Опыты по кустарному бронированию автомобилей проводились в Австралии ещё в годы Первой мировой войны. Систематические работы в этой области развернулись в 30-е годы, когда появилось несколько бронеавтомобилей, обозначавшихся Local Pattern (LP) — «местный образец».
В 1931 году Военное бюро (Military Board), выполнявшее в то время функции австралийского министерства обороны, решило вооружить бронеавтомобилями 19-й полк лёгкой кавалерии, дислоцированный в Хоршеме. Двумя годами позже название части сменили на 1-й полк бронеавтомобилей (1st Armoured Car Regiment). Предполагалось вооружить его броневиками собственного производства.
Поскольку опыта их создания у австралийцев не было, поначалу они решили обратиться за помощью к метрополии. В 1930 году в Австралию прибыли чертежи британского трёхосного бронеавтомобиля «Кроссли». Его конструкция оказалась слишком сложной, и Бюро вооружений (Munitions Supply Board) начало проектирование более простого броневика на шасси грузового автомобиля «Форд» АА. Трёхместную машину предполагалось вооружить пулемётом «Льюис». В 1931 году в стрелковой школе в Рандуике построили макет броневика с кузовом из мягкой стали, но вместо предусмотренного проектом шасси использовали грузовик «Хадсон» М30. Позже кузов переставили на шасси «Шевроле», но во второй половине 1932 года макет разобрали.
Первый образец
В конце 1932 года Бюро вооружений дало указание приступить к разработке нового броневика, используя только что полученные чертежи британского бронеавтомобиля «Роллс-Ройс». Для него использовали двухосное шасси грузовика «Форд» ВВ с базой 329 см и 50-сильным двигателем. Броневые листы толщиной 6 мм (для крыши и пола — 4 мм) заказали в Великобритании — на заводе «Хадфилд» в Шеффилде. Там же их раскроили по чертежам заказчика, так что в Австралии производился только монтаж.
Броневик, получивший название Car, Armoured, Ford, Australian Pattern, Mark 1 (или попросту LP-1), имел вращавшуюся закрытую двухместную башню с 7,7-мм пулемётом «Виккерс» и командирской башенкой, смещённой вправо от продольной оси. За боевым отделением находилась небольшая открытая платформа, которая могла использоваться для перевозки личного состава или грузов. В отделении управления находились два члена экипажа — водитель (справа) и наблюдатель (слева). Для улучшения обзора с места водителя радиатор двигателя был смещён вниз по сравнению с базовым шасси. В закрывавшем радиатор лобовом бронелисте имелись трёхстворчатые жалюзи. С обеих сторон корпуса находились дверцы, ещё одна вела из боевого отделения на грузовую платформу. По бортам платформы установили ящики для имущества, одновременно служившие сиденьями (для перевозки солдат).
Испытания LP-1 начались в ноябре 1933 года. 22 ноября броневик осуществил поездку из Мельбурна в Оукли, а несколько дней спустя — в Джилонг. В декабре машину пришлось отправить в мастерскую для устранения повреждений. В феврале 1935 года LP-1 подвергли ещё одному специфическому испытанию — обстрелу из пулемёта с целью определить реальные защитные свойства бронированного корпуса. 8 марта, после ремонта, машину передали в 1-й полк бронеавтомобилей, где она получила регистрационный номер D-220 и название «Корробори» (вид австралийской ядовитой жабы). Более популярным стало неофициальное название «Нед Келли» — в честь известного австралийского грабителя поездов, носившего стальной жилет и шлем.
Эксплуатация «Неда Келли» показала, что он перетяжелён — это отрицательно сказывалось на проходимости неполноприводной машины. Боевое отделение было слишком тесным, но настоящим бичом для экипажа стала его плохая вентиляция. Для её улучшения предписывалось во время учебных стрельб открывать обе боковые двери, а в боевых условиях — дверцу, ведшую на грузовую платформу. Несмотря на недостатки, LP-1 прослужил в Хоршеме до 1942 года.
«Биллабонг» и «Бумеранг»
В 1936 году австралийское военное ведомство приняло решение о моторизации четырёх кавалерийских полков — по два в каждой кавалерийской дивизии. Ввиду отсутствия броневиков их разведывательные взводы получили легковые автомобили «Остин». Вместе с тем в то время чаша весов качнулась в пользу гусеничных машин — австралийским военным приглянулся британский лёгкий танк Mk VI. В 1937 году в Австралию прибыло десять таких танков — самая крупная партия бронетехники, купленная до того времени правительством страны. Но в области колёсной бронетехники ставка, как и ранее, делалась на собственное производство — правда с сильной зависимостью от импортных поставок узлов, агрегатов и материалов.
В 1937 году оружейные мастерские в Марибирнонге (те же, что изготовили LP-1) построили по проекту Бюро вооружений два бронеавтомобиля LP-2, получивших номера D-221 и D-222, а также названия «Биллабонг» (в австралийском варианте английского — небольшой стоячий водоём) и «Бумеранг». Для первого из них использовали шасси «Форд», а для второго — «Шевроле», поэтому конструкция корпусов обеих машин несколько отличалась. С учётом опыта эксплуатации «Неда Келли» башню LP-2 сделали полуоткрытой — броня защищала стрелка только спереди и частично с боков, зато был снят вопрос недостаточной вентиляции. Для защиты от непогоды имелся брезентовый тент. Вооружение машины включало один 7,7-мм пулемёт «Льюис», масса составляла около 4 т.
Как и в случае с LP-1, 6-мм бронелисты для LP-2 изготовили в Великобритании. Боковые двери по сравнению с «Недом Келли» сместили несколько вперёд — теперь они открывались не вперёд по движению, а назад; кроме того, имелась дверь в кормовой стенке, открывавшаяся вправо. От грузовой платформы отказались, удлинив кузов и сделав боевое отделение более просторным. Оба броневика передали в 1-й полк бронеавтомобилей, где они служили до 1939 года. В следующем году «Биллабонг» попал во 2-й полк бронеавтомобилей (сформирован в марте 1939 года), в котором эксплуатировался ещё некоторое время.
Третья и четвёртая модели
В целом LP-2 зарекомендовали себя неплохо, однако у них оставался один существенный недостаток, обусловленный использованием коммерческих неполноприводных шасси — низкая проходимость. Её попытались устранить в машинах LP-3 и LP-4. В обоих случаях применялось шасси трёхтонного грузовика «Форд» (модель 81Т для LP-3, и модель 91Т для LP-4) с базой 289,6 см. 8-цилиндровый мотор «Форд» SV рабочим объёмом 3,6 л выдавал мощность 85 л.с. Коробка передач — четырёхскоростная. На машинах LP-3 на задней оси установили двухступенчатый редуктор «Итон», облегчавший движение по пересечённой местности. Броневики LP-4 являлись полноприводными — с передней ведущей осью производства фирмы «Мармон-Херрингтон».
Компоновка LP-3 и LP-4 соответствовала предшественнику — модели LP-2. Пожалуй, наиболее заметным отличием являлись пистолетные порты в бортах кузова. Аналогичной была и конструкция полуоткрытой башни с пулемётом «Льюис». Корпус — сварной, из бронелистов максимальной толщиной 6 мм.
Машины LP-3 и LP-4 стали первыми броневиками австралийской конструкции, которые можно назвать серийными. Партия из шести бронеавтомобилей LP-3 была изготовлена оружейными мастерскими в Марибирнонге в 1939 году, все машины передали во 2-й полк бронеавтомобилей. Броневики LP-3 получили регистрационные номера от С-314 до С-319 и названия «Кроу», «Керлью», «Кокату», «Стингрей», «Старфиш» и «Снэйк». Постройку девяти бронеавтомобилей LP-4 заказали железнодорожным мастерским «Саут Острэлиен Рейлуэйз Воркшоп» в Ислингтоне. Их изготовление началось в 1939 году, заказчику сдали всю партию в начале 1940 года, разделив между 1-м и 2-м полками бронеавтомобилей. LP-4 несли номера от С-6278 до С-6286 и названия «Дэвил», «Динго», «Бандикут», «Поркьюпайн», «Поссум», «Пеликан», «Вулф», «Уэттл» и «Уорпат».
Броневики LP-3 и LP-4 служили до 1945 года, но в боевых действиях не участвовали, используясь лишь для подготовки личного состава полков бронеавтомобилей. Общей чертой всех бронеавтомобилей серии LP являлось использование шасси коммерческих машин, что во многом обусловило их непригодность к боевому применению. Недостаточную проходимость, присущую первым двум моделям, попытались компенсировать в вариантах LP-3 и LP-4 переделкой их в полноприводные, но и в таком исполнении машины не вполне удовлетворяли военных.
С точки зрения установки вооружения наиболее «продвинутым» выглядел LP-1 с его закрытой башней и пулемётом с ленточным питанием, но в последующих моделях конструкторам пришлось применить частично открытые башни. Этот ход был вынужденным — его предприняли, чтобы избежать загазованности боевого отделения. Однако для разведывательных бронеавтомобилей второй половины 30-х годов открытая башня вовсе не считалась недостатком — например, немцы применили её на машинах Sd.Kfz. 221/222. Отсутствие крыши обеспечивало хороший обзор — немаловажное качество для разведчика. С этой точки зрения вполне приемлемым считалось и слабое вооружение (всего один пулемёт) — ведь разведчик должен был вступать в бой лишь в крайнем случае.
В целом бронеавтомобили серии LP стали своеобразной «пробой пера» для австралийских конструкторов, позднее создавших более массовые образцы. Сами же машины этой серии сыграли заметную роль в обучении экипажей броневиков.
Боевая масса, кг |
4000 |
---|---|
Длина, мм |
4572 |
Ширина, мм |
1930 |
Высота по башне (по корпусу), мм |
2768 (1956) |
База шасси, мм |
2896 |
Толщина брони, мм |
4-6 |
Мощность двигателя, л. с. |
85 |
Вооружение |
7,7-мм пулемёт |
Экипаж, чел. |
3-4 |
Литература:
- Cecil M.K. Australian Military Equipment Profiles. Vol. 3. Australian Scout and Armoured Cars. – 1993
- Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec. 1
- warwheels.net
Комментарии к данной статье отключены.