Среди командиров немецких подлодок времён Второй мировой было много талантливых подводных асов, но большинство героев позднего периода Битвы за Атлантику осталось в тени более ранних громких имён вроде Кречмера, Шепке или Прина. Одним из таких «незаметных асов» был командир «семёрки» U 221 Ганс-Гартвиг Тройер, который интересен не только своим необычным прозвищем, но и яркими успехами в подплаве Германии. Звезда этого офицера зажглась в один из самых жарких периодов Битвы за Атлантику. Причём Тройер всё ещё мог добиваться больших успехов в атаках конвоев тогда, когда других немецких подводников удача уже покинула.
Подводник из Трансильвании
Ганс-Гартвиг Тройер (Hans-Hartwig Trojer) родился 22 января 1916 года в местечке Бьертан в Трансильвании. Род Тройеров происходил от трансильванских саксонцев, которые переселились в эти места еще в XIII веке. Весьма вероятно, что перед поступлением на воинскую службу в Рейхе он должен был получить гражданство как «фольксдойче», рождённый за пределами Германии. Именно этим можно объяснить тот факт, что Тройер был зачислен на флот в 20-летнем возрасте, а не призван в 17 лет, как это проиходило с немецкими подданными.
Служба Тройера в кригсмарине началась в апреле 1936 года. Призыв того года был самым многочисленным из довоенных наборов флота кандидатов в офицеры: на службу пришли 518 кадетов, из которых 161 впоследствии стали командирами подлодок. Так как Тройер был родом из Трансильвании, ещё во время обучения в военно-морском училище в Мюрвике к нему прилепилось прозвище «Граф Дракула».
Обучение и подготовка курсантов длились два с половиной года. 1 октября 1938 года молодым фенрихам было присвоено звание лейтенантов цур зее, после чего их ждало распределение по местам службы. Любопытно, но Тройер ни одного дня не прослужил на надводных кораблях. 3 октября он был отправлен в Нойштадт, где находилась «учебка» подводных сил. После её окончания и прохождения многочисленных обучающих курсов, 18 августа 1939 года молодой лейтенант был назначен вторым вахтенным офицером на подлодку U 34 (тип VIIA), которой командовал капитан-лейтенант Вильгельм Ролльман (Wilhelm Rollmann). На ней Тройер встретил начало войны.
В качестве вахтенного офицера Тройер прослужил на U 34 вплоть до конца 1940 года, когда лодка была переведена из боевой флотилии в учебную. Вместе с Ролльманом Тройер совершил на ней семь боевых походов, во время которых были потоплены 19 судов общим тоннажем 91 989 брт, английские эсминец «Уирлуинд» (HMS Whirlwind) и подлодка «Спирфиш» (HMS Spearfish). За это Ролльман стал кавалером Рыцарского креста, а Тройер был награждён Железными крестами обеих степеней.
9 декабря «Граф Дракула» был назначен вахтенным офицером на готовую к сдаче U 67 — океанскую лодку типа IXC. Полгода службы на субмарине прошли в её испытаниях и подготовке экипажа. Вскоре начальство поняло, что офицер с таким боевым опытом может командовать лодкой самостоятельно. Тройер был отправлен на курсы командиров подлодок в Мемель, после окончания которых 3 июля 1941 года был назначен командиром учебной подлодки U 3. В этот же период в его личной жизни произошли изменения: Ганс-Гартвиг женился на родственнице фельдмаршала фон Бюлова.
10 марта 1942 года Тройер был назначен командиром на строящуюся лодку U 221 и 9 мая принял ее у верфи. После этого начались испытания и тренировки экипажа. Здесь нужно отметить один важный факт – никто из экипажа лодки, кроме ее командира, не имел значительного боевого опыта. За три с половиной месяца Тройеру удалось создать из новичков сплоченный экипаж, который сразу показал, на что он способен под началом агрессивного и смелого командира.
От успеха к неудаче
1 сентября 1942 года U 221 вышла из Киля в свой первый боевой поход. Тройер получил приказ идти в Норвегию для пополнения запасов топлива и провизии, после чего прорваться в Северную Атлантику и присоединиться к одной из групп лодок для совместного поиска и атаки конвоев. 12 сентября девять подлодок, включая U 221, получили приказ создать завесу западнее Ирландии и ждать конвой ON-129. Эта группа получила название «Пфайль» (Pfeil).
14 сентября Тройер заметил конвой, но любые попытки его атаковать были сорваны эскортом. Неудача постигла и другие лодки группы «Пфайль». Вскоре конвой скрылся в тумане, и контакт был утерян совсем. Попытки использовать эту группу лодок против других конвоев была сорвана начавшимся штормом, в итоге она была распущена.
После этого U 221 входила последовательно в новые сформированные группы лодок «Блиц» (Blitz) и «Тигер» (Tiger), совершила одну торпедную атаку, но успеха не имела. 30 сентября штаб отправил Тройера в район севернее Азорских островов на заправку топливом с U 116, которая исполняла роль «дойной коровы». Рандеву состоялось спустя трое суток и, приняв топливо и провизию, U 221 была готова продолжить охоту на конвои.
5 октября Тройер вернулся на маршруты конвоев и был включён в группу «Вотан» (Wotan), которую вскоре ждал громкий успех восточнее Ньюфаундленда. Вечером 12 октября с лодки U 258 был замечен конвой, следовавший на северо-запад. Это был SC-104, состоявший из 48 судов и сопровождавшийся британской эскортной группой В-6. В ночь с 12 на 13 октября группа «Вотан» пошла в атаку, в которой роль первой скрипки принадлежала «Графу Дракуле».
В 5:56, прорвав в подводном положении эскортный экран, U 221 всплыла у конвоя и за час последовательно выпустила пять торпед по выбранным целям. Свои успехи Тройер оценил в четыре потопленных судна общим тоннажем 20 000 брт (брутто-регистровых тонн). Следующей ночью U 221 продолжила избиение SC-104. Атака началась в 0:04 и длилась три часа, за время которых лодка выпустила ещё пять торпед. На этот раз командир U 221 посчитал потопленными четыре судна на 27 547 брт. После этой атаки Тройер был вынужден выйти из игры, так как у него кончился основной боезапас, кроме двух торпед в контейнерах на верхней палубе. 22 октября U 221 пришла в Сен-Назер, завершив свой первый поход.
По завершении операции против SC-104 Карл Дёниц занялся подсчётами. Согласно докладам командиров лодок, из 19 судов конвой потерял 11 (немцы изначально неверно оценили количество судов в ордере), из которых восемь судов на 47 547 брт пришлось на долю U 221. Дёниц назвал такие потери конвоя «маленькой катастрофой» для противника. Кроме того, командующий подводными силами был впечатлён успехами новичка. «Граф Дракула» оказался самым агрессивным командиром «Вотана» и утёр нос даже кавалеру Рыцарского креста Эрнсту Менгерсену (Ernst Mengersen), U 607 которого также входила в состав группы, но доложила о потоплении только одного судна.
Однако немецкий историк Юрген Ровер, детализируя успехи группы «Вотан» 13–14 октября 1942 года, сократил заявленные успехи U 221. По его мнению, в первой атаке Тройер потопил три парохода: норвежские «Фагерстен» (Fagersten) на 2342 брт и «Сента» (Senta) на 3785 брт, а также британский «Эшуорт» (Ashworth) на 5227 брт. Во второй атаке он добавил ещё два судна: американский пароход «Сюзана» (Susana) на 5929 брт и британскую китобойную плавбазу «Саутен Импресс» (Southern Empress) на 12 398 брт. В итоге Ровер признал за U 221 потопление пяти судов на 29 681 брт, но не исключил возможности, что Тройер может претендовать на торпедирование во второй атаке ещё двух судов, которые были чуть позже добиты U 607 и U 661. Общие же потери SC-104 составили 8 судов на 43 970 брт.
Тем не менее во втором походе успех Тройера сменился провалом. 23 ноября U 221 вышла в море из Сен-Назера. Спустя шесть дней лодка была включена в группу «Драуфгангер» (Draufgänger), которая создала завесу к западу от Ирландии в ожидании одного из конвоев литеры OS. Однако в «паутину» никто не попался, и 7 декабря лодкам этой группы было приказано атаковать конвой НХ-217, идущий в Англию. Кроме «Драуфгангера», Дёниц подключил к преследованию НХ-217 лодки группы «Панцер» (Panzer). Конвой стали преследовать более 20 субмарин, что в итоге привело к катастрофе.
Поздно вечером 8 декабря U 221 протаранила лодку U 254 из группы «Панцер». Последняя, получив пробоину в прочном корпусе, мгновенно затонула, унеся на дно своего командира капитан-лейтенанта Ганса Жилярдона (Hans Gilardone) и большую часть экипажа — Тройер смог подобрать только четырёх человек. Сама U 221 получила серьёзные повреждения и лишилась возможности погружаться. Она смогла доползти до базы 23 декабря, после чего встала на долгий ремонт.
Дёниц, узнав об инциденте, не стал делать из командира U 221 козла отпущения, признав гибель лодки Жилярдона своей ошибкой. Запись в журнале боевых действий командующего подводными силами от 8 декабря 1942 года свидетельствует об этом:
«Впервые за время операций против конвоев случилось столкновение между двумя подлодками, повлекшее гибель одной из них. Стоит отметить, этот несчастный случай произошёл тёмной ночью и при умеренном волнении, поэтому лодка, совершившая таран, не может быть в этом виноватой. Инцидент со столкновением лодок долгое время считался возможным и ожидаемым из-за участия очень большого количества подлодок в операциях против конвоев. Размышления на эту тему говорят, что вообще нереально задействовать больше 13–15 лодок на один конвой».
Любопытно отметить, что случившееся могло лечь тяжким камнем вины на душу Тройера и сломать его морально, но этот командир оказался крепким орешком и в третьем походе снова добился большого успеха.
Рыцарский крест
27 февраля 1943 года U 221 снова вышла в море. Спустя трое суток Тройер получил приказ присоединиться к группе лодок «Нойланд» (Neuland), которая должна была создать завесу на пути конвоев к западу от Ирландии. 7 марта «Граф Дракула» вновь «вкусил крови», торпедировав и потопив норвежский теплоход «Ямайка» (Jamaica) на 3015 брт, который следовал в балласте из Ливерпуля в Нью-Йорк. Взяв в плен одного из членов экипажа «норвежца», U 221 продолжила охоту и на следующий день безуспешно атаковала одиночное судно типа «Сити оф Калькутта» (City of Calcutta).
9 марта Дёниц приказал лодкам из южной части завесы, включая U 221, переместиться севернее для нападения на конвой HX-228. Группа «Нойланд» атаковала его вечером следующего дня. Тройер прорвался к конвою и за 10 минут выпустил четыре торпеды. Одно из торпедированных судов потряс мощный взрыв, который повредил перископ U 221 и нанес повреждения находившейся рядом U 757. Торпеды Тройера попали британский пароход «Тукуринка» (Tucurinca) на 5412 брт и в американский пароход «Андреа Люкенбах» (Andrea F. Luckenbach) на 6565 брт. Последний вёз 11 600 тонн амуниции и взрывчатки. После этого последовала контратака эскорта, и Тройер три часа просидел под водой, уклоняясь от глубинных бомб. Лодке удалось оторваться от преследователя, после чего экипаж был вынужден заняться ремонтом субмарины.
Затем U 221 доложила в штаб о своих проблемах и успехах. Свои успехи Тройер оценил, с учетом «Ямайки», в четыре потопленных судна тоннажем 31 700 брт. В реальности же им было потоплено три судна на 14 992 брт и повреждён пароход «Лоутон Эванс» (Lawton B. Evans) типа «Либерти» на 7197 брт.
После того как операция против HX-228 была завершена, Дёниц сформировал из девяти лодок группы «Нойланд» новую группу «Дрэнгер» (Dränger) к западу от Ирландии для того, чтобы напасть на один из медленных конвоев литеры SC. Но первым в лапы к «волчьим стаям» попал быстроходный НХ-229. Дёниц сосредоточил на этом конвое три группы лодок: «Дрэнгер», «Штюрмер» (Stürmer) и «Раубграф» (Raubgraf). На следующий день на параллельном курсе был обнаружен и конвой SC-122. В результате с 16 по 19 марта около 40 лодок атаковали оба конвоя, потопив при этом 22 судна из их состава. В истории это событие получило название «великой конвойной битвы».
Днём 18 марта Тройер атаковал НХ-229 и доложил в штаб о потоплении двух судов на 12 338 брт. На самом деле «Граф Дракула» себя «обделил»: суммарный тоннаж торпедированных торговцев «Уолтер Гришэм» (Walter Q. Gresham) и «Канэдиан Стар» (Canadian Star) равнялся 15 484 брт. 23 марта U 221 имела рандеву с U 406, на котором передала последней часть топлива и взяла курс на базу.
Получив сообщение с U 221, Дёниц вновь занялся подсчётами, согласно которым в октябре и марте Тройером было потоплено 14 судов тоннажем почти 90 000 брт (по подсчётам Ровера было потоплено 10 судов на 60 157 брт и повреждено одно на 7187 брт). Это был успех, который нельзя было игнорировать, и 25 марта командир U 221 в радиограмме от Дёница был поздравлен с получением Рыцарского креста. Награду Тройеру вручили спустя трое суток, когда лодка пришла в Сен-Назер.
«Черный май» 1943 года
После своего триумфа экипаж U 221 получил месяц отдыха. В четвёртый поход в Атлантику лодка вышла 3 мая. Спустя неделю Тройер получил приказ присоединиться к группе «Дроссель» (Drossel) для действий против идущего на восток конвоя HX-237. 12 мая немецким лодкам удалось добиться небольшого успеха в нападении на него, несмотря на мощное прикрытие, включавшее эскортный авианосец «Байтер». Было потоплено три судна, включая большой норвежский танкер «Сандангер» (Sandanger) на 9432 брт, который отстал от конвоя и был пущен на дно U 221. В отместку корабли эскорта конвоя потопили три субмарины: U 89, U 753 и U 456. Последняя успела прославиться своей атакой крейсера «Эдинбург» в апреле 1942 года.
16 мая Тройер имел рандеву с «дойной коровой» U 461, будучи вынужденным на пути к ней постоянно уклоняться погружением от авиации ПЛО. После пополнения запасов топлива, питьевой воды и провианта U 221 была включена в состав группы «Одер» (Oder), а затем «Мозель» (Mosel) для охоты на конвои HX-238 и НХ-239. Успехов достигнуто не было, зато лодки сами несли потери. Ситуация складывалась катастрофическая.
По мнению американского историка Клэя Блэйра, в период с 9 по 25 мая немецкая радиоразведка сумела предоставить точные данные о конвоях, находящихся в Северной Атлантике. Шесть из семи были обнаружены «волчьими стаями», но из 277 судов, входивших в их состав, было потоплено всего шесть. При этом к 23 мая было потеряно 34 субмарины, и около 1600 подводников погибли или попали в плен. К концу месяца потери лодок возросли до 40 единиц. В результате Дёниц был вынужден отдать приказ лодкам в Северной Атлантике оставить конвойные маршруты и отступить в район Азорских островов. По факту это означало только одно: подводная война была проиграна.
Попытка создать новую группу лодок «Труц» (Trutz) для действий против конвоев литер UG и GU, осуществлявших движение в центральной Атлантике между США и Гибралтаром, ни к чему не привела. Возможности напасть на конвои не было, а лодки группы подвергались атакам самолётов с эскортных авианосцев из противолодочных групп союзников. U 221 весь июнь провела у Азорских островов и Гибралтара, но не достигла никаких успехов. 21 июля лодка вернулась во Францию. В итоге Тройер оказался одним из немногих командиров «семёрок», кто сумел хоть что-то потопить и уцелеть в мясорубке, которую силы ПЛО союзников устроили немецким подлодкам в мае-июле 1943 года.
Последний бой
Оправившись от шока потерь конца весны и начала лета, штаб подводных сил решил возобновить операции лодок в Северной Атлантике. Для того, чтобы противостоять противолодочным силам противника, субмарины получили новое оружие — самонаводящиеся торпеды, а также технические новшества в виде станций радиолокационной разведки.
Новая группа лодок, которая должна была возобновить действия против конвоев, получила название «Лойтен» (Leuthen). Её сражения с конвоями ON-202 и ONS-18 в сентябре 1943 года привели Дёница к следующим выводам. Во-первых, в это время потери лодок вновь вернулись на уровень начала года, во-вторых, из-за оптимистичных докладов командиров лодок о победах Дёниц поверил в высокую эффективность самонаводящихся торпед. Операции в Северной Атлантике было решено продолжать. Часть лодок из «Лойтена» образовали новую группу «Россбах», которую было решено усилить лодками, высланными с французских баз.
20 сентября U 221 вышла в пятый боевой поход для действий в Северной Атлантике. Штаб подводных сил забеспокоился, когда от неё две недели не было никаких сообщений. 4 октября она стала считаться погибшей, о чём свидетельствует запись в журнале боевых действий командующего подводными силами:
«U 221 не выходила на связь с момента выхода из Сен-Назера 20 сентября. Она должна считаться погибшей. Так как нет никаких сообщений об атаках самолётов, возможно, что U 221 была уничтожена вражеской субмариной».
Однако это предположение было неверным. Вечером 27 сентября в 800 милях юго-западнее Ирландии противолодочный «Галифакс» из 58-й эскадрильи Королевских ВВС заметил в надводном положении субмарину и атаковал её. Это была лодка Тройера. Самолёт сбросил на U 221 восемь глубинных бомб, после взрыва которых она быстро затонула. Нападение не прошло для англичан безнаказанно: зенитным огнём лодки самолёт был подожжён и упал в море. Из восьми членов экипажа «Галифакса» удалось спастись шестерым, из экипажа U 221 не выжил никто. «Граф Дракула» бесследно исчез в свинцовых водах Атлантики.
В завершение рассказа о жизни и карьере немецкого подводного аса хотелось бы отметить достаточно важный момент. В 1943 году за действия в северной Атлантике Рыцарским крестом было награждено всего восемь командиров лодок VII серии. Из них только два командира смогли перешагнуть планку в 50 000 брт потопленного тоннажа: командир U 402 корветтен-капитан Зигфрид фон Форстнер (Siegfried von Forstner) за 14 судов на 70 434 брт и командир U 221 обер-лейтенант цур зее Ганс-Гартвиг Тройер за 10 судов на 69 589 брт. Остальные шесть человек получили награду за меньшие достижения.
Это удивительно, так как период осени 1942 — весны 1943 гг. был наиболее жарким в отношении нападений лодок на конвои в Северной Атлантике. Этот факт может свидетельствовать о том, что командиры «семёрок» не славились своими индивидуальными успехами, раз Дёниц смог наградить только двух человек в соответствии с введенным в начале войны правилом «Рыцарский крест за 100 000 брт».
Ганс-Гартвиг Тройер был талантливым подводником и опасным противником в борьбе с конвоями, но, к счастью для союзников, в самый острый период Битвы за Атлантику таких командиров у Дёница оказались лишь единицы.
Литература и источники:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Busch R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg – Berlin – Bonn, 2001
- Franks N. Search, Find and Kill – Grub Street the Basemenе, 1995
- Franks N., Zimmerman E. U-Boat Versus Aircraft: The Dramatic Story Behind U-Boat Claims in Gun Action with Aircraft in World War II – Grub Street, 1998
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 1. Norderstedt
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 5. Norderstedt
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.