Японское кораблестроение 1920-х – 1940-х годов всегда привлекало внимание любителей истории военно-морского флота – в первую очередь, своей экзотичностью. После Первой мировой войны, понемногу освободившись от английского влияния, японцы стали создавать корабли неожиданные, оригинальные, выделяющиеся среди «одноклассников» в других странах мира. Венцом японского кораблестроения стали линкоры типа «Ямато» – но путь к ним был долог. Чтобы понять его, надо знать, как была устроена вся система проектирования в японском военно-морском флоте и что за люди ей занимались.
Сначала надо сказать несколько слов о структуре и подчиненности японского кораблестроительного ведомства, без которой трудно понять все нюансы японской проектировочной системы. Заказы на проектирование кораблей выдавал Морской Генеральный штаб (МГШ), но само проектирование вкупе со строительством находилось в ведении Морского министерства. Тактико-техническое задание из МГШ поступало в министерство и передавалось в Морской технический департамент (МТД) – Кайгун Консей Хонбу, конкретнее–- в его 4-ю секцию.
Формально все секции МТД были равны, каждую возглавлял капитан 1-го ранга или контр-адмирал, но кораблестроением ведала 4-я, поэтому именно она организовывала взаимодействие с остальными секциями (вооружение и бронирование, энергетические установки, прочее оборудование) и спускала им свои технические задания. Особняком стояла 6-я секция, ведавшая строительством подводных лодок.
В итоге рождался базовый проект корабля, который Морской технический департамент представлял в МГШ. Если «вписаться» в заданные параметры не удавалось, вопрос об их изменении передавался на согласование Морского технического комитета (МТК) – непостоянного органа, созываемого по требованию начальника МГШ. В него входили три ключевых фигуры – зам. морского министра, зам. начальника МГШ и начальник 4-й секции, а также руководители других профильных департаментов и управлений МГШ. Кроме того, в состав комитета обычно вводились один-два авторитетных инженера-кораблестроителя. Такая коллегиальная структура была достаточно гибкой и позволяла наилучшим образом уравновесить желания одних ведомств с возможностями других.
Так или иначе, созданный в МТД или «утрясенный» на МТК базовый проект утверждался руководителями обоих заинтересованных ведомств – начальником МГШ и морским министром, после чего последний отдавал соответствующие распоряжения МТД.
Сама 4-я секция МТД подразделялась на два отдела – базового и детального проектирования. Однако руководителем первого одновременно являлся сам руководитель секции, поэтому часто путают кораблестроительную секцию и ее отдел базового проектирования. По сути этот отдел играл роль «штаба», занимающегося общим планированием, а также взаимодействием с другими секциями министерства и с МГШ, а начальник отдела детального проектирования осуществлял «горизонтальные связи» и руководство внутренним проектированием. Структура секции усложнялась тем, что в каждом отделе имелись свои группы по типам кораблей, причем группу линкоров в обоих отделах тоже возглавлял начальник секции.
С конца 1910-х годов 4-ю секцию МТД возглавлял контр-адмирал Юдзуру Хирага (1878–1943), создатель кораблей программы «восемь на восемь» и первых японских тяжелых крейсеров. Хирага обучался в Англии и тяготел к традиционной британской школе кораблестроения. Стиль его проектов – достижение новых возможностей путем использования новых средств и материалов. Именно он ввел в практику кораблестроения использование брони в качестве силового элемента корпуса. Хирага имел репутацию человека склочного и неуживчивого – возможно, потому, что не стеснялся отстаивать свои взгляды и напоминать адмиралам из МГШ об ограниченности возможностей проектировщиков. В 1927 году из-за своей знаменитой неуживчивости его «ушли» с поста главного проектировщика флота на должность начальника кораблестроительного отдела НИИ Технического Управления флота (Кайгун Гидзицу Хонбу). С 1931 года он работал в Токийском университете, и с 1938 года до самой смерти занимал пост его ректора.
После Хираги руководителем 4-й секции стал капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото (1888–1935) – создатель проектов эсминца «Фубуки» и крейсеров «Могами» и «Такао». Фудзимото занимался в первую очередь легкими быстроходными кораблями, скорость и ударная мощь для него были важнее защиты, а с техническими проблемами он предпочитал справляться путем неожиданных компоновочных решений. Все его проекты несут на себе печать «благородного безумия», особенно ярким в этом отношении был так и не осуществленный проект для замены линкора «Фусо», созданный в конце 1920-х годов.
Обычно Фудзимото принято обвинять в чрезмерном конформизме и склонности соглашаться даже с абсолютно невыполнимыми требованиями МГШ. Однако, судя по всему, стремление «вместить пинту с четвертью в пинтовую кружку» просто было его главным коньком. Поэтому основная проблема спроектированных им кораблей заключались в традиционно низкой остойчивости, вызванной переоблегчением корпуса и перетяжелением надводной части из-за чрезмерно мощного вооружения и оборудования. В итоге после знаменитой катастрофы миноносца «Томодзуру» (перевернувшегося во время шторма 12 марта 1934 года из-за потери остойчивости) Фудзимото в конце года был мягко смещен со своего поста. Переживая эту отставку, он умер от инсульта 9 января 1935 года.
Следующим начальником 4-й секции стал Кейдзи Фукуда (1890–1964), назначенный в нее в марте 1934 года, сразу после катастрофы «Томодзуру» – то есть, явно готовившийся на замену Фудзимото. До того он не был известен как кораблестроитель и делал карьеру в основном по академической линии, хотя и входил в японскую делегацию на Лондонской конференции 1930 года. Очевидно, главным его качеством было умение взаимодействовать с людьми: именно он привлек опального Хирагу к работе над проектом «Ямато».
Уже в 1943 году Фукуду на его должности сменил Ивакити Эдзаки – еще один академический ученый и университетский преподаватель, ранее работавший в МГШ. Единственное, что выделяло его из прочих кораблестроителей – он был приятелем Фудзимото, вместе с ним работал над проектом крейсера «Такао», а также организовывал неформальное взаимодействие между МГШ и 4-й секцией в ходе проработки проекта А-140 (прототип «Ямато»), настолько секретного, что информацию о нем предпочитали не распространять даже по официальным каналам. Возможно, именно организационные способности Эдзаки, а также некая «преемственность» от Фудзимото стали причиной для назначения его на эту должность.
Таким образом, можно заметить, что яркие, оригинальные, но чересчур странные и неуживчивые личности на посту главы кораблестроительного ведомства постепенно сменялись людьми, не хватавшими звезд с неба, но умевшими организовать работу и примирить интересы различных лиц и секций. Эпоха гениев проходила, начиналась эпоха менеджеров...
Комментарии к данной статье отключены.