• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    11

    Столпы японского кораблестроения

    • флот
    • Япония
    Владислав Гончаров
    26 April '14

    Японское кораблестроение 1920-х – 1940-х годов всегда привлекало внимание любителей истории военно-морского флота – в первую очередь, своей экзотичностью. После Первой мировой войны, понемногу освободившись от английского влияния, японцы стали создавать корабли неожиданные, оригинальные, выделяющиеся среди «одноклассников» в других странах мира. Венцом японского кораблестроения стали линкоры типа «Ямато» – но путь к ним был долог. Чтобы понять его, надо знать, как была устроена вся система проектирования в японском военно-морском флоте и что за люди ей занимались.

    Сначала надо сказать несколько слов о структуре и подчиненности японского кораблестроительного ведомства, без которой трудно понять все нюансы японской проектировочной системы. Заказы на проектирование кораблей выдавал Морской Генеральный штаб (МГШ), но само проектирование вкупе со строительством находилось в ведении Морского министерства. Тактико-техническое задание из МГШ поступало в министерство и передавалось в Морской технический департамент (МТД) – Кайгун Консей Хонбу, конкретнее–- в его 4-ю секцию.

    Формально все секции МТД были равны, каждую возглавлял капитан 1-го ранга или контр-адмирал, но кораблестроением ведала 4-я, поэтому именно она организовывала взаимодействие с остальными секциями (вооружение и бронирование, энергетические установки, прочее оборудование) и спускала им свои технические задания. Особняком стояла 6-я секция, ведавшая строительством подводных лодок.

    В итоге рождался базовый проект корабля, который Морской технический департамент представлял в МГШ. Если «вписаться» в заданные параметры не удавалось, вопрос об их изменении передавался на согласование Морского технического комитета (МТК) – непостоянного органа, созываемого по требованию начальника МГШ. В него входили три ключевых фигуры – зам. морского министра, зам. начальника МГШ и начальник 4-й секции, а также руководители других профильных департаментов и управлений МГШ. Кроме того, в состав комитета обычно вводились один-два авторитетных инженера-кораблестроителя. Такая коллегиальная структура была достаточно гибкой и позволяла наилучшим образом уравновесить желания одних ведомств с возможностями других.

    Так или иначе, созданный в МТД или «утрясенный» на МТК базовый проект утверждался руководителями обоих заинтересованных ведомств – начальником МГШ и морским министром, после чего последний отдавал соответствующие распоряжения МТД.

    Сама 4-я секция МТД подразделялась на два отдела – базового и детального проектирования. Однако руководителем первого одновременно являлся сам руководитель секции, поэтому часто путают кораблестроительную секцию и ее отдел базового проектирования. По сути этот отдел играл роль «штаба», занимающегося общим планированием, а также взаимодействием с другими секциями министерства и с МГШ, а начальник отдела детального проектирования осуществлял «горизонтальные связи» и руководство внутренним проектированием. Структура секции усложнялась тем, что в каждом отделе имелись свои группы по типам кораблей, причем группу линкоров в обоих отделах тоже возглавлял начальник секции.

    С конца 1910-х годов 4-ю секцию МТД возглавлял контр-адмирал Юдзуру Хирага (1878–1943), создатель кораблей программы «восемь на восемь» и первых японских тяжелых крейсеров. Хирага обучался в Англии и тяготел к традиционной британской школе кораблестроения. Стиль его проектов – достижение новых возможностей путем использования новых средств и материалов. Именно он ввел в практику кораблестроения использование брони в качестве силового элемента корпуса. Хирага имел репутацию человека склочного и неуживчивого – возможно, потому, что не стеснялся отстаивать свои взгляды и напоминать адмиралам из МГШ об ограниченности возможностей проектировщиков. В 1927 году из-за своей знаменитой неуживчивости его «ушли» с поста главного проектировщика флота на должность начальника кораблестроительного отдела НИИ Технического Управления флота (Кайгун Гидзицу Хонбу). С 1931 года он работал в Токийском университете, и с 1938 года до самой смерти занимал пост его ректора.

    ​Юдзуру Хирага - Столпы японского кораблестроения | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Юдзуру Хирага

    После Хираги руководителем 4-й секции стал капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото (1888–1935) – создатель проектов эсминца «Фубуки» и крейсеров «Могами» и «Такао». Фудзимото занимался в первую очередь легкими быстроходными кораблями, скорость и ударная мощь для него были важнее защиты, а с техническими проблемами он предпочитал справляться путем неожиданных компоновочных решений. Все его проекты несут на себе печать «благородного безумия», особенно ярким в этом отношении был так и не осуществленный проект для замены линкора «Фусо», созданный в конце 1920-х годов.

    Обычно Фудзимото принято обвинять в чрезмерном конформизме и склонности соглашаться даже с абсолютно невыполнимыми требованиями МГШ. Однако, судя по всему, стремление «вместить пинту с четвертью в пинтовую кружку» просто было его главным коньком. Поэтому основная проблема спроектированных им кораблей заключались в традиционно низкой остойчивости, вызванной переоблегчением корпуса и перетяжелением надводной части из-за чрезмерно мощного вооружения и оборудования. В итоге после знаменитой катастрофы миноносца «Томодзуру» (перевернувшегося во время шторма 12 марта 1934 года из-за потери остойчивости) Фудзимото в конце года был мягко смещен со своего поста. Переживая эту отставку, он умер от инсульта 9 января 1935 года.

    Следующим начальником 4-й секции стал Кейдзи Фукуда (1890–1964), назначенный в нее в марте 1934 года, сразу после катастрофы «Томодзуру» – то есть, явно готовившийся на замену Фудзимото. До того он не был известен как кораблестроитель и делал карьеру в основном по академической линии, хотя и входил в японскую делегацию на Лондонской конференции 1930 года. Очевидно, главным его качеством было умение взаимодействовать с людьми: именно он привлек опального Хирагу к работе над проектом «Ямато».

    Уже в 1943 году Фукуду на его должности сменил Ивакити Эдзаки – еще один академический ученый и университетский преподаватель, ранее работавший в МГШ. Единственное, что выделяло его из прочих кораблестроителей – он был приятелем Фудзимото, вместе с ним работал над проектом крейсера «Такао», а также организовывал неформальное взаимодействие между МГШ и 4-й секцией в ходе проработки проекта А-140 (прототип «Ямато»), настолько секретного, что информацию о нем предпочитали не распространять даже по официальным каналам. Возможно, именно организационные способности Эдзаки, а также некая «преемственность» от Фудзимото стали причиной для назначения его на эту должность.

    Таким образом, можно заметить, что яркие, оригинальные, но чересчур странные и неуживчивые личности на посту главы кораблестроительного ведомства постепенно сменялись людьми, не хватавшими звезд с неба, но умевшими организовать работу и примирить интересы различных лиц и секций. Эпоха гениев проходила, начиналась эпоха менеджеров...

    Владислав Гончаров

    Бой у островов Санта-Крус: авианосцы ищут друг друга на Warspot.ru
    Бой у островов Санта-Крус: авианосцы ищут друг друга
    Японские линкоры вступают в бой на Warspot.ru
    Японские линкоры вступают в бой
    Интермедия вокруг Гуадалканала на Warspot.ru
    Интермедия вокруг Гуадалканала
    Поделиться
    • 4
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Цифры Warspot: 6 000 камикадзе-подводников  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 6 000 камикадзе-подводников
    Линкор «Ямато» в японской фантастике на Warspot.ru
    Линкор «Ямато» в японской фантастике
    Кому принадлежит сердце адмирала? на Warspot.ru
    Кому принадлежит сердце адмирала?
    «Зипанг» — альтернативная история по-японски  на Warspot.ru
    «Зипанг» — альтернативная история по-японски 
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google