«Парижская пушка» или пушки (определенности в количестве этих орудий у историков нет до сих пор) начала обстрел Парижа 21 марта 1918 года из района Крепи, располагавшегося в 120 км от города. Первый снаряд упал на жилые кварталы в 7:18 утра. Вторым было убито 8 и ранено 13 человек. Всего за этот день на территорию города упало 4 снаряда. Первоначально парижане решили, что подверглись налету германских высотных цеппелинов, так как не было слышно ни звука канонады, ни шума моторов самолетов. Была объявлена воздушная тревога, однако чуть позже, когда экспертами были изучены осколки снарядов, стало понятно, что город подвергся обстрелу дальнобойной артиллерией.
Для обнаружения «Парижской пушки» была мобилизована авиация, и буквально через несколько часов после начала обстрела германское дальнобойное орудие было обнаружено французским летчиком Дидье Дора. Интересно, что после Первой мировой войны он стал успешным предпринимателем, пионером французской коммерческой авиации, организовавшим во Франции систему авиаперевозок и авиапочты. Дора был близким другом Антуана де Сент-Экзюпери и послужил прототипом главного героя его романа «Ночной полет». Сам же Дора написал книгу о своем друге после гибели того во время Второй мировой войны.
Обстрел Парижа не был отдельной операцией германской армии. 21 марта началась наступательная операция «Михаэль», первая из целой серии наступлений германских войск на Западном фронте, получивших общее название «Весеннее наступление». Тысячи орудий открыли огонь по передовым позициям войск Антанты, разрушая блиндажи, траншеи, пулеметные гнезда, прерывая линии связи. Голос «Парижских пушек» тонул в этой вакханалии артиллерийской канонады, однако действие их снарядов не оставалось незамеченным французским командованием.
Артобстрел Парижа продолжался, росло число убитых и раненых. 29 марта 1918 года произошел самый трагичный инцидент этих дней, когда снаряд «Парижской пушки» попал в церковь Святых Гервасия и Протасия (широко известную под сокращенным названием Сен-Жерве) во время проводимой в ней службы. Тогда погибло 88 и было ранено 68 человек. Во время обстрела город покинули несколько тысяч парижан, однако массовой паники, на возникновение которой рассчитывало германское командование, руководству города удалось избежать.
Французские артиллеристы вступили в артиллерийскую дуэль с невиданными доселе германскими орудиями. Они переместили свои дальнобойные железнодорожные пушки и начали обстрел района Крепи, где, как предполагалось, находились позиции «Парижских пушек».
Между тем, разбив 5-ю британскую армию, германские войска продолжали свое наступление и к 30 марта 1918 года взяли Монтдиди. «Парижские пушки» были перевезены ближе к Парижу, в Буа-де-Корбье. Для маскировки огня рядом с батареей «Парижских пушек» были расположены две батареи других орудий, который открывали огонь в момент залпа дальнобойных монстров. Новые снаряды посыпались на Париж, и, в связи с сокращением дистанции, больший их процент взрывался в черте города.
Французские артиллеристы вели ответный огонь, в результате чего германские орудийные расчеты несли потери. Однако обстрел Парижа не прекращался. За 44 дня первых двух обстрелов «Колоссаль» выпустил по Парижу 303 снаряда, из которых 183 упали в черте города.
Весеннее наступление закончилось 6 июня 1918 года. «Парижские пушки» переместили еще ближе к столице Франции, в Бомон. Их основной задачей стало отвлечение на себя огня французских железнодорожных дальнобойных орудий. Начался третий обстрел Парижа, и французские специалисты заметили, что на этот раз калибр орудий, ведущих обстрел, достигает 232 мм.
5 июля батарея самых дальнобойных германских орудий была переведена в Буа-де-Брюйер, но надолго она там не задержалась. 15 июля началась вторая битва на Марне, которую германские войска полностью проиграли. Уже в августе началось отступление германских войск из Франции по всей линии Западного фронта. Дальнобойная батарея переносилась все дальше и дальше от Парижа, и вскоре «Парижские пушки» были эвакуированы в Германию.
Общее количество снарядов, выпущенных «Колоссалями» по Парижу, неизвестно, однако принято считать, что их было от 320 до 370. Всего за время обстрела Парижа самыми дальнобойными германскими орудиями были убиты 256 и ранены 620 человек. Французские публицисты и журналисты иногда называют германские пушки, обстреливавшие Париж, «Большими Бертами», что совершенно неправильно. «Большие Берты» участвовали в штурме бельгийские крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, фортов на севере Франции, русских крепостей в Ковно (современный литовский Каунас) и Осовце (ныне город Осовец-Крепость в Польше), но никогда не обстреливали Париж, так как не обладали достаточной дальнобойностью. Иногда «Парижской пушкой» называют германское дальнобойное орудие «Длинный Макс», что также не соответствует действительности. Однако эти три артиллерийские системы связывает то, что все они были произведены на предприятиях Круппа. К тому же, «Длинный Макс» все же имеет некоторое отношение к «Парижским пушкам»: при производстве «Колоссалей» использовались изношенные стволы «Длинных Максов».
Судьба «Парижских пушек» после Первой мировой войны остается неизвестной. Скорее всего, они были уничтожены – германское командование не хотело, чтобы новейшие технологии очутились в руках противника. По той же причине, вероятно, исчезли и чертежи этой артиллерийской системы. В руки союзников в районе Шато-Тьери попали только некоторые запасные части орудий. Кроме того, они захватили три железнодорожные платформы-лафета, предположительно принадлежавших «Колоссалям».
«Парижская пушка» дала определенный толчок развитию германской астронавтики, которое имело место после окончания Первой мировой войны. Так как по условиям Версальского договора Германии было запрещено создавать дальнобойные артиллерийские системы, германская инженерная мысль начала искать решение вопроса стрельбы на большие дистанции в сфере создания ракетных систем.
Оставила «Парижская пушка» свой след и в кинематографе. В известном фильме «Великий диктатор» его режиссер и исполнитель главной роли Чарли Чаплин высмеял точность «Колоссали», показав, как германские артиллеристы, целясь из нее в Собор Парижской Богоматери, смогли попасть лишь в какой-то сарай в пригороде Парижа.
Комментарии к данной статье отключены.