20 августа 1942 года южнее Исландии произошла целая цепочка событий, в которой оказались замешаны немецкая субмарина, американский гидросамолёт, исландский рыболовный траулер и британские эсминцы. Сколь разными были участники рандеву — столь разными оказались их судьбы и трактовки произошедшего столкновения.
U 464 выходит в море
14 августа 1942 года немецкая подводная лодка U 464 (тип XIV) покинула норвежский порт Берген и вышла в свой первый боевой поход. Задачей субмарины, одной из 10 «дойных коров», была дозаправка и материальное снабжение боевых лодок, действовавших у побережья Южной Америки и в Карибском бассейне. Перед самым выходом в море на лодке произвели ремонт топливопроводов: при переходе из Кристиансанна в Берген после пробного погружения за U 464 потянулся нефтяной след, и её поставили в сухой док, где слили всё топливо и устранили неисправности. Также на берег выгрузили 70 тонн свежего картофеля, пришедшего в негодность, и заменили его сушёным.
Командовал лодкой 33-летний капитан-лейтенант Отто Хармс (Otto Harms). В 1940 году он совершил семь боевых походов в качестве командира U 56 (тип IIC), проведя на ней 149 дней в море и потопив за это время британское торговое судно «Бома» (Boma) тоннажем 5408 брт, а также вспомогательный крейсер «Трансильвания» (HMS Transylvania). После Хармс долгое время служил инструктором во 2-м учебном центре подводников в Готтенхафене (ныне польская Гдыня). Он заработал репутацию очень осторожного командира, не любящего понапрасну идти на риск — видимо, именно это качество в конце апреля 1942 года послужило одной из причин его назначения на новый подводный танкер.
Пройдя вдоль побережья Норвегии, U 464 достигла широты Фарерских островов и повернула на запад, взяв курс в Атлантику. В 04:30 17 августа лодка погрузилась на глубину 60 метров и не появлялась на поверхности до вечера, пока в 22:00, с наступлением темноты, не всплыла, чтобы проветрить отсеки и зарядить батареи. Эта процедура повторялась ещё двое суток, однако 20 августа привычного утреннего погружения не последовало. Экипаж был обеспокоен: в небе висела низкая облачность, грозящая внезапной атакой с воздуха. Вокруг таились и опасности иного рода: в какой-то момент U 464 чуть было не столкнулась с плавучей миной.
Атака «Каталины»
Тем же утром 20 августа гидросамолёт PBY-5A «Каталина» из патрульной эскадрильи VP-73 ВМС США вылетел в 02:54 из Рейкьявика для сопровождения отряда британских кораблей в район к югу от Исландии. В 05:01 пилот 23-летний младший лейтенант Роберт Хопгуд (Robert Brown Hopgood) обнаружил по левому борту огни, и, приблизившись, разглядел небольшое рыболовное судно под исландским флагом. «Каталина» легла на прежний курс, и в 05:10 встретила новый объект, который экипаж поначалу принял за эсминец.
Лётчики подали опознавательный сигнал, выпустив поочерёдно белую и красную ракеты. Когда дистанция сократилась, стало ясно: внизу подводная лодка, идущая со скоростью менее четырёх узлов перпендикулярным самолёту курсом. К этому моменту «Каталина» находилась на высоте 500 футов над уровнем моря. Начинался рассвет, небо было полностью затянуто тучами, шёл сильный дождь и дул шквалистый ветер. Самолёт начал резко снижаться и вышел на боевой курс.
Вахта на U 464, состоявшая из обер-лейтенанта цур зее Эриха Вёльца (Erich Voelz) и трёх матросов, заметила самолёт слишком поздно, что при такой видимости было неудивительно. Уходить под воду не было смысла: «дойные коровы» XIV серии были медлительны и неповоротливы, и избежать атаки «Каталины» всё равно бы не удалось. Немцы решили обмануть противника, и в надежде на то, что при таком освещении лодку примут за надводное судно, зажгли фальшфейер, как бы обозначая своё местоположение. Матросы стали махать самолёту руками, делая вид, что приветствуют его.
Но уловка не удалась — у командира «Каталины» не оставалось сомнений в том, что под ним враг, и он сбросил на лодку пять из шести имевшихся у него 325-фунтовых глубинных бомб, установленных на глубину взрыва 7,5 метров. Шестая бомба осталась висеть на бомбодержателе из-за неисправности замка.
Перед самой атакой на U 464 поняли тщетность своих попыток обмануть врага, и лодка пошла зигзагом, но всё было напрасно: бомбы точно накрыли субмарину. Одна из них взорвалась с правого борта, другая с левого, а три упали прямо на палубу. Бомба по правому борту нанесла наибольший ущерб, пробив балластные цистерны и придав лодке значительный крен. Она также повредила прочный корпус и дифферентную цистерну, вышла из строя радиосвязь. Одна из трёх бомб, упавших на палубу, разрушила торпедный контейнер. Подводники тут же столкнули бомбы с палубы в воду, где они взорвались на глубине около 20 метров. При этом от сотрясения дизели сдвинулись с фундаментов, а U 464 получила новые повреждения.
«Каталина» развернулась и сделала новый заход, открыв огонь из пулемётов. В это время подводники заняли место на мостике возле 20-мм пушки и открыли ответный огонь, выпустив по самолёту две обоймы, пока неисправность не заставила их прекратить огонь. Стреляли по самолёту и из 37-мм пушки, к которой тоже подоспел расчёт. «Каталина» зашла в облака, развернулась и сделала третий заход, снова открыв пулемётный огонь. Лётчики ясно видели, что к этому времени U 464 была уже сильно повреждена, кренилась на правый борт и имела очень неустойчивый курс. Вокруг лодки быстро увеличивалось тёмное пятно вытекающего топлива.
Во время последней атаки экипаж «Каталины» пришёл к выводу, что огонь с U 464 представляет реальную опасность для самолёта. Поэтому младший лейтенант Хопгуд решил вызвать помощь по радио и до её прихода уйти в облака, оставаясь вне зоны зенитного огня и поддерживая визуальный контакт с лодкой. В течение последующих 45 минут американцы придерживались этой тактики, но около 06:00 U 464 скрылась в дождевом шквале.
Тем временем, к месту недавнего боя уже спешили английские эсминцы «Каслтон» (HMS Castleton) и «Ньюарк» (HMS Newark), посланные на поиски лодки с приказом взаимодействовать с экипажем «Каталины». Прибыв в квадрат, где U 464 была замечена в последний раз, британские моряки обнаружили огромное пятно дизельного топлива, несколько спасательных шлюпок, плавающие обломки, и… больше ничего — ни единого человека. Не было никаких сомнений в том, что лодка затонула, но куда же тогда подевался её экипаж?
История «захвата»
О дальнейшем весьма красочно повествует американский историк Клэй Блэйр в первой части своего труда «Hitler's U-Boat War»:
«Этот огонь заставил «Каталину» держаться на расстоянии, и в результате Хопгуд потерял немецкую лодку из виду. Однако взрывы глубинных бомб нанесли серьёзные повреждения U 464. Не имея возможности погрузиться или уйти в надводном положении, Хармс сделал вывод, что вскоре здесь появятся другие самолёты, а также корабли союзников, и что у него нет другого выхода кроме затопления лодки. К счастью для немцев, из-за пелены тумана и дождя появился исландский рыболовный траулер «Скафтведлингюр». Совершив манёвр, Хармс подошёл к судну и потребовал помощи. Пока немецкие канониры держали траулер на прицеле, часть команды U 464 вплавь добралась до исландского судна и «захватила» его. После этого Хармс поднял на U 464 немецкий флаг и затопил её. Он и остальные немцы также перебрались на борт траулера, возможно, надеясь добраться в ненастную погоду до Норвегии».
Эта версия имеет широкое хождение. Однако воспоминания и интервью, которые оставили непосредственные участники этой истории — капитан траулера Паудль Торбьёднссон (Páll Þorbjörnsson), матрос Андрьес Гестссон (Andrés Gestsson), второй машинист Йоун Хьяульмарссон (Jón Hjálmarsson) и механик с подлодки U 464 Райнхард Байер (Reinhard Beier) — рисуют совершенно иную картину.
Как только самолёт прекратил огонь и удалился, экипаж U 464 начал искать двух моряков, которых смыло за борт в тот момент, когда расчёт 37-мм пушки спешил занять свои места, однако найти их так и не удалось. Капитан-лейтенант Хармс приказал увеличить скорость и обследовать лодку, чтобы определить, способна ли она погрузиться. Несмотря на тяжёлые повреждения, U 464 все-таки смогла развить скорость в 8-9 узлов. Через некоторое время главный механик лейтенант Фридрих Бах (Friedrich Bach) сообщил командиру, что U 464 не имеет возможности погружаться, и Хармс принял решение затопить лодку при первой же возможности. Она очень скоро представилась: перед подводниками показалось исландское рыболовное судно, которое ранее было замечено с «Каталины». Это был небольшой траулер «Скафтведлингюр» (Skaftfellingur) с экипажем всего в семь человек.
По приказу Хармса на лодке были открыты вентиляционные клапана. Впоследствии уцелевшие подводники осуждали главного механика Баха за то, что он не сделал этого сам, а отправил в центральную рубку и машинное отделение двух старшин, один из которых чуть было не утонул вместе с кораблем. Приблизительно в 08:15 утра U 464 затонула на ровном киле и с поднятым флагом.
«Скафтведлингюр» вышел из гавани Вестманских островов 19 августа 1942 года, держа курс на британский Флитвуд. Ранним утром 20 августа капитан Паудль Торбьёднссон и его помощник матрос Андрьес Гестссон стояли на вахте и наблюдали пролетавшую над ними «Каталину», которая подавала световые сигналы азбукой Морзе. Исландцы не смогли прочесть их, однако сошлись во мнении, что их хотели о чем-то предупредить. Вскоре после этого они увидели впереди какой-то объект, который поначалу приняли за спасательную шлюпку, идущую под парусом. Однако, когда «шлюпка» приблизилась, исландцы поняли, что перед ними подводная лодка. Она медленно погружалась в волны, а команда размахивала красным флагом. Андрьес Гестссон вспоминал:
«Перед тем, как лодка подошла к нашей наветренной стороне, Паудль отправил меня вниз и сказал, чтобы я поднял экипаж из коек. Я подошёл и приказал парням выйти на палубу. Они думали, что нужно проделать какую-то работу с парусами, и поэтому не очень-то спешили. Когда я вернулся на палубу, подводная лодка была уже почти рядом с нами с наветренной стороны. Перед её рубкой стоял человек, там было небольшое палубное орудие, и нам показалось, что он собирается открыть из него огонь. Нам было трудно поверить, что он будет тратить на нас ценные боеприпасы. Мы не могли определить, какому государству принадлежала подводная лодка, поскольку на ней не было никаких опознавательных знаков».
Исландские моряки видели, что лодка сильно повреждена, и понимали, что её команда хочет перебраться на «Скафтведлингюр». На траулере был небольшой спасательный плот, способный удержать на поверхности 10–12 человек при условии, что они будут находиться в воде и только цепляться за него. Исландцы привязали к плоту длинную верёвку и спустили его на воду с таким расчётом, чтобы плот отнесло к подлодке, но промахнулись, а затем верёвка развязалась, и плот унесло в море.
Тогда исландцы стали бросать в сторону лодку лини, но её экипаж не проявил никакой активности, чтобы принять их. Затем немцы начали прыгать в воду — им бросали лини и спасательные круги, вытаскивая затем на палубу. Операция по снятию экипажа с лодки продлилась более двух часов. Последними, кто был поднят на борт «Скафтведлингюра», стали Отто Хармс и два моряка, затопившие лодку.
Механик U 464 Райнхард Байер впоследствии вспоминал, что экипаж траулера приложил все усилия, дабы сделать пребывание команды U 464 на борту максимально комфортным. Некоторые немцы были буквально на грани жизни и смерти от холода и усталости, так как находились в воде более двух часов. Капитан траулера Торбьёднссон предлагал каждому из них глотнуть ликёра, чтобы согреться, а потом всем выдали горячий кофе. Маленький траулер был фактически набит спасёнными подводниками: они расположились на палубе, в машинном отделении, а кто-то занял рулевую рубку и даже каюту капитана.
Из оружия на борту «Скафтведлингюра» была пятизарядная винтовка и пистолет-пулемёт с 90 патронами. Перед началом операции по спасению немцев капитан Торбьёднссон попросил первого машиниста Йоханн Бьаднасон (Jóhann Bjarnason) отнести оружие в капитанскую каюту и положить его на койку, что тот и выполнил. Йоун Хьяульмарссон впоследствии вспоминал, что когда заглянул в комнату капитана, то увидел, что двое немцев держат в руках оружие и с интересом рассматривают его. Он немедленно сообщил об этом капитану и спросил его, не боится ли тот, что «они могут сделать что-то сумасшедшее», но Торбьёднссон ответил ему, что не видит ни малейшего повода для беспокойства. Действительно, никаких инцидентов с применением оружия на траулере не произошло.
Моряки «Скафтведлингюра» были очень удивлены тому, что некоторые немцы могли немного говорить по-исландски, а у одного из них даже был «безупречный исландский», как выразился спустя много лет в своём интервью капитан Торбьёднссон. А второй машинист Йоун Хьяульмарссон вспоминал об услышанном им разговоре между одним из немцев, и коком с траулера. Хьяульмарссон в этот момент заглянул на камбуз, чтобы выпить глоток кофе, и услышал, как немец, который, вероятно, был выходцем из немецкого торгового флота, попросил кока передать привет знакомой женщине в Рейкьявике, назвав ему имя и адрес этой женщины. Это сообщение было доставлено адресату — правда, спустя целых 57 лет.
Плен вместо спасения
После того, как все немцы были подняты на палубу, траулер продолжил свой путь во Флитвуд. Во время спасательной операции над «Скафтведлингюром» пролетел какой-то самолёт, и поэтому экипаж судна считал, что все в порядке, и факт нахождения на борту спасённых немецких подводников очевиден для англичан и американцев. Примерно через полтора часа на горизонте появились британские эсминцы «Каслтон» и «Ньюарк». Они просигнализировали, чтобы «Скафтведлингюр» остановится. Капитану был задан вопрос, куда направляется судно. Торбьёднссон ответил, что он идёт в Флитвуд с мороженой рыбой. Он также упомянул о спасении экипажа с немецкой подводной лодки. Неожиданно он получил от британцев приказ повернуть назад в Исландию и направиться в Хваль-фьорд, однако капитан Торбьёднссон категорически отказался это сделать.
Тогда с «Каслтона» был спущен вельбот, на котором всех спасшихся подводников перевезли с траулера на эсминец. Все это время «Ньюарк» находился рядом и вёл наблюдение при помощи гидролокатора на тот случай, если рядом окажется ещё одна немецкая подлодка. Перевозка немцев была проведена оперативно в очень неблагоприятных для шлюпочных работ погодных условиях, после чего «Каслтон» и «Ньюарк» отправились обратно к своему соединению.
Некоторых моряков из экипажа «Скафтведлингюра» поведение британцев покоробило: согласно их воспоминаниям, когда немцы прибыли на английский эсминец, их заставили раздеться и на какое-то время оставили стоять на палубе, дав им обернуться жёлтыми шерстяными одеялами. Члены команды траулера также упомянули, что когда немецкие подводники покидали свою лодку, они бросили в море несколько контейнеров, которые были также подняты на борт «Скафтведлингюра». В них оказались предметы первой необходимости и продукты питания: одеяла, одежда, сладости, вино и табак. Когда были замечены британские эсминцы, командир подводной лодки приказал своим людям выбросить все вещи из контейнеров в море, после чего подводники действительно что-то бросили в воду, а остальное просто отдали исландской команде, желая хоть как-то отблагодарить их за своё спасение. Однако британская военная полиция, прибывшая на борт «Скафтведлингюра» после того, как он пришёл во Флитвуд, конфисковала все вещи, что остались от немцев, обещая впоследствии их вернуть. Полицейские даже попытались вскрыть внутреннюю часть плитки на камбузе, видимо подозревая, что немцы там что-то спрятали. Вопреки обещаниям, англичане так и не вернули экипажу «Скафтведлингюра» ничего из конфискованных немецких вещей.
Допросы и показания
Пленные немецкие подводники были доставлены в Рейкьявик. Они подверглись интенсивному допросу со стороны сотрудников военной разведки. Интерес к морякам с U 464 подогревался ещё и тем, что они были первыми, кто попал в плен из числа экипажей подводных танкеров (лодок XIV серии). Допрашиваемые не обманули ожиданий и рассказали много интересного как о конструкции, так и о возможностях лодки, а также выдали много другой ценной информации, касающейся как немецкого подводного флота в частности, так и всего Кригсмарине в целом.
Давая оценку капитан-лейтенанту Отто Хармсу, моряки отмечали его непомерное самомнение, из-за которого он не был популярным на своей лодке. Командир U 464 ценил себя очень высоко и любил повторять одну и ту же фразу: «Фамилия Хармс символизирует качество». Однако его подчинённые не разделяли эту точку зрения, считая своего капитана слишком строгим и суровым. Атмосферу на лодке также нельзя было назвать дружелюбной. Между собой не ладили как офицеры, так и старшины. Это оказывало угнетающее влияние на весь экипаж, многие моряки из которого жили в постоянном ожидании каких-либо неприятностей.
Немало подводников обвиняли вахтенного офицера Эриха Вёльца за то, что он и его вахта слишком поздно обнаружили вражеский самолёт. Но большинство было склонно винить в происшедшем командира лодки за ненужный риск и его решение в тот день остаться на поверхности, вместо того, чтобы погрузиться, как это делалось ранее. Впрочем, некоторые немецкие моряки полагали, что Хармс в тот день задержал лодку на поверхности не просто так, а ожидая какого-то важного радиосообщения. На вопрос допрашивающих, почему не была сделана попытка уйти от атаки «Каталины» при помощи экстренного погружения, был дан ответ, что U 464 потребовалось бы не менее минуты, чтобы достигнуть глубины 30 м, а за это время самолёт все равно уже произвёл бы свою атаку.
Несколько пленных заявили на допросе о том, что капитан траулера якобы собирался доставить экипаж подлодки в Норвегию. Однако не было никаких доказательств, которые могли бы это подтвердить: Торбьёднссон ни с кем из членов своего экипажа не обсуждал такую возможность, а когда за немцами прибыл катер с «Каслтона», то Торбьёднссон с огромным облегчением избавился от своих нежданных гостей, и этот факт отметили офицеры британского эсминца. Сам же Паудль Торбьёднссон после прибытия «Скафтведлингюра» во Флитвуд был немедленно допрошен британскими властями, которые подозревали, что он от них что-то скрывает. Однако после длительного разбирательства он сумел отмести все обвинения. Правда для этого капитану траулера даже пришлось пойти на ложь: стремясь развеять подозрения и не желая упоминать о том, что он не использовал оружие во время спасения подводников, он придумал историю о том, что якобы после того, как экипаж лодки подняли на палубу траулера, он все время держал немцев под прицелом. Уже в то время британские власти мало поверили в эту историю, но поскольку никаких конкретных обвинений против капитана «Скафтведлингюра» так и не было выдвинуто, им пришлось освободить его. Паудль Торбьёднссон был отпущен, однако при этом с него было взято обязательство, что он представит подробный письменный отчёт об инциденте.
Впрочем, факты говорят о том, что моряки с U 464 действительно не предпринимали никаких попыток по захвату траулера, хотя их подавляющее численное превосходство над экипажем траулера вполне позволяло сделать это. Однако из материалов допросов вполне однозначно видно, что команду лодки трудно было назвать сплочённый. Вряд ли от неё можно было бы ожидать активных действий по захвату траулера, особенно учитывая то, что сам командир лодки не сделал к этому ни малейшего шага. Кроме того, после атаки самолёта и двухчасового пребывания в воде немецкие подводники были не в лучшем физическом состоянии. Здоровье многих из них оставляло желать лучшего по ещё одной весьма пикантной причине: после проведённого медицинского обследования экипажа лодки обнаружилось, что семеро моряков страдали от острой гонореи, а половина остальных находилась в стадии выздоровления.
Немцы прекрасно понимали, что траулер не слишком долго будет предоставлен самому себе, т.к. пилот «Каталины» вне всяких сомнений сообщил о своей атаке на лодку на базу — и сейчас их активно ищут. Показательным является и эпизод с оружием в каюте капитана, которое оказалось в руках немцев, но те и не подумали воспользоваться им. Если же хоть на минуту допустить, что экипаж U 464 действительно пытался захватить «Скафтведлингюр», то это, безусловно, должно было найти отражение в показаниях как немцев, так и исландцев. Так как никаких доказательств этому нет, захват «Скафтведлингюра» вполне можно считать мифом.
Эпилог
Младший лейтенант Роберт Хопгуд, пилотировавший «Каталину», которая обнаружила и атаковала U 464, за потопление лодки был награждён Военно-морским крестом (Navy Cross) — одной из самых почётных наград США. Умер бывший лётчик 15 апреля 2000 года в Неаполе, штат Флорида. Немецкие подводники были отправлены в лагерь военнопленных в Канаде, откуда они были освобождены уже после окончания войны. U 464 по-прежнему покоится на морском дне, её командир Отто Хармс умер 25 февраля 1980 года в Бремене.
1 июля 1999 года на борту немецкого противолодочного корабля, который вместе с двумя подводными лодками прибыл в Рейкьявик с дружеским визитом, был дан торжественный приём. На нём специально приглашённый гость Йоун Хьяульмарссон, бывший машинист траулера «Скафтведлингюр», был награждён немецкой стороной за спасение экипажа U 464. Гюнтер Хартманн, председатель германской ассоциации подводников, назвал эту спасательную операцию «актом гуманизма во времена, омрачённые пропагандой и военной истерией».
Интересной оказалась судьба «Скафтведлингюра». После инцидента с U 464 траулер по-прежнему использовался для ловли рыбы и перевозки её и других товаров между Вестманскими островами и Флитвудом, затем доставлял грузы между портами в Исландии. В 1959 году между Рейкьявиком и Вестманскими островами начал ходить новый пассажирский паром, что положило конец карьере «Скафтведлингюра» в качестве грузового и пассажирского судна. Он был окончательно выведен из эксплуатации только в октябре 1974 года, но жизнь траулера не закончилась и на этом — его перевезли на берег и установили в самом южном селении Исландии Вик, в 180 км к юго-востоку от Рейкьявика. Со временем «Скафтведлингюр» превратили в музей, возведя вокруг деревянные стены и крышу. По сей день местные жители и туристы являются частыми гостями судна-долгожителя, а совсем недавно, в мае 2018 года, торжественно отмечалось 100-летие везучей посудины.
Автор выражает благодарность Евгению Скибинскому (США) за помощь в работе над статьёй.
Литература:
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942-1945 — Modern Library War, 2000
- Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction — Frontline Books, 2014
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 — Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- Arnþór Helgason und Sigtryggur Helgason: Saga Skaftfellings VE.33 — Reykjavik, 2002
- https://www.south.is
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.uboat.net
- http://uboatarchive.net
- http://www.ubootarchiv.de
- https://issuu.com
- https://catalina-pby.nl
Комментарии к данной статье отключены.