Первая мировая война дала мощный толчок развитию ручных гранат. Простота изготовления и эффективность этого оружия в траншейной войне обусловили бурный рост его производства. В то же время, ограниченная дальность метания гранат поставила вопрос об устройствах, способных решить эту проблему. В первую очередь дальность метания пытались увеличить путём переделки ручных гранат в винтовочные, помимо других воюющих стран, этим занялись в Австро-Венгрии.
В XVII–XVIII веках европейские армии применяли в бою гренадеров. Перед этими частями стояла задача забрасывать вражеские фортификации отлитыми из чугуна или выдутыми из стекла ручными гренадами, начинёнными взрывчатым веществом. После «бомбардировки» вражеских укреплений обычно начинался штурм. Удачно брошенная гренада могла нанести немалый урон и плотному пехотному строю. Однако небольшая дальность метания гренады, сложность с поджиганием фитиля или запальной пороховой трубки и постоянное повышение меткости стрельбы из фузеи заставили военных постепенно отказаться от такой тактики.
К началу ХХ века сложились все технические предпосылки для возрождения ручных гранат: были изобретены более сильные взрывчатые вещества и тёрочный запал, далеко вперёд ушла металлообработка. Уже Русско-японская война 1904–1905 годов показала, что для штурма вражеских окопов пехоте необходима ручная граната. Впрочем, почти все страны-будущие участницы Первой мировой не сделали выводов из дальневосточного конфликта, планируя скорую манёвренную войну. Позиционный характер этого конфликта заставил европейских военных и инженеров искать новые виды вооружений, одним из которых стала ручная граната.
Ручная граната была эффективна как в наступательном, так и в оборонительном боях. В первом случае она могла сломить сопротивление врага, забросанного гранатами в собственных окопах, во втором — остановить его наступательный порыв, заставить залечь на открытой местности и в конце концов отступить. Однако вне пределов непосредственного боестолкновения граната становилась бесполезной: боец мог метнуть её на расстояние около 30 м, а средняя дистанция между передовыми линиями противников достигала 300 м. В вопросе увеличения дальности броска ручной пехотной гранаты военная мысль пошла двумя путями: переделкой ручных гранат в винтовочные и конструированием специальных механических приспособлений.
На вооружении австро-венгерской пехоты в годы Первой мировой состояли несколько типов ручных гранат, каждый из которых, как правило, имел собственные модификации. При этом далеко не все типы гранат могли быть переделаны в винтовочные.
Принцип метания винтовочной гранаты довольно прост: в дно её корпуса ввинчивали стальной штырь (шомпол), немного меньше диаметра канала ствола. Штырь вставляли в ствол с дульной стороны. Метание гранаты осуществлялось благодаря выстрелу холостым патроном. Сила отдачи была такова, что перед выстрелом винтовку требовалось упереть прикладом в землю, чтобы не повредить плечо стрелка. Дальность полёта зависела от веса гранаты и в среднем составляла 110–135 м, не так уж много при вдвое большей дистанции между окопами, но достаточно эффективно, чтобы держать врага (например, разведчиков или инженеров, ремонтирующих проволочные заграждения) на почтительном расстоянии от собственной передовой линии. Скорость метания шомпольных гранат была высокой: до 12 штук в минуту.
Universalgranate M.1914
Первым типом винтовочной гранаты, принятой на вооружение австро-венгерской армии, стала «универсальная граната» (Universalgranate) образца 1914 года, внешне напоминавшая пиротехническую ракету. Её корпус приблизительно на 1/3 состоял из головной части, выполненной из тонкостенного металла, в котором был расположен взрыватель, и на 2/3 — из боевой части из толстостенного корпуса со взрывающимся зарядом. В донце боевой части можно было ввинтить шомпол и превратить гранату в винтовочную. Головную часть гранаты надевали на боевую методом горячей посадки.
Головная часть имела отверстия, в которые при метании попадал набегающий поток воздуха, он раскручивал турбинку, насаженную на массивный маховик. В полёте они освобождали ударник, который приводился в боевое положение. После падения гранаты ударник натыкался на преграду и накалывал капсюль, поджигавший первый пороховой заряд, а тот, в свою очередь, второй, находившийся сразу за первым.
Наличие двух последовательных зарядов было обусловлено универсальностью гранаты: если её использовали как ручную, то с головной части не снимали предохранительный колпачок, закрывавший отверстия для набегающего воздуха. Тогда гранату взводили при помощи тёрочного запала (встроенного во второй пороховой заряд) через боковое отверстие в боевом корпусе — замедлитель обеспечивал 8-секундную задержку в подрыве. За второй пороховой камерой находился детонатор и заряд из 21 г мелинита (пикриновой кислоты), который обеспечивал разлёт осколков на поражающий радиус в 10 м. Общий вес гранаты составлял 450 г в ручном варианте, и 600 г — в винтовочном.
Столь существенная разница в весе (150 г) объясняется тем, что в ручном варианте использования гранаты были предусмотрен вышеупомянутый колпачок на головной части и парашютик, прикреплённый к дну гранаты. Парашютик был призван обеспечить гранате строго вертикальное падение и, соответственно, идеальный разлёт осколков.
Чтобы превратить гранату в винтовочную, нужно было снять колпачок, вывинтить парашютик и вместо него ввинтить шомпол. Дальность метания этого типа гранаты из винтовки достигала 600 шагов (450 м)! Точность метания обеспечивал устанавливаемый на винтовку прицел в виде простейшего квадранта с отвесом. По прилагавшейся к нему инструкции можно было не только вычислить дальность выстрела в зависимости от угла наклона винтовки, но и правильно установить этот прицел на место крепления для штыка.
Universalgranate поставляли в войска в деревянных ящиках по 42 штуки. К каждому ящику прилагалось 30 шомполов, 30 холостых патронов образца 1893 года в трёх бумажных упаковках, два винтовочных прицела-квадранта и две инструкции к последним.
Zeitzündergewehrhandgranate M.1915
Вторым типом принятой на вооружение винтовочной гранаты стала универсальная Zeitzündergewehrhandgranate (дословный перевод — «винтовочно-ручная граната с временным запалом») образца 1915 года. Она была намного примитивнее, имела значительно меньшую дальность метания из винтовки, да и меткость тоже оставляла желать лучшего. Вместе с тем Zeitzündergewehrhandgranate была намного проще в изготовлении, что позволяло наладить её производство в прифронтовой зоне.
Из-за своего внешнего вида эта граната получила меткое прозвище «кукуруза». В поперечном разрезе чугунный литой корпус напоминает букву «Ж» — при взрыве такая граната давала массу осколков. Конструкция корпуса объединяла целое семейство ручных гранат, различавшихся практически исключительно чугунными пробками, которые ввинчивались по резьбе в торцы: одни из них предназначались для крепления проволочных или деревянных рукояток, другие — для ввинчивания винтовочного шомпола, третьи были просто баллистическими. Общим правилом для всех видов корпусов было то, что донная пробка должна была иметь специальное отверстие, куда выпускался шнур с тёрочным запалом.
Запальное приспособление обёртывали влагостойкой парафинированной бумагой, перед метанием гранаты её нужно было сорвать. Дальнейшие действия несколько различались из-за применения разных запальных приспособлений, но всё сводилось к тому, чтобы посредством тёрки поджечь фитиль, уходивший внутрь корпуса гранаты к детонатору, снаряжённому 2 г гремучей ртути. Замедлитель обеспечивал время горения фитиля около 8 секунд. Граната снаряжалась 90 г аммонала, который предварительно заматывали в пергаментную бумагу в виде цилиндра. Известны случаи, когда применяли более опасный мелинит или менее эффективный порох.
Винтовочные гранаты поставлялись отдельно от ручных, в ящике с 30 гранатами находились шомпола и холостые патроны образца 1893 года. Общеупотребимая в этом типе гранат система предварительного поджигания фитиля не совсем подходила для винтовочной гранаты — гранату должен был «взводить» стреляющий или кто-то кроме него. Всё это грозило тем, что граната могла улететь к противнику почти безобидным куском металла, взорваться в собственном окопе или над головами товарищей. Выход был найден очень простой: к тёрке крепили свинцовый шарик, который благодаря своему весу при метании вытягивал тёрку, которая поджигала фитиль. Чтобы шарик случайно не сорвался и не поджёг фитиль при транспортировке, его привязывали бечёвкой к верхней части тёрки.
Общий вес гранаты достигал 1,5 кг. Дальность метания из винтовки составляла 150 шагов (около 110 м). При взрыве корпус разлетался приблизительно на 150 осколков с поражающим радиусом 10 м и максимальным до 80 м.
Zeitzündergewehrgranate M.1916
Следующим этапом развития винтовочных гранат стала Zeitzündergewehrgranate образца 1916 года, из её названия уже пропало слово «ручная». Конструкция нового типа не сильно отличалась от предыдущей. Модификация состояла в следующем:
- отказались от фигурного корпуса с готовыми поражающими элементами — опыт применения ручных гранат показал, что при взрыве не обязательно «рвётся там, где тонко». Помимо прочего, это снизило общий вес боеприпаса до 1,3 кг;
- на головной части корпуса стали монтировать пустотелый баллистический колпачок;
- в донной части корпуса проделали косое отверстие для фитиля;
- к тёрке сразу крепили свинцовый грузик, обеспечивавший автоматическое поджигание фитиля при выстреле;
- на донную часть корпуса навинчивали колпачок с внутренней нарезкой для крепления шомпола.
Из-за конструкции запала этот тип гранаты обладал тем же недостатком, что и предыдущий: если фитиль не успевал сгореть за время полёта, то граната втыкалась в землю, и большинство осколков оставалось в месте взрыва. Этот изъян пытались компенсировать увеличением количества взрывчатого вещества, доведя его до 75 г аммонала. Однако и это не помогло: радиус максимального разлёта осколков составлял всего 50 м. Дальность полёта также снизилась до 150 шагов (около 115 м). Зато простота конструкции позволила изготавливать эти гранаты чуть ли не из труб, приблизительно подходящих по диаметру. Гранаты упаковывали в деревянные ящики по 30 штук вместе с 30 шомполами и 30 патронами.
Осветительно-сигнальная Zeitzundergewehrgranate
На вооружении австро-венгерской пехоты состояла ещё одна специальная винтовочная граната — осветительно-сигнальная Zeitzundergewehrgranate. Её конструкция была проста, а дистанционный запал идентичен Zeitzundergewehrhandgranate, но со временем горения не восемь, а три секунды. Цилиндрический корпус выполнялся из алюминия и был заполнен 60 г горючей смеси одного из двух видов: для освещения (горевшей белым цветом), для подачи сигналов (красным или зелёным). Время горения составляло около 20 секунд. Запал поджигал инициирующую смесь, которую отделяла от светящейся войлочная пробка с отверстиями. Общая масса гранаты составляет 600 г. Осветительно-сигнальные гранаты паковали в деревянные ящики по 60 штук вместе с шомполами и холостыми патронами образца 1893 года. Скорострельность составляла 12 гранат в минуту.
Lakos
Универсальным винтовочно-ручным был и боеприпас типа Lakos — возможно, самый простой тип ручной гранаты, который изготавливали из тонкостенной чугунной трубы. На стенке корпуса прорезали некоторое количество широких поперечных канавок (позже начали делать и продольные), которые были призваны обеспечить большее количество осколков. Судя по разному количеству канавок и диаметру цилиндра сохранившихся образцов, эти гранаты изготавливали где угодно и без особого соблюдения норм. Чугунный цилиндр наполняли аммоналом (тоже без строгого взвешивания, приблизительно около 90 г) и с обоих концов затыкали деревянными пробками. При таких условиях о конкретных весе и размере речь идти не могла: масса гранаты колебалась в пределах 800–900 г, диаметр составлял около 5 см, длина — 14–15 см.
В верхней пробке проделывали отверстие для запала ударного действия. Он состоял из ударника (обычный заострённый гвоздь, вставленный в отверстие в пробке), который через тонкую мембрану прилегал к капсюлю. Капсюль поджигал фитиль, который выгорал в течение 6–8 секунд и подрывал детонатор. Сверху запал был прикрыт коническим баллистическим колпачком. При ручном метании нужно было снять колпачок, ударить гвоздём о что-то твердое и бросить гранату, пока горит фитиль. Чтобы метнуть гранату выстрелом из винтовки, полагалось надеть на неё второй корпус, в который был ввинчен шомпол. Так как граната взводилась только при попадании во что-то твёрдое, противник вполне мог спрятаться, пока горел фитиль.
Конструкция корпуса привела к тому, что он разрывался на несколько крупных фрагментов, имевших высокую поражающую дальность радиусом около 35 м. Учитывая, что человек мог бросить такую гранату лишь на 30 м, понятно, что использовать её как ручную можно было только с закрытых позиций. Дальность полёта гранаты из винтовки достигала 150 м.
Gewehrgranate M.13
Несмотря на то, что такие гранаты, как Lakos, изготавливались чуть ли не кустарно, их всё равно не хватало. Поэтому австро-венгерское верховное командование было вынуждено закупать гранаты у главного союзника — Германии. Среди германских винтовочных гранат можно выделить три типа: образца 1913, 1914 и 1916 годов.
Gewehrgranate M.13 имела сложную конструкцию: вдоль, через весь корпус, проходил цилиндр, в который с нижней стороны гранаты ввинчивали трубку со взрывателем и детонатором. Сверху цилиндр был прикрыт баллистической пробкой. Корпус — литой чугунный цилиндрический диаметром 4,2 см и длиной 10 см, с насечкой для образования при взрыве готовых осколков. Вся граната в сборе (без шомпола) имела 12,5 см в длину и весила 900 г. Корпус заполняли 70 г тринитротолуола (тротила). Во внутренней трубке в головной части был размещён детонатор, а ниже его — ударник с предохранительной пружиной. Ниже ударника — огнепроводная трубка с пороховым предохранителем, ещё ниже один за другим размещались пороховая петарда, капсюль и ударник, связанные с шомполом, который на свободном конце имел собственный амортизатор. Вся эта сложная схема была необходима для того, чтобы при выстреле сначала взвести гранату, а потом при столкновении с препятствием подорвать её.
Боеприпас срабатывал так: при выстреле холостым патроном пороховые газы одновременно выталкивали его с гранатой из канала ствола и воздействовали на шомпол, заставляя его сдвинуть донный ударник, чтобы тот продавил лапчатый предохранитель и наколол капсюль. Последний поджигал пороховой заряд, и ударник взрывателя освобождался. При столкновении гранаты с препятствием боевой ударник преодолевал сопротивление пружины и накалывал капсюль, который подрывал детонатор, а тот, в свою очередь, взрывчатое вещество в гранате. Дальность полёта гранаты достигала 150 м, поражающий радиус разлёта осколков — 45 м. Конструкция была надёжна и безопасна, но весьма дорога и сложна.
Gewehrgranate M.14
Принцип действия этой винтовочной гранаты оказался менее сложным, чем у предыдущей. От взвода гранаты через воздействие пороховых газов холостого патрона на шомпол отказались, и теперь всё доверялось инерции внутренних механизмов взрывателя. Безопасность при транспортировке обеспечивало то, что жало ударника вращалось вдоль горизонтальной оси и в обычном положении находилось перпендикулярно капсюлю — никакая встряска не могла привести к тому, чтобы оно стало вертикально и накололо капсюль. Ещё бо́льшую безопасность взрывателю гарантировал небольшой шарик, западавший в специальное углубление на цилиндре, оседающем при выстреле.
При выстреле гранатой под действием собственной инерции оседающий цилиндр преодолевал сопротивление лапчатой пружины, шарик выпадал из своего гнезда, а жало ударника становилось в вертикальное боевое положение. При ударе о преграду жало накалывало капсюль, который подрывал детонатор.
Корпус гранаты был чугунным литым цилиндрической формы диаметром 4,2 см и длиной 9,8 см. Толщина стенок — около 5 мм, сферического дна — 12 мм. Корпус имел неглубокие поперечные и перпендикулярные желобки для образования готовых осколков. В верхнюю часть корпуса ввинчивали детонатор с баллистическим колпачком, в нижнюю — стальной шомпол, покрытый тонким слоем меди. На его свободный конец винтом крепилась ведущая шайба длиной около 2 см из меди и с коническим углублением на конце. В это углубление был вставлен заподлицо с шайбой медный сердечник.
При выстреле сердечник входил в углубление, распирая шайбу, из-за чего та врезалась в каналы ствола и придавала гранате вращательное движение, что стабилизировало её в полёте. В месте крепления корпуса гранаты и шомпола располагалось металлическое блюдце, призванное действовать как парашют: оно замедляло полёт, и граната падала практически вертикально. Из приведённого описания понятно, что и эта конструкция не могла похвастаться простотой и дешевизной изготовления.
Gewehrgranate M.16
Более-менее простую конструкцию имела Gewehrgranate M.16, хотя и её трудно сравнивать со многими австро-венгерскими образцами. Теперь чугунный корпус гранаты стал гладким снаружи, а глубокие насечки были перенесены внутрь (немцы всё ещё надеялись получить большое количество готовых осколков).
Корпус был наполнен 75 г аммонала, в нём размещали пороховой заряд и детонатор. В головную часть корпуса ввинчивали взрыватель, в котором были последовательно установлены пробка, ударник на предохранительной пружине и капсюль. Чтобы ударник не сдвинулся во время транспортировки, его удерживала предохранительная лента, выходившая наружу и обмотанная с внешней стороны вокруг корпуса взрывателя. Перед выстрелом эту ленту следовало снять. После выстрела и до столкновения с препятствием ударник преодолевал сопротивление пружины и накалывал капсюль, который поджигал пороховой заряд, а тот, в свою очередь, инициировал детонатор. В донную часть корпуса гранаты ввинчивали шомпол. Его конструкция также была максимально упрощена: стабилизацию в полёте за счёт вращения доверили юбке, согнутой из жести. Общий вес гранаты достигал 1305 г, дальность выстрела — 150 м, поражающий радиус разлёта осколков — 35 м.
Очевидно, что вопрос поражения противника гранатами в Австро-Венгрии был решён двояко. Инженеры двуединой монархии пошли по пути сочетания универсальной конструкции, позволявшей использовать это оружие и как ручное, и как винтовочное, с простейшими тёрочными запалами. Германские же оружейники выбрали создание сложного механического запала для узкоспециализированной конструкции. Оба этих подхода нашли своё место в габсбургских вооружённых силах.
Литература:
- Прибылов Б., Кравченко Е. Ручные и ружейные гранаты. — М.: Арктика 4Д, 2008. — 776 с.
- Gordon L. Rottman. The Hand Grenade. — Weapon 38, Osprey publishing, 2015 — 82 p.
- Jaskółowski P. Działa okopowe c. i k. Armii 1914–1918. — Przemyśl: Wydawnictwo Fort, 2008. — 202 p.
- Mantoan N. Bombe a mano austriache 1914–1918. — Udine: Paolo Gaspari editore, 2001. — 113 p.
- Ortner C. Storm Troops: Austro-Hungarian Assault Units and Commandos in the First World War. Tactics, Organisation, Uniformes and Equipment. — Vienna: Verlag Militaria, 2005. — 314 p.
- ww1.milua.org
Комментарии к данной статье отключены.