В конце 1936 года французское армейское командование приняло решение о создании бронированного гусеничного транспортера для перевозки грузов и пехоты, призванного заменить бронетранспортер Renault UE. В соответствии с тактико-техническим заданием машина должна была быть не тяжелее 2600 кг и иметь способность транспортировать не менее 500 кг груза в грузовом отсеке и до 1000 кг – в прицепе.
Под эти требования в 1936–37 годах пять фирм разработали собственные проекты транспортеров. Фирма Lorraine-Dietrich первой справилась с заданием и уже 23 апреля 1937 года представила вниманию военных первый прототип транспортера Lorraine 37 (впоследствии получивший название «короткая версия»). 16 апреля 1937 года был объявлен новый конкурс – на создание бронированного гусеничного транспортера для перевозки грузов в танковых частях. Так как в модели транспортера Lorraine были заложены существенные резервы для модернизации, его конструкторы смогли быстро создать новый образец – Lorraine 37L (известен как «длинная версия») и 9 июля 1937 года представить его на испытания. Ходовая часть «короткой модели» состояла из двух тележек с двумя катками с каждого борта, ходовая часть «длинной модели» – из трех тележек с двумя катками с каждого борта. Таким образом, конструкторы смогли представить для участия в различных конкурсах два унифицированных прототипа, что являлось неоспоримым конкурентным преимуществом.
Первый этап испытаний начался 28 апреля и продолжался до 10 июня 1937 года, после чего прототип вернули на завод для устранения выявленных недостатков. Масса бронетранспортера 37l превышала заданную почти в два раза, однако армейская комиссия (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что невозможно создать транспортер требуемой грузоподъемности без увеличения его собственного веса. В конце 1937 года обе версии были приняты на вооружение после незначительной доделки. С этого момента и берет начало служба бронетранспортеров семейства Lorraine во французской армии, а позднее в Вермахте. Точнее было бы сказать, что службу несли бронетранспортеры только «длинной версии»: французские военные в итоге приняли решение отказаться от использования двух унифицированных транспортеров в пользу единого транспортера (заказ на производство ста бронетранспортеров «короткой версии» был отменен). Несмотря на ограниченный период производства (1938–40 годы), бронетранспортер производился в трех модификациях: 37L, 38L и 39L.

Источник: Журнал «Танкомастер», № 5 за 2007 год
Модификация |
37L |
38L |
39L |
---|---|---|---|
Боевая масса, тонн |
5,2 |
5,46 |
Нет данных |
Экипаж, человек |
2 |
2 |
2 |
Габаритные размеры, мм |
|||
длина |
4200 |
4200 |
4500 |
ширина |
1570 |
1570 |
2030 |
высота |
1210 |
Выше 1740 |
1740 |
клиренс |
310 |
310 |
Нет данных |
Броня, мм |
|||
лоб |
16 |
Нет данных |
Нет данных |
борт |
9 |
Нет данных |
Нет данных |
корма |
16 |
Нет данных |
Нет данных |
Двигатель |
6-цилиндровый карбюраторный двигатель Delahaye |
6-цилиндровый карбюраторный двигатель Delahaye 103 ТТ мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см |
6-цилиндровый карбюраторный двигатель Delahaye 103 ТТ мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см |
Трансмиссия |
механическая с пятискоростной КПП и блокируемым дифференциалом Cletrac |
механическая с пятискоростной КПП и блокируемым дифференциалом Cletrac |
механическая с пятискоростной КПП и блокируемым дифференциалом Cletrac |
Скорость хода по шоссе, км/ч |
37 |
37 |
Нет данных |
Запас хода, км |
135 |
135 |
Нет данных |
Грузоподъемность, тонн |
0,8 |
1,0 |
Нет данных |
Буксируемый груз, тонн |
1,1 |
1,1 |
Нет данных |
Десант, человек |
6 |
10 |
8 |
Преодолеваемые препятствия |
|||
подъем, градусов |
40–50 |
40–50 |
Нет данных |
ров, м |
1,30 |
1,30 |
Нет данных |
брод, м |
0,60 |
0,60 |
Нет данных |
Lorraine 37L – базовая модель с расположенным спереди полностью бронированным отсеком управления, двигателем в средней части бронетранспортера и десантно-грузовым отделением – в кормовой части машины. Данные о количестве выпущенных бронетранспортеров в различных источниках разнятся. Большинство источников сообщает о 378 единицах – эта цифра складывается из фактически произведенных в 1938 году 278 бронетранспортеров и заказанных в 1939 году ста транспортеров «длинной версии» вместо аннулированного заказа на «короткую версию». Другие источники (в частности, журнал «Танкомастер», №5 за 2007 год) говорят о 278 машинах, произведенных в 1938, и 174 – в 1939 году, что в сумме дает 452 транспортера. Кроме того, в некоторых источниках приводятся данные о 432 единицах как общем заказе транспортеров Lorraine 37L для нужд вооруженных сил Франции.

Источник: Журнал «Танкомастер», № 5 за 2007 год
По итогам эксплуатации транспортера французские военные пришли к следующим выводам:
-
БТР обладает эффективной защитой против осколков и пуль стрелкового оружия среднего калибра на дистанции далее прямого выстрела;
-
Проходимость машины достаточна для передвижения вне дорог с твердым покрытием;
-
Десантовместимость машины является достаточной для перевозки расчетов орудий, но не позволяет осуществлять транспортировку пехотных и моторизованных отделений из расчета «один транспортер – одно отделение»;
-
Скорость передвижения БТРа для обеспечения непрерывного сопровождения механизированных колонн должна быть повышена до 50 км/час.

Источник: Журнал «Танкомастер», № 5 за 2007 год
По сути, перед фирмой-изготовителем была поставлена задача разработать отдельный транспортер для моторизованных войск. С учетом необходимости неотложного пополнения формирующихся моторизованных войск новой техникой было принято решение о выполнении поставленной задачи в два этапа. На первом этапе в качестве временного решения Управлением сухопутных войск (без представления прототипа бронетранспортера на утверждение в Главный штаб военного министерства) был одобрен бронетранспортер Lorraine 38l (во французских документах фигурирует как «первая модификация»), представлявший собой незначительно измененный Lorraine 37L. Всего было заказано 240 таких бронетранспортеров, которые выпускались до августа 1940 года в трех модификациях:
Lorraine 38L VDP – модификация для перевозки пехоты. В предыдущий вариант были внесены следующие изменения: высота корпуса была увеличена для более комфортного размещения солдат и экипажа, а конструкция грузового прицепа была изменена (теперь стала возможной транспортировка 4 человек). Всего было выпущено 100 БТРов этой модификации.
Lorraine 38l VBCP – модификация для перевозки пехоты. При аналогичной предыдущим модификациям силовой установке боевая масса бронетранспортера возросла до 5,46 тонн за счет усиленного бронирования отсека для перевозки личного состава. Кроме того, в комплект машины был добавлен новый десантный прицеп для личного состава с высокими бронированными бортами. Грузоподъемность нового прицепа составила 1 тонну. Десантовместимость прицепа – 4 человека. Всего было произведено 130 машин этой модификации: по 48 транспортеров получили 5-й батальон моторизованной пехоты 1-й бронетанковой дивизии и 7-й батальон 2-й дивизии; 16-й батальон 3-й танковой дивизии получил, по разным данным, от 20 до 28 БТР, судьба же остальных машин неизвестна.

Источник: Журнал «Танкомастер», № 5 за 2007 год
Lorraine 38L PC – вариант командирской машины на базе модификации Lorraine 38L VBCP. Данный вариант представлял собой штатную машину, дополнительно оснащенную радиоаппаратурой для нужд командиров батальонов и рот. За период с осени 1939 по январь 1940 года было выпущено не менее десяти таких машин (2 – для командиров батальонов и 8 – для командиров рот), которые поступили на вооружение 5-го и 7-го батальонов 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно. Бронетранспортер командира батальона оборудовали радиостанцией ближней связи ER-55 для связи с командирами рот и радиостанцией дальней связи ER-51 или ER-30 – для связи с командованием дивизии (наличие этой радиостанции породило предположение о выпуске Lorraine 38L PC для командиров танковых дивизий), телефоном ТМ-32, а в прицепе устанавливался приемник R-61. Бронетранспортер командира роты оборудовали радиостанцией ER-55 и устройством внутренней связи.
Поскольку бронетранспортер Lorraine 38L представлял собой временную модель, позднее он был подвергнут суровой критике. В качестве основных недостатков транспортера указывали:
-
Слабую броню;
-
Недостаточную проходимость по пересеченной местности (из-за буксируемого прицепа);
-
Неэффективную конструкцию смотровых щелей, создающую многочисленные непросматриваемые пространства на ближней дистанции.
Параллельно с выпуском модели Lorraine 38L фирма Lorraine-Dietrich вела разработку (в соответствии с требованиями военных) новой модификации бронетранспортера – Lorraine 39L (во французских документах фигурирует как «вторая модификация»). Lorraine 39L имел измененный корпус, что, во-первых, позволило увеличить численность десанта в грузовом отсеке до 8 человек, а во-вторых, более удобно разместить водителя и командира (в предыдущей модификации они располагались почти полулежа). Транспортер был представлен на испытания в июне 1939 года. В решении комиссии от 31 августа 1939 года отмечалось: «Вторая модификация достаточно совершенна и значительно превосходит первую, может быть немедленно пущена в серийное производство в качестве боевой машины мотопехоты». Заказ от 14 октября 1939 года предполагал выпуск 150 бронетранспортеров Lorraine 39L, однако в связи с загрузкой производственных мощностей выполнением заказа по выпуску Lorraine 38L был произведен только один транспортер модели Lorraine 39L, дальнейшая судьба которого неизвестна.
В результате разгрома французской армии в 1940 году Вермахт получил в качестве трофеев порядка трехсот бронетранспортеров Lorraine 37L и Lorraine 38L. Транспортер массой более пяти тонн, способный перевозить до одной тонны груза и буксировать еще порядка одной тонны, не заинтересовал Вермахт в качестве транспортного средства (хотя некоторое количество этих машин все же использовалось немцами под названием Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper). Однако уже в 1940 году конструкторское бюро фирмы Alfred Becker приступило к разработке на базе транспортера семейства боевых и вспомогательных машин самоходной артиллерии (фактически серийное переоборудование было начато в 1942 году):
1. Командирская машина управления
Машина предназначалась для командиров батарей 105-мм самоходных установок на базе транспортера Lorraine. Переоборудование заключалось в установке на месте грузового отсека бронированной рубки, оснащенной сзади двухстворчатой дверью. Всего, по различным данным, было переоборудовано от 10 до 40 машин.

бронетранспортера Lorraine 37L. В ближнем ряду первая снизу – командирская машина управления
Источник: Журнал «Танкомастер», № 5 за 2007 год
2. Бронированная машина наблюдения и связи (оригинальное немецкое название – Großer Funk-und Beobachtungspanzer auf Lorraine-S(f)
Представляла собой полностью бронированный командный пункт командира батареи. Судя по фотографии имела на вооружении пулемет. Всего было переоборудовано 30 транспортеров.

Источник: Журнал «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год
Все самоходные артиллерийские установки, созданные на базе бронетранспортеров Lorraine, были конструктивно схожи и различались типом артсистемы, устанавливавшейся в бронированной рубке коробчатой формы, располагавшейся на корме.
3. 75-мм самоходная артиллерийская установка (оригинальное немецкое название – 7,5 cm Pak 40/1 auf Lorraine Schlepper (f) «Marder I»)
Бронелисты толщиной от 5 до 12 мм располагались с небольшими углами наклона. В качестве артиллерийской системы использовалось противотанковое орудие 7,5 cm Pak40/1 L/46, оснащенной оптическим прицелом ZF 3×8. Угол наводки по горизонтали составлял 64°, по вертикали – от −5° до +22°. Для защиты от пехоты в укладке имелся 7,92-мм пулемет MG34. Полный возимый боекомплект включал 40 выстрелов и 600 патронов. В результате переоборудования масса САУ возросла до восьми тонн, что, впрочем, не оказало критического влияния на ее проходимость. Экипаж машины состоял из пяти человек (командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист, обслуживавший радиостанцию FuG5). Наличие радиста являлось своего рода фирменным знаком немецкой бронетехники, в то время как в армиях антигитлеровской коалиции функции радиста зачастую передавали командиру машины. Всего было переоборудовано 179 транспортеров (по другим данным – 170 или 184 транспортера).

Источник: Журнал «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год
4. 105-мм самоходная гаубица (оригинальное немецкое название – 10,5 cm leFH 18/4(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f)
Повторяла противотанковый вариант, за исключением того, что на модель ставили другое орудие – гаубицу 10,5 cm leFH 18/4. Всего было переоборудовано 12 транспортеров (по другим данным – 24).

Источник: Журнал «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год
5. 150-мм самоходная гаубица (оригинальное немецкое название – 15 cm sFH 13/1(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f)
Повторяла противотанковый вариант, за исключением того, что на модель ставили другое орудие (гаубицу 15 cm sFH 13/1), прицел Rblf 36 и радиостанцию FuG Spr f.В. Всего было переоборудовано 94 машины (по другим данным – 102).

Источник: Журнал «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год
Спорным является вопрос о создании на базе транспортера самоходной артиллерийской установки, вооруженной французской 47-мм пушкой SA37 (обозначение в Вермахте – 4,7 cm Pak 181 (f). По одной из версий САУ была изготовлена французами, по другой – являлась немецкой опытной САУ. В любом случае, такая САУ существовала и имела немецкое название 4,7 cm Pak 181 oder 183 (f) auf Panzerjager Lorraine-S (f). Существовала также опытная САУ, оснащенная советской 122-мм гаубицей М-30 (оригинальное немецкое название – 12,2 cm Kanone ® auf Geschutzwagen Lorraine (f).

Источник: http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/lorraine_l37/c1_lorrain_37l_47mm_1.jpg
Подводя итоги боевого использования транспортеров Lorraine, а также боевых и вспомогательных машин на их базе, следует отметить:
-
Французская доктрина использования бронированных транспортеров для перевозки грузов была ошибочной. Транспортеры уступали стандартным грузовикам по грузоподъемности и оказались уязвимыми для противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов в непосредственной близости от переднего края;
-
Бронетранспортер Lorraine 39L стал первой машиной, в которой был воплощен принцип «один транспортер – одно отделение», получивший признание специалистов уже после окончания Второй мировой войны. Таким образом, Lorraine 39L может с полным правом рассматриваться в качестве предка всех современных гусеничных транспортеров;
-
Немецким конструкторам удалось рационально использовать трофейные транспортеры, создав на их базе довольно удачные модели самоходных артиллерийских установок и машин управления
Комментарии к данной статье отключены.