Во второй половине 30-х годов мировое танкостроение бурно развивалось. В полной мере это справедливо в отношении танковой индустрии Германии, где поступательно развивали в том числе и ходовую часть танков. Различные эксперименты на этом поприще привели к максимальному использованию торсионной подвески. Но был в истории немецкого танкостроения довольно массовый танк, о котором редко вспоминают и с которым связана парадоксальная ситуация, когда вместо технически более совершенного танка в серию вернулась машина с подвеской старой конструкции. Речь идёт о Pz.Kpfw.II Ausf.D — лёгком танке, который в исходном виде провоевал всего месяц.
Хотели как лучше
Первая серьёзная модернизация конструкции Pz.Kpfw.II была разработана концерном MAN к середине июля 1936 года. Машина, получившая в серии обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.c, имела заметные отличия от танков первых производственных серий. Вместо подвески по типу Kleintraktor для неё была разработана совершенно новая конструкция с пятью опорными катками на борт. Переделанная подвеска оказалась удачнее, да и увеличившиеся в диаметре опорные катки стали надёжнее. Серийное производство Pz.Kpfw.II Ausf.c началось в конце лета 1937 года.
Переделка ходовой части, по мнению Генриха Книпкампа из 6-го отдела Управления вооружений, решала лишь часть проблем. Больше того, рессорную подвеску он считал если не пережитком прошлого, то уж точно не передовой технологией. Как себя поведёт переделанная подвеска, тогда ещё не знали, поэтому Книпкамп решил подстраховаться. Альтернативой оказалась торсионная подвеска, которая отлично проявила себя на шведском танке Landsverk L-60.
Танк был шведский, но его подвеска имела немецкое происхождение. Её разработали на Porsche K.G. под руководством Карла Рабе. Да и сама фирма Landsverk была подконтрольна немецкой Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb (GHH), к которой концерн MAN имел самое прямое отношение.
Решение о разработке нового шасси было принято 27 января 1937 года, исполнителем работ назначалась фирма MAN. Одной только подвеской дело не ограничивалось. 6-й отдел Управления вооружений потребовал перекомпоновать шасси, поскольку внутреннее пространство танка использовалось нерационально. Двигатель, а вместе с ним и коробка передач располагались со смещением вправо. Места механика-водителя и радиста из-за этого были более просторными, но при этом в переднем правом углу танк возил пустоту.
Новой идеей стало размещение радиста правее механика-водителя, при этом двигатель смещался в центр моторного отделения. В качестве силовой установки предполагался V-образный 8-цилиндровый двигатель Maybach объёмом 6,5 литра, с ним блокировалась 7-скоростная КПП той же фирмы.
Не преминул снова влезть в разработку и концерн Krupp. Его инженеры предложили вариант Krupp La.S.100 с новой силовой установкой — 130-сильным двигателем воздушного охлаждения Krupp M314. Насколько далеко зашли работы по этой машине, неизвестно. Тем не менее существует фотография некоего шасси, датированная 1937 годом. Шасси заметно отличается от того, что позже разработал MAN. Количество опорных катков сокращено до четырёх, одновременно увеличен их диаметр. От поддерживающих катков конструкторы решили отказаться.
В целом это шасси здорово напоминает то, что первоначально прорабатывалось Книпкампом по программе VK 3 t (будущему Pz.Kpfw.I Ausf.C). С большой долей вероятности машина получила бы торсионную подвеску, хотя на Krupp её, мягко говоря, недолюбливали, считая рессорную более предпочтительной.
MAN в это же время работал над своей машиной, причём по её конструкции хорошо заметно, что проектирование велось в плотном сотрудничестве с Книпкампом. Как раз в это время инженер продвигал идеи, которые ему удалось реализовать на полугусеничных тягачах. Речь идёт о ходовой части с опорными катками большого диаметра, широком использовании резиновых бандажей, а также траков с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Подобная ходовая часть в сочетании с торсионной подвеской и полуавтоматической коробкой передач Maybach S.R.G. сулила заметное улучшение подвижности.
Для того чтобы освободить впереди место для двух членов экипажа, коробку передач новой машины конструкторы сблокировали с двигателем, соединив с главной передачей длинным валом. В целом механик-водитель и радист вполне комфортно устроились на своих местах. Вместо V-образного двигателя на машину, получившую обозначение La.S.138, поставили 140-сильный рядный мотор Maybach HL 62 TR — такой же, как на Pz.Kpfw.II Ausf.c.
К сожалению, отчёты об испытании шасси La.S.138 не сохранились. Но, судя по всему, что-то с ним явно пошло не так. От идеи шасси по типу ходовой части полугусеничных тягачей Книпкамп не отказался, но машина стала претерпевать метаморфозы. Траки с резиновыми подушками, вероятнее всего, показали себя примерно так же, как и на будущем Pz.Kpfw.I Ausf.C. Более высокая масса (по сравнению с тягачом) приводила к повышенному износу резиновых подушек на высоких скоростях. А от траков со смазываемыми шарнирами на La.S.138 основной серии и вовсе отказались. Вместо них разработали цельнометаллические траки шириной 300 мм и шагом 100 мм, которые по конструкции были ближе к тем, что использовались на Pz.Kpfw.III.
В конструкцию шасси нового танка были внесены и другие изменения. Поскольку отделение управления переделали, изменилась и конфигурация лобовых листов. От сложной гнутой конструкции отказались, заменив её на плоские листы. Число люков доступа к бортовым передачам увеличилось до двух, а сами они стали двустворчатыми. В случае необходимости эти люки могли использоваться для входа и выхода экипажа. Нельзя сказать, что это было очень удобно, но тому же радисту так покидать машину оказалось проще, чем пользоваться, как прежде, моторным отделением.
Первые четыре коробки передач поступили в распоряжение создателей новой модификации в сентябре 1937 года. Примерно к тому же моменту началась постройка опытных образцов. Основным подрядчиком по выпуску КПП SRG 14479 стала фирма ZF. Всего первый контракт подразумевал поставку 85 КПП.
В целом 6-й отдел Управления вооружений весьма оптимистично оценивал La.S.138. В частности, майор Ольбрих на совещании 18 августа 1937 года назвал шасси La.S.100 неудачным и ожидал от совместной разработки MAN и Книпкампа больших перспектив. Но ожидания и результаты не всегда соответствуют друг другу.
Во-первых, Pz.Kpfw.II Ausf.c и последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C оказались достаточно удачными машинами. Их новая подвеска была вполне надёжной, да и по характеристикам эти машины неплохо вписывались в немецкую систему вооружения. Неудивительно, что к началу Второй мировой войны танки этих модификаций, которые Книпкамп и компания практически списали со счетов, оказались самыми массовыми танками первой линии.
Во-вторых, работы по La.S.138 затягивались. Правда, это скорее пошло машине на пользу, поскольку её броня была усилена до 30 мм в лобовой части.
В-третьих, с новым танком явно не всё шло так гладко, как казалось. По-иному нельзя объяснить тот факт, что 18 июня 1938 года, в самый разгар работ по подготовке машины к производству, Управление вооружений санкционировало разработку танка под кодовым названием VK 9.01 (гусеничная машина 9-тонного класса, первый образец). Разработчиком шасси назначался концерн MAN, а башню и подбашенную коробку делали на Daimler-Benz.
Причины, по которым немцы запустили новую разработку, лежат на поверхности. Серийный La.S.138 при схожих с Pz.Kpfw.II Ausf.A-C габаритах оказался на 2 тонны тяжелее. Конечно, броня у него была потолще, но исключительно в лобовой части корпуса и подбашенной коробки. Башня ставилась точно такая же, как на Pz.Kpfw.II Ausf.A-C, то есть с бронёй толщиной 14,5 мм. С экранировкой и усовершенствованиями боевая масса танков-предшественников поднималась до 9,5 тонны. А у La.S.138 резервов по весу для модернизации уже не было. Одним словом, кроме более высокой скорости при том же двигателе, преимуществ перед «неудачным» La.S.100 он попросту не имел.
Матчасть лёгких дивизий
Запуск разработки VK 9.01 не означал отмены производства La.S.138. В октябре 1938 года шасси с номерами V 8 и V 11 были продемонстрированы представителям Управления вооружений, среди которых присутствовал и Книпкамп. Судя по всему, это были опытные образцы, получившие в серии названия, соответственно, Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.II Ausf.E. Pz.Kpfw.II Ausf.E имел ходовую часть, созданную с использованием идей Книпкампа. Но от резиновых подушек на траках конструкторы отказались. Pz.Kpfw.II Ausf.D получил сильно отличающуюся от исходной концепции ходовую часть. Ведущие колёса и ленивцы этой машины были цельнометаллическими, иными оказались и траки.
Серия новых машин получила обозначение 8.Serie/La.S.138. Броневые листы для них поставляло подразделение Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) из Ганновера. Поставщиком коробок передач была фирма ZF, всего за 1938 год ею было поставлено 93 КПП и ещё три в 1939 году. Pz.Kpfw.II Ausf.D, изготовлявшиеся по контракту Nr.600 034, получили серийные номера в промежутке от 27001 до 27085.
Первые машины были собраны в октябре 1938 года, но более масштабное серийное производство началось позже — в начале 1939 года. Итоговая цифра выпущенных Pz.Kpfw.II Ausf.D оказалась куда скромнее изначальных планов. До конца апреля 1939 года построили всего 43 танка, после чего их выпуск прекратился.
Ещё более печальной оказалась судьба модификации Pz.Kpfw.II Ausf.E. Согласно докладу за март 1939 года, машины, строившиеся по контракту Nr.600 030, к концу месяца находились в состоянии почти готовых шасси. Имелись проблемы с траками для них, а также с другими компонентами ходовой части. Семь Pz.Kpfw.II Ausf.E были готовы в апреле 1939 года, да и то лишь в виде шасси. К этому моменту в Управлении вооружений решили, что в виде танка с 20-мм автоматической пушкой La.S.138 уже не нужны. Таким образом, ни один Pz.Kpfw.II Ausf.E так и не был построен в исходно спроектированном виде. Серийные номера этих недостроенных машин находились в интервале между 27801 и 27807.
Построенные танки в обычные танковые дивизии вермахта не попали. Их отправили в особые подразделения — танковые батальоны, возимые на грузовиках (Pz. Abt. verl.). Те, в свою очередь, входили в состав так называемых лёгких дивизий, которые должны были отличаться высокой подвижностью. В состав лёгких дивизий входил не только Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.D, но и машины более ранних версий, включая даже Ausf.a/1. Вообще, в состав лёгких дивизий немцы отправили всякую «нестандартную» технику, включая, например, бывшие чехословацкие LT vz.35 и LT vz.38. Перевозились они на машинах Faun 900 грузоподъёмностью 9 тонн, причём один танк находился в кузове, а второй на прицепе.
Достоверно известно, что Pz.Kpfw.II Ausf.D попали в состав 66-го батальона Pz. Abt. verl., входившего в состав 2-й лёгкой дивизии, а также 67-й батальон Pz. Abt. verl. из 3-й лёгкой дивизии. Также есть информация, что танки этого типа попали и в 33-й Pz. Abt. verl., входивший в состав 4-й лёгкой дивизии.
В таком виде танки использовались в ходе Польской кампании в сентябре 1939 года. При этом как минимум одна машина использовалась в качестве мостоукладчика. Ставка немецкого командования на использование матчасти, перевозимой на марше на грузовиках, сработала лишь частично. На это красноречиво указывает то, что уже 18 октября 1939 года был отдан приказ о переформировании лёгких дивизий в танковые. 2-я лёгкая дивизия стала 7-й танковой, 3-я лёгкая — 8-й танковой, а 4-я лёгкая — 9-й танковой.
Стоит отметить, что ни одного Pz.Kpfw.II Ausf.D в ходе Польской кампании потеряно не было. Это говорит, скорее, не о высокой эффективности машины, о малой интенсивности её использования. На вооружении танковых дивизий Pz.Kpfw.II Ausf.D оставались до 8 марта 1940 года, когда последовал приказ об изъятии их из частей. Изъятые машины снова появились на вооружении немецкой армии во всё том же 1940 году, но уже совсем в другом качестве.
Шустрый огнемёт
О дальнейшей судьбе La.S.138 в Управлении вооружений задумались ещё в самом начале 1939 года. Понимая, что замена для La.S.100 получилась довольно далёкой от изначальной идеи, здесь решили найти для шасси иное предназначение. 21 января было решено начать разработку огнемётного танка, получившего обозначение Pz.Kpfw.II(F) и сквозной индекс Sd.Kfz.122. В общей сложности предполагалось выпустить 90 машин этого типа.
Изготовитель шасси для огнемётных танков остался прежним, а вот разработчик остального оборудования был иным. Им стала фирма Wegmann & Co из Касселя. Вагоностроительная компания, плотно сотрудничавшая с располагавшейся в том же Касселе Henschel & Sohn, до того почти не имела опыта танкостроения. За одним «маленьким» исключением: именно здесь строился немецкий сверхтяжёлый танк K-Wagen.
Изначально концепция, предложенная инженерами Wegmann, сводилась к созданию двухместной боевой машины массой около 11 тонн. Вместо штатной башни на неё ставилась другая, вооружённая пулемётом MG 34. Также в качестве вооружения предполагалось использовать два огнемёта, размещённых независимо от башни. По итогам рассмотрения первого варианта проекта были внесены некоторые поправки. Для начала радиста вернули на место, и экипаж танка снова стал состоять из трёх человек. Помимо своих основных обязанностей, радист стал также огнемётчиком. Вторым огнемётчиком был командир.
Огнемётов на танке было сразу два, причём оба они, вместе с баками, по вполне разумным причинам были вынесены за пределы боевого отделения. Радист наводил правый огнемёт, а командир — левый. Внутри танка находились лишь газовые баллоны, обеспечивавшие необходимое для выстрела давление. Каждый огнемёт питался от баллона объёмом 160 литров, прикрытых откидными бронированными крышками. Брандспойты имели сектор наведения от 90° во внешнюю сторону до 30° во внутреннюю. Также они могли возвышаться на 20° и склоняться на 10°. Это обеспечивало впечатляющую для огнемётного танка манёвренность огня.
Правда, дальность огневой струи оказалась небольшой — всего 35 метров, так что к цели приходилось приближаться практически вплотную. Огнесмеси каждому из огнемётов хватало на 40 пусков длительностью по две-три секунды. В качестве вспомогательного вооружения выступал пулемёт MG 34 в шаровой установке, размещённый в переработанной башне.
Уже с апреля 1939 года с MAN в Кассель стали поступать шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E. Всего с апреля по август 1939 года поступило 46 шасси, ещё 43 прибыло в марте 1940 года из частей в виде танков. Таким образом, в общей сложности для выпуска огнемётного танка имелось 89 шасси. Первый опытный образец Panzerkampfwagen II (Flammenwerferwagen) из неброневой стали был продемонстрирован комиссии Управления вооружений в июле 1939 года. Заказчик в целом остался доволен разработкой, на Wegmann начались подготовительные работы к серийному производству.
Поставщиком бронелистов для переделанной подбашенной коробки и башни выступала всё та же Deutsche Edelstahlwerke AG. Уже с осени 1939 года из Ганновера начали поступать комплекты брони, полностью же заказ был выполнен в 1940 году.
Два первых серийных Pz.Kpfw.II (F) были приняты заказчиком в январе 1940 года. Постепенно темпы выпуска росли, и к концу апреля Wegmann сдала 20 машин. Правда, как раз в это время случился конфуз. С марта первые машины стали испытывать в войсках, и там к ним возник ряд претензий. В результате 20 Pz.Kpfw.II (F) вернулись на Wegmann, где их переделали в соответствии с требованиями заказчиков. Это несколько затормозило поставки в мае. Но уже летом Wegmann вышла на вполне нормальный ритм выпуска — по 20–22 машины в месяц.
Поставка танков основной серии завершилась в октябре 1940 года. К тому моменту было сдано 86 машин, при этом на складах их почему-то числилось 87. Вероятно, «лишним» был опытный образец машины. В январе 1941 года по неизвестным причинам было потеряно два огнемётных танка, а в феврале было построено три новые машины. Таким образом, общий объём выпуска Pz.Kpfw.II (F) составил 89 серийных танков и один опытный. Их серийные номера остались теми же самыми, что и у «базовых» Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E.
Машины пошли на вооружение двух частей: 100-го и 101-го танковых огнемётных батальонов (Pz.Abt.(F)), сформированных в марте и мае 1940 года соответственно. 100-й танковый огнемётный батальон получил 43 Pz.Kpfw.II (F) 10 июля 1940 года, и уже к 15 числу его признали боеготовым. Это подразделение успело поучаствовать в учениях, которые должны были стать прологом к операции «Морской лев» (высадке в Англии).
101-му танковому огнемётному батальону пришлось ждать получения матчасти. Первые огнемётные танки прибыли 11 июля, но окончательно батальон был укомплектован 42 Pz.Kpfw.II (F) только в сентябре. Боеготовым его признали 10 октября 1940 года.
Батальоны имели смешанную структуру. Согласно штату K.St.N. 1177 от 1 февраля 1941 года, танковая огнемётная рота включала 19 танков, из которых огнемётными были 12. При этом командирские танки и машины 4-го взвода были обычными Pz.Kpfw.II с пушечно-пулемётным вооружением.
На деле всё оказалось ещё интереснее. К февралю 1941 года в состав 100-го танкового огнемётного батальона была включена рота трофейных английских крейсерских танков Beutepanzer-Kompanie (e), куда попало 9 Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e). Там их переделали, установив траки от Pz.Kpfw.II Ausf.D. Формально при этом по состоянию на 18 июня 1941 года английских танков в батальоне не было. Там числилось 24 Pz.Kpfw.II, 42 Pz.Kpfw.II (F), 5 Pz.Kpfw.III и один командирский танк.
У 101-го батальона вооружение было почти такое же, но Pz.Kpfw.II в нем оказалось на один больше. Также стоит отметить, что в 101-й танковый огнемётный батальон попали все Pz.Kpfw.II (F) на базе Pz.Kpfw.II Ausf.E. Интересно, что у этих танков были траки двух типов. Часть машин имели траки с резиновыми подушками, а на некоторых эти самые подушки отсутствовали. И это были не продукты местного армейского творчества, а заводские изделия. Модификации подверглись и огнемётные танки: на них установили дополнительные дымовые мортирки.
К началу боевых действий против СССР 100-й танковый огнемётный батальон был придан 18-й танковой дивизии. В её составе он прошёл Белоруссию и продолжил свой боевой путь, к середине октября оказавшись на подступах к Москве. К 20 октября из 42 огнемётных танков в боеспособном состоянии осталось всего 7 штук. 5 ноября было принято решение о выводе батальона с фронта.
Впрочем, это не означало, что война для огнемётных танков закончилась. Матчасть батальона, включая два Pz.Kpfw.II, 2 Pz.Kpfw.II (F) и один Pz.Kpfw.III, была передана 18-й танковой дивизии. Сколько они провоевали после этого, неизвестно.
101-й танковый огнемётный батальон находился в подчинении 3-й танковой группы. Она начинала боевые действия в Прибалтике, затем также оказавшись в Белоруссии. В частности, 28 июня 3-я танковая группа 28 июня участвовала в захвате Минска. Поучаствовали огнемётные танки и в танковом сражении в районе Лепеля и Сенно. Далее были бои в Смоленской области.
Вероятно, именно здесь танк из состава 3-й роты оказался захвачен бойцами Красной армии. Машина с номером 211 отправилась на Научно-испытательный автобронетанковый полигон (НИИБТ Полигон), где подверглась изучению. Было составлено описание огнемётной установки, конструкция которой оказалась весьма оригинальной. Впрочем, особого интереса с точки зрения копирования в СССР она не вызвала.
Согласно документам от 8 ноября 1941 года, в составе 101-го батальона оставалось всего пять огнемётных танков. В реальности всё оказалось не совсем так. По имеющимся данным, 18 ноября в составе батальона имелось десять Pz.Kpfw.II, двенадцать Pz.Kpfw.II(F) и два Pz.Kpfw.III. Больше того, огнемётные танки 16 ноября участвовали в боях в районе Волоколамска. Позже матчасть батальона была передана 2-й танковой дивизии, правда, огнемётные машины довольно быстро были брошены. Официально батальон покинул фронт только 8 декабря, но реально его танки к тому моменту уже несколько недель использовались 2-й танковой дивизией. Можно уверенно говорить о том, что к началу декабря 1941 года карьера Pz.Kpfw.II(F) завершилась.
Отдельно стоит упомянуть обозначения, которые использовались в отношении этих танков. Официально их называли Pz.Kpfw.II(F), также в документах использовались названия Panzer II Flamm и Pz.Kpfw.II (Fl). Между тем чаще всего в литературе их называют не иначе как Flammpanzer II, или Flamingo. Судя по всему, к реальности эти названия никакого отношения не имеют.
Ещё в марте 1940 года концерн MAN поднял вопрос о выпуске 150 шасси La.S.138, но военные к этому вернулись ровно год спустя, когда был подписан контракт на производство Pz.Kpfw.II (Flamm) 2-й серии. Начало выпуска новой партии планировалось в августе 1941, завершение — в феврале 1942. Согласно программе Panzerprogramm 41, всего в вермахте планировалось иметь 250 огнемётных танков на базе La.S.138. Правда, срок завершения выпуска сдвинулся на апрель 1942 года. Что же касается запуска производства, то реально оно началось только в августе 1941-го.
Танки, получившие обозначение Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B, несколько отличались от машин первой серии. Прежде всего, это касается ходовой части. Был разработан улучшенный трак, поменялась конструкция ленивца и ведущего колеса. Чтобы отличать старые шасси от нового, Pz.Kpfw.II Ausf.D разделили на Pz.Kpfw.II Ausf.D1 и Pz.Kpfw.II Ausf.D2. Стоит сказать, что в виде обычных танков Pz.Kpfw.II Ausf.D2 никогда не строились. Они изначально производились исключительно как шасси для огнемётных танков Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B.
Всего было построено 52 Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B, из них 39 в 1941 году. Машины получили серийные номера в диапазоне 27101–21252. В марте 1942 года было изготовлено три последних танка, после чего их производство прекратилось. Машины даже успели попасть в учебные части, но повоевать, по крайней мере в виде огнемётных танков, им было уже не суждено. Внимательно изучив опыт применения Pz.Kpfw.II (F), немецкое командование пришло к выводу о нецелесообразности дальнейшего их выпуска. Изготовленные танки отправились в переделку.
Источники:
- Материалы NARA.
- Материалы из ЦАМО РФ.
- Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
- NUTS & BOLTS 24 Pz.Kpfw. II Ausf. D/E and Variants (Brückenleger, Fahrschulpz., Flammpz. & Marder II), Joachim Baschin, NUTS & BOLTS GrB, 2009.
- Материалы из фотоархива автора.
Комментарии к данной статье отключены.