрийской родословной на Warspot.ru
    Немец с австрийской родословной
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google