В Первую мировую войну, поначалу бывшую пусть и очень крупным, но внутриевропейским конфликтом, на стороне Антанты вмешалась сильная державы из-за океана. В отличие от колоний и доминионов Великобритании и Франции, она была независимой и чрезвычайно сильной. Речь конечно идёт о Соединённых Штатах Америки. Впервые США стали полноценным участником боевых действий в Европе, причём именно их участие должно было, по мнению многих, обеспечить победу Антанты. Помимо массы дипломатических тонкостей, переброска многотысячного американского контингента потребовала колоссальных логистических усилий.
В романе Ремарка «Возвращение» есть примечательный эпизод — отступающие немецкие солдаты встречают наступающие американские войска (перевод с немецкого М. Горкина):
«Молча смотрим мы на американцев. Они стоят полукругом, все как один рослые, крепкие; сразу видно, что еды у них всегда было вдоволь… На американцах новое обмундирование, ботинки их из непромокаемой кожи и пригнаны по ноге, оружие хорошего качества, ранцы полны боевых припасов. У всех свежий, бодрый вид».
Писатель хорошо ухватил впечатление, произведённое американцами на европейцев, уставших от четырёх лет конфликта: сильная, мощная и мало кому знакомая заокеанская держава прислала войска, переломившие ход войны и победившие практически одним своим видом. Кроме боевых успехов, поражали и предпринятые американцами усилия по выстраиванию инфраструктуры по мобилизации, тренировке и снабжению войск как в США, так и в Европе.
Описания этих усилий, надлежащим образом представленные в печати после войны, также стали элементом пропагандистской работы американской армии и правительства. Уже в 1919 году вышел специальный труд, который наглядно, с помощью сотен таблиц и графиков, отобразил действия американских гражданских служб (можно считать это своеобразным отчётом перед налогоплательщиками), армии и частного капитала для победы в войне. Автором этого труда стал полковник Леонард Портер Эйрс, начальник статистического отдела главного штаба — до своей работы в вооружённых силах он уже был известным экономистом и статистиком, членом разных научных ассоциаций. С помощью этой небольшой, но чрезвычайно информативной книги, а также используя публикации современных историков, можно попытаться оценить масштабы проделанной работы.
Призыв и переброска во Францию
Собственно, до вступления в Первую мировую войну на стороне Антанты армия США была меньше, чем у какого-нибудь второразрядного европейского государства. 135 000 военнослужащих регулярной армии было раскидано по всему миру, ещё столько же было сосредоточено в стране в виде Национальной гвардии. Вооружённые силы располагали, уточняет историк Марк Гротелюшен, ссылаясь на воспоминания Джона Першинга, 285 000 винтовок, 550 пушками и 55 уже устаревшими на тот момент летательными аппаратами (официальный отчёт Эйрса рисует несколько другую картину, доводя число винтовок до 600 000, но даже в этом случае их явно не хватало). Танков у армии США не было.
Надо отметить, что на начало 1917 года, когда США объявили войну Германии, минимальный боевой опыт имели около 20 000 человек, участвовавших в экспедициях в Мексику в 1916 году и ранее (собственно, генерал Першинг, ставший командующим американскими силами в Европе, боролся со знаменитым мексиканским повстанцем Панчо Вильей). А за 20 лет до того 25 000 солдат участвовали в боевых действиях 1899–1902 гг. на Филиппинах, и 17 000 успели тогда же повоевать на Кубе. Это не шло ни в какое сравнение с численностью и опытом войск в годы Гражданской войны в США, но с того времени минуло уже полвека. С точки зрения командования армий Антанты, прошедших беспощадную школу фронтов 1914–1916 гг., всё это было явно недостаточным для борьбы с немцами.
Не надеясь исключительно на добровольцев, которых могло и не быть, — так, около 500 000 иммигрантов германского происхождения вообще уехали в Старый свет и стали солдатами кайзера, — правительство и Конгресс США решились после некоторых колебаний на обязательный призыв. Последний прошёл довольно мирно. Неожиданным стал энтузиазм отдельных этносов. Так, из 100 000 добровольцев, явившихся на сборные пункты ещё до объявления призыва, 40% были поляки.
В целом к началу июня 9 660 000 мужчин в возрасте от 21 года до 30 лет были учтены в ходе призыва, а всего к концу войны в списках оказались 26 000 000 человек (всего мужчин всех возрастов в стране было 54 000 000). 43% учтённых были освобождены от службы, поскольку были единственными кормильцами у своих семей. Более 4 000 000 попали в ряды армии, и значительная часть новобранцев оказалась в конце концов в Европе. Армия была разделена на три части: Национальная армия (набиралась по закону о призыве), Регулярная армия и Национальная гвардия. Чтобы не путаться и не выделять кого-то, в 1918 году было решено все три части именовать «Армия США».
В армии насчитывалось 200 000 командиров всех рангов (6000 пришли из регулярной армии довоенного периода), из каждых шести офицеров один имел опыт боевой подготовки, трое были обучены в тренировочных офицерских лагерях, и двое пришли прямо «с гражданки». Чтобы подготовить американских офицеров и младший командный состав, было прислано из Франции и Великобритании 800 инструкторов, обучивших своих заокеанских коллег артиллерийскому делу, обращению с ручными гранатами, основам современной тактики, связи, штабной работе и т.д. Солдаты же обычно полгода проходили подготовку на родине, два месяца во Франции или Великобритании и затем один месяц находились на передовой в «тихом секторе».
Половину из попавших в армию американцев ждало путешествие в Европу. Полмиллиона человек отправилось туда в первые 13 месяцев с момента вступления США в войну, и полтора миллиона — в последние шесть месяцев войны. По подсчётам статистиков, наивысшая нагрузка на транспорт выпала на июль 1918 года, когда 306 000 солдат перевезли в Европу, и май 1919 года, когда 330 000 ветеранов вернулись домой. Миллион человек высадился в Англии, и миллион во Франции. Эйрс указывает, что 49% людей перевезли британские суда, 45% — американские, 3% — итальянские, 2% — французские, и 1% — русские суда под британским командованием. Самые крупные суда брали на борт до 15 000 человек, а самые быстрые совершали рейсы туда-обратно за 19 дней.
Снабжение, вооружение и строительство
Одновременно с переброской войск доставлялись в Европу и припасы. Цикл перевозки для каждого транспортного судна в среднем составлял 70 дней. Этот флот в основном был американским, а доставлено в Европу было 7,5 млн тонн.
Что же находилось среди грузов? Например, обмундирование. Дотошные армейские статистики подсчитали, что время получения находившимися во Франции солдатами новых предметов одежды и обуви колебалось от 23 дней (шерстяные носки) до пяти месяцев (плащ или шинель). Временные трудности при отправке обмундирования заключались именно в количестве предметов (напомним, в Европу отправились, пусть и неравномерными группами, 2 000 000 человек), а не в их качестве или видах обмундирования. Грузов было настолько много, что четверть всех солдат, отправленных в Европу, были прикомандированы к службе доставки (среди них, к слову, было много чернокожих). Военные строители возвели во Франции 83 новых причала, более 1500 км железных дорог и около 870 км узкоколейной дороги. Вдоль этих путей и окопов было протянуто 160 000 км телеграфных и телефонных проводов. Все эти грузы перевезли из портов 40 000 грузовиков, также доставленных во Францию и Великобританию из-за океана.
Главным, конечно же, было оружие. Американские войска были вооружены винтовками Спрингфилд образца 1903 года и винтовками Энфилд (M1917 Enfield), сделанными на заводах, выполнявших первоначально заказы британского правительства. Всего патронов для этих винтовок было произведено 3,5 млрд, из которых не менее 1,5 млрд было переправлено во Францию (еще 100 млн закуплено у союзников).
Увеличилось и производство пулемётов — если в 1912 году их полагалось четыре на полк, в 1919 году была принята норма в 336 штук. К декабрю 1918 года на вооружение было принято 228 000 пулемётов. Не менее впечатляющими были и успехи в производстве артиллерии и снарядов. К декабрю 1918 года армия США имела 2000 пушек, и к этому моменту было сделано не менее 20 млн снарядов. Переняв идею газовых атак, американцы наладили производство боевых отравляющих веществ (10 600 тонн к ноябрю 1918 года), и какое-то количество американских и купленных у французов снарядов были заряжены ими.
С танками дело обстояло не так блестяще. 64 штуки были произведены в США, однако остальные несколько сотен были либо получены от союзников, либо собраны из американских и европейских деталей.
Совершенно выдающийся рывок совершили ВВС, увеличив свой состав с 1200 человек до 200 000, считая как пилотов, так и попавший по призыву наземный персонал, курсантов лётных училищ и т.д. К ноябрю 1918 года в армии США было 45 эскадрилий с 740 самолётами.
Солдаты на фронте
Из 2 000 000 американцев, оказавшихся в Европе, 1 400 000 попали на передовую. Из 42 дивизий 29 приняли участие в 13 крупных операциях в течение 200 дней. По информации Эйрса, потери составили 48 909 убитых и 237 135 раненых.
Интересно, что за полтора года войны армия США продемонстрировала одни из самых низких показателей дезертирства и преступлений за период от создания Континентальной армии времён Войны за независимость до перемирия 11 ноября 1918 года. Как отмечают историки, на родине наиболее часто в самоволку уходили солдаты из лагерей, расположенных близ крупных городов вроде Нью-Йорка. Если в США ещё могли закрыть глаза на такое поведение, то на фронте очень жёстко действовала военная полиция. Осенью 1918 года она отлавливала от 15 до 20 дезертиров в неделю. Всего было рассмотрено по обеим сторонам океана 4136 случаев самовольного ухода из части, перед трибуналом предстали 5584 военнослужащих, из них 2657 получили наказание, причём 24 человека были приговорены к смерти, но ни один казнён не был. Это отличало американскую армию не только от итальянской или французской, но и от британской.
Опыт создания Американских экспедиционных сил, переброска их в Европу, быстрое перевооружение позволили США занять лидирующее положение среди союзников, измотанных войной. К силе оружия и огромному числу солдат ещё стоит добавить и относительно высокую мораль американских войск — им не пришлось долго воевать, снабжение всегда было на высоте, а расовые проблемы внутри войск пока не играли существенной роли. Опираясь на такую армию и чувствуя зависимость союзников от неё, президент США и его генералы стали, в общем, едва ли не важнейшими политиками в Европе и определили её послевоенный облик.
Литература:
- Ayres L.P. The war with Germany; a statistical summary – Washington: Government Printing Office, 1919
- Grotelueschen M.E. Warfare 1917-1918 (USA) // International Encyclopedia of the First World War (https://encyclopedia.1914-1918-online.net)
- Gutiérrez E.A. Between Acceptance and Refusal – Soldiers’ Attitudes Towards War (USA) // International Encyclopedia of the First World War (https://encyclopedia.1914-1918-online.net)
- Votaw J. The American Expeditionary Forces in World War I – Osprey Publishing, 2005
Комментарии к данной статье отключены.