В начале XX века Канада пошла по пути механизации войск, приступив к разработке собственной бронетанковой техники уже в 1914 году. Но после окончания Первой мировой войны темп был потерян. В межвоенные годы бронетанковая техника не разрабатывалась и почти не закупалась. Ресурсы, отпускаемые на обучение танкистов, также были минимальными. В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, канадские бронетанковые силы пришлось строить практически с нуля.
Канадская броня Первой мировой
Канадцы начали создавать собственную бронетехнику уже в начале Первой мировой войны. Машины проектировались инженерами компании «Расселл» (Russell Automobile Company of Toronto) по заказу полковника Уильяма Макнота (William Gray McNaught) для батареи «моторизированных пулемётов». Они строились на шасси полноприводного грузовика «Джеффери» (Jeffery) и вооружались двумя пулемётами «Кольт».
Изначально планировался выпуск 49 машин общей стоимостью C$400 000. Первую партию из 14 машин финансировал известный бизнесмен сэр Джон Итон (John C. Eaton). Кроме денег на сами бронемашины, Итон пожертвовал С$100 000, чтобы бригада носила его имя — «Пулемётная бригада Итона» (Eaton Machine Gun Brigade). В декабре 1914 года правительство Канады также выделило сумму в C$242 640 на постройку броневиков. Каждый грузовик стоил C$3000, броня и пулемёты — ещё столько же. Постройку машин закончили почти год спустя, 6 ноября 1915 года. Бронирование было достаточно серьёзным для того времени и защищало от пуль винтовочного калибра на дистанциях свыше 180 метров.
Вместе с разработкой первой бронемашины началась первая гонка конструкторов: в Монреале построили прототип бронеавтомобиля на шасси грузовика «Паккард». Предлагалось построить шесть таких машин для вооружения второй батареи. Министр ополчения и обороны Сэм Хьюз одобрил разработку, но поскольку правительство уже заказало девять машин на шасси «Джеффери», оставшиеся пять броневиков так и не построили.
Однако отношение к новым бронемашинам было неоднозначным. После отставки Хьюза начальник генштаба сэр Уиллоуби Гваткин (Whilloughby Gwatkin) попытался от них избавиться. Машины хотело закупить российское правительство, но оно было готово потратить только C$5000 на каждую машину, что даже не окупало затраты канадцев.
В конце концов из-за нехватки опытных водителей батарея Итона отправилась воевать в Европе на мотоциклах, а «Джеффери» остались ржаветь на складах. В 1917 году их подарили Индии, хотя многие из них в итоге оказались в Ирландии, видимо, осев там по дороге.
Другому канадскому бронеавтомобилю повезло больше. Бригада моторизованных пулемётов генерал-бригадира Раймонда Брутинела (Raymond Brutinel) попала в Европу с восемью броневиками марки Armoured Autocar. Безбашенная конструкция Брутинела была менее совершенной, чем броневики Итона, однако именно эти машины пошли в бой. Бригаде Брутинела также выпала честь первой из всех канадских войск воевать вместе с танками: 15 сентября 1916 года семь британских танков поддержали атаку бригады на город Курселет.
В марте 1918 года британское правительство попросило канадцев выделить кадры для создания собственного танкового батальона. 1-й канадский танковый батальон под командованием подполковника Ричарда Денисона (Richard L. Denison) был сформирован 19 апреля 1918 года. Его укомплектовали преимущественно студентами: рота «A» была укомплектована студентами университета Торонто, рота «B» — из университета Макгилл, а рота «C» — из университета Лаваль.
К октябрю батальон уже мог проходить тактические учения. Следом был сформирован 2-й канадский танковый батальон и начал формироваться в Монреале 3-й, но тут война закончилась. Канадские танкисты так и не успели принять участие в боях, и хотя премьер-министр Канады Роберт Борден (Robert Laird Borden) хотел послать их воевать в Россию, англичане придержали его пыл. После войны Канадский танковый корпус был расформирован.
Зарубежный рынок «Виккерса»
После войны в Канаду вернулись только две бронемашины Armoured Autocar. Попытки докупить ещё восемь броневиков в Великобритании для подавления всеобщей забастовки в Виннипеге не увенчались успехом. Англичане были готовы продать танки «Уиппет» по цене в £5000 за штуку или более современные средние танки по цене в £7000—8000, но забастовка вскоре закончилась, и нужда в этих танках отпала.
В 1919 году британский полковник Джон Фуллер (John Frederick Charles Fuller) предложил одолжить канадцам для испытаний один Medium Tank Mk.D, но предложение было отвергнуто. Из-за весьма сомнительных качеств ранних танков канадские военные предпочитали свои шустрые броневики медлительным и капризным тяжеловесам. Начальник канадского генштаба генерал-майор Герберт Макбрайен (Herbert MacBrien) также был против содержания и тракторов, которые можно было бы обшить бронёй и послать на фронт в случае войны.
Британская компания «Виккерс» пыталась заинтересовать канадцев своей техникой, но и тут они оказали упорное сопротивление. Канадские артиллеристы предпочитали буксировать свои пушки шестиколёсными грузовиками, а не гусеничными тягачами. В 1927 году канадцы обсуждали заказ четырёх танков Light Tank Mk.I, но переговоры закончились безрезультатно. После нескольких лет обсуждений канадские военные решили вооружить свои учебные части отечественными бронеавтомобилями, которые в итоге так и не пошли в серийное производство.
В конце концов «Виккерс» добился успеха. В 1930–1932 гг. Канада закупила 12 танкеток «Карден-Ллойд» Mk.VI* и особые грузовики для перевоза танкеток на большие дистанции. Воевать им было не с кем, и танкетки использовали для учений и подавления забастовок.
В 1936 году Канада заинтересовалась тягачами Light Dragon Mk.III. Речь не шла о простой покупке: «драконы» предполагалось производить на канадских предприятиях, в том числе для союзников в будущей войне. Однако «Виккерс» был категорически против этого и соглашался дать лицензию только на производство для нужд канадского правительства. Также канадцы хотели модернизировать тягачи для службы в условиях своей страны, но тут вмешался британский Военный Отдел, который настаивал на том, чтобы все армии Британского Содружества использовали одинаковую технику. В конце концов дальше покупки одного тягача в 1937 году дело не пошло.
Тем не менее сотрудничество с «Виккерс», похоже, оставило у канадцев положительные впечатления, так как Канада начала закупать более современные образцы техники. В 1937–1940 гг. было закуплено 14 лёгких танков «Виккерс» Light Tank Mk.VIB. Газеты называли эти машины «стальными монстрами», «шестью тоннами уничтожающей мощи» и «тяжелобронированными танками». На самом деле эксплуатационные качества «монстров» оставляли желать лучшего. Тактические и технические характеристики машин были на уровне американских образцов того времени, но к началу Второй мировой войны было уже ясно: пулемётные лёгкие танки безнадёжно устарели. В отличие от газет, канадские военные не имели иллюзий насчёт возможностей таких машин и в документах открыто называли их учебными.
К тому же у канадских «Виккерсов» были и свои проблемы. Например, правительство не заказало патронов к крупнокалиберному пулемёту. С запчастями тоже было туго, особенно с гусеницами: на 400-мильном марше гусеницы у одного танка оборвались 11 раз, у другого танка — девять раз за 454 мили. Проблема была в слишком хрупких пальцах, но пока это выяснилось, было решено больше такие танки не покупать.
Изначально канадские войска хотели закупить 110 лёгких танков для формирования собственно танковой бригады, но технические и финансовые проблемы заставили их отказаться от своих намерений. К тому же, британцы сообщили, что в заново формирующихся бронетанковых соединениях лёгких танков уже не будет. Закупленные танки продолжили свою службу в качестве учебных машин до полного износа. Они периодически использовались и для всевозможных испытаний — например, для замера загазованности боевого отделения во время стрельбы в движении и с места. Если судить по фотографиям, их явно перекрашивали по несколько раз и прожили они достаточно долго.
Канадцы вернулись к вопросу лицензионного выпуска продукции «Виккерса» в 1938 году. Компания была готова позволить канадцам выпускать бронетранспортёры Universal Carrier и даже продавать их Великобритании с условием, что канадский филиал «Виккерс» сможет участвовать в конкурсе. Британский Военный Отдел настаивал на том, чтобы Канада приобрела 50 бронетранспортёров, если Великобритания одобрит покупку 100 штук. Канадцы сторговались на 20, так как 50 бронетранспортёров были армии не по карману, но сделку отменили в декабре 1939 года.
К тому моменту англичане ещё не вступили в войну на материке. Им казалось, что для производства бронетехники будет достаточно собственных сил, но через несколько месяцев, оставив огромное количество техники при эвакуации из Дюнкерка, англичане вспомнили о невостребованных производственных мощностях своей бывшей колонии, в итоге выпустив там 29 000 машин. Бронетранспортёры не были единственными машинами «Виккерса», которые выпускались в Канаде: в мае 1941 года из ворот завода «Ангус Шопс» (Angus Shops) в Монреале торжественно выкатится «Валентайн» — первый танк, собранный в стране.
Танкисты без танков
Несмотря на мизерное количество закупленной бронетехники, глава канадского генштаба генерал-майор Эндрю Макнотон в декабре 1936 года всё-таки создал бронетанковое училище (Canadian Tank School). При отсутствии танков танкисты учились на деревянных макетах. Макет на гусеничном ходу прозвали «Белоснежкой», а на колёсном — в честь гномов из той же сказки, но из-за ограниченного бюджета гномов было только четыре вместо семи. У школы не было даже танкеток: все 12 «Карден-Ллойд» Mk.VI* выделили регулярной армии, а танковые полки формировались из Временного действующего ополчения (Non-Permanent Active Militia).
К 1938 году условия немного улучшились: танкистам передали танкетки, танковые пулемёты и единственный в стране тягач Light Dragon Mk.III. В 1939 году прибыли танки Light Tank Mk.VIB. Вдобавок, для танкистов приобрели тренажёры RYPA (Roll, Yaw, Pitch, Alteration of Course — «крен, рыскание, тангаж, смена курса). Тренажёры устанавливались на макет поля боя, снабжённый лампочками для имитации вспышек выстрелов пушек и пулемётов, а также фанерными мишенями в виде танков, приводившихся в движение электромоторами. Так готовили танкистов к стрельбе при езде по неровной местности.
Канада вновь начала думать о создании полноценных танковых войск, но было ясно, что одними тренажёрами и горсткой устаревших пулемётных танков здесь не обойтись. В ожидании машин канадские танкисты занимались чем угодно, только не учёбой. Тем временем дела в Европе шли всё хуже, и 13 августа 1940 года министр обороны одобрил создание Канадского бронетанкового корпуса. В корпус входили инженерные и артиллерийские части, связисты, части поддержки — не было только танков.
Канада как раз получила упомянутый выше британский заказ на 300 танков «Валентайн», и военные надеялись после его выполнения продолжить выпуск уже для своих войск. Желание не сбылось: британские потребности в танках были настолько велики, что метрополия потребовала все танки, выпущенные на заводе «Ангус Шопс». Вдобавок серийный выпуск танков запаздывал. Канадцам удалось отвоевать всего 30 машин, остальные уехали в Англию или по ленд-лизу в СССР. На производство отечественных крейсерских танков нельзя было надеяться как минимум до лета 1941 года, и это понимали ещё до создания бронетанкового корпуса. 30 июля 1940 года генералу Макнотону сообщили из Оттавы, что корпус придётся вооружать американскими лёгкими танками.
Не имея возможности покупать танки в Европе, канадцы обратились к соседу с юга. Нейтральный статус США не помешал продать Канаде по цене металлолома 250 танков M1917. Большего они и не стоили — безнадёжно устаревшие машины были в отвратительном состоянии. Единственным требованием всё понимавших канадцев была способность танка своим ходом заехать на железнодорожную платформу, но далеко не все машины из американских хранилищ смогли справиться и с такой несложной задачей.
Запчасти к танкам тоже мало отличались от металлолома. Их отгружали в прямом смысле слова по весу, и никто не знал, какие детали окажутся в наличии. Для экономии времени все танки доставлялись в канадские части с пометкой «непригоден для эксплуатации» в техпаспорте, чтобы танкисты могли разобрать их на запчасти без прохождения долгого процесса списывания. Танки прибыли без вооружения, поэтому 37-мм пушки M1916 и пулемёты «Браунинг» M1919 пришлось заказывать отдельно.
Из-за изношенности агрегатов число машин, которые могли принимать участие в учениях, постоянно было ограничено. Двигатели танков имели привычку самовозгораться, и даже полностью рабочий двигатель заполнял боевое отделение угарными газами так быстро, что танкистам приходилось ездить с открытыми люками и покидать танк при стоянке дольше пяти минут. M1917 были плохо приспособлены к службе в Канаде, так как зимой ходовая часть забивалась льдом и выходила из строя, а гусеницы плохо сцеплялись с мёрзлым грунтом, начиная скользить при крене уже в 20°. Из-за примитивной конструкции траки выходили из строя после приблизительно 240 км пробега. Однако эти танки окончательно списали только в 1943 году, когда стало доступно достаточное число танков «Рэм».
Оставшиеся танки переделали в тракторы или использовали в качестве тактических объектов. Для лучшего сцепления с грунтом в гусеничных траках у импровизированных тракторов сделали вырезы. Бывшие танки продержались неожиданно долго: очевидцы описывают как минимум две машины на службе в 1980-х годах. В настоящее время ведётся поиск этих шасси для реставрации. До сегодняшнего дня дожили два почти комплектных танка: один можно увидеть в музее при военной базе Борден, второй — в Канадском военном музее в Оттаве.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939-1947) RG 24 C 2
- Архив провинции Онтарио F 229 (T. Eaton Company fonds)
- R.V. Lucy Early Armour in Canadian Service
- R.V. Lucy 1935 Armoured Car in Canadian Service
- Фотоархив города Торонто
- Фотоархив Globe and Mail
- Фотоархив Library and Archives Canada
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.