Во время Второй мировой войны американская кавалерия, выполнявшая разведывательные функции, стала бронированной — на её вооружение поступили колёсные бронетранспортёры М3А1 «Скаут Кар» и бронеавтомобили М8/М20. Почти сразу после окончания войны «Скаут Кары» сняли с вооружения, а вскоре за ними последовали и бронеавтомобили. Разведчикам же в качестве средства передвижения оставили джипы — надёжные и неприхотливые, но абсолютно незащищённые.
Прежде всего, американская армия стремилась получить танки, которые не уступали бы советским, затем — заменить «хаф-траки» в мотопехоте современными бронетранспортёрами и обновить парк самоходной артиллерии. Потребовалось почти десять лет, чтобы дело дошло до обновления техники разведчиков. В 1954 году фирмы, производившие бронетехнику, получили требования к четырёхместной многоцелевой бронемашине — командирской, разведывательной, санитарно-эвакуационной, а также носителю противотанкового оружия (безоткатных орудий). По сути, военные хотели получить функциональный аналог лёгкого многоцелевого автомобиля, который имел бы бронезащиту. Масса бронемашины должна была составлять около 8000 фунтов (3630 кг), скорость — не менее 45 миль в час (72 км/ч). Объём производства оценивался в 3000 единиц, поэтому разработка бронемашины стала привлекательной для фирм, рассчитывавших на получение солидной прибыли.
Финалистами конкурса стали фирмы «Крайслер» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила колёсную двухосную бронемашину Т115, вторая — гусеничную Т114. Армия предпочла гусеничный движитель, и в 1957 году выдала «Кадиллаку» заказ на постройку шести прототипов. Почему же именно гусеницы, а не колёса? Дело в том, что в те времена обязательным элементом пейзажа европейских полей сражений виделись грибы ядерных взрывов, а проходимость гусеничной техники по территории, подвергшейся атомному удару, расценивалась как более высокая по сравнению с колёсной. Разведывательный БТР должен был стать компонентом «разведывательной команды ядерного поля боя». Вторая её составляющая — новый лёгкий танк Т92, призванный заменить М41 «Уокер Бульдог», — испытывался, но так и не был принят на вооружение (вместо него начали разработку танка М551 «Шеридан»).
Конструкция
Сварной корпус Т114 изготавливался из алюминиевой брони, максимальная толщина которой достигала 44,5 мм. Для повышения защищённости верхний лобовой лист установили под большим углом, но боковые и кормовой листы были вертикальными (скошенными в верхней части) — иначе невозможно было обеспечить нормальную вместимость компактной машины. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось впереди справа, слева от него находилось рабочее место механика-водителя. В кормовом листе корпуса имелся прямоугольный аварийный люк. Машина была четырёхместной, но её штатный экипаж в разведывательном варианте состоял из трёх человек. Т114 вооружался 12,7-мм пулемётом М85, установленным в двухместной башенке (разрабатывалась по отдельному контракту несколькими фирмами на конкурсной основе).
В силовой установке разведывательного БТР применили узлы гражданского происхождения — это должно было способствовать снижению стоимости машины. Т114 получил восьмицилиндровый V-образный карбюраторный мотор «Шевроле» 283 мощностью 160 л. с., а также трансмиссию «Хайдроматик» 305МС (четыре скорости вперед и одна назад). Бронетранспортёр мог плавать, движение на плаву осуществлялось за счёт перематывания гусениц.
Ходовая часть (применительно к одному борту) включала четыре опорных катка большого диаметра с торсионной подвеской, ведущее колесо и ленивец. Гусеница представляла собой цельную резиновую ленту, снабжённую грунтозацепами. Такая конструкция позволяла снизить массу и стоимость гусеницы, но оказалась на редкость непрактичной: в случае повреждения она не подлежала ремонту силами экипажа.
Испытания прототипов Т114 проходили в 1960 году в разных климатических условиях. В целом, они были успешными, но армия потребовала снизить стоимость машины. Пришлось отказаться от двухместной башни, заменив её небольшой командирской башенкой, смещённой вперёд. Вооружение БТР теперь должно было состоять из двух пулемётов на открытых установках. Для упрощения технологии производства корпуса отказались от скосов в местах перехода от бортов к крыше. Внесли и ряд других изменений. Наконец, в октябре 1961 года был подписан контракт на производство первой партии из 1215 машин. Т114 приняли на вооружение под обозначением Command and Reconnaissance Carrier (командирско-разведывательный бронетранспортёр) М114. Интересно, что «Дженерал Моторс» ухитрилась получить первый транш на организацию производства новой бронемашины ещё за несколько месяцев до подписания контракта — лоббисты компании сумели «продавить» финансирование, ссылаясь на необходимость сохранения рабочих мест.
Первый М114 был готов в августе 1962 года, а год спустя ворота завода в Кливленде покинула тысячная машина. За первым контрактом последовали второй и третий — на 1295 и 1200 машин соответственно. В общей сложности до 1965 года изготовили 3710 единиц М114.
Серийные варианты
Базовый вариант М114 в целом соответствовал прототипам — за исключением упрощённой формы верхней части корпуса и отсутствия башни. Кроме того, аварийный люк в задней стенке корпуса стал круглым вместо прямоугольного. На турели командирской башенки устанавливался 12,7-мм пулемёт М2, перед люком наблюдателя — 7,62-мм пулемёт М60 (иногда — более старый «Браунинг» М1919А4). Боекомплект составлял 1000 патронов для пулемёта М2 и 3000 — для М60. На случай встречи с танками внутри М114 перевозились три одноразовых противотанковых гранатомёта М72А1 (крепились к створке аварийного люка).
В состав экипажа М114 входили механик-водитель, командир и наблюдатель/радист. Командир и наблюдатель имели перископы М13, механик-водитель располагал тремя перископическими приборами наблюдения М26. Для вождения ночью средний прибор М26 можно было заменить ночным прибором наблюдения М19.
Существенным недостатком М114 являлось отсутствие какой-либо защиты командира при ведении им огня из пулемёта, поэтому производство базового варианта машины прекратилось после выпуска 615 единиц. Далее в производство пошла модификация М114А1, на которой крупнокалиберный пулемёт оборудовали устройством дистанционного управления — теперь командир мог вести огонь изнутри машины.
Главной целью второго этапа модернизации стало усиление огневой мощи: советские БТР-60 и БРДМ-2, вооружённые 14,5-мм пулемётами, превосходили по этому параметру американский БТР, а их лобовая броня защищала от 12,7-мм пуль. На М114 установили 20-мм пушку М139 (лицензионный вариант швейцарского орудия «Испано-Сюиза» HS 820), смонтировав её открыто над командирской башенкой и снабдив устройством дистанционного управления.
В боекомплект М139, составлявший 100 выстрелов, входили снаряды двух типов: осколочные трассирующие HEIT (High Explosive Incendiary Tracer) и бронебойные трассирующие APIT (Armor Piercing Incendiary Tracer). В учебных целях применялись практические снаряды TPT (Target Practice Traсer). Орудие имело два режима огня: одиночными выстрелами (скорострельность — до 200 выстр./мин) и очередями (1000 выстр./мин). Пушечный вариант получил обозначение М114А1Е1, а после принятия на вооружение — М114А2. Такие БТР не строились «с нуля», а переделывались, начиная с 1969 года, из ранее выпущенных М114 и М114А1.
Опытные модификации
На М114 испытывался целый ряд альтернативных вариантов вооружения, наиболее мощным из которых была 90-мм пушка от французского бронеавтомобиля AML-90. Испытывали также 25-мм пушку, 20-мм шестиствольную пушку М61 «Вулкан», 106-мм безоткатное орудие М40А1 и противотанковые управляемые ракеты «Дарт». В серию ни один из этих вариантов не попал.
Наибольший интерес среди опытных вариантов М114 представляет истребитель танков. Ещё в июне 1957 года «Кадиллак» представил военным деревянный макет Т114, вооружённый открыто установленным 106-мм безоткатным орудием М40А1. Однако такое решение заказчик забраковал, потребовав защитить стрелка бронёй. Новый вариант истребителя танков получил одноместную бронированную вращающуюся башню, с правой стороны которой в бронированном же контейнере установили безоткатное орудие М40А1. Пушка снабжалась механизмом заряжания с магазином ёмкостью три снаряда, перезарядка которого производилась без выхода экипажа из машины (изнутри башни). С орудием была спарена 12,7-мм пристрелочная винтовка М8. Предусматривалась также установка на открытой турели 12,7-мм пулемёта Т175Е1, но на имеющихся фотографиях опытных образцов истребителя танков его нет. Возимый боекомплект состоял из 26 снарядов, 150 патронов для пристрелочной винтовки и 480 — для пулемёта. Экипаж машины состоял всего из двух человек — механика водителя и командира/наводчика/заряжающего.
Испытания двух опытных образцов истребителя танков, переделанных из 5-го и 6-го прототипов Т114, проводились на рубеже 1960–1961 годов. Результаты были неудовлетворительными (прежде всего из-за неудачной конструкции механизма заряжания), и на вооружение машину не приняли. Противотанкистам пришлось довольствоваться безоткатными орудиями, устанавливавшимися на бронетранспортёрах открыто (в качестве носителя использовался не М114, а М113).
Служба
В армии США бронетранспортёры М114 поступали на вооружение разведывательных рот разведбатов танковых и пехотных дивизий. Традиционно эти роты именуются не company, а troop, поскольку они относятся к кавалерии, по той же причине разведывательный батальон называется эскадроном — squadron. Разведрота была весьма мощным подразделением, способным самостоятельно вести боевые действия. Согласно штату, утверждённому в 1966 году, она включала управление (10 человек, один БТР М114, два джипа и два лёгких грузовика с прицепами), секцию наземной разведки (пять человек, два БТР М113 и две РЛС AN/PPS-4), секцию обеспечения (10 человек, БТР М113, БРЭМ М578, джип и лёгкий грузовик с прицепами) и три разведвзвода. В каждом из взводов имелись:
- управление (2 человека и один БТР М114);
- разведывательная секция (12 человек, четыре БТР М114);
- танковая секция (12 человек, три танка М48А3 — как временная мера до поступления лёгких танков М551);
- мотопехотная секция (10 человек, один БТР М113);
- секция поддержки (5 человек, один 106,7-мм самоходный миномёт М106).
Таким образом, рота насчитывала 148 человек личного состава, 9 танков, 16 БТР М114, 6 БТР М113, 3 самоходных миномёта М106, 1 БРЭМ М578 и 6 автомобилей. Однако уже в этих штатах появляется примечание: «Допускается замена БТР М114 на М113». Почему же кавалеристы решили отказаться от специализированной разведывательной бронемашины в пользу «пехотного» БТР?
Причиной стала война — не та, для которой создавалась «разведывательная команда ядерного поля боя», а Вьетнамская. Первые М114 попали во Вьетнам в 1962 году. В джунглях Юго-Восточной Азии оказалось, что проходимость разведывательного бронетранспортёра крайне низка. Из-за неудачной конструкции носовой части корпуса БТР часто застревал при попытке преодолеть ров, а также при входе в воду или выходе из воды при переправе через водные препятствия. Крайне низкой оказалась и устойчивость к боевым повреждениям. Даже подрыв на противопехотной мине выводил машину из строя — рвалась гусеница, не подлежавшая ремонту в полевых условиях. Если же миниатюрный бронетранспортёр подрывался на чём-то более существенном, то его буквально разносило на куски. В итоге уже с 1964 года разведывательные части армии США во Вьетнаме начали перевооружаться бронетранспортёрами М113 (в модификации с усиленным вооружением — ACAV). 80 М114 передали армии Южного Вьетнама, где ими вооружили четыре эскадрона, но и эти машины вскоре были списаны.
В США и Западной Европе бронетранспортёры М114 ещё продолжали службу — их даже модернизировали до уровня М114А2. Но в 1973 году был издан приказ о снятии М114 с вооружения. Последние машины этого типа служили до 1979 года, когда были окончательно заменены бронетранспортёрами М113.
М114 стал своеобразной попыткой возвращения к концепции, сродной танкетке 30-х годов. Как и в своё время «Карден-Ллойд», машина оказалась малоэффективной и на поверку — практически небоеспособной. Американской армии пришлось обратиться к «полноразмерным» бронированным разведывательным машинам — сначала в виде доработанного М113 ACAV, а позже — БРМ М3, созданной на базе БМП М2 «Брэдли».
Списанные М114 не вызвали энтузиазма у союзников США, которые предпочитали вооружаться бронетранспортёрами М113. Единичные экземпляры «демобилизованных» М114 попали в спецотряды полиции (SWAT) некоторых крупных американских городов. Часть машин подверглась полной демилитаризации с демонтажем бронекорпуса — их под названием «Вудмастер» выпустили на гражданский рынок в качестве трелёвочных тракторов. По иронии судьбы, именно этим машинам ещё пришлось повоевать.
В 1978 году министерство сельского хозяйства Сальвадора приобрело 27 «Вудмастеров». По прибытии в страну машины были сразу же переданы военным. В армейских мастерских гражданские «Вудмастеры» оснастили бронекорпусами, причём разной конструкции — имеется, по крайней мере, три их варианта. Всего переделке подверглись 23 трактора. Не менее четырёх БТР получили 20-мм строенные пушечные установки М55А2 югославского производства. Некоторое время спустя часть машин получила взамен бензиновых моторов 140-сильные дизели LDT-465IC, снятые с грузовиков М35.
Эти диковинные бронемашины нашли применение во время гражданской войны в Сальвадоре 1979–1990 годов. Известно, что пушечные самоходки (назвать их зенитными установками не поворачивается язык — по воздушным целям они никогда не стреляли) оказались весьма полезными при столкновениях с партизанами из Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти, действовавшими в городах.
|
М114 |
М114А1 |
---|---|---|
Боевая масса, кг |
6846 |
6929 |
Длина, мм |
4464 |
|
Высота (по пулемёту), мм |
2390 |
|
Ширина, мм |
2330 |
2160 |
Клиренс, мм |
362 |
|
Бронирование, толщина, мм/угол установки, град: |
||
верхний лобовой лист нижний лобовой лист верх борта низ борта корма крыша днище |
31,8/70 44,5/28 31,8/0 19/0 31,8/0 38/90 25,4/90 |
|
Максимальная скорость, км/ч: |
||
по шоссе на плаву |
58 5,5 |
|
Запас хода по шоссе, км |
440 |
|
Преодолеваемые препятствия, см: |
||
ширина рва высота стенки |
120 51 |
Литература:
- Hunnicutt R.P. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles. – Novato, CA: Presidio Press, 2002
- Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. – Novato, CA: Presidio Press, 1999
- Montes J.A. Unique match: US M114, the Yugoslavian M55A2, and the Salvadorian gun tractor // www.smallarmsreview.com/display.article.cfm?idarticles=474
- Омелянюк П. «Бронированный гусеничный джип»: разведывательный бронетранспортер М114 // Арсенал-коллекция. – 2013. – №11
Комментарии к данной статье отключены.