Создание и принятие на вооружение в 1941 году «хаф-траков» – полугусеничных бронетранспортеров М2 и М3 – создало предпосылки для формирования американских мотопехотных частей. Так же, как и в вермахте, эти подразделения входили в состав бронетанковых дивизий, однако существенно отличались от немецких панцергренадеров по организации и вооружению.
Начало Второй мировой войны армия США встретила без самостоятельных бронетанковых войск – имевшиеся танки принадлежали пехотным и кавалерийским частям. Изучив опыт Польской кампании вермахта, американские военные пришли к выводу о неэффективности такой организации, начав экспериментировать с созданием механизированных соединений. Первая опытная танковая дивизия, объединившая «пехотные» и «кавалерийские» танки, была сформирована на Луизианских учениях 5–25 мая 1940 года. По опыту этих маневров американский генштаб принял решение о создании самостоятельных бронетанковых войск с бронетанковой дивизией как основной формой организации.
Организация раннего образца
В немецких панцергренадерских полках бронетранспортерами комплектовался, как правило, лишь один батальон. Американцы же не мелочились, полностью посадив свою мотопехоту на «хаф-траки». Хотя изначально БТР М2 позиционировался как артиллерийский тягач (для буксировки 105-мм гаубиц), а для транспортировки пехоты предназначался М3, в мотопехотных частях нашли применения оба типа полугусеничных бронетранспортеров, причем М2 использовался для решения вспомогательных задач.
Первоначально бронетанковая дивизия армии США располагала одним мотопехотным полком – Armored Infantry Regiment (дословно – «полк бронированной пехоты»). Согласно принятому в марте 1942 года штату ТО&Е 7–21 он насчитывал 107 офицеров, а также 2365 сержантов и рядовых. Часть располагала более чем двумя сотнями БТР – 138 единиц М3 и 71 единиц М2.
Полк состоял из трех мотопехотных батальонов, а также командования, штаба, роты управления (с восемью БТР М2 и одним М3), роты обслуживания (с тремя БТР М2 в качестве машин технической помощи) и медицинского отряда (восемь невооруженных БТР М3 в медико-эвакуационном варианте).
Каждый из трех мотопехотных батальонов комплектовался по штату ТО&Е 7–25 и располагал в общей сложности 45-ю машинами М3 и 20-ю – М2 (включая и спецмашины на их базе). Батальон состоял из командования, штаба с секцией управления (один БТР М2), медицинской секции (два медико-эвакуационных М3), роты управления и трех мотопехотных рот. Рота управления, по сути, являлась аналогом немецкой роты тяжелого оружия – на неё возлагались задачи оказания огневой поддержки, а также ведения разведки. Организационно она включала в себя:
- управление роты (один БТР М2);
- минометный взвод(три 81-мм самоходных миномета М4 на шасси БТР М2 и один бронетранспортер М2);
- пулеметный взвод (три БТР М3);
- взвод огневой поддержки (три 75-мм самоходные гаубицы Т30 на шасси БТР и четыре бронетранспортера М2);
- разведывательный взвод (один БТР М3);
- взвод обслуживания (один БТР М2).
Мотопехотная рота состояла из:
- секции управления (один БТР М2 с буксируемой 37-мм пушкой);
- секции обслуживания (один БТР М3);
- секции снабжения;
- трех мотопехотных взводов (в каждом – один БТР М2 с буксируемой 37-мм пушкой и четыре БТР М3).
Организационная структура по состоянию на март 1942 года отображает желание американского командования создать самодостаточные мотопехотные части, максимально насыщенные бронетехникой. Интересной параллелью с немецкими панцергренадерами является перемещение 37-мм противотанковых пушек «вниз» – на уровень взводов. В вермахте такие пушки устанавливались на бронетранспортеры командиров взводов, а в армии США – применялись в буксируемом варианте.
Взгляды на тактику применения
Если танковая дивизия вермахта, по сути, представляла собой мотопехотное соединение, усиленное танками (типовая организация предусматривала наличие одного танкового и двух панцергренадерских полков), то американская бронетанковая дивизия в 1942 году была ближе к советским частям довоенного образца, включая в себя два танковых и один мотопехотный полк. На 18 танковых рот такой дивизии (12 рот средних танков и 6 – легких) приходилось всего 9 мотопехотных. Такая пропорция была далека от оптимальной, но американцам ещё предстояло в этом убедиться.
Представления американских военных о ведении боя маневренными группами, состоящими из танков и мотопехоты, в 1942 году были ещё весьма туманными. Опираясь на опыт учений, проводившихся в условиях, далеких от реального боя, они разрабатывали тактику «кавалерийской атаки» танков и мотопехоты на бронетранспортерах в смешанном строю. В ноябре 1942 года американцы получили возможность опробовать свои теоретические воззрения на практике – 1-я бронетанковая дивизия высадилась в Северной Африке вместе с другими союзными войсками. В боях под Сиди-бу-Зид и на перевале Кассерин она понесла значительные потери. Генерал Омар Брэдли так вспоминал те события:
«Если американцы часто бросались в атаку очертя голову, то немцы, наоборот, тщательно разведывали пути подхода, умело использовали русла высохших рек и лощины для прикрытия войск и обеспечивали маскировку наступления. Вначале наши танкисты бросались в атаку, как кавалеристы, опрометчиво полагаясь на скорость машин и толщину брони. К сожалению, это им не помогало, как только они оказывались в зоне досягаемости немецкой противотанковой артиллерии»
Концепция действий в смешанном строю привела к тому, что «тонкокожие» бронетранспортеры понесли большие потери от огня противника. Это основательно подорвало доверие американских солдат к технике, особенно бронетранспортерам, заслужившим прозвище «Purple Heart Boxes» – «коробочки для Пурпурных сердец» (имеется в виду американская награда, вручаемая за тяжелое ранение). Однако причиной потерь было отнюдь не низкое качество БТР, а нерациональная тактика их применения – вместо того, чтобы доставить мотопехоту к полю боя, а после спешивания поддерживать её огнем с замаскированных позиций, американцы бросали машины в лобовые атаки. Вместо таких «кавалерийских налетов» следовало вести методичные и последовательные атаки с продвижением танков от укрытия к укрытию в тесной связке со спешившейся мотопехотой.
Уроки Североафриканской кампании
На основе опыта боев в Алжире и Тунисе была разработана новая организационно-штатная структура американской бронетанковой дивизии, в которой устранили диспропорцию между танковыми и мотопехотными подразделениями. Согласно новой организации, дивизия включала три танковых и три мотопехотных батальона, три самоходных артдивизиона, разведывательный, саперный и медицинский батальоны, роту связи, а также части тылового обеспечения.
Перевод на новую организационную структуру начался в сентябре 1943 года и затронул, в первую очередь, те дивизии, которые ещё находились в США (с 4-й по 14-ю, а также 16-ю и 20-ю). 1-я бронетанковая дивизия перешла на новые штаты только в сентябре 1944 года, находясь в Италии, а 2-я и 3-я бронетанковые дивизии вплоть до окончания войны оставались на старых штатах (два танковых и один мотопехотный полк – американцы неофициально называли эти дивизии «тяжелыми» бронетанковыми).
В дивизии нового образца танки по-прежнему доминировали – 12 рот (9 рот средних танков и 3 – легких) против девяти рот мотопехоты, но диспропорция уже не была столь существенной, как в «тяжелых» дивизиях. Управление частями в бою возлагалось на три штаба боевых командований (по сути, бригадных боевых групп) – А, В и R (резервное). Теоретически каждое из них должно было состоять из танкового и мотопехотного батальонов, а также самоходного артдивизиона, саперной роты и прочих подразделений обеспечения, но на практике состав боевых командований был очень гибким и мог меняться в зависимости от поставленных задач. Как правило, дивизия действовала двумя эшелонами (два боевых командования в первом эшелоне и одно – во втором).
Гибкая организация нового типа позволяла в зависимости от тактической обстановки конфигурировать бригадные боевые группы с преобладанием танков или мотопехоты, с большим или меньшим количеством артиллерии и саперов. Иногда в составе бригадных боевых групп формировались батальонные группы: танковому батальону придавалась мотопехотная рота или мотопехотному – танковая.
Накануне высадки на Сицилии среди американских военных завязалась дискуссия о целесообразности сохранения бронетранспортеров на вооружении мотопехоты. С современной точки зрения подобная постановка вопроса выглядит абсурдной, но в то время преимущества БТР перед обычными грузовиками были отнюдь не очевидными. Представители старшего поколения генералитета утверждали, что поскольку БТР не обеспечивают пехоте безопасного передвижения по полю, то имеет смысл заменить их грузовиками: те могут гораздо быстрее передвигаться по дорогам, расходуют меньше горючего, более просты в техобслуживании.
Но их оппоненты (прежде всего, командиры, которым довелось опробовать бронетранспортеры во время Североафриканской кампании) смогли по достоинству оценить преимущества этого вида боевой техники. Во-первых, полугусеничные БТР (особенно в американском исполнении – с передней ведущей осью) имели гораздо лучшую проходимость, чем грузовики. Они могли передвигаться вместе с танками по заболоченным или песчаным участкам дорог, а в ряде случаев – и по бездорожью. Во-вторых, на марше БТР обеспечивали личному составу защиту от осколков снарядов и минометных мин, огня снайперов и прочих неприятностей. В-третьих, мотопехота на БТР могла выдвинуться гораздо ближе к рубежу перехода в пешую атаку. Итог спора подвел Омар Брэдли, заявивший, что полугусеничные БТР являются
«…подходящим и надежным [боевым] средством. Их плохая репутация стала следствием неопытности наших войск, пытавшихся применять БТР для решения несвойственных им задач».
В итоге бронетранспортеры остались на вооружении американских мотопехотных батальонов, хотя голоса скептиков были слышны и в более поздний период. Например, генерал Хью Гэффи, командовавший 2-й бронетанковой дивизией во время боев на Сицилии, сравнивал колонну мотопехотного батальона, состоящую из почти сотни бронетранспортеров, увешанных различным имуществом, с цыганским табором, противопоставляя ему «аккуратные ряды 2,5-тонных грузовиков».
Изменения в тактике
Уроки кампании в Тунисе были учтены в новых редакциях полевого устава FM 17–42 «Мотопехотный батальон» (Armored Infantry Battalion). В соответствии с окончательной версией устава, выпущенной в ноябре 1944 года, задачами мотопехоты являлись:
- продвижение во время атаки за танками с целью ликвидации уцелевших очагов сопротивления противника;
- занятие и удержание территории, отбитой танками;
- осуществление атаки с целью занятия рубежа, удобного для выхода танков в наступление;
- формирование совместно с артиллерией и противотанковыми частями базы для перехода танков в атаку;
- ведение наступления совместно с танками;
- обеспечение действий саперов по расчистке и удержанию проходов в минных полях;
- прикрытие танковых подразделений на марше, привале, в районе сосредоточения и во время развертывания для атаки;
- форсирование водных преград;
- занятие плацдармов;
- сооружение и уничтожение полевых укреплений;
- занятие и оборона населенных пунктов;
- организация и удержание оборонительных позиций;
- ведение разведки и противодействие разведке противника.
Одним из наиболее важных положений обновленного устава являлось утверждение о том, что мотопехота ведет бой в пешем строю при поддержке вооружения бронетранспортеров. В зависимости от обстановки это вооружение (12,7-мм и 7,62-мм пулеметы) могло использоваться как непосредственно с машин, так и после снятия с БТР (на каждом бронетранспортере перевозились полевые треножные станки для пулеметов). Мотопехота на бронетранспортерах выходила к рубежу атаки, но как только огонь противника усиливался или местность становилась труднопроходимой для техники – спешивалась. Ширина фронта наступления мотопехотного батальона не должна была превышать 4500 м.
Новая организация
Организационно-штатная структура мотопехотного батальона также подверглась изменениям, утвержденным новой редакцией ТО&Е 7–25 от 15 сентября 1943 года. Поскольку батальон стал отдельным, в нем появились новые подразделения обеспечения: рота обслуживания (4 офицера, 75 сержантов и рядовых, один БТР М3А1) и медицинский взвод (3 офицера, 36 сержантов и рядовых, три невооруженных БТР М3А1). Командование батальона, штаб и рота управления насчитывали в общей сложности 14 офицеров и 159 сержантов и рядовых. Из средств огневой поддержки она располагала, в частности, тремя 81-мм самоходными минометами М21 (на шасси БТР М3; на практике часто применялись более старые самоходные минометы М4 на шасси М2). Вместо САУ Т30 в роту управления ввели три 75-мм САУ М8. Кроме того в роте управления имелось 11 бронетранспортеров М3А1.
В мотопехотной роте 37-мм противотанковые пушки были заменены более эффективными 57-мм орудиями. Их вывели из состава мотопехотных взводов, сведя в противотанковый взвод (три 57-мм пушки и три БТР М3А1 в качестве тягачей). Численность мотопехотного отделения увеличили с 11 до 12 человек, доведя до уровня обычного пехотного отделения. Взвод включал пять отделений – три мотопехотных, пулеметное (с двумя станковыми пулеметами) и минометное (с 60-мм минометом), каждое из которых располагало собственным бронетранспортером. Ещё два БТР М3А1 имелось во взводе управления. В общей сложности мотопехотная рота насчитывала 257 человек (6 офицеров, 251 сержантов и рядовых), 20 БТР М3А1, три 57-мм противотанковые пушки и три 60-мм миномета. Как видим, усиление роты было весьма существенным – ранее, согласно старой оргштатной структуре, она насчитывала всего 178 человек личного состава и 17 БТР.
Мотопехотный батальон образца 1943 года насчитывал 39 офицеров и 1039 сержантов и рядовых. Он располагал тремя САУ М8, тремя самоходными минометами М4 или М21, 72-мя вооруженными и тремя невооруженными БТР М3А1, девятью 57-мм пушками и девятью 60-мм минометами.
В Западной Европе
К моменту высадки союзников в Нормандии (6 июня 1944 года) прошло уже три месяца с тех пор, как в США прекратили производство полугусеничных бронетранспортеров. Тем не менее, изготовленного количества вполне хватало для того, чтобы вооружить 48 мотопехотных батальонов – по три в каждой из 16-ти американских танковых дивизий. Предполагалось сформировать ещё 15 отдельных мотопехотных батальонов, предназначавшихся для усиления дивизий, действовавших на главном направлении удара, но вскоре от этих планов отказались. Имевшегося запаса БТР вполне хватило для компенсации потерь, понесенных в ходе боев в Западной Европе (на Тихоокеанском театре военных действий не воевала ни одна американская танковая дивизия). Однако в ряде случаев американцы прибегали к «реконверсии» в БТР ненужных спецмашин на их базе (например, САУ или ЗСУ).
Тактика, применявшаяся американцами в Западной Европе, предусматривала прорыв главной линии вражеской обороны силами пехотных дивизий при мощной поддержке артиллерии и авиации, а также приданных пехотным дивизиям отдельных танковых и танкоистребительных батальонов. Затем в прорыв вводились танковые дивизии, которые преодолевали последующие рубежи обороны и преследовали отступающего противника. Таким образом, танковые дивизии по своей природе были формированиями «наступательными», а оборонительные бои вели лишь в исключительных случаях (например, во время немецкого прорыва в Арденнах в декабре 1944 года).
Мотопехотные батальоны в составе танковых дивизий также были «заточены» на наступательные действия. Помимо высокой подвижности, они имели и другие преимущества по сравнению с обычной пехотой – более высокую огневую мощь (помимо штатного оружия отделения каждый бронетранспортер М3 располагал ещё одним пулеметом, а М3А1 – двумя, в том числе, одним крупнокалиберным), а также возможность перевозить на бронетранспортерах солидный боезапас.
Во время Второй мировой войны организация американских мотопехотных частей прошла определенную эволюцию, перейдя от полковой структуры к батальонной. Мотопехотные батальоны бронетанковых дивизий, полностью укомплектованные полугусеничными бронетранспортерами, хорошо подходили для взаимодействия с танками. Если сравнивать их с аналогичными формированиями в других армиях, то, вероятно, именно американские мотопехотные батальоны следует признать наиболее мощными и подвижными.
Литература:
- Field Manual FM 17–42 Armored Infantry Battalion
- Fiszer M., Gruszczyński J. Półgąsenicowy transporter opancerzony Half Track Personnel Carrier M3 // Technika Wojskowa Historia. – 2014. – NS. 17
- Zaloga S.J. M3 Infantry Half-Track. – Oxford, 1994
- Брэдли О.Н. Записки солдата. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1957
- Куртуков И. Организация бронетанковых дивизий США, http://tankfront.ru/usa/org/org_brtd.html
Комментарии к данной статье отключены.