В 1880 году возле фермы Гокстад в коммуне Саннефьорд на востоке Норвегии проходили археологические раскопки кургана Х столетия. Одна из находок произвела настоящую сенсацию: в кургане был обнаружен драккар IX века, представлявший собой традиционный погребальный корабль эпохи викингов. Хорошая сохранность судна объясняется тем, что бо́льшая часть его корпуса находилась в слое голубой глины. Выше проходил слой песка, поэтому мачта и верхние детали киля и кормы не дошли до наших дней. На борту драккара находился скелет мужчины около 180 см ростом и возрастом примерно 50 лет, лежавший на остатках деревянного погребального ложа. Рядом с ним были обнаружены конская сбруя, бронзовый медальон с изображением всадника, а также кости и перья павлина. Отсутствие в кургане оружия навело археологов на мысль, что ранее захоронение уже вскрывалось.
Длина изготовленного из дуба и обшитого досками Гокстадского корабля составляет 23 м, ширина — около 5 м, а длина гребного весла — 5,5 м. Предположительно судно вмещало до 70 человек и имело явное боевое назначение. Сегодня древний корабль — крупнейший из обнаруженных археологами драккаров — выставлен в Музее кораблей викингов в Осло.
Энтузиасты дважды создавали реплики Гокстадского корабля. Первая, названная «Викингом», была построена в 1893 году. 12 молодых норвежцев пересекли на ней Атлантический океан и прибыли в Чикаго, где произвели фурор на Всемирной Колумбовой выставке. А вот вторую копию корабля постигла трагическая судьба. Она была построена в 1949 году в Швеции и получила имя «Ормен Фриске». Правда, оригинальная технология строительства не была соблюдена в полной мере: вместо дуба была использована сосна, а кованные железные заклёпки шведы заменили болтами. В следующем году команда из 15 человек на борту «Ормен Фриске» вышла в Гельголандскую бухту Северного моря. Ближе к вечеру разыгрался сильный шторм. Обломки корабля и тела девятерых человек были найдены только через несколько дней. По всей видимости, причинами гибели корабля послужили штормовая погода и общая непригодность к выходу в море этой реплики, изготовленной в демонстрационных целях.
Комментарии к данной статье отключены.