Противостояние США и СССР в годы холодной войны со временем обозначило новую ступень в расширении масштабов военно-политического конфликта. Если раньше дело ограничивалось поверхностью планеты и тропосферой, то теперь были задействованы космос и верхние слои атмосферы. Немедленно возникли проекты по управлению погодой: предполагалось затопить или, наоборот, иссушить территорию противника, создать благоприятные условия для бомбардировочной авиации и т.д. За годы холодной войны военные в США разработали и испытали самые разные способы воздействия на окружающую среду.
Метеорологи на службе в вооруженных силах
В 1947 году генерал Джордж Черчилль Кеннеди, глава Стратегического командования ВВС США, заявил, что «нация, которая сначала научится правильно прокладывать маршруты воздушных масс, а потом контролировать время и место осадков, будет доминировать на планете». Немудрено, что эти слова прозвучали из уст человека в руководстве ВВС, поскольку именно авиация как никакой другой род войск нуждалась в правильном прогнозе погоды и подходящих условиях для осуществления боевых операций.
Сразу же по окончании Второй мировой войны метеорологи из армии США и ряда научно-исследовательских институтов и лабораторий занялись разработкой планов по использованию погодных явлений для ведения военных действий. Предполагалось, что формирование огромных облачных масс над Европой и последующее их перемещение на территорию СССР поможет ослабить как вооружённые силы, так и экономику противника.
С помощью метеорологов разрабатывали сценарии военных кампаний, где в качестве поражающей силы были бы задействованы затяжные проливные дожди и интенсивные снегопады. Осадки, помимо своего естественного воздействия (переполнение водоёмов, наводнения и т.п.), могли, по мысли американских стратегов, использоваться ещё и как средство доставки биологического или радиоактивного оружия, разрушая экономику противника, делая непригодными к сельскохозяйственному возделыванию огромные территории. Конечно, предполагалось, что можно достичь и противоположного эффекта — разгона облаков на определённой территории для действий бомбардировочной авиации.
Историк Джеймс Р. Флеминг пишет, что вплоть до 1977 года, когда США подписали «Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», американское руководство очень хорошо финансировало и всячески поддерживало работы в этой области. Неудивительно, что большая часть метеорологов в США были так или иначе связаны с военными проектами. Флеминг приводит сведения, что в течение Второй мировой войны ВВС США обучили около 8000 специалистов по погоде. В Метеорологической службе ВВС в 1945 году работало 19 000 человек, из них 4500 носили офицерские звания.
После окончания Второй мировой войны в течение нескольких десятилетий численность этой службы не опускалась ниже 11 000 человек. Так, в начале американской кампании во Вьетнаме, в 1965 году, у военных метеорологов было больше людей, чем у гражданской службы (14 000 против 4500), а бюджет метеорологической службы Министерства обороны США (189 млн долларов) также значительно превосходил сумму, выделенную гражданской службе (104 млн).
Начало экспериментов по управлению погодой
Всё началось в 1946 году с опытов, которые проводил Винсент Шефер в лаборатории компании «Дженерал Электрик» в штате Нью-Йорк. К нему присоединились еще два исследователя-химика — Бернард Воннегут (брат знаменитого писателя Курта Воннегута) и Ирвинг Ленгмюр (нобелевский лауреат 1932 года за «открытия и исследования в области химии поверхностных явлений»). Их разработка заключалась в использовании иодида серебра для формирования облаков и вызова обильных осадков. Ленгмюр поспешил даже выступить с заявлением, что будет возможно таким образом сделать чрезвычайно плодородными засушливые области Юго-Запада США. Однако энтузиазм Ленгмюра, который объявил, что внезапный и очень сильный снегопад в штате Нью-Йорк был результатом работы лаборатории, не разделяло руководство «Дженерал Электрик», которое, опасаясь исков со стороны пострадавших от снегопада (прогнозы его не предвещали), поскорее переключило троицу учёных на военные контракты.
Они должны были консультировать работников секретного проекта «Сиррус» (Cirrus — «перистое облако»), в ходе которого с 1947 по 1952 гг., как отмечают историки, было произведено 180 полевых экспериментов по изменению состояния слоистых и кучевых облаков, а также тропических штормов. Несмотря на довольно спорные результаты в начале, — не было найдено эффективной методики для управления облачными массами, равно как и стопроцентно действенного химического агента, который помогал в этом, — ВВС решили продлить проект. Было, по крайней мере, четко установлено, что облака меняли свою структуру, цвет и разражались осадками при воздействии определённых веществ, но вот создать самоподдерживающийся шторм или ураган, равно как и вызвать достаточное количество осадков, чтобы победить засуху, не удалось.
Эксперимент Ленгмюра в 1950 году по использованию иодида серебра в Нью-Мексико, по-видимому, удачно совпал с естественными погодными циклами, так что осадки отмечались по всей стране. Генералы были впечатлены и решили проверить экспериментально заявления Ленгмюра, что это не предел возможностей «погодных генераторов», распылявших иодид серебра в атмосфере.
В 1952 году было решено провести пять экспериментов по созданию облаков, их разгону и вызыванию осадков. Эксперименты проводились на территории от Аляски до Карибского моря, но их результаты не впечатляли. Метеорологи, изучившие статистические данные, заявили, что эксперименты проводились не аккуратно, поскольку не были учтены ни естественное состояние атмосферы, ни посторонние воздействия — например, от жизнедеятельности городов или военных баз.
Дело осложнилось ещё и тем, что управление погодой стало выгодным делом для некоторых пройдошливых бизнесменов, заключивших контракты с фермерами и уверявших всех, что смогут вызвать дождь в течение определённого периода и предсказать погоду на очень долгий срок. Популярность таких людей стала возможной вследствие хвастливых заявлений Ленгмюра, быстро подхваченных и широко распространённых прессой и телевидением. Опять-таки, частичный успех некоторых таких дельцов — скорее всего, из-за совпадений их манипуляций и погодных циклов — широко обсуждался и способствовал вере во всемогущество современной науки. Например, были популярны опыты Уоллеса Хоуэлла и Ирвинга Крика — последний в годы Второй мировой войны сотрудничал с армией, делая прогнозы погоды для высадки войск союзников в Нормандии.
Вопрос управления погодой перестал быть научной абстракцией, став важной частью политической борьбы. Возникла проблема массы судебных исков и к частным лицам и к военным, которые проводили свои эксперименты. Военные опасались, что их безраздельное господство в этой области будет ограничено каким-нибудь государственным агентством, и эксперименты придётся свернуть. Однако среди высших чинов и политиков было распространено убеждение, высказанное Говардом Т. Орвиллом, назначенным в 1953 году главой консультативного комитета по контролю за погодой, в статье в журнале «Кольер»:
«Возможно, что мы могли бы использовать погоду в качестве оружия, создавая штормы или рассеивая их, как того требует тактическая ситуация. Мы могли бы затопить врага дождём, чтобы помешать передвижению войск, или нанести удар по его запасам продовольствия, вызвав засуху … Но прежде, чем мы сможем надеяться достичь всех преимуществ, которые я обрисовал, сотни метеорологических вопросов должны быть решены за счёт, возможно, миллиардов долларов».
Контролируя военных, чтобы последние не натворили бед для избирателей, конгрессмены вовсе не планировали отказываться от перспективных исследований, сулящих победу в холодной войне.
Технологии управления погодой и война в Индокитае
В СССР также разрабатывали проекты контроля над погодой, что очень беспокоило Пентагон и Белый дом. Количество советских специалистов, занятых в метеорологической службе, по данным американцев, в несколько раз превосходило численность таковых в США. Орвилл и многие другие политики и военные ставили вопрос ребром: кто будет контролировать воздушные потоки и облачные массы в случае ядерного конфликта? Кто первым использует погоду, чтобы уничтожить сельское хозяйство противника? Такие доводы хорошо действовали на Конгресс.
Мысль, что СССР, вырвавшийся вперед в космической гонке и имевший запасы ядерного оружия, может стать первым и в управлении погодой, для многих была невыносима. Нанести удар и опробовать технологии управления погодой предполагалось на новом фронте борьбы сверхдержав — в Индокитае.
Кажется, что Индокитай в годы Вьетнамской войны стал ареной для отработки самых разных военных новшеств. США пытались применить там и суперсовременные компьютерные технологии, связанные со сбором и обработкой информации, и технологии, связанные с изменением климата.
Как выяснилось уже в начале 1970-х гг., в период с 1967 по 1972 гг. знаменитая «Тропа Хо Ши Мина», использовавшаяся Вьетконгом для переброски людей и оружия из Северного Вьетнама в Южный и петлявшая по территории Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, стала целью операции «Попай» (Popeye). Стоимость поведения операции оценивалась примерно в 3,6 млн долларов ежегодно. Суть её состояла в вызове над «тропой» обильных осадков, чтобы размыть её и прервать снабжение войск Вьетконга в Южном Вьетнаме.
Итоги операции вызывают споры по сей день. Согласно некоторым данным, количество осадков в районе «тропы» увеличилось (называются цифры от 1 до 7 дюймов), но корректные исследования ввиду объективных обстоятельств так никогда и не проводились. Генерал Уэстморленд, командовавший войсками США во Вьетнаме, утверждал, что никакого повышения уровня осадков не было.
Самое интересное, что нечто подобное планировали провести и французы во время знаменитого сражения за Дьенбьенфу, выигранного вьетнамцами. Вкупе со сведениями об операции по уничтожению джунглей в Северном и Южном Вьетнаме с использованием «Агента Оранж», новости о «Попае» могли только способствовать дальнейшей дискредитации американского командования и правительства.
Заключение
Неудачная, судя по всему, операция во Вьетнаме, а также переключение на новые способы борьбы с СССР вкупе с некоторой разрядкой международной обстановки, способствовали охлаждению к идеям использования погоды в ходе военных действий. В 1977 году США вместе с другими странами подписали «Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», что на время затормозило все разработки в этой области, хотя и не прекратило их совсем.
Литература:
- Fleming James R. Fixing the Weather and Climate: Military and Civilian Schemes for Cloud Seeding and Climate Engineering // Technological Fix: Visions, Trials, and Solutions / ed. Rosner L. — London: Routledge, 2004
- Harper K.C. Climate Control: United States Weather Modification in the Cold War and Beyond // Endeavour — 2008 — Vol.32 — №1 — p.20–26
- Harper Kristine C., Doel Ronald E. Environmental Diplomacy in the Cold War Weather Control, the United States, and India, 1966–1967 // Environmental histories of the Cold War / ed. McNeill J.R., Unger C.R. — Washington, D.C., New York: German Historical Institute; Cambridge University Press, 2010
Комментарии к данной статье отключены.