На советско-германском фронте Второй мировой войны сложили голову многие «эксперты» истребительной авиации люфтваффе, но лишь двое из них успели достичь отметки в 200 воздушных побед. Обстоятельства гибели известных асов всегда вызывают неподдельный интерес, и рассказ о том, как погиб ас №4 Отто Киттель, мы уже публиковали. Сегодня — рассказ о событиях 17 октября 1944 года, когда из вылета не вернулся лучший ас эскадры JG 51 обер-лейтенант Антон Хафнер, чей счёт остановился на отметке «204». Попробуем разобраться в обстоятельствах его последнего вылета, очертить круг возможных победителей и заодно отразить характерные особенности того периода войны в воздухе.
Расстановка сил
Относительно даты и места гибели Антона «Тони» Хафнера (Anton Hafner) разночтений нет — это произошло 17 октября 1944 года западнее восточно-прусского города Шталлупёнен (ныне Нестеров). Шёл второй день Гумбиннен-Гольдапской операции по вторжению в Восточную Пруссию, которую проводили войска 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И.Д. Черняховского. Главная ударная группировка в составе 5-й и 11-й гвардейской армий наносила рассекающий удар, имея целью прорвать подготовленные рубежи обороны и ввести в прорыв эшелон развития успеха. В первый день наступления 16 октября удалось преодолеть передовой рубеж и предполье немецкой обороны на территории Литвы, теперь предстояло рвать пограничный оборонительный рубеж на территории Германии.
Наступление 3-го Белорусского фронта поддерживала 1-я воздушная армия под командованием генерал-полковника авиации Т.Т. Хрюкина. В отдельные дни для её усиления привлекались бомбардировщики 3-й воздушной армии соседнего 1-го Прибалтийского фронта. К 16 октября в 1-ю воздушную армию входили 6-я гвардейская и 276-я бомбардировочные (бад), 1-я гвардейская, 182-я, 277-я и 311-я штурмовые (шад), 129-я, 240-я и 303-я истребительные (иад), 213-я ночная бомбардировочная (нбад) дивизии, а также отдельные полки. К утру 16 октября в их составе числились исправными 171 дневной и 96 ночных бомбардировщиков, 468 штурмовиков, 349 истребителей, 46 дневных и 8 ночных разведчиков, а также 22 корректировщика. Боеготовых экипажей было несколько больше.
Истребительные соединения имели специализацию: 129-я и 240-я иад сопровождали штурмовиков, а 303-я иад обеспечивала действия бомбардировщиков, вела разведку и прикрывала наземные войска. Из четырёх полков 303-й иад только 18-й гвардейский истребительный авиационный полк (иап) был выделен непосредственно для борьбы с немецкой авиацией, тогда как 523-й иап вёл разведку, а 139-й гв.иап и французский полк «Нормандия» подключались к прикрытию наземных войск только в промежутках между сопровождением бомбардировщиков.
Стараясь не допустить вторжения русских на священные германские земли, немецкое командование собрало в Восточной Пруссии достаточно сильную по меркам советско-германского фронта 1944 года авиационную группировку. К 16 октября против 3-го Белорусского фронта действовали истребители Stab., I. и III./JG 51, Stab., I. и III./JG 52, истребители-бомбардировщики II./SG 1, Stab./SG 3, Stab., I. и II./SG 4, II./SG 77 (без одного отряда) и штурмовики из 10.(Pz.)/SG 1, 10.(Pz.)/SG 3, Stab IV. и 13./SG 9. С учётом понесённых в предыдущий день потерь, к 17 октября лётчикам 1-й воздушной армии противостояли более 100 истребителей «Мессершмитт» Bf 109G и «Фокке-Вульф» Fw 190A, 130 истребителей-бомбардировщиков Fw 190F/G, 40 пикировщиков и штурмовиков «Юнкерс» Ju 87D/G и «Хеншель» Hs 129B.
Кроме того, в интересах группы армий «Центр» над Восточной Пруссией действовали «Юнкерсы» и «Мессершмитты» нескольких отрядов дальней и ближней разведки, а в перехвате советских дальних разведчиков над Восточной Пруссией участвовала истребительная эскадрилья Jasta Fuhrer-Kurier Staffel, базировавшаяся в Растенбурге. Нехватка документов люфтваффе не позволяет составить полный список подразделений, принявших участие в октябрьских боях в Восточной Пруссии, но указанная выше численность боевых самолётов достоверно отражает порядок величин.
День начался
С утра 17 октября установилась относительно хорошая погода с неплотной дымкой у земли и кучевой облачностью на 1000–1500 метрах. Это внушало советским командирам оптимизм в ожидании результатов дня. Не предвещали больших проблем со стороны люфтваффе и первые вылеты 18-го гв.иап на прикрытие наземных войск, которые до 09:00 проходили без боёв. В 08:50 четвёрка капитана В.Н. Барсукова вытеснила немецкий патруль из района Ширвиндт — Вержболово. Встреченное ей на высоте 4500–5000 метров звено «Фокке-Вульфов» при равных силах и равной высоте от боя уклонилось, и немецкие лётчики «с резким пикированием ушли на запад».
Когда в 09:14 на патрулирование ушла десятка капитана В.Г. Серёгина, к линии фронта уже направлялись первые группы советских бомбардировщиков, и вскоре немцы дали понять, что этот день лёгким не будет. Силами 50–60 истребителей они попытались оспорить небо. В следующие три часа от земли и до 3500 метров в районе Эйдткунен — Шталлупёнен разгорелись многочисленные воздушные бои. Один из них и стал последним для командира отряда III./JG 51 обер-лейтенанта Антона Хафнера, кавалера Рыцарского креста с Дубовыми листьями.
Бои начались в ходе массированного удара советских бомбардировщиков. Вечером 6-я гв.бад и 276-я бад получили задачу действовать по артиллерийским батареям и траншейной системе в районе Кибартай и Эйдткунен. Эти два города располагались на шоссе один за другим — литовский Кибартай переходил в немецкий Эйдткунен. В предыдущий день немцам удалось сохранить за собой сильные позиции в этом районе, который лежал на стыке флангов 5-й и 11-й гвардейской армий, и его захват стал первоочередной задачей дня. По этому же району должна была нанести удар и 5-я гв.бад 3-й воздушной армии.
Шесть полковых групп 6-й гв.бад и 276-й бад подходили к цели в колоннах девяток, их сопровождали шесть групп истребителей «Нормандии» и 139-го гв.иап. В Кибартае шёл уличный бой, и назначенный бомбить его 135-й гв.бап перенацелили на Эйдткунен. Его полковая колонна ушла на второй заход, а первыми на боевой курс встали три девятки Пе-2 134-го гв.бап. В 09:29 с высоты 2200 метров они сбросили свой груз на опорный пункт южнее города, станцию и сам Эйдткунен.
За две минуты до этого одна девятка 134-го гв.бап отбомбилась по роще южнее Вержболово, доставившей массу неприятностей наземным войскам в предыдущий день. Атакой справа и сзади ей попыталась помешать пара Fw 190, которую уверенно отогнала дюжина «Яков» «Нормандии», которые тут же забыли о своих подопечных. В журнале боевых действий 134-го гв.бап отмечено: «Истребители работали плохо, так как при завязке боя группа непосредственного прикрытия ушла от бомбардировщиков, и только подходя к аэродрому встречи истребителей прикрытия, пристроилась к группе». К счастью, группу 134-го гв.бап немцы больше не трогали.
Вторым на цель вышел 135-й гв.бап во главе со своим опытным командиром полковником Д.Д. Валентиком. В 09:49 три девятки полка на высоте 2200–2500 метров встали на боевой курс, но их, маскируясь облачностью и солнцем, уже караулили немецкие «охотники». К подходу 135-го гв.бап над Эйдткуненом действовали I. и III./JG 52, III./JG 51 и другие части немецких истребителей. В журнале боевых действий 135-го гв.бап отмечено: «Наше прикрытие было плохое. Сопровождающие не проявляли активности в бою и прозевали подход истребителей противника к группе бомбардировщиков».
Сначала вывалившийся невесть откуда одиночный «Мессершмитт» результативно обстрелял Пе-2 младшего лейтенанта В.М. Коваля. У бомбардировщика загорелся левый мотор, а лётчик получил тяжёлое ранение. Справедливости ради, французы из «Нормандии» проявили активность, но, прозевав первую атаку, они рванули за наглецом и оставили бомбардировщики без прикрытия. Сработал старый немецкий приём, или это был просто случай, но теперь на головную девятку парами посыпалось около десятка Fw 190 и Bf 109.
Уже вставшая на боевой курс девятка понесла новые потери: был сбит Пе-2 младшего лейтенанта Г.В. Угурьяна, весь экипаж (штурман старший сержант И.Я. Прозорин, стрелок-радист сержант В.И. Лебедев) пропал без вести. В этой же атаке получили повреждения ещё несколько «Пешек», в том числе был подожжён самолёт лейтенанта Б.Н. Болдырева. При следующей атаке стрелкам удалось не допустить сближения противника, но пара «Фокке-Вульфов» добила бомбардировщик младшего лейтенанта Коваля и повредила самолёт младшего лейтенанта Н.Н. Беляева.
Напрягая последние силы, Коваль приказал штурману сбросить бомбы и по его подсказкам отвернул на свою территорию. Во время разворота объятая пламенем машина перестала слушаться рулей, и Коваль отдал приказ покинуть её. Штурман старший лейтенант С.Ф. Якубов и стрелок-радист старший сержант Н.П. Данилушкин, выпрыгнули, а Ковалю уже не хватило сил покинуть машину. Получивший ожоги и осколочные ранения рук Якубов приземлился рядом с Данилушкиным, у которого была перебита рука, около населённого пункта Кайри в ближнем тылу немцев. Здесь их выручили подоспевшие советские танкисты.
«Пешки» лейтенанта Болдырева и младшего лейтенанта Беляева удержались в строю и участвовали в общем бомбовом залпе. Над целью экипажи попали «из огня, да в полымя» — сильным зенитным огнём (до 50 разрывов снарядов одновременно) были повреждены ещё четыре Пе-2. В машине командира полка полковника Валентика был перебит бензопровод и ранен в ногу штурман полка майор В.Ф. Синица. Несмотря на ранение, он обеспечил полковой удар, и бомбовый залп хорошо лёг по станции и южной окраине Эйдткунена. Сразу после разворота на обратный курс машины Болдырева, Беляева и Валентика отстали от строя группы. Командира полка сопровождал экипаж лейтенанта К.Д. Таюрского.
Младший лейтенант Беляев не дотянул до аэродрома — за линией фронта подбитый мотор загорелся, лётчик посадил бомбардировщик на подвернувшуюся просеку. Самолёт был разбит, лётчик остался невредим, штурман младший лейтенант М.Н. Васильев отделался переломом руки, а вот стрелок сержант Е.Е. Марков, вероятно, был убит ещё в воздухе.
Полковник Валентик с лейтенантом Таюрским благополучно сели на аэродроме Антоново, где базировалась «Нормандия», и вечером перелетели на свою базу. А вот машину лейтенанта Болдырева при развороте от цели догнал одиночный «Мессершмитт» и меткой очередью перебил управление. Лётчик, выпрыгнув с парашютом, приземлился рядом с огневыми позициями немецкой батареи, просидел до темноты в камышах рядом с батареей, а ночью пробрался к своим. Смог вернуться в часть и стрелок-радист старший сержант Ф.Я. Комаров, а вот штурман лейтенант В.М. Дегтярь пропал без вести.
Таким образом, всего за пару минут истребители люфтваффе сбили четыре Пе-2 из головной девятки 135-го гв.бап. Результативности атак не приходится удивляться — по немецким данным, на победы над Пе-2 в этом бою претендовали обер-лейтенанты Антон Хафнер и Рудольф Тренкель (Rudolf Trenkel), обер-фельдфебель Фридрих Зимон (Friedrich Simon) и унтер-офицер Пауль Фогт (Paul Vogt). Все они были опытными лётчиками-истребителями.
В то же время, игра не шла в одни ворота, и после победы над Пе-2 обер-лейтенант Тренкель сам попал под раздачу. По его воспоминаниям, переброшенная на этот участок накануне вечером I./JG 52 пошла в бой с самого утра, не успев ознакомиться с обстановкой. Вылетев в паре с обер-фенрихом Вальтером Виндишем (Walter Windisch), на подходе к линии фронта Тренкель наблюдал многочисленные штурмовики Ил-2, а затем заметил большую группу советских бомбардировщиков, на высоте 3000 метров шедших на запад, и передал по радио лейтенанту Августу Рикхофу (August Rieckhoff): «Август, оставайся с Ил-2, я с Виндишем иду на Пе-2».
Не мешкая, с набора высоты, Тренкель атаковал строй Пе-2, стреляя направо и налево. Один Пе-2 начал падать, объятый пламенем, другой загорелся. Возможно, именно эта нахальная атака и отвлекла на себя всё внимание французов из «Нормандии». Последовавшего оборота событий Тренкель явно не ожидал. Один из «Яков» плотно сел ему на хвост, и вскоре «Мессершмитт» получил попадание в правый радиатор. Тренкель бросил машину в пикирование, но преследователь продолжал висеть на хвосте и всаживать новые очереди. С яркой вспышкой очередной снаряд разворотил и левый радиатор.
Виндиш бросился на выручку ведущему, но и сам попал под удар. Оглянувшись, Тренкель видел, как его ведомый выбросился из горящего «Мессершмитта». Самому Тренкелю ничего не оставалось кроме как продолжать отвесно пикировать, имитируя гибель. Как два белых флага, из радиаторов его «Мессершмитта» вились дымные шнуры. Возле самой земли он выровнял машину и плюхнулся на брюхо в поле между стогами сена. Немецкий лётчик заранее сбросил колпак фонаря кабины и, как только машина остановилась, выскочил из кабины и укрылся в канаве. Через секунду очереди «Яка» добили его лежащий «Мессершмитт».
Трудно однозначно сказать, кто после 130-й победы «спустил на землю» Тренкеля, но, скорее всего, это были лейтенант Марк Шарра (Marc Charras) и лейтенант Робер Кастэн (Robert Castin). Они в это время в паре сбили немца около Тракенена, что южнее Шталлупёнена. Правда, по мнению французов, это был Fw 190, но вероятность правильного опознания типа самолёта в воздушном бою мала. Кроме того, аспирант Жозеф Шондорф (Joseph Schoendorff) в этом же вылете заявил Bf 109 северо-восточнее Шталлупёнена. Ещё одного Fw 190 удачно обстрелял командир «Нормандии» майор Пьер Пуйяд (Pierre Pouyade), но падения своей жертвы он не наблюдал.
Сами французы также понесли потери. Ещё в начале боя без плоскости крыла на землю упал «Як» аспиранта Жана Эмоне (Jean Emonet). Тяжело раненный пилот опустился на парашюте около населённого пункта Вирбалис — по некоторым данным, неподалёку от Якубова и Данилушкина из экипажа Коваля, но доступные документы эту версию не подтверждают. На авторство столь внезапной атаки, которую не заметил и сам Эмоне, полагавший, что лишился плоскости от попадания зенитного снаряда, претендуют сразу несколько немецких лётчиков.
Третья группа 6-й гв.бад — две девятки A-20 из 10-го гв.бап в 09:50 — отбомбилась без потерь. Уже на отходе замыкающую тройку «Бостонов» попыталась атаковать выскочившая со стороны солнца пара Bf 109, но их вовремя заметила пара свободного боя из группы сопровождения 139-го гв.иап. Ведущий, капитан Я.Ф. Удовицкий, спикировав, зашёл ведомому немцу в хвост и прошил его длинной очередью. Bf 109 упал в 10 км западнее Эйдткунена. Нужно сказать, что появление новых моделей «Яков» могло стать неприятным сюрпризом для немецких лётчиков. В боях они совершали опрометчивые манёвры в расчёте на превосходство в скорости или скороподъёмности, и неожиданно попадали под огонь догонявших их «Яков». Вероятно, это проявилось и в данному случае.
Не успели от цели уйти «Бостоны», как в 500 метрах ниже на боевой курс уже становились бомбардировщики 276-й бад в сопровождении 139-го гв.иап. В последний момент полки 276-й бад также перенацелили на опорный пункт южнее Эйдткунена, из-за чего первая группа была вынуждена уйти на второй заход. Несмотря на заминку, 72 Пе-2 из 34-го гв.бап, 58-го и 140-го бап в 10:00–10:30 нанесли удар с высоты 2000–2350 метров. «Ленинградцы» хорошо перекрыли систему траншей южнее Эйдткунена, достав до станции. Две девятки бомбили с пикирования, остальные с горизонтального полёта. Истребители, сопровождавшие пикировщиков до земли, заодно проштурмовали зенитные точки.
Возле цели к группе 58-го бап подошли 6–8 Fw 190, но сразу атаковать не решились. Лётчики 139-го гв.иап были профессионалами в деле сопровождения, и их тактика кардинально отличалась от французской. Два звена Як-9У не пассивно плелись на флангах, а перемещались над девятками с фланга на фланг «качелями», сохраняя повышенную скорость и свободу манёвра. Кроме того, к каждой девятке была приставлена пара свободного боя, чтобы отсекать немецких одиночек, пытавшихся отвлечь прикрытие.
«Фокке-Вульфы» сопровождали группу 58-го бап до тех пор, пока она не выполнила разворот после сброса бомб и не пошла на свою территорию. Периодически немцы пытались атаковать с разных сторон, но эскорт был начеку и контратаками отсекал шедшего на прорыв противника. Наконец, в 5 км юго-западнее Эйдткунена один из немецких лётчиков совершил ошибку и, выходя из атаки вверх, получил очередь от догнавшего его на вертикали старшего лейтенанта Г.Ф. Репьёва, после чего «кошки-мышки» закончились.
В ходе налёта «Пешки» 276-й бад потерь от истребителей не имели, но пять самолётов получили повреждения от зенитного огня, а один самолёт из 140-го бап сел на фюзеляж около аэродрома из-за повреждений бензосистемы. Экипаж не пострадал, самолёт подлежал ремонту.
Почти без паузы эстафету бомбардировочных ударов подхватили 35-й, 127-й и 128-й гв.бап из 5-й гв.бад 3-й воздушной армии. Дивизию в составе 61 Пе-2 во главе колонны 35-го гв.бап вёл сам комдив, опытнейший генерал-майор В.А. Сандалов. На подходе к цели к лидирующей группе справа прорвалась пара Fw 190. Немецкие истребители поднырнули под строй, произвели скоротечную атаку снизу на бомбардировщик ведомого левого звена первой девятки И.В. Участьева, и тут же отвалили вниз. Штурман младший лейтенант А.А. Напольских получил ранение в ногу.
Один Fw 190, по заявкам экипажей, был сбит огнём стрелков и упал в 3 км юго-восточнее Кибартая. Повреждённый Пе-2 младшего лейтенанта Участьева удержался в строю, но возле аэродрома сел на фюзеляж. Вступившие в бой истребители сопровождения, по свидетельствам стрелков, сбили второго Fw 190. В момент разворота от цели ещё одну атаку снизу-вверх на ведомого левого звена второй девятки 35-го гв.бап сумел произвести одиночный Fw 190, но безуспешно.
Как правило, отчёты экипажей бомбардировщиков отражают лишь те события, которые имели к ним непосредственное отношение, но внезапные скоротечные атаки истребителей по бомбардировщикам зачастую являли собой лишь отдельные фрагменты общего воздушного боя. По мнению истребителей сопровождения, противник был более многочисленным, и бой развивался несколько иначе.
Группу Сандалова из 35-го гв.бап эскортировали 24 «Аэрокобры» 28-го гв.иап, ведомые командиром полка майором Б.Д. Милехиным. Звенья лейтенанта Ф.Ф. Волощенко, капитана А.В. Кислякова и старшего лейтенанта Н.Ф. Пасько составляли подгруппу непосредственного сопровождения. Они барражировали с небольшим превышением, каждая над своей девяткой. Сковывающую группу составляли звенья майора Милехина, старших лейтенантов В.В. Анисимова и Б.Д. Мухина. Имея превышение 400–600 метров, они переходили с фланга на фланг общей колонны.
В 10:33 на подходе к цели старший лейтенант Мухин заметил на высоте 3000 метров четыре Bf 109 и восемь Fw 190, которые в разомкнутом по фронту и высоте строю с набором догоняли Пе-2. После доклада Мухина майор Милехин приказал Мухину и Анисимову вступить в бой, а звеньям непосредственного сопровождения занять позиции для отсечения прорывающихся перехватчиков. Сам Милехин пошёл с набором высоты на позицию прикрытия вступающих в бой ударных звеньев.
При схождении ударных звеньев с группой противника последняя разделилась. Две четвёрки пошли вверх и вступили в бой, а одна со снижением проскочила к бомбардировщикам. Капитан Кисляков на встречных курсах контратаковал первую пару прорвавшихся «сто девятых», но те лобовую не приняли и отвернули в сторону. Вероятно, на этом этапе один из шедших следом Fw 190 сумел прорываться к бомбардировщикам и поразить «Пешку» младшего лейтенанта Участьева.
Кисляков, наблюдая, как ниже навстречу проскочил одиночный Bf 109, с разворотом пошёл за ним. Немецкий лётчик заметил атаку и почти успел развернуться в лоб Кислякову — ему не хватило буквально чуть-чуть. На схождении капитан достал противника очередью, и горящий «Мессершмитт» упал на опушке леса в 10 км юго-восточнее Вилкавишкиса. Однако после выхода из атаки Кисляков не обнаружил позади своего ведомого — штурмана полка капитана И.В. Решетникова Позже опрос экипажей показал, что его «Аэрокобра» была снизу-сзади подбита внезапной атакой другой пары Bf 109. Решетников попытался перетянуть линию фронта, но сорвался в штопор и погиб.
В это же время звено старшего лейтенанта Мухина вело бой с парой Bf 109 и четвёркой Fw 190. Старший лейтенант Л.А. Быковец, заметив, как Bf 109 атакует «Аэрокобру», пошёл на отсечение, догнал его и удачно обстрелял с 200–80 метров снизу-сзади. Этот Bf 109, по свидетельствам других лётчиков, упал северо-восточнее Эйдткунена.
Поскольку все звенья ударной подгруппы были заняты боем, во время разворота бомбардировщиков после нанесения удара к ним попыталась прорваться ещё одна четвёрка Bf 109. Эту атаку приняли группы непосредственного сопровождения. Отсекая пару «сто девятых», лейтенант М.П. Насонов с ведомым младшим лейтенантом В.П. Горбатых сумели сблизиться с ведущим Bf 109 и двумя залпами в упор расстреляли его. Горящий Bf 109 упал в 5 км юго-западнее Вилкавишкиса. После этого атаки немецких перехватчиков прекратились.
Группу 127-го гв.бап в 10:50 пытались перехватить 12 Fw 190, но до серьёзного боя не дошло. «Фоккеры» поиграли в «кошки-мышки» со сводной группой прикрытия из 18 «Аэрокобр» 28-го и 72-го гв.иап, ведомых капитанами П.Д. Углянским и А.М. Клещёвым, и отстали. Старший лейтенант В.М. Родин произвёл одну атаку под ракурсом 2/4 на пару Fw 190 с близкой дистанции, но безрезультатно, и немцы ушли пикированием. Так же прошёл и налёт 128-го гв.бап. Шестёрка «Фокке-Вульфов» проверила на устойчивость эскорт из 22 «Аэрокобр» 72-го гв.иап, ведомый подполковником П.Ф. Заварухиным, и ушла ни с чем.
Семь девяток 5-й гв.бад в период 10:40–11:20 отбомбились с высоты 3100–3600 метров, получив хорошую оценку с КП 1-й воздушной армии. В районе цели экипажи подверглись сильному зенитному обстрелу — наблюдалось от 20 до 30 зенитных разрывов одновременно сзади, слева и по строю колонн. Сразу после сброса бомб был подбит Пе-2 старшего лейтенанта М.Н. Иванова из 128-го гв.бап (штурман старший лейтенант А.М. Богаченко, стрелок-радист старшина Г.П. Минеев). Вспыхнул левый двигатель, «Пешка» резко клюнула носом и пошла к земле. Экипажи наблюдали, как из самолёта выбросился один парашютист. По данным фотопланшетов, самолёт Иванова, уходящий курсом 90° с горящим левым мотором, был сфотографирован в районе цели на высоте 300–400 метров. К сожалению, домой экипаж так и не возвратился, пропав без вести.
Удачному исходу боёв 11-го иак благоприятствовали не только грамотная тактика, но и большое число истребителей сопровождения, а также хорошая техника пилотирования бомбардировщиков. Девятки держали строй при разворотах и маневрировании — растяжек и отставаний не было. При этом гвардейцам противостояли опытные эксперты из 1./JG 52: обер-лейтенант Манфред Эбервайн (Manfred Eberwein) заявил в это время одну «Аэрокобру», а фельдфебель Адольф Нериг (Adolf Nehrig) — два «Бостона», за которые он, вероятно, принял Пе-2.
Таким образом, всего в утреннем налёте советских бомбардировщиков по району Эйдткунен — Шталлупёнен приняли участие 205 самолётов, которые сбросили около 170 тонн бомб. Из шести потерянных безвозвратно бомбардировщиков пять пришлись на одну девятку 135-го гв.бап 6-й гв.бад. Из-за неудовлетворительных действий «Нормандии» немецкие истребители сбили в ней четыре Пе-2, а пятый стал жертвой зенитной артиллерии. В 5-й гв.бад один Пе-2 был сбит зенитками и один подбит истребителями. 276-я бад безвозвратных потерь не имела, одна «Пешка» села на вынужденную, получив повреждения от зенитного огня.
При другой тактике сопровождения 135-го гв.бап и эти потери могли быть меньшими. Можно сказать, что советская тактика неотрывного сопровождения оказалась эффективной с точки зрения сохранения бомбардировщиков. С другой стороны, агрессивно преследуя перехватчиков в ущерб безопасности подопечных, истребители получали тактическое преимущество и реализовывали его, выбивая немецких «экспертов». Вероятнее всего, именно французы «спустили на землю» Рудольфа Тренкеля. Свою следующую победу немецкий ас одержал только через 10 дней — вероятно, вынужденная посадка не прошла для него без последствий. Но немцев ждала и ещё более болезненная потеря.
После утреннего боя с Пе-2 домой не вернулся лучший ас эскадры «Мёльдерс» — командир отряда 10./JG 51 обер-лейтенант Антон Хафнер, имевший на своём счету 204 победы. Планку в 200 побед он преодолел лишь накануне. По наиболее распространённой версии, Хафнер в первой половине дня 17 октября вступил в бой с Пе-2, сбил одного из них, затем вёл на сверхмалой высоте бой с «Яками», зацепил дерево и разбился. Версия с деревом выглядит достаточно странно — скорее, напрашивается предположение, что самолёт Хафнера получил повреждения в бою, либо он сам был ранен и, пытаясь дотянуть до дома, разбился.
Местом гибели «эксперта» обычно указывается Швайцерсфельде, он же Тублаукен — населённый пункт в 10 км западнее Шталлупёнена. К сожалению, нет точного времени, когда это произошло. Согласно списку Тони Вуда, победами Хафнера в этот день стали Пе-2, сбитый на высоте 3000 метров в 04:47 (московское время 06:47) и Як-7, сбитый на 3000 метрах в 09:55 (11:55). Однако, скорее всего, оба времени указаны с ошибкой. Предположительно правильное время — 07:47 (09:47) и 07:55 (09:55), соответственно. В противном случае, первое время слишком раннее, а второе слишком позднее для встречи с советскими бомбардировщиками и их эскортом. Исходя из этого, наиболее вероятный временной промежуток гибели Хафнера — 09:47–10:30.
Если последний бой Хафнера произошёл около 10:00, то, скорее всего, он действительно был подбит французами — сюда подходят заявки аспиранта Шондорфа и майора Пуйяда. Таким образом, «нормандцам» удалось в одном бою вывести из строя двух очень сильных «экспертов». Однако, если бой произошёл в период 10:00–10:30, то к его гибели могли приложить руку истребители 18-го, 139-го, 28-го гв.иап, а также 730-го иап. Последние два полка менее вероятны, так как их заявки сделаны восточнее Эйдткунена.
В то же время, сбитый примерно в 10:10 капитаном Удовицким Bf 109 отмечен упавшим в 10 км западнее Эйдткунена. Это вполне может означать, что подбитый «Мессершмитт» тянул на запад и, предположительно, по дороге упал. Вполне подходит и заявка старшего лейтенанта Н.Н. Даниленко из 18-го гв.иап, о которой пойдёт речь ниже.
В утреннем бою в районе Эйдткунена отметились и лётчики 125-й иад ПВО. Пара Як-9 730-го иап в составе младших лейтенантов В.И. Ежкова и П.П. Ахременко с КП полка была наведена на разведчика в районе Алитус. Начав преследование, в 10:15 на 4000 метрах восточнее станции Эйдткунен они обнаружили на 300 метров ниже себя на попутно-пересекающихся курсах пару Bf 109. Зайдя им в хвост, младший лейтенант Ахременко двумя очередями сбил ведущего. В это время ведомый «Мессер» пытался контратаковать Ахременко, но был в упор обстрелян и сбит Ежковым. В момент выхода из атаки советские лётчики заметили выше себя вторую пару Bf 109 и стали уходить от них пикированием на юго-восток, в сторону Мариамполя.
Пикируя, на высоте 800 метров Ежков заметил впереди и ниже Fw 190 и произвёл по нему одну атаку с дальней дистанции. В этот момент в условиях сильной задымлённости поля боя пара «Яков» распалась. Выйдя к Мариамполю, Ежков стал вызывать Ахременко. Через 5–7 минут он решил вернуться к месту боя. На 4000 метрах в районе Вилкавишкиса Ежков заметил группу советских бомбардировщиков и ниже пару Fw 190, идущих с запада им наперерез. Ежков с пикирования зашёл в хвост ведомому Fw 190 и длинной очередью сбил его. В 11:20 лётчик совершил посадку на своём аэродроме. Младший лейтенант Ахременко из вылета так и не вернулся.
Как нетрудно заметить, заявки лётчиков 730-го иап выглядят не очень убедительно, но совпадают по времени и району с боем 139-го гв.иап или 28-го гв.иап при сопровождении бомбардировщиков. Тем не менее, если они имеют под собой какие-то основания, то претендентов на победу над Хафнером становится больше.
В некоторых публикациях можно встретить предположение, что автором победы на Хафнером мог стать командир 523-го иап полковник К.А. Пильщиков. В 10:05–10:50 на Ла-7 он в одиночку вылетел на разведку и, напоровшись на малой высоте на пару Bf 109, в скоротечном бою сбил одного из них над западной опушкой леса у деревни Заттикен. Однако этот бой, подходящий по обстоятельствам и времени, проходил в 40 км южнее места гибели Хафнера.
В то же время в районе гибели Хафнера действовали патрули 18-го гв.иап. В 09:14–09:55 вылетали 10 Як-3 под командованием капитана В.Г. Серёгина. Они попали как раз на завязку сражения над Эйдткуненом. В этом районе на высоте 2000 метров группа встретила 12 Fw 190, которые шли тремя звеньями, эшелонированными по высотам от 1500 до 2800 метров. Бой прошёл удачно, по его итогам группа без потерь заявила три Fw 190 — победы одержали лейтенанты В.Н. Шалев, М.В. Барахтаев и В.Ф. Петренко.
В 09:50–10:46 сменившая патруль Серёгина восьмёрка капитана Г.П. Зуева уже западнее, в районе Гумбиннена, перехватила четвёрку Fw 190, шедших на 3500 метрах. Внезапной атакой старший лейтенант Н.Н. Даниленко и младший лейтенант З.Г. Маргоев сбили по одному «Фокке-Вульфу». Первый упал в районе населённого пункта Жиргупенен, второй врезался в церковь прямо в Шталлупёнене. Стоит отметить, что Жиргупенен распложён всего в 3 км южнее того самого Тублаукена, где, согласно имеющимся данным, погиб Хафнер.
Если всё же допустить, что время последней победы Хафнера — 09:55 (11:55 по Москве) — указанно правильно, то выходит, что Хафнер погиб в своём втором вылете, то есть, в промежуток 11:00–13:00. Тогда следует принять во внимание и последующие патрули. Так, звено капитана Н.Г. Пинчука в 10:55–11:50 юго-западнее Эйдткунена напало на шестёрку Fw 190, сбив трёх из них.
Заправившись и пополнив боезапас после вылета на сопровождение бомбардировщиков, в 11:55 с пятиминутным интервалом к фронту ушли шестёрки капитанов Рене Шалля (René Challe) и Пьера Матра (Pierre Matras) из «Нормандии». В течение следующего часа немцы осуществили крупный налёт Fw 190. Для его отражения командиру 303-й иад генерал-майору Г.Н. Захарову пришлось в 11:55–13:15 поднять в воздух 10 групп 18-го гв.иап и «Нормандии» общим числом 50 истребителей. «Фокке-Вульфы» бросали бомбы, входя в пикирование с переворота через крыло и уходя в обратном направлении на свою территорию. Соответственно, бои в основном шли на догоне, часто на малой высоте. Иногда «Фокке-Вульфов» прикрывали Bf 109.
Действуя в основном за линией фронта, большинство патрулей 303-й иад в это время нашли себе противника. Взлетевшей в 11:55 шестёрке капитана Рене Шалля пришлось для этого углубиться до Гумбиннена. Аспирант Шарль Микель (Charles Miquel) и старший брат ведущего аспирант Морис Шалль (Maurice Challe) записали на свой счёт по одному «сто девятому». Теоретически, если время последней заявки Хафнера указано верно, то и Морис Шалль может претендовать на победу над немецким асом, так как заявленный им Bf 109 также упал у Жиргупенена.
Последующие бои не сильно подходят под рассматриваемый случай. В период 12:35–13:00 ведомая лейтенантом Марселем Альбером (Marcel Albert) восьмёрка Як-3 в районе Шталлупёнена перехватила ударную группу в составе 12 Fw 190 и сбила четыре из них. В остальных случаях в период 12:00–13:00 вылетавшие патрули 303-й иад боёв не вели и побед не заявляли.
Наконец, стоит упомянуть действия штурмовиков Ил-2 и сопровождавших их истребителей 129-й и 240-й иад, которые также вели воздушные бои. Все они прошли в первой половине дня — правда, восточнее меридиана Эйдткунена.
В период 09:00–12:00 немецкие истребители группами по 6–8 Bf 109 и Fw 190 четырежды безуспешно проверяли на прочность группы штурмовиков 1-й гв.шад и их сопровождение из 86-го гв.иап и 900-го иап 240-й иад. При этом воздушный стрелок сержант Т.Г. Десятниченко из 75-го гв.шап записал на свой счёт один Fw 190. Несколько боёв с мелкими группами численностью до четырёх Fw 190 и один с восьмёркой Fw 190 и парой Bf 109 провели лётчики 311-й шад. По докладам экипажей, воздушный стрелок сержант Д.П. Нагула из 953-го шап сбил одного Fw 190, а ведущий группы 956-го шап майор Г.Ф. Лёгенький подбил второго. Полки 311-й шад сопровождал 133-й гв.иап 240-й иад. На каждую шестёрку Ил-2 он мог выделить только одно звено «Яков», чего было явно недостаточно. Именно в атаках на штурмовиков 311-й шад немецкие «охотники» имели наибольший успех.
Всего штурмовики 1-й воздушной армии выполнили 648 самолётовылетов и сыграли заметную роль в поддержке атак стрелковых соединений и отражении немецких контратак. В то же время, они понесли и наибольшие потери. Было списано 15 Ил-2, а ещё пять самолётов сели на вынужденную и подлежали эвакуации. От немецких истребителей было безвозвратно потеряно три Ил-2, ещё три штурмовика пропали без вести, но скорее всего, они стали жертвами зениток. Один Ил-2 после воздушного боя сел на вынужденную. Сами немецкие истребители, по имеющимся данным, заявили в этот день всего два Ил-2.
Умеренные потери Ил-2 от атак немецких «охотников» вполне можно поставить в заслугу 240-й иад. Эта дивизия выполнила 217 вылетов, сопроводила 49 групп штурмовиков (всего 391 Ил-2) из 1-й гв.шад и 311-й шад. Её истребители провели за день 10 воздушных боёв, в которых заявили три Fw 190 и один Bf 109 сбитыми и ещё два истребителя подбитыми. Собственные потери 240-й иад составили два Як-9 и один Як-3. Из боя не вернулся один лётчик — младший лейтенант В.Н. Мищенко из 86-го гв.иап. Видели, как он, будучи подбитым, тянул на свою территорию, но домой так и не вернулся. В 133-м гв.иап два «Яка» разбились на вынужденных посадках после воздушного боя, их лётчики старший лейтенант Н.П. Просвирнов и младший лейтенант Ф.И. Лыков вернулись в часть. В то же время, младшие лейтенанты В.Я. Бегалов и Г.П. Бобырь из этого полка заявили по одному Fw 190.
Выполнив 121 вылет на сопровождение, 129-я иад лишь дважды вела воздушный бой. В одном из них лётчики 790-го иап заявили один Bf 109. При этом документы 805-го иап отмечают, что при сопровождении групп 182-й шад немецкие истребители активности не проявляли — парами они появлялись в районе цели, но в бой не вступали. Скорее всего, причиной осторожности немецких «охотников» был увеличенный наряд сил эскорта 129-й иад.
Хотя действия штурмовиков 17 октября в основном проходили восточнее Эйдткунена, существует некоторая малая вероятность того, что они или «Яки» 240-й иад тоже могли иметь отношение к гибели Хафнера.
Во второй половине дня активность немецких истребителей уменьшилась. Если до 12:00 они заявили 19 побед, то после обеда — лишь пять. Ближе к вечеру немецкие истребители вновь попытались помешать бомбардировщикам, но сил у них оставалось уже значительно меньше, чем утром, и успеха они не добились.
Итоги дня
Таким образом, днём 17 октября летало 857 исправных самолётов 1-й воздушной армии, которые выполнили 1602 самолётовылета: 223 — на бомбардировку (ещё 57 эффективных вылетов сделала 5-я гв.бад 3-й воздушной армии), 648 — на штурмовку, 74 — на разведку, 459 и 203 — истребителей на сопровождение и на прикрытие наземных войск соответственно. Только частями 1-й воздушной армии днём на противника было сброшено более 300 тонн бомб, не считая 15 700 ПТАБ и 2066 РС. Всего за 17 октября в интересах 3-го Белорусского фронта отработало 10 групп бомбардировщиков общим числом 243 Пе-2 и 27 A-20, которые нанесли четыре удара, израсходовав около 230 тонн бомб.
Надо сказать, что обычно советские наземные войска редко отмечали действия своей авиации, особенно в позитивном ключе. В этот же день в документах целого ряда соединений и частей можно обнаружить такие упоминания. Так, в журнале боевых действий 1-й гв.сд 11-й гвардейской армии сказано: «Наступление дивизии поддерживается непрерывным воздействием штурмовой, истребительной и бомбардировочной авиации». В документах 19-й гв.сд 5-й армии отмечено, что опорный пункт Замелукен был взят при непрерывном содействии своей авиации. Доступные документы 4-й немецкой армии отмечают господство советских ВВС в воздухе. Признаётся значительное снижение боевой силы своих обороняющихся войск из-за сильного артиллерийского огня и неослабевающей активности советской авиации.
В проведённых за день 34 воздушных боях, по донесению штаба 1-й воздушной армии, было сбито 33 Fw 190 и 10 Bf 109. К этим победам нужно прибавить и заявки соседей: 125-я иад ПВО заявила два Bf 109 и один Fw 190, 5-я гв.бад — один Fw 190, 5-я гв.иад — три Bf 109. Всего в полосе 3-го Белорусского фронта было заявлено 54 сбитых, ещё на один Fw 190 претендовали зенитчики.
Безусловно, наиболее ярко в этот день отработала 303-я иад, лётчики которой выполнили 367 самолётовылетов. На прикрытие наземных войск был произведён 31 групповой вылет (203 самолётовылета), в которых произошло 17 встреч с противником. Шесть из них закончились безрезультатно, а в 11 воздушных боях было сбито 27 самолётов противника. Ещё 117 самолётовылетов было затрачено на сопровождение бомбардировщиков, а 47 самолётовылетов — на разведку. Общий победный итог 303-й иад за 17 октября составил 27 Fw 190 и семь Bf 109, сбитых в 20 воздушных боях. Свои потери — сбиты один Як-3 и один Ла-5ФН, ранен один лётчик. Ещё один Як-3 был разбит из-за боевых повреждений при посадке на аэродроме.
Общие безвозвратные потери ВВС КА в районе наступления 3-го Белорусского фронта составили в этот день 31 самолёт (28 принадлежали 1-й воздушной армии, два — 3-й воздушной армии, один — 125-й иад ПВО), в том числе 15 Ил-2, семь Пе-2, один Ла-5ФН, три Як-3, четыре Як-9 и одна «Аэрокобра». Ещё семь самолётов (пять Ил-2 и два Пе-2) сели на вынужденную. Из общего числа потерь (включая подбитые) максимум 17–18 самолётов (4–5 Ил-2, пять Пе-2 (в том числе один разведчик из 90-го одрап), три Як-3, четыре Як-9 (в том числе один разведчик из 10-го орап) и одну «Аэрокобру») можно отнести на счёт немецких истребителей. Ещё около 50 самолётов (в основном Ил-2) вернулись на базу с повреждениями. Большей частью эти машины были отремонтированы за ночь.
По сравнению с первым днём советского наступления немецкая авиация увеличила активность. По донесениям авианаводчиков и экипажей истребителей прикрытия штаб 1-й воздушной армии насчитал в этот день 450 самолетопролётов вражеской авиации. В то же время части ПВО фронта доложили, что 17 октября противник совершил 124 самолетопролёта против 58 в предыдущий день. Из указанного числа около 100 вылетов было сделано Fw 190 с бомбами. При этом, судя по спокойному характеру донесений наземных частей, налёты немецкой авиации заметного влияния на ход боёв не оказали. Из 18 наступавших стрелковых дивизий 5-й и 11-й гвардейской армий действия немецкой авиации в этот день в своих донесениях отметили только семь дивизий, да и то без уточнения их эффекта. Потери бронетехники от налётов авиации в донесениях также не упомянуты.
Благодаря переброске под Шталлупёнен группы I./JG 52 сохранили свою активность и немецкие истребители. В общей сложности за день, согласно списку побед Тони Вуда, немецкие лётчики заявили 24 победы: два «ЛаГГа», два «Бостона», семь Пе-2, два Ил-2, семь «Яков», два Ла-5, две «Аэрокобры». В то же время, в дневном донесении 4-й армии за 17 октября отмечено, что за день истребителями одержаны 32 подтверждённые и пять неподтверждённых побед. Ещё четыре советских самолёта заявили зенитчики. Правда, в донесении группы армий «Центр» за 18 октября имеется уточнение, что зенитной артиллерией за 17 октября было сбито 15 самолётов.
Люфтваффе также понесли существенные потери. К сожалению, по этому периоду о них имеются лишь обрывочные данные. Известно о потере в воздушных боях трёх Fw 190 — по одному из штурмовых групп I./SG 4, II./SG 4 и II./SG 1. Также один Fw 190 из II./SG 77 был уничтожен на земле вражеским огнём. Ещё три Fw 190 получили повреждения, два из них по небоевым причинам. Известно о гибели одного лётчика-штурмовика.
Потери истребительных частей в этот день составили 12 «Мессершмиттов» Bf 109: один по небоевым причинам, один уничтожен штурмовкой на земле, девять в воздушных боях. Кроме того, ещё один Bf 109 был повреждён без воздействия противника. Погибли четыре лётчика-истребителя, один был ранен. Особенно невосполнимой в тех условиях стала потеря лучшего эксперта эскадры «Мёльдерс» Антона Хафнера. К сожалению, на фоне массированных действий авиации без открытия новых данных с немецкой стороны точно установить авторство победы над ним пока невозможно.
Автор благодарит Матти Салонена (Финляндия) и Ивана Лавриненко (Украина) за неоценимую помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- http://pamyat-naroda.ru
- NARA, T.312, R.253
- http://ww2.dk
- Зверев В.Г. Мой позывной «Таран-21». Минск, 2010
- Bernd Barbas. Geschichte der I. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. Rogge GmbH, 2006
- Batailles Aériennes Nr.51. Histoire de la JG 52. 2010
- Christian Jacques Ehrengard. Normandie-Niemen. Hors-Serie Nr.3 du Magazine Aero-Journal. 2002
- Normandie-Niemen. Tome 3. Icare Nr.64. 1973
Комментарии к данной статье отключены.